Родной язык

Аннотация по предмету «Родной язык» (русский) в 1-4 классах.

 

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Родной язык (русский)» и используется для обучения учащихся МБОУ «Борковская ООШ» в 1-4 классах по программе четырехлетней начальной школы. Учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Рабочая программа реализуется и ведется по учебникам:

1   класс – Русский родной язык. 1 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др.. – М. : Просвещение 2019.

2   класс – Русский родной язык. 2 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др.. – М. : Просвещение 2019.

3   класс – Русский родной язык. 3 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др.. – М. : Просвещение 2019.

4   класс – Русский родной язык. 4 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др.. – М. : Просвещение 2019.

Изучение учебного предмета начинается с первого полугодия.

Данная программа предусматривает использование дистанционных технологий.

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

·    расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;


·      формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

·   совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

·    совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

·   совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

·    приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Задачами данного курса являются:

·   совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

·   изучение исторических фактов развития языка;

·   расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);

·   включение учащихся в практическую речевую деятельность.

На изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» с 1 по 4 класс отводится 67 часов:

В 1 классе 16 ч (первое полугодие 1 час в неделю, 33 учебные недели)

Во 2-4 классах по 17 часов (первое полугодие 1 час в неделю, 34 учебные недели).

I.      Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

 

1)             формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2)            формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)          формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)          овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)             принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)          развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)          формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;


8)               развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)                развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)              формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты.

v овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

v освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

v формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

v формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

v освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

v использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

v активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

v использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

v овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

v   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

v  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

v  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

v  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

v  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

v  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между


объектами и процессами;

v  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Регулятивные:

1.  Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2.  Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3.  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4.  Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.    Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6.  Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7.  Оценивать своё задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные:

1.   Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2.  Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3.   Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

4.  Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .

5.  Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6.  Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7.  Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и

жизненных речевых ситуаций.

3.  Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4.     Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты

1)    воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе

национального самосознания;

2)      обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в


соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3)      формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4)     овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5)    овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

   

II.      Содержание учебного предмета, курса.

В программе учебного предмета «Родной язык (русский)» выделяются следующие содержательные блоки.

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных

представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок «Секреты речи и текста» связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально- смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.


 

Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» в 1 классе составлена на основе следующих документов:

-                    Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);

-                    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России

1897 от 17.12. 2010. ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014. 1643);

-                    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 1576.

-                    Основная образовательная программы начального общего образования МБОУ «Борковская ООШ» .

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по русскому языку для 1-4 классов под редакцией В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной, выпускаемым издательством «Просвещение». В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.

Учебные предметы "Родной язык" и "Литературное чтение на родном языке" интегрируются в учебные предметы "Русский язык" и "Литературное чтение" предметной области "Русский язык и литературное чтение" (письмо Министерство образования и науки РФ от 09.10.2017 №ТФ - 945/08 реализации прав граждан на получение образования на родном языке")

Курс родного русского языка  и литературы в начальной школе -  часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и

«Литературное чтение». Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Данная программа предусматривает использование дистанционных технологий.

Программа разработана на основе программы «Русский язык». Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко. УМК «Школа России», с использованием учебного пособия «Русский родной язык. 1 класс», авторы: О. М. Александрова, О. Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова.

Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются:

-                                                  ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

-                                                  формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:


- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диагностической и монологической речи. В ходе изучения родного (русского) языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края.

Место предмета в учебном плане

На изучение родного (русского) языка в начальной школе выделяется 68 часов.

Согласно учебному плану начального общего образования на изучение родного (русского) языка в 1 - 4 классах выделяется 17 часов в год (0,5 часа в неделю). Таким образом, реализуется право обучения на родном языке. В соответствие с учебным планом-графиком школы на 2019-2020 учебный год 1 класс обучается 32 недели, уроки объединены по 1 часу и проводятся через неделю 16 часов в год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1-м классе

 

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

-   понимание важности нового социального статуса «ученик»;

-   внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;

-   понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);

-   адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;

-   осознание языка как основного средства общения людей.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;

- осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;

- познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;

- осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;

- понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с


людьми).

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»

научится:

-   распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

-   использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;

-   понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

при реализации содержательной линии «Язык в действии» научится:

-   произносить слова с правильным ударением рамках изученного);

-   осознавать смыслоразличительную роль ударения;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:

-   различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

-   владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

-   использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

-   владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

-   анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.

Метапредметные Регулятивные

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

-   организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

-   осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

-   вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах специальных заданиях);

-   в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Обучающиеся получат возможность научиться:

-   понимать цель выполняемых действий;

-   оценивать правильность выполнения задания;

-   в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что


ещё неизвестно.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

-                ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

-                понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

-                    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

-                моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

-                    использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

-использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

-выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

-                 отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

-                 выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

-                 участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

-                 соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Обучающиеся получать возможность научиться:

-      выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

-      быть терпимыми к другим мнениям, учитывать

Тематическое планирование для 1-го класса соответствует содержанию учебного пособия «Русский родной язык. 1 класс», авторы: О. М. Александрова, О. Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Содержание учебного предмета

«Родной (русский) язык» в 1-м классе

 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.


Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).

Имена в малых жанрах фольклора пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание. Словарь в картинках.

Раздел 2. Язык в действии (5 ч)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос- уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

   

Список учебно-методической литературы

1.   Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский родной язык. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2020.

2.    Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Г. Горецкий др.]. М.: Просвещение, 2011.

3.  Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2011, 2016

4.     Русский родной язык. 1 класс : методическое пособие / [О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко др.] URL: http://uchlit.com.

Интернет-ресурсы

Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny.

Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru.

Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types.

Кругосвет универсальная энциклопедия. URL:http://www.krugosvet.ru. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru.

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs.

Обучающий корпус русского языка. URL:http://www.ruscorpora.ru/search-school.html. Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru.

Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru.

Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru.


Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru.

Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash. Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me.

Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru. Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL:http://litera.ru/stixiya. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru.

Фундаментальная     электронная     библиотека    «Русская     литература    и     фольклор»:                                   словари,           энциклопедии.                  URL:              http://feb- web.ru/feb/feb/dict.htm.


   

Рабочая программа по Родному языку (русскому) для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.). УМК «Школа России» Методическое пособие с электронным приложением /Авт.-сост. Т. А. Жукова; под редакцией Е. С Галанжиной., издательство Планета, 2010г. Используется для обучения учащихся МБОУ «БООШ» по программе четырехлетней начальной школы

Данная программа предусматривает использование дистанционных технологий.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачами курса являются:

§  обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

§  создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

§  формирование речевых интересов и потребностей младших школьников. Занятия выстроены следующим образом:

1)       Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2)       Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3)       Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя со 2 -го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.


МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Родной язык (русский) - 17 ч. в год

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры, лежащие в основе построения рабочей программы: Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса

1)  Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2)  Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3)  Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4)  Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

  деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

 

§  вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

§  договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

§  участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

§  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

§  выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

§  быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

§  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

§  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

§   владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

§  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

§  моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

§  использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

§  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.


§  вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;

§  пользоваться словарями, справочниками;

§  строить рассуждения.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

§  ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

§  осознание роли речи в общении людей;

§  понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

§  устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

§  чувство прекрасного уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

§  интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

§  адекватно воспринимать оценку учителя;

§  вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

§  в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

§  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

§  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

К окончанию курса обучающиеся должны знать:

§  многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

§  изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

§  стили речи: разговорный и книжный;

§    типы текстов; уметь:

§  уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

§  выразительно читать небольшой текст по образцу;

§  определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

§  вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

§  быть хорошим слушателем;

§  определять лексическое значение слова;

§  отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;


§  редактировать предложения;

§  определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

§  сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

§  распознавать типы текстов;

§  устанавливать связь предложений в тексте;

§  распознавать стили речи.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 2 класс

-Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

-формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

-владение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

-владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и  коммуникативных задач.

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

 

Содержание учебного предмета, курса 2 класс.

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.


Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

 

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

знать:

§  многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

§  изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

§  стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

§  распознавать типы текстов;

§  устанавливать связь предложений в тексте;

§  распознавать стили речи;

§  выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

§   восстанавливать деформированный текст;

§  устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

§  составлять планы различных видов.


Список литературы

Методические пособия

Соколова Т.Н. школа развития речи: Курс «Речь»: методическое пособие. 1- 4 класс/ М.: Росткнига, (Юным умникам и умницам)

 

Литература для учителя.

1.      Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

2.      Вартанян Э.А. Из жизни слов. М.: Детская литература,1960

3.      Вартанян Э.А Рождение слова. М.: Детская литература, 1970

4.      Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

5.      Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

6.      Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

7.      Григорьян Л.Т. Язык мой друг мой. М.: Просвещение,1966

8.      Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977

9.      Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

10.  Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.

11.  Козловский Я.О. О словах разнообразных одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.

12.  Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. Кострома: 1961

13.  Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961

14.  Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979

15.  Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993

16.  Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992Хочу такой сайт

17.  Львова С.И. Язык в речевом общении. М.: просвещение, 1992

18.  Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

19.  Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. Киев: 1968

20.  Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М.: Просвещение. М.: Просвещение,1982

21.  Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. М.: просвещение, 1980

22.  Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М.: Просвещение,1985

23.  Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977

24.  Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. М.: Просвещение, 1978.

Ресурсы Интернета ИКТ и электронные образовательные ресурсы Презентации учителя

Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru http://fcior.edu.ru Образовательная платформа: https://uchi.ru/ Видеоуроки: https://videouroki.net/blog/nachalniveKlassi/2-free video/

Видеоуроки: https://infourok.ru/videouroki https://onlinetestpad.com/ru/tests/2class


 

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» в 3 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Родной язык (русский)» и используется для обучения учащихся МБОУ

«Борковская ООШ» в 3 классе по программе четырехлетней начальной школы. Учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Рабочая программа реализуется и ведется по учебникам:

5  класс Русский родной язык. 1 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др.. – М. : Просвещение 2019.

6  класс Русский родной язык. 2 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др.. – М. : Просвещение 2019.

7  класс – Русский родной язык. 3 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др.. – М. : Просвещение 2019.

8  класс Русский родной язык. 4 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др.. – М. : Просвещение 2019.

Изучение учебного предмета начинается с первого полугодия.

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.

Данная программа предусматривает использование дистанционных технологий

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

·   расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

·   формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного


языка и русском речевом этикете;

·   совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

·   совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

·   совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

·    приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Задачами данного курса являются:

·   совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

·   изучение исторических фактов развития языка;

·   расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);

·   включение учащихся в практическую речевую деятельность.

На изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» с 1 по 4 класс отводится 67 часов:

В 1 классе 16 ч (первое полугодие 1 час в неделю, 33 учебные недели)

Во 2-4 классах по 17 часов (первое полугодие 1 час в неделю, 34 учебные недели).

 

 

III.   Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты:

·   Воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка.

·   Приобщение к литературному наследию русского народа.

·   Обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры

владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

·   Расширение знаний о родном языке как системе и    как развивающемся явлении,формирование аналитических умений                     в отношении языковых единиц и текстов разных функционально- смысловых типов и жанров.

·   Воспринимать историко- географический образ        России      (территория,            границы,               географические                                особенности, многонациональн ость,   основные исторические события; государственная символика,праздники, права и обязанности гражданина.

·   Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.


·   Анализировать свои переживания и поступки.

·   Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей.

·   Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

Метапредметные результаты.

v овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

v освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

v формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

v формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

v освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

v использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

v активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

v использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

v овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

v  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

v  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

v  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

v  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

v  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

v  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;


v  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Регулятивные:

      Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

      Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

      Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

      Корректировать выполнение заданияв соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

      Осуществлять выбор под определённую      задачу литературы, инструментов, приборов.

      Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.

Познавательные:

      Извлекать     информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.)

      Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот.

      Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.

      Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

      Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные  связи (на доступном уровне).

      Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

      Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.

      Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

Коммуникативные:

      1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

      Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

      Участвовать в работе группы том числе в ходе   проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом учитывая конечную цель.

      Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

Предметные результаты

      Распознавать слова с национально- культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты).

      Распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в


произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы.

      Использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слов.

      Понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.

      Понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения.

Использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

     Произносить слова с правильным ударением рамках изученного).

     Выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности.

      Проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные                                                                                                                                                        формы множественного числа имен существительных.

            Пользоваться учебными толковыми словарями для       определения лексического значения слова.

         Пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов.

      Различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

      Владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога.

      Использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения.

      Владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа.

      Анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами.

      Создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

      Оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и                                                                                                                              выразительного словоупотребления.

      Соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами

текста.

      Приводить объяснения заголовка текста.

      Редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.


IV.   Содержание учебного предмета, курса.

В программе учебного предмета «Родной язык (русский)» выделяются следующие содержательные блоки.

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных

представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок «Секреты речи и текста» связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально- смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

 

Третий год обучения

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда ложь, друг недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры:

слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.


Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моего имени и фамилии (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных).

Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа

множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

 

Раздел 3. Секреты речи и текста

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).


 

УМК:


Дистанционное обучение


3 класс Русский родной язык. 3 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова и др.. – М. : Просвещение 2019.

   

Техническое оснащение образовательного процесса:

 

1.    Компьютер

2.    Ноутбук

3.    Колонки

4.    Наушники

5.    Сотовый телефон

Информация об использовании ресурсов при проведении дистанционных уроков

 

ресурс

Ссылка

Описание

В контакте

https://vk.com/

Социальная сеть

Тесты онлайн

https://onlinetestpad.com/ru

Платформа для проверки знаний учащихся Широкий спектр использования

Можно самим создавать упражнения

Задания и упражнения

https://learningapps.org/

LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью

является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным.

Коре

https://coreapp.ai/app/teach

Интерактивный конструктор уроков, лекций, проверки знаний

Библиотека интернет уроков

https://interneturok.ru/

Видеоурок, тесты, конспекты уроков

Видеоуроки.нет

https://videouroki.net/blog/

Создаю тесты

для проверки знаний, конспекты уроков

Инфоурок

https://infourok.ru/

Конспекты, презентации, тесты

Российский учебник

https://my.rosuchebnik.ru/webinars

Конспекты, презентации, учебники


ютуб

https://www.youtube.com/

Видеоролики, уроки

яКЛАСС

https://www.yaklass.ru/

Конспекты, тесты


 

Рабочая программа по Родному языку (русскому) для 4 класса разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Родной язык (русский)», входящему в образовательную область «Родной язык (русский)».

Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» составляют следующие документы:

·   Федеральный           закон           от            29           декабря            2012           г.           №               273-ФЗ                      «Об              образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03 августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

·   Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» редакции Федерального закона 185-ФЗ);

·   приказ                   Министерства                   образования                   и                   науки               Российской           Федерации от 6 октября 2009 года 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. 1576);

·   приказ                   Министерства                   образования                   и                   науки               Российской           Федерации от 17 декабря 2010 г. 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. 1577).

Данная программа предусматривает использование дистанционных технологий.

Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся.

 

Целями изучения родного (русского) языка в начальной школе являются:

-расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;

-совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;

-включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;

-первое знакомство с фактами истории родного языка;

- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

 

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на 17 часов (0,5 ч в неделю, 34 учебных недели /1 полугодие).


 

IПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«Родной язык» (русский )

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

·                     ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

·                                 осознание роли речи в общении людей;

·                     понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

·                                 устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

·                                 чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

·                                 интерес к изучению языка;

·                                 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

·                                 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

·                                 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

·                                 интерес к изучению языка;

·                                 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

·                                 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·                                 эмпатия умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

·                                 чувство прекрасного умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Регулятивные:

Учащиеся научатся на доступном уровне:

·                                 адекватно воспринимать оценку учителя;

·                                 вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

·                     в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

·                                 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·                     в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Познавательные:


Учащиеся научатся:

·                                 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

·                                 моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

·                                 использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

·                                 выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

·                                 вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

·                                 пользоваться словарями, справочниками;

·                                 строить рассуждения;

·                                 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·                                 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

 

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

·                                 вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

·                                 договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

·                                 участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

·                                 строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

·                                 выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

·                                 быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

·                                 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

·                                 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

·                                 владеть монологической и диалогической формами речи.

 

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

·                                 многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны ;

·                                 изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

·                                 стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;

·                                 особенности эпистолярного жанра;

·                                 типы текстов;

·                                 понятие фразеологизмов и заимствованных слов ;

·                                 основные элементы композиции текста.


Обучающиеся будут уметь:

·                                 распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

·                                 использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;

·                                 понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

·                                 уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

·                                 выразительно читать небольшой текст по образцу;

·                                 определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

·                     вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

·                                 быть хорошим слушателем;

·                                 определять лексическое значение слова;

·                                 отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

·                                 редактировать предложения;

·                                 определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

·                                 сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

·                                 распознавать типы текстов;

·                                 устанавливать связь основных элементов композиции текста;

·                                 распознавать стили речи.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Основные содержательные линии программы для 4 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:

1.                    Русский язык: прошлое и настоящее.

2.                    Язык в действии: слово, предложение.

3.                    Секреты речи и текста.

Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об

отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.

Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.


Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)

В основу раздела положена система лингвистических понятий: традиционные эпитеты, фразеологизмы, многозначные слова

,заимствованные слова. Работа со словарями русского языка. Поиск родственных слов в тексте. Объяснение значений пословиц о семье («Семья крепка ладом», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»). Знакомство с диалогами-прибаутками. Нахождение и объяснение фразеологизмов в тексте (идти гуськом, хорош гусь, как с гуся вода, гусь лапчатый). Понятие интернациональных слов(телескоп

,микроскоп, автомобиль, автограф, термометр).

-анти- (греч.)-«против»: антивирус, антициклон, антинаучный.

-слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница );

-слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );

-слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)

Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)

Проектное задание: «Пословицы с устаревшими словами в картинках».

 

Раздел 2. Язык в действии (4 часа)

В данном разделе изучаются формы глагола (победить, убедить, дудеть, галдеть и др.) , синонимические конструкции (словосочетания и предложения : нора лисы- лисья нора, сок из яблок- яблочный сок; медвежья услуга- неловкая услуга, крокодиловы слезы- притворные слезы ,львиная доля- большая доля), система современной русской пунктуации и история знаков препинания .

Знакомство с этикетными выражениями (слова-просьбы,слова-благодарности,слова-извинения,слова-приветствия,слова- прощания). Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.

Раздел 3. Секреты речи и текста (4часа)

В данном разделе рассматриваются тема и основная мысль текста, план текста и редактирование ,вопросы в диалоге( «На уроке русского языка», « Украшение класса к новогоднему празднику» ). Правила диалога.

Виды пересказов. Упражнения в повествовании от первого лица и от третьего определении жанра текста и языковых средств. Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой) . Редактирование заданных текстов .


 


     

Русский язык


УМК

Дистанционное обучение

4 класс


1.      Канакина В.П., Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. 8-е изд. М.: Просвещение, 2017.

2.       Проверочные и контрольные работы по русскому языку М.: Изд. Москва ВАКО, 2019г. (раздаточный материал учителя) Интернет ресурсы:

1.                  Образовательная платформа: education.yandex.ru/lab/classes/119653/lessons/mathematics/coinplete/

2.                  Образовательная платформа: https://uchi.ru/

3.                  Видеоуроки: https://videouroki.net/blog/nachaIniveKlassi/2-free video/

4.                  Видеоуроки: https://infourok.ru/videouroki

5.                  https://onlinetestpad.com/ru/tests/3class

 

Математика

1)        М.И. Моро, М.А. Бантова. Математика 4 класс. Учебник в 2-х частях. Просвещение, 2013.

2)        Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. ФГОС. (раздаточный материал учителя)

3)        Математика. 4 класс. Проверочные работы. ФГОС (раздаточный материал учителя) Интернет ресурсы:

1.                  Образовательная платформа: education.yandex.ru/lab/classes/119653/lessons/mathematics/complete/

2.                  Образовательная платформа: https://uchi.ru/

3.                  Видеоуроки: https://videouroki.net/blog/nachalniveKlassi/2-free video/

4.                  Видеоуроки: https://infourok.ru/videouroki

5.                  https://onlinetestpad.com/ru/tests/3class

 

Литературное чтение

1.                  Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник в 2-х частях, 4 класс.

2.  Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. ФГОС. (раздаточный материал учителя)

2.         КИМ Литературное чтение. 4 класс. ФГОС (раздаточный материал учителя) Интернет ресурсы:

1.                  Образовательная платформа: https://uchi.ru/

2.                  Видеоуроки: https://videouroki.net/blog/nachalniveKlassi/2-free video/

3.                  Видеоуроки: https://infourok.ru/videouroki

4.                  https://onlinetestpad.com/ru/tests/3class


 

Окружающий мир

1.    Плешаков А.А. Крючкова Е.А Окружающий мир. Учебник, 4 класс. В 2-х частях. 8-е изд. М.: Просвещение, 2017.

2.  Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях ФГОС (раздаточный материал учителя)

3.  Плешаков А.А. Крючкова Е.А Окружающий мир. Тесты. (раздаточный материал учителя)

 

Интернет ресурсы:

1.                  Образовательная платформа: https://uchi.ru/

2.                  Видеоуроки: https://videouroki.net/blog/nachalniveKlassi/2-free video/

3.                  Видеоуроки: https://infourok.ru/videouroki

4.                  https://onlinetestpad.com/ru/tests/3class

 

Технические средства обучения:

- компьютер, принтер, сканер.

Аннотация к рабочей программе Родной язык» (русский) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575811 Директор/Заведующий Туганова Татьяна Николаевна Дата подписания документа 17.01.2023 22:53:31 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский)" для 5 класса на 2022-2023 учебный год Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575811 Директор/Заведующий Туганова Татьяна Николаевна Дата подписания документа 17.06.2022 15:34:31 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Рабочая программа по родному языку Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575907 Директор/Заведующий Туганова Татьяна Николаевна Дата подписания документа 03.03.2021 16:25:22 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Рабочая программа по родному языку (русский) 2 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575907 Директор/Заведующий Туганова Татьяна Николаевна Дата подписания документа 03.03.2021 16:25:29 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Рабочая программа учебного предмета "Русский (родной) язык" для 3 класса на 2023-2024 учебный год Документ подписан электронной подписью Серийный номер 479392069178180993905932985988858338549683813715 Директор/Заведующий Дементьева Ирина Михайловна Дата подписания документа 10.09.2023 21:20:38 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык" для 4 класса на 2023-2024 учебный год Документ подписан электронной подписью Серийный номер 479392069178180993905932985988858338549683813715 Директор/Заведующий Дементьева Ирина Михайловна Дата подписания документа 10.09.2023 21:20:39 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Рабочая программа учебного предмета Родной русский язык для 2 класса на 2022-2023 учебный год Документ подписан электронной подписью Серийный номер 479392069178180993905932985988858338549683813715 Директор/Заведующий Дементьева Ирина Михайловна Дата подписания документа 24.09.2023 22:29:46 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».