Рабочая программа учебного предмета "География" для 8 класса на 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
1.1 Общая характеристика программы курса.

Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
1. Стандарта основного общего образования по географии 2004 г.
2. Примерной программы для основного общего образования по географии 2004г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа»,
2004 г.
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312.
3. Примерная программа основного общего образования по географии.
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/17 учебный год.
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального
компонента государственного стандарта общего образования.
6. Годовой календарный график ГБОУ СОШ № 151 на 2016 – 2017 учебный год, на основе которого устанавливается 34 недельная
продолжительность учебного года.
7. Учебный план ГБОУ СОШ № 151 на 2016 – 2017 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным
разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Место предмета в учебном плане ОУ
Рабочая программа ориентирована на использование учебника География России. Природа. 8 класс. Учебник / И. И. Баринова – М., Дрофа, 2014.
Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного
предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 2, тестов - 3 , практических работ – 5.
Административных контрольных уроков - 1.

1.1.1 Цели и задачи курса.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей
Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую
карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей
среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры,
позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению
окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от
локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и
иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

пониманиеглавных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны
окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

пониманииезакономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социальноэкономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу,
население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
Задачи курса:
Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в
большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный
человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому
организовывать свою жизнь.

1.1.2 Используемый УМК:
1. Учебник: И. И. Баринова. География России. Природа / И.И.Баринова. – М.: Дрофа, 2014.
2. Географический атлас. 8 кл. – М.: Дрофа, 2014.
3. Атлас. География России. 8 – 9 класс – М.: Просвещение.2015.
4. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл./В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 2003.
1.2 Требования к результатам обучения и освоения содержания.
Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательнообучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его
многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы,
населения и хозяйства.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической
установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его
рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего
поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их.
исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам
современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов,
толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностныхрезультатов:


Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в
различных жизненных ситуациях;


Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;


Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего
живого, в том числе и человека.
Метапредметныерезультаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии
посредством географического знания:

Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной
жизни и производственной деятельности;

Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной
деятельностью;

Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и
возможностями.
К метапредметнымрезультатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе
географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести
дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения.
Предметнымирезультатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе
задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;


формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания
своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;


характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;


овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков»
международного общения;


овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;


формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих
теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных
материках и в отдельных странах;

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей
среде.
1.3 Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в
результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями,
ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на
формирование культуры народов;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и
форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических
объектов;
-применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять
результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами
и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров
природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных.
1.4 Условия реализации курса.
Используемый УМК и дополнительные методические пособия:
1. Учебник: И.И.Баринова. География России. Природа. / И.И.Бариноа. – М.: Дрофа, 2014.
2. Географический атлас. 8 кл. – М.: Дрофа, 2014.
3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл./ В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2007.
4. Атлас. География России. 8 – 9 класс – М.: Просвещение.2015.
5. Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл./ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа,
2007;
6. Дронов В.П. Рабочая тетрадь/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007;
7. Маерова Н.Ю. Уроки географии, 8-9 кл./ М.: Дрофа, 2004;
8.Моисеева О.П. Тематический тестовый контроль по географии России. 8 кл. / О.П. Моисеева, М.: Творческий центр, 2002;
9.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл./В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 2003.
10.Мультимедийнаяе обучающая программа (электронный учебник): География 8 класс. География России. Природа.
11. ИНТЕРНЕТ – ресурсы и собственные ЭОР ( презентации по темам курса).

1.4.1 Формы и методы контроля достижения планируемых результатов.
Формы и методы контроля достижения планируемых результатов включают практические и контрольные работы, диагностические срезы знаний
Диагностика усвоения учебного курса
Четверть

Раздел

1 четверть

Россия на
карте мира

6

Раздел 1

24

2 четверть

Всего
часов

3 четверть

Раздел 2

30

4 четверть

Раздел 3

6

Всего

4

66

Контрольные
работы

Практические работы
1.Определение часовых
поясов

Диагностический
срез знаний.

1.Определение падения и
уклона реки.

1. Природные зоны
России
( контрольное
тестирование).
2. Природные
комплексы России
( тестирование).

1.Сравнительная
характеристика природных
зон тайги и степи.
2. Сравнительная
характеристика гор Кавказа
и Урала.
3. Сравнительная
характеристика Западной и
Восточной Сибири.

1. Тестирование по
теме «Человек и
природа»
3

5

Календарно-тематическое планирование 8 класса по географии
№

Тема урока

Ко
лво
час
ов

1

Что изучают в курсе
«Природа России».
Источники
географической
информации

1

2

Географическое
положение России
Пр/р №1
Моря, омывающие
территорию России
Россия на карте
часовых поясов

1

Практическая работа
№2 «Определение
поясного времени для
разных пунктов
России»
Как осваивали и
изучали территорию
России
Географическое
положение
Республики Северная
Осетия - Алания

1

3
4

5

6

7

1
1

1

1

Тип урока

Урок изучения
нового
материала

Характеристика
деятельности
учащихся
или виды
учебной
деятельности
Ведение (1 час)
Источники географической информации

Планируемые
результаты
освоения
материала

Уметь: использовать различные источники географической информации

Россия и РСО – Алания на карте мира (7 часов)
Практикум
Географическое поУметь: показывать и называть
ложение. Виды и
факторы, определяющие
уровни географичегеографическое положение
ского положения.
России; показывать на карте
Практикум
Особенности геокрайние точки страны;
показывать границы России и
Урок изучения графического положения России и
пограничные страны,
нового
Осетии. Часовые пояса оценивать значение границ
материала
для связей с другими
Практикум
странами; определять разницу
во времени по карте часовых
поясов, приводить примеры
воздействия разницы во
времени на жизнь населения;
Семинар
показывать на карте субъекты
РФ; обосновывать
необходимость
Урок изучения
географических знаний на
нового
современном этапе
материала

Домашнее
задание

Дата проведения урока
По плану
8 «а»

8 «б»

По факту
8 «а»

8 «б»

Стр 3-4

04.09. 04.09. 04.09. 04.09.
2020 г 2020 г 2020 г 2020 г

&1,
контурная
карта
&2,
таблица
&3,
вопросы

07.09. 07.09. 07.09. 07.09.
2020 г 2020 г 2020 г 2020 г

решение
задач

18.09. 18.09. 21.09. 21.09.
2020 г 2020 г 2020 г 2020 г

&4,
таблица

21.09. 21.09. 25.09. 25.09.
2020 г 2020 г 2020 г 2020 г

§1

25.09. 25.09. 14.09. 14.09.
2020 г 2020 г 2020 г 2020 г

11.09.
2020 г
14.09.
2020 г

11.09.
2020 г
14.09.
2020 г

11.09.
2020 г
18.09.
2020 г

11.09.
2020 г
18.09.
2020 г

8

Особенности
рельефа России

9.

Геологическое
1
строение территории
нашей страны Пр/р №3

10

Минеральные
ресурсы России
Развитие форм
рельефа

11

12

13

14

1

1
1

Рельеф.
1
Геологическое
строение и тектоника
Северной Осетии.
Полезные ископаемые 1
РСО - А.
Чрезвычайные
ситуации природного
происхождения.
Итоговый урок по
1
теме

Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (22 часа)
Рельеф и недра России (6 часа)
Урок изучения Особенности
Уметь: читать тектоническую, &5
нового
геологического
геологическую карты,
материала
строения. Устойчивые геохронологическую таблицу,
Урок изучения и подвижные участки выявлять взаимозависимость &6
земной коры.
тектонических структур и
нового
Основные этапы
форм рельефа, полезных искоматериала
геологической истории паемых на основе
формирования земной сопоставления карт;
Практикум
&7
коры на территории
показывать на карте основные
страны. Основные
форм рельефа, выявлять осо- &8,
Урок
бенности рельефа страны,
систематизации тектонические
повторить
структуры.
наносить их на контурную
и обобщения
Распространение
карту; определять, как рельеф
знаний
крупных форм
влияет на жизнь людей;
(практикум)
рельефа.
Влияние
приводить примеры измеУрок изучения
§ 2, 3
внутренних и внешних нений в рельефе под
нового
процессов на
влиянием различных факматериала
формирование
торов; показывать на карте и
рельефа.
Движение
называть районы инУрок изучения
§ 4, 5
земной коры. Области тенсивных тектонических
нового
современного годвижений; называть меры
материала
рообразования, зембезопасности при стихийных
летрясений и вулкаявлениях; объяснять влияние
низма.
рельефа на природу и жизнь
Природные условия и людей; показывать
ресурсы. Закономерместорождения полезных
ности размещения
ископаемых, приводить
месторождений попримеры использования
лезных ископаемых.
полезных ископаемых,
Минеральные ресурсы влияния разработки местостраны и проблемы их рождений на природную
рационального
среду; оценивать значимость
использования
полезных ископаемых для
развития хозяйства, оценивать

28.09. 28.09. 28.09. 28.09.
2020 г 2020 г 2020 г 2020 г
02.10. 02.10. 12.10. 12.10.
2020 г 2020 г 2020 г 2020 г
05.10.
2020 г
09.10.
2020 г

05.10.
2020 г
09.10.
2020 г

19.10.
2020 г
16.11.
2020 г

19.10.
2020 г
16.11.
2020 г

12.10. 12.10. 16.10. 16.10.
2020 г 2020 г 2020 г 2020 г
16.10. 16.10. 23.10. 23.10.
2020 г 2020 г 2020 г 2020 г

19.10. 19.10.
2020 г 2020 г

-

-

условия добычи

15

Климат нашей страны

1

16

Закономерности
Распределения тепла
и влаги на территории
нашей страны Пр/р
№4
Типы климатов
России Пр/р №5
Зависимость человека
от климатических
условий
Климатообразующие
факторы. Основные
элементы,
характеризующие
климат Северной
Осетии
Климат и климатические ресурсы.
Пр/р №6
Итоговый урок.

1

Урок изучения
нового
материала
Практикум

1

Исследование

1

Практикум

1

Урок изучения
нового
материала

1

Урок
повторения и
обобщения
(деловая игра)

17
18

19

20

Климат и климатические ресурсы (5 часов)
Факторы
Знать: закономерности
формирования
распре- деления суммарной
климата:
солнечной радиации. Уметь:
географическая
приводить примеры влияния
широта,
климата на
подстилающая пожизнь людей, сравнивать
верхность,
Россию с другими странами
циркуляция
по получаемому количеству
воздушных масс.
тепла; давать оценку
Циклоны и
климатических особенностей
антициклоны.
России; приводить примеры
Закономерности
изменения погоды под
распре-деления тепла влиянием циклонов,
и влаги на территории антициклонов, атмосферных
страны (средние тем- фронтов; объяснять влияние
пературы января и
разных типов воздушных
июля, осадки, испамасс, постоянных и
рение, испаряемость,
переменных ветров на
коэффициент
климат территории;
увлажнения).
определять по картам
Сезонность климата,
температуры воздуха,
чем она обусловлена. количество осадков,
Типы климатов Рособъяснять закономерности
сии. Факторы их
их распределения в разных
формирования, клирегионах России; называть и
матические пояса.
показывать климатические
Степень благоприятпояса и области, давать
ности природных ускраткое описание типов
ловий.
погоды; давать оценку
Климат и человек.
климатических условий для
Влияние климата на
обеспечения жизни людей
быт, жилище, одежду,
способы передвиже-

&9

23.10. 23.10. 20.11. 20.11.
2020 г 2020 г 2020 г 2020 г

&10, до
стр. 63

06.11. 06.11. 27.11. 27.11.
2020 г 2020 г 2020 г 2020 г

&10,
таблица
&11,
вопросы

09.11.
2020 г
13.11.
2020 г

§ 6, 7

16.11. 16.11. 07.12. 07.12.
2020 г 2020 г 2020 г 2020 г

§
повторить

21.11. 21.11.
2020 г 2020 г

09.11.
2020 г
13.11.
2020 г

30.11.
2020 г
04.12.
2020 г

-

30.11.
2020 г
04.12.
2020 г

-

21

22

23

24

25

26

Разнообразие
1
внутренних вод
России. Реки
Пр/р №7
Озера. Болота.
1
Подземные воды.
Ледники. Многолетняя
мерзлота
Водные ресурсы.
1
Охрана вод
Внутренние воды
РСО – Алания Реки.
Оледенение.
Озера,
водохранилища,
болота и подземные
воды.
Минеральные воды
РСО - А
Повторение по теме:
«Внутренние воды
и водные ресурсы»

1

1

1

ния, здоровье человека. Неблагоприятные климатические
явления
Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов)
Урок изучения Особая роль воды в
Уметь: показывать реки
нового
природе и хозяйстве.
России на карте; объяснять
материала
Виды вод суши на
основные характеристики
территории страны.
реки на конкретных
Главные речные сиспримерах; приводить приПрактикум
темы, водоразделы,
меры использования реки в
бассейны. Распредехозяйственных целях;
ление рек по бассейнам показывать на карте озера
океанов. Питание,
артезианские бассейны,
Практикум
режим, расход, годовой области распространения
сток рек, ледовый
вечной мерзлоты; приводить
режим.
Роль
рек
в
примеры хозяйственного
Урок изучения
освоении территории и использования вод и
нового
развитии экономики
негативного влияния на них
материала
человеческой деятельности;
Урок изучения России. Важнейшие
озера,
их
давать характеристику
нового
происхождение.
крупных озер страны и
материала
Болота. Подземные во- области; показывать на карте
ды. Ледники. Многои объяснять значение каналов
летняя мерзлота.
и водохранилищ
Водные
ресурсы,
возУрок
можность их размеповторения и
щения на территории
обобщения
(исследование) страны.
Внутренние воды и
водные ресурсы, особенности их размещения на территории
страны. Многолетняя
мерзлота
Почва и почвенные ресурсы (4 часа)

&12

23.11. 23.11. 11.12. 11.12.
2020 г 2020 г 2020 г 2020 г

&13

27.11.
2020
г

27.11.
2020 г

14.12. 14.12.
2020 г 2020 г

&14

30.11.
2020
г
04.12.
2020
г
07.12.
2020
г

30.11.
2020 г

18.12. 18.12.
2020 г 2020 г

04.12.
2020 г

25.12. 25.12.
2020 г 2020 г

07.12.
2020 г

25.12. 25.12.
2020 г 2020 г

11.12.
2020
г

11.12.
2020 г

-

§ 8, 9

§

10, 11

-

27

Образование почв и
их разнообразие

1

28

Закономерности
распространения
почв
Почвенные ресурсы
России.
Почвы Северной
Осетии

1

31

Растительный и
животный мир России

1

32

Биологические
ресурсы. Охрана
растительного и
животного мира
Природно-ресурсный
потенциал России

1

29
30

33

34

35

36

1
1

1

Растительность и
1
животный мир
Северной Осетии.
Состояние особо
1
охраняемых
территорий и объектов
культурного наследия.
Итоговый урок по
1
теме

Урок изучения
нового
материала
Практикум

Почвы и почвенные
ресурсы. Почвы - основной компонент
природы. В.В.
Докучаев основоположник
почвоведения

Уметь: объяснять понятия:
земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья;
называть факторы
почвообразования; называть
свойства основных типов
почв; давать оценку типов
Конференция
почв с точки зрения их
хозяйственного оценивания;
Урок изучения
объяснять необходимость
нового
охраны почв, рационального
материала
использования земель
Растительность и животный мир (6 часов)
Урок изучения Растительный и жиУметь: приводить примеры
нового
вотный мир России:
значения растительного мира
материала
видовое разнообразие, в жизни людей,
факторы,
использования безлесны
Исследование
определяющие его
пространств человеком;
облик. Особенности
перечислять ресурсы леса;
растительности и
объяснять причины
животного мира
изменения лугов, степей,
Практикум
природных зон
тундры под влиянием
России.
человека; прогнозировать
последствия уничтожения
Урок изучения Биологические
ресурсы, их
болот; объяснять значение
нового
рациональное
животного мира в жизни
материала
Урок изучения использование. Меры человека
по охране растительнового
ного и животного
материала
мира. Природные
территориальные
Урок
систематизации комплексы.
Локальные,
и обобщения
региональные и
знаний
глобальные уровни
ПТК. Физико-

&15,
вопросы

14.12. 14.12. 11.01. 11.01.
2020 г 2020 г 2021 г 2021 г

&16

18.12. 18.12. 11.01. 11.01.
2020 г 2020 г 2021 г 2021 г

&17

21.12.
2020 г
25.12.
2020 г

21.12.
2020 г
25.12.
2020 г

15.01.
2021 г
15.01.
2021 г

&18,
таблица

11.01.
2021 г

&19, 20

15.01.
2021 г

11.01.
2021
г
15.01.
2021
г

25.01. 25.01.
2021 г 2021
г
29.01. 29.01.
2021 г 2021
г

&20

18.01.
2021 г

§ 13, 14

22.01.
2021 г

§ 15

25.01.
2021 г

18.01.
2021
г
22.01.
2021
г
25.01.
2021
г

01.02. 01.02.
2021 г 2021
г
25.01. 25.01.
2021 г 2021
г
-

§
повторять

29.01.
2021 г

§ 12

29.01.
2021
г

-

15.01.
2021 г
15.01.
2021 г

-

37

38

39

40

41

42

Разнообразие ПК
1
России. Природное
районирование
Моря как крупные ПК 1
Природные зоны
1
России. Арктические
пустыни, тундра,
лесотундра
Разнообразие
1
лесов России: тайга,
смешанные и широколиственные леса
Безлесные зоны на
юге России: степи,
полупустыни и
пустыни Пр/р №8
Высотная поясность

1

1

43

Русская (ВосточноЕвропейская)
равнина.

1

44

Природные комплексы
Русской равнины
Природные ресурсы
Русской равнины.

1

45

1

географическое районирование России
Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 часов)
Природное районирование (6 часов)
Урок изучения Природные и
Уметь: описывать при&21,
нового
антропогенные ПТК.
родные условия и ресурсы
вопросы
материала
Природная зона как
природно-хозяйственных зон
природный комплекс: на основе чтения теПрактикум
&22
взаимосвязь и
матических карт; объяснять
взаимообусловленност и приводить примеры
ь ее компонентов. Роль рационального и
Урок
&23,
В.В.Докучаева
и
Л.С.
нерационального
актуализации
таблица
Берга в создании
природопользования;
знании и
учения о природных
описывать виды
умении
зонах. Что такое
хозяйственной деятельности &24
Урок
природнолюдей в природных зонах
актуализации
хозяйственные зоны?
знаний и
Характеристика
умений
природных зон.
Природные ресурсы
зон, их использование,
Урок актуа&25
лизации знаний экологические
проблемы. Высотная
и умений
поясность. От чего
зависит набор высотУрок
&26
ных поясов
повторения и
обобщения
(исследование)
Природа регионов России ( 20 часов)
Урок изучения Европейская Россия - Уметь: определять осо&27,
нового
основа формирования бенности географического
контурная
материала
территории Росположения, состав и осокарта
сийского государства. бенности природы крупных
Семинар
&28,
Специфика природы и регионов объектов;
таблица
Урок изучения ресурсный потенциал. объяснять зависимость
&29,
Влияние природных
природы объекта от
нового
вопросы

01.02. 01.02. 05.02. 05.02.
2021 г 2021 г 2021 г 2021
г
05.02. 05.02.
2021 г 2021 г
08.02. 08.02. 05.02. 05.02.
2021 г 2021 г 2021 г 2021
г
12.02. 12.02. 08.02. 08.02.
2021 г 2021 г 2021 г 2021
г

15.02. 15.02. 12.02. 12.02.
2021 г 2021 г 2021 г 2021
г
19.02. 19.02. 15.02. 15.02.
2021 г 2021 г 2021 г 2021
г

22.02. 22.02.
2021 г 2021 г
26.02.
2021 г
01.03.
2021 г

26.02.
2021 г
01.03.
2021 г

46
47

48

49
50
51
52
53
54
55

56

57

58

Проблемы их
рационального
использования.
Северный Кавказ самые молодые
высокие горы России
Равнинные
ландшафты Северной
Осетии

материала

1

Горные ландшафты
Северной Осетии

1

1

Природные комплексы
Северного Кавказа
Урал - «Каменный
пояс» земли Русской
Своеобразие
природы Урала
Природные уникумы
Урала. Экологические
проблемы
Экологические
проблемы Урала
Западно-Сибирская
низменность

1

Природные ресурсы
Западной Сибири.
Проблемы их
освоения
Восточная Сибирь:
величие и суровость
природы. ГП. Состав
территории, история
освоения
Природные комплексы
Восточной Сибири

1

Жемчужина Сибири
- Байкал

1

Путешествие
Урок изучения
нового
материала
Урок изучения
нового
материала
Практикум

2

Игра
Практикум

1

Семинар

1

Семинар

1

Урок изучения
нового
материала
Практикум

усло-вии, ресурсов на
жизнь и
хозяйственную
деятель- ность
населения. Состав
района. Особенности
географического
положения и его
влияние на природу,
хозяйственное
развитие района и
геополитические
интересы России.
Исто-рикогеографические этапы
развития района.Специфика
природы района,
природные ресурсы,
причины их
разнообразия и
влияние на жизнь и
хозяйственную деятельность населения

географической широты,
характера подстилающей
поверхности, общей
циркуляции атмосферы,
зависимость характера
рельефа от строения земной
коры; закономерности
развития. растительного и
животного мира территории;
характеризовать и оценивать
природные условия и
природные ресурсы крупных
природных
регионов в жизни и деятельности человека

&30

05.03. 05.03.
2021 г 2021 г

§ 16

12.03. 12.03.
2021 г 2021 г

§ 17

15.03. 15.03.
2021 г 2021 г

&31

19.03.
2021 г
22.03.
2021 г

&32

19.03.
2021 г
22.03.
2021 г

&33

26.03. 26.03.
2021 г 2021 г

&34

09.04.
2021 г
12.04.
2021 г

&35

09.04.
2021 г
12.04.
2021 г

&36,
таблица

16.04. 16.04.
2021 г 2021 г

1

Урок актуализации
знаний и
умений

&37

19.04. 19.04.
2021 г 2021 г

1

Урок актуализации
знаний и
умений
Урок актуализации

&38

23.04. 23.04.
2021 г 2021 г

&39

26.04.

26.04.

59

60

61

62

Природные ресурсы
Восточной Сибири,
проблемы их освоения
Итоговый урок по
теме «Восточная
Сибирь»
Дальний Восток -край
контрастов. ГП,
состав территории.
История освоения
Природные комплексы Дальнего
Востока

1

1

1

1

63

Природные ресурсы
Дальнего Востока,
освоение их человеком

1

64

Природа регионов
России. Итоговый
урок.

2

65

Влияние природных
условий на жизнь и
здоровье человека
Антропогенное
воздействие на
природу
Антропогенное
воздействие на
природу Северной
Осетии и ее охрана.
Рациональное
природопользование
Экологическая
ситуация в России.

66

67

знаний и
умении
Урок актуализации
знаний и
умений
Урок
повторения и
обобщения
Урок актуализации
знаний и
умений
Урок актуализации
знаний и
умений
Исследование
Урок
систематизации
и обобщения
знаний (игра)

1

Урок изучения
нового
материала

1

Практикум

1

Практикум

2021 г 2021 г
&40,
вопросы

30.04. 30.04.
2021 г 2021 г
07.05. 07.05.
2021 г 2021 г

&41

14.05. 14.05.
2021 г 2021 г

&42

17.05. 17.05.
2021 г 2021 г

&43,
повторен
ие

17.05. 17.05.
2021 г 2021 г
21.05. 21.05.
2021 г 2021 г

Человек и природа (4 часа)
Природные условия и Знать: законы об охране
ресурсы. Природный и природы; антропогенное
экологический повоздействие на природу;
тенциал России. Георациональное природографический фактор в пользование, особо охраразвитии общества.
няемые территории,
Антропогенное возпамятники Всемирного
действие на природу. природного и культурного
Рациональное приро- наследия в нашей стране.
допользование. Особо Уметь: объяснять значение
охраняемые
природы в жизни и
территории.
деятельности человека, роль
Памятники Всемирно- географической науки в
го природного и куль- рациональном приро-

&44,
таблица
&45

24.05.
2021
г

24.05.
2021 г

§ 18

24.05.
2021
г

24.05.
2021 г

&46, &47

28.05.
2021
г

28.05.
2021 г

68

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Человек и природа

1

Урок
турного наследия в
систематизации нашей стране.
и обобщения
знаний (игра)

допользовании; составлять
географические прогнозы,
анализировать экологические
карты России, уметь
выполнять правила
природоохранного поведения,
участвовать в мероприятиях
по охране природы

28.05.
2021
г

28.05.
2021 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».