Рабочая программа учебного предмета "Русский (родной) язык" для 3 класса на 2023-2024 учебный год

1

СОДЕРЖАНИЕ
Титульный лист …………………………………………………………………………………………………..1
Содержание ………………………………………………………………………………………………………..2
Паспорт……………………………………………………………………………………………………………..3
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………….4
Учебно-методический комплект………………………………………………………………………………..5
Общая характеристика курса…………………………………………………………………………………5-6
Место курса в учебном плане……………………………………………………………………………………6
Результаты изучения курса…………………………………………………………………………………..7-19
Содержание курса…………………………………………………………………………………………….20-24
Календарно-тематическое планирование курса………………………………………………………….25-32
Дополнительные обобщающие материалы………………………………………………………………..33-34

2

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тип программы: программа начального общего образования
Статус программы: рабочая программа «Русский родной язык»
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об
образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг по
ФГОС;
- для педагогических работников МБОУ СОШ № 1 программа определяет приоритеты в содержании начального
общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ СОШ № 1 программа является основанием для определения качества реализации
общего начального общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 3 классов МБОУ СОШ № 1
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 час в неделю
Формы контроля: проверочные работы
3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Русский родной язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта
начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому языку для
общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений О. М.
Александрова Л.А Вербицкая «Русский родной язык». 1- 4 класс в соответствии со следующими нормативными
документами.
№
1.

2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.

Нормативный документ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
ст.2, п.9;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
30.08.2013 № 1015;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
№ 373»;
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся;
ООП НОО МБОУ СОШ №1
Положение о разработке рабочей программы (курса) МБОУ СОШ №1
Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2023-2024 учебный год.
4

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
№

Авторы

1

О.М.Александрова,
Л.А Вербицкая

Название
Русский родной язык

Год
издани Издательство
я
2019 г Просвещение

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана дляобразовательных организаций, реализующих
программы начального общего образования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную
область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной
язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах
Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
•
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного
5

отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и
языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
•
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка
(прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах
русского литературного языка и русском речевом этикете;
•
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и
классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
•
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
•
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским
литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
•
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями
основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практикоориентированный характер.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В третьем классе на изучение предмета «Русский родной язык» отводится 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю).

6

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
по русскому родному языку
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в
культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным
языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров
Планируемые образовательные результаты освоения предмета.
Личностные - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя
носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка,
понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных
7

Метапредметные

объектов и др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин
успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств
одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на
принятые моральные и этические нормы;
- .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям,
сопереживать чувства радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и
репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной
деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на
наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях
учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления
трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
8

Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов
библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
-воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и
познавательного); - передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного
ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с
небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических
задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее
эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным
критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы
литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и
др.);
9

Предметные

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера
речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах
решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей
деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Ученик научится:
Развитие речи
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные
правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые
средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при
устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли
текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для
решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста,
определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
10

- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Фонетика, орфоэпия, графика
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый —
мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными
гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми
согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём
произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
-пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Лексика
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о
значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи,
уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и
текстах фразеологизмов;
-наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
-распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
-иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
-пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
11

- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Морфология
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические
признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного;
находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена
прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы,
отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число,
род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у
местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
-устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно
употреблять в речи части речи и их формы.
Синтаксис
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации
(восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
12

- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить
вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие
второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Орфография и пунктуация
— применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого
курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование
орфографического словаря;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Ученик получит возможность научиться:
Развитие речи
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и
самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста,
предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать
текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
13

- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту
детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему
выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых
произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Фонетика, орфоэпия, графика
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко - буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме
орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к
другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова,
сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные
(интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной
14

модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,
оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова,
использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и
суффиксами.
Морфология
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом
разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам,
синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
- применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или
пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

15

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования
должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных
условиях и отражать:
1.
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями
мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского
быта; фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и
особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского
народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения
(в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в
современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного
человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
16

соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых
средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому
предмету или явлению реальной действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной
передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм
множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени,
замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением
согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации
подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в
рамках изученного в основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
17

соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения
нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для
уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова,
вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических
словарей для уточнения происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и
слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории
языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и
литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от
второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные
отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы;
приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением
лица;
18

уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала,
просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение
правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об
участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной
форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

19

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (34 часа)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг –
недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия
растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей
(например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты
(например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей,
зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и
художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение
опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (18 часов)
Изменение рабочей программы в связи с карантином (с
Язык в действии (15 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в
речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как
специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок,
зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных).
Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных.
20

Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж
множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного
употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным
значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму
множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (16часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах
изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и
литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
Системаоцениванияпроектнойиисследовательскойдеятельности
Приоцениваниирезультатовработыучащихсянадпроектомнеобходимоучестьвсекомпонентыпроектнойдеятельности:
1) содержательныйкомпонент;
2) деятельностныйкомпонент;
3) результативныйкомпонент.
Приоцениваниисодержательногокомпонентапроектапринимаютсявовниманиеследующиекритерии:
1) значимостьвыдвинутойпроблемыиееадекватностьизучаемойтематике;
2) правильностьвыбораиспользуемыхметодовисследования;
3) глубинараскрытияпроблемы, использованиезнанийиздругихобластей;
4) доказательностьпринимаемыхрешений;
21

5) наличиеаргументациивыводовизаключений.
Приоцениваниидеятельностногокомпонентапринимаютсявовнимание:
1) степеньучастиякаждогоисполнителявходевыполненияпроекта;
2) характервзаимодействияучастниковпроекта.
Приоцениваниирезультативногокомпонентапроектаучитываютсятакиекритерии, как:
1) качествоформыпредъявленияиоформленияпроекта;
2) презентацияпроекта;
3) содержательностьиаргументированностьответовнавопросыоппонентов;
4) грамотностьизложенияходаисследованияиегорезультатов;
5) новизнапредставляемогопроекта.
Предлагаемиспользоватьследующеераспределениебалловприоцениваниикаждогокомпонента:
0
отсутствиеданногокомпонентавпроекте
баллов
наличиеданногокомпонентавпроекте
1 балл
высокийуровеньпредставленияданногокомпонентавпроекте
2 балла
Критерииоцениванияпроектнойиисследовательскойдеятельностиучащихся
Компонент
проектнойдеятельности
Содержательный

Критерииоцениванияотдельныххарактеристик
компонента
Значимостьвыдвинутойпроблемыиее
адекватностьизучаемойтематике

Правильностьвыбораиспользуемыхме
тодов
исследования
Глубинараскрытияпроблемы,
использование

0–2
0–2
22

Баллы
0–2

знанийиздругихобластей
Доказательностьпринимаемыхрешени
й
Наличиеаргументированныхвыводови
заключений
Деятельностный

0–2
0–2
Степеньиндивидуальногоучастиякаждого
исполнителявходевыполненияпроекта

Характервзаимодействияучастниковп
роекта
Компонент
проектнойдеятельности
Результативный
Презентацияпроекта
Содержательностьиаргументированност

0–2

0–2
Критерииоцениванияотдельныххарактеристик
компонента
Формапредъявленияпроектаикачествоего
оформления
0–2

ь
ответовнавопросыоппонентов
Грамотноеизложениесамогоходаисслед
ования
иинтерпретацияегорезультатов
Новизнапредставляемогопроекта
Максимальныйбалл

0–2

0–2
0–2
24

Шкалапереводабалловвшкольнуюотметку:
0–6 баллов — «неудовлетворительно»;
23

Балл
ы
0–2

7–12 баллов — «удовлетворительно»;
13–18 баллов — «хорошо»;
19–24 балла — «отлично».
Средстваобученияивоспитания

24

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№
уро
ка

Колво
часов

Тема

Основное содержание

урока

Дома
шнее
задани
е

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее -34
12

2

Где путь прямой, там не езди по кривой

34

2

Слова, связанные с особенностями мировосприятия
и отношений между людьми

56

2

Кто друг прямой, тот брат родной

78

2

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

25

Слова, связанные с особенностями
мировосприятия и отношений между
людьми (например, правда – ложь, друг –
недруг, брат – братство – побратим).
Слова, связанные с особенностями
мировосприятия и отношений между
людьми (например, правда – ложь, друг –
недруг, брат – братство – побратим).

П. 1,
упр.
4 (2)

Слова, связанные с особенностями
мировосприятия и отношений между
людьми (например, правда – ложь, друг –
недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и
растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).

П. 2,
упр.
6

П. 1,
упр.
7

П. 3,
упр.
5

Дата
план

Дата
факт

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

Слова, называющие природные явления и
растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).

П. 3,
упр.
9

910

2

11
12

2

Сошлись два друга – мороз да вьюга

Слова, называющие природные явления и
растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).

П. 4,
упр.
5

13
14

2

Слова, называющие природные явления

Слова, называющие природные явления и
растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений

П. 4,
упр.
11

15
16

2

Ветер без крыльев летает

Слова, называющие природные явления и
растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).

П. 5,
упр.
2,

17
18

2

Образные названия ветра, дождя, снега

Слова, называющие природные явления и
растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).

П. 5,
упр.
7

19
20

2

Какой лес без чудес

Слова, называющие природные явления и
растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).

П. 6,
упр.
3

21
-

2

Слова, называющие растения

Слова, называющие природные явления и
растения (например, образные названия

П.6,
упр.

26

22
23
24

2

Дело мастера боится

25
26

2

Заиграйте, мои гусли…

27
28
29
30

2

Что ни город, то норов

ветра, дождя, снега; названия растений).

8

Слова, называющие предметы и явления
традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например,
ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы
традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты
(например, балалайка, гусли, гармонь).
Названия старинных русских городов,
сведения о происхождении этих названий.

П. 7,
упр.
11

Контрольная работа за 1 полугодие

2

У земли ясно солнце, у человека - слово

Русские традиционные сказочные образы,
эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька,
солнце и т. п.): уточнение значений,
наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и
художественной литературы.

27

П. 8,
упр.
9
П. 9,
упр.
8
П.
10,
упр.
7

31
32

2

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты
и сравнения

Русские традиционные сказочные образы,
эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей,
зорька, солнце и т. п.): уточнение значений,
наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и
художественной литературы.

П.
10,
упр.
17

33
34

2

Проверочная работа № 1
(представление проектов,
результатов
исследовательской работы)

Проектные задания: «Откуда в русском
языке эта фамилия»; «История моего
имени и фамилии» (приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов).

П.
10,
упр.
16

Как правильно произносить слова
(пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении
слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих
выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского
языка (например, книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц,
зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.)
(на практическом уровне).

П.
11,
упр.
4

Раздел 2. Язык в действии – 18 ч
35
36

2

Для чего нужны суффиксы

28

37
38

2

Для чего нужны суффиксы

39
40

2

Какие особенности рода имен существительных
есть в русском языке?

41
42

2

Все ли имена существительные «умеют» изменятся
по числам?

43
44

2

Как изменяются имена существительные во
множественном числе?

29

Как правильно произносить слова
(пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении
слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих
выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского
языка (например, книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц,
зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.)
(на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий
русского языка (например, категории рода,
падежа имён существительных).
Практическое овладение нормами
употребления отдельных грамматических
форм имен существительных.

П.
11,
упр.
9

Существительные, имеющие только форму
единственного или только форму
множественного числа (в рамках
изученного).
Словоизменение отдельных форм
множественного числа имен
существительных (например, родительный
падеж множественного числа слов) (на
практическом уровне).

П.
13,
упр.
7
П.
14,
упр.
6

П.
12,
упр.
3

45
46

Как изменяются имена существительные во
множественном числе?

Словоизменение отдельных форм
множественного числа имен
существительных (например, родительный
падеж множественного числа слов) (на
практическом уровне).

П.
14,
упр.
14

Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления
предлогов, образования предложнопадежных форм существительных
(предлоги с пространственным значением)
(на практическом уровне).
Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления
предлогов, образования предложнопадежных форм существительных
(предлоги с пространственным значением)
(на практическом
уровне).Совершенствование навыков
орфографического оформления текста.

П.
15,
упр.
5

2

47
48

2

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

49
50

2

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

51

2

П.
15,
упр.
8

П.
15,
упр.
9

Контрольная работа за 3 четверть

Раздел 3. Секреты речи и текста –16 ч
52
2 Создаем тексты-рассуждения
-

Особенности устного выступления.
Создание текстов-рассуждений с
30

П.
16,

использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).

53

54
55

2

Создаем тексты-рассуждения

56
57

2

Учимся редактировать тексты

58
59

2

Учимся редактировать тексты

60
61

2

Учимся редактировать тексты

Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о
путешествии по городам; об участии в
мастер-классах, связанных с народными
промыслами.
Создание текстов-рассуждений с
использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с
целью совершенствования их содержания и
формы (в пределах изученного в основном
курсе).
Редактирование предложенных текстов с
целью совершенствования их содержания и
формы (в пределах изученного в основном
курсе).
Редактирование предложенных текстов с
целью совершенствования их содержания и
формы (в пределах изученного в основном
курсе).
31

упр.(
запо
лнит
ь
табл
ицу)
П.
16,
упр.
8

П.
17,
упр.
5
П.
17,
упр.
7
П.
17,
упр.
12

62
63

2

Создаем тексты-повествования

64
65
--

2

Создаем тексты-повествования

66

1

Проверочная работа № 3
(представление проектов,
результатов
исследовательской работы)

67
68

1

Закрепление изученного материала

Создание текстов-повествований: о
путешествии по городам; об участии в
мастер-классах, связанных с народными
промыслами.
Создание текстов-повествований: о
путешествии по городам; об участии в
мастер-классах, связанных с народными
промыслами.

32

П.
18,
упр.
1
П.
18,
упр.
3

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

Азбучныеистины. URL: http://gramota.ru/class/istiny.
Академическийорфографическийсловарь. URL:
http://gramota.ru/slovari/info/lop.
Вавилонскаябашня. Базыданныхпословарям C. И. Ожегова, А. А.
Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm.
ВишняковаО. В. Словарьпаронимоврусскогоязыка. URL:
https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova. Древнерусскиеберестяныеграмоты. URL: http://gramoty.ru.
Какиебываютсловари. URL: http://gramota.ru/slovari/types.
Кругосвет — универсальнаяэнциклопедия. URL:
http://www.krugosvet.ru.
Культураписьменнойречи. URL: http://gramma.ru.
Лингвистикадляшкольников. URL: http://www.lingling.ru.
Миррусскогослова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs.
ОбразовательныйпорталНациональногокорпусарусскогоязыка.
URL: https://studiorum-ruscorpora.ru.
Обучающийкорпусрусскогоязыка. URL:
http://www.ruscorpora.ru/search-school.html.
Первоесентября. URL: http://rus.1september.ru.
Портал «Русскиесловари». URL: http://slovari.ru.
Православнаябиблиотека: справочники, энциклопедии, словари.
URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki.
33

Русскаявиртуальнаябиблиотека. URL: http://www.rvb.ru.
Русскаяречь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/.
Русскийфилологическийпортал. URL: http://www.philology.ru.
Русскийязыквшколе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash.
Cловарьсокращенийрусскогоязыка. URL: http://www.sokr.ru.
Словарииэнциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me.
СловарииэнциклопедиинаАкадемике. URL: https://dic.academic.ru.
Словари, созданныенаосновеНациональногокорпусарусского
языка (проектИРЯРАН). URL: http://dict.ruslang.ru.
Словарьмолодежногосленга. URL: http://teenslang.su.
Словарьустойчивыхсловосочетанийиоборотовделовойречи.
URL: http://doc-style.ru.
Стихия: классическаярусская/ советскаяпоэзия. URL:
http://litera.ru/stixiya.
Учительскаягазета. URL: http://www.ug.ru.
Фундаментальнаяэлектроннаябиблиотека «Русскаялитератураи
фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm.
Этимологияиисториясловрусскогоязыка (проектИРЯРАН).
URL: http://etymolog.ruslang.ru

34

35

Системаоцениванияпроектнойиисследовательскойдеятельности
Приоцениваниирезультатовработыучащихсянадпроектомнеобходимоучестьвсекомпонентыпроектнойдеятельности:
1) содержательныйкомпонент;
2) деятельностныйкомпонент;
3) результативныйкомпонент.
Приоцениваниисодержательногокомпонентапроектапринимаютсявовниманиеследующиекритерии:
1) значимостьвыдвинутойпроблемыиееадекватностьизучаемойтематике;
2) правильностьвыбораиспользуемыхметодовисследования;
3) глубинараскрытияпроблемы, использованиезнанийиздругихобластей;
4) доказательностьпринимаемыхрешений;
5) наличиеаргументациивыводовизаключений.
Приоцениваниидеятельностногокомпонентапринимаютсявовнимание:
1) степеньучастиякаждогоисполнителявходевыполненияпроекта;
2) характервзаимодействияучастниковпроекта.
Приоцениваниирезультативногокомпонентапроектаучитываютсятакиекритерии, как:
1) качествоформыпредъявленияиоформленияпроекта;
2) презентацияпроекта;
3) содержательностьиаргументированностьответовнавопросыоппонентов;
4) грамотностьизложенияходаисследованияиегорезультатов;
5) новизнапредставляемогопроекта.
Предлагаемиспользоватьследующеераспределениебалловприоцениваниикаждогокомпонента:
36

0
отсутствиеданногокомпонентавпроекте
баллов
наличиеданногокомпонентавпроекте
1 балл
высокийуровеньпредставленияданногокомпонентавпроекте
2 балла
Критерииоцениванияпроектнойиисследовательскойдеятельностиучащихся
Компонент
проектнойдеятельности
Содержательный

Критерииоцениванияотдельныххарактеристик
компонента
Значимостьвыдвинутойпроблемыиее
адекватностьизучаемойтематике

Баллы
0–2

Правильностьвыбораиспользуемыхме
тодов
исследования
Глубинараскрытияпроблемы,
использование
знанийиздругихобластей
Доказательностьпринимаемыхрешени
й
Наличиеаргументированныхвыводови
заключений
Деятельностный
Характервзаимодействияучастниковп
роекта
Компонент
проектнойдеятельности

0–2

0–2
0–2
0–2
Степеньиндивидуальногоучастиякаждого
исполнителявходевыполненияпроекта

0–2

0–2
Критерииоцениванияотдельныххарактеристик
компонента
37

Балл
ы

Результативный
Презентацияпроекта
Содержательностьиаргументированност

Формапредъявленияпроектаикачествоего
оформления
0–2

ь
ответовнавопросыоппонентов
Грамотноеизложениесамогоходаисслед
ования
иинтерпретацияегорезультатов
Новизнапредставляемогопроекта
Максимальныйбалл

0–2

0–2
0–2
24

Шкалапереводабалловвшкольнуюотметку:
0–6 баллов — «неудовлетворительно»;
7–12 баллов — «удовлетворительно»;
13–18 баллов — «хорошо»;
19–24 балла — «отлично».
Средстваобученияивоспитания
Переченьнормативныхдокументов
1. ЗаконРоссийскойФедерацииот 25 октября 1991 г. № 1807-I «ОязыкахнародовРоссийскойФедерации»
(вредакцииФедеральногозаконаот 2июля 2013 г. № 185-ФЗ).
2. Федеральныйзаконот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «ОбобразованиивРоссийскойФедерации».
3. Федеральныйзаконот 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «Овнесенииизмененийвстатьи 11 и 14 Федеральногозакона
"ОбобразованиивРоссийскойФедерации"».
38

0–2

4. ПриказМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот 6октября 2009 г. № 373
«Обутвержденииивведениивдействиефедеральногогосударственногообразовательногостандартаначальногообщегообраз
ования» (вредакцииприказаМинобрнаукиРоссииот 31 декабря 2015 г. № 1576).
5. ПриказМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот17 декабря 2010 г. № 1897
«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообразования»
(вредакцииприказаМинобрнаукиРоссииот 31 декабря2015 г. № 1577)
Списокучебно-методическойлитературы
1.

Русскийроднойязык :3 класс : учебноепособиедляобщеобразовательныхорганизаций / О. М. Александрова,
О. В. Загоровская,С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г.Нарушевич, Е. И.
Казакова, И. П. Васильевых.— М. :Просвещение, 2019
2. Примернаярабочаяпрограммапоучебномупредмету
«Русскийроднойязык»дляобразовательныхорганизаций,
реализующихпрограммыначальногоосновногообщегообразования. URL:
http://fgosreestr.ru/registry/primernayarabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazykdlyaobshheobrazovatelnyh-organizatsij1-4-klassov.
3. Русскийроднойязык :3 класс : методическоепособие / [О. М.Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н.
Гостеваидр.]. URL: http://uchlit.com.

2.
Интернет-ресурсы
Азбучныеистины. URL: http://gramota.ru/class/istiny.
Академическийорфографическийсловарь. URL:
http://gramota.ru/slovari/info/lop.
Вавилонскаябашня. Базыданныхпословарям C. И. Ожегова, А. А.
Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm.
ВишняковаО. В. Словарьпаронимоврусскогоязыка. URL:
39

https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova. Древнерусскиеберестяныеграмоты. URL: http://gramoty.ru.
Какиебываютсловари. URL: http://gramota.ru/slovari/types.
Кругосвет — универсальнаяэнциклопедия. URL:
http://www.krugosvet.ru.
Культураписьменнойречи. URL: http://gramma.ru.
Лингвистикадляшкольников. URL: http://www.lingling.ru.
Миррусскогослова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs.
ОбразовательныйпорталНациональногокорпусарусскогоязыка.
URL: https://studiorum-ruscorpora.ru.
Обучающийкорпусрусскогоязыка. URL:
http://www.ruscorpora.ru/search-school.html.
Первоесентября. URL: http://rus.1september.ru.
Портал «Русскиесловари». URL: http://slovari.ru.
Православнаябиблиотека: справочники, энциклопедии, словари.
URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki.
Русскаявиртуальнаябиблиотека. URL: http://www.rvb.ru.
Русскаяречь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/.
Русскийфилологическийпортал. URL: http://www.philology.ru.
Русскийязыквшколе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash.
Cловарьсокращенийрусскогоязыка. URL: http://www.sokr.ru.
Словарииэнциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me.
СловарииэнциклопедиинаАкадемике. URL: https://dic.academic.ru.
Словари, созданныенаосновеНациональногокорпусарусского
языка (проектИРЯРАН). URL: http://dict.ruslang.ru.
Словарьмолодежногосленга. URL: http://teenslang.su.
Словарьустойчивыхсловосочетанийиоборотовделовойречи.
URL: http://doc-style.ru.
40

Стихия: классическаярусская/ советскаяпоэзия. URL:
http://litera.ru/stixiya.
Учительскаягазета. URL: http://www.ug.ru.
Фундаментальнаяэлектроннаябиблиотека «Русскаялитератураи
фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm.
Этимологияиисториясловрусскогоязыка (проектИРЯРАН).
URL: http://etymolog.ruslang.ru

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».