1. Пояснительная записка 1.1 Общая характеристика программы курса. Статус документа Данная рабочая программа составлена на основании: 1. Стандарта основного общего образования по географии 2004 г. 2. Примерной программы для основного общего образования по географии 2004г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г. Нормативно-правовая основа рабочей программы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312. 3. Примерная программа основного общего образования по географии. 4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/17 учебный год. 5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. 6. Годовой календарный график ГБОУ СОШ № 151 на 2016 – 2017 учебный год, на основе которого устанавливается 34 недельная продолжительность учебного года. 7. Учебный план ГБОУ СОШ № 151 на 2016 – 2017 учебный год. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Место предмета в учебном плане ОУ Рабочая программа ориентирована на использование учебника География России. Природа. 8 класс. Учебник / И. И. Баринова – М., Дрофа, 2014. Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов. Количество часов: Всего 68 часов; в неделю 2 часа. Плановых контрольных уроков - 2, тестов - 3 , практических работ – 5. Административных контрольных уроков - 1. 1.1.1 Цели и задачи курса. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; пониманиеглавных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; пониманииезакономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социальноэкономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости. Задачи курса: Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь. 1.1.2 Используемый УМК: 1. Учебник: И. И. Баринова. География России. Природа / И.И.Баринова. – М.: Дрофа, 2014. 2. Географический атлас. 8 кл. – М.: Дрофа, 2014. 3. Атлас. География России. 8 – 9 класс – М.: Просвещение.2015. 4. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл./В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 2003. 1.2 Требования к результатам обучения и освоения содержания. Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательнообучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства. Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы: ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона); - осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства; - осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб; - осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности; - гармонично развитые социальные чувства и качества: - патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей; - любовь к своему Отечеству, местности, своему региону; - гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями; - уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность; - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностныхрезультатов: Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. Метапредметныерезультаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания: Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. К метапредметнымрезультатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: - умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; - организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; - умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.; - умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Предметнымирезультатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. 1.3 Требования к уровню подготовки В результате изучения географии ученик должен знать/понимать - основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; - географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; - различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; - специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы; - природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; - приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; -составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; - определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; -применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания; - учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; - наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; - решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; - проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. 1.4 Условия реализации курса. Используемый УМК и дополнительные методические пособия: 1. Учебник: И.И.Баринова. География России. Природа. / И.И.Бариноа. – М.: Дрофа, 2014. 2. Географический атлас. 8 кл. – М.: Дрофа, 2014. 3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл./ В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2007. 4. Атлас. География России. 8 – 9 класс – М.: Просвещение.2015. 5. Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл./ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007; 6. Дронов В.П. Рабочая тетрадь/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007; 7. Маерова Н.Ю. Уроки географии, 8-9 кл./ М.: Дрофа, 2004; 8.Моисеева О.П. Тематический тестовый контроль по географии России. 8 кл. / О.П. Моисеева, М.: Творческий центр, 2002; 9.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл./В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 2003. 10.Мультимедийнаяе обучающая программа (электронный учебник): География 8 класс. География России. Природа. 11. ИНТЕРНЕТ – ресурсы и собственные ЭОР ( презентации по темам курса). 1.4.1 Формы и методы контроля достижения планируемых результатов. Формы и методы контроля достижения планируемых результатов включают практические и контрольные работы, диагностические срезы знаний Диагностика усвоения учебного курса Четверть Раздел 1 четверть Россия на карте мира 6 Раздел 1 24 2 четверть Всего часов 3 четверть Раздел 2 30 4 четверть Раздел 3 6 Всего 4 66 Контрольные работы Практические работы 1.Определение часовых поясов Диагностический срез знаний. 1.Определение падения и уклона реки. 1. Природные зоны России ( контрольное тестирование). 2. Природные комплексы России ( тестирование). 1.Сравнительная характеристика природных зон тайги и степи. 2. Сравнительная характеристика гор Кавказа и Урала. 3. Сравнительная характеристика Западной и Восточной Сибири. 1. Тестирование по теме «Человек и природа» 3 5 Календарно-тематическое планирование 8 класса по географии № Тема урока Ко лво час ов 1 Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации 1 2 Географическое положение России Пр/р №1 Моря, омывающие территорию России Россия на карте часовых поясов 1 Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России» Как осваивали и изучали территорию России Географическое положение Республики Северная Осетия - Алания 1 3 4 5 6 7 1 1 1 1 Тип урока Урок изучения нового материала Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Ведение (1 час) Источники географической информации Планируемые результаты освоения материала Уметь: использовать различные источники географической информации Россия и РСО – Алания на карте мира (7 часов) Практикум Географическое поУметь: показывать и называть ложение. Виды и факторы, определяющие уровни географичегеографическое положение ского положения. России; показывать на карте Практикум Особенности геокрайние точки страны; показывать границы России и Урок изучения графического положения России и пограничные страны, нового Осетии. Часовые пояса оценивать значение границ материала для связей с другими Практикум странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; Семинар показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость Урок изучения географических знаний на нового современном этапе материала Домашнее задание Дата проведения урока По плану 8 «а» 8 «б» По факту 8 «а» 8 «б» Стр 3-4 04.09. 04.09. 04.09. 04.09. 2020 г 2020 г 2020 г 2020 г &1, контурная карта &2, таблица &3, вопросы 07.09. 07.09. 07.09. 07.09. 2020 г 2020 г 2020 г 2020 г решение задач 18.09. 18.09. 21.09. 21.09. 2020 г 2020 г 2020 г 2020 г &4, таблица 21.09. 21.09. 25.09. 25.09. 2020 г 2020 г 2020 г 2020 г §1 25.09. 25.09. 14.09. 14.09. 2020 г 2020 г 2020 г 2020 г 11.09. 2020 г 14.09. 2020 г 11.09. 2020 г 14.09. 2020 г 11.09. 2020 г 18.09. 2020 г 11.09. 2020 г 18.09. 2020 г 8 Особенности рельефа России 9. Геологическое 1 строение территории нашей страны Пр/р №3 10 Минеральные ресурсы России Развитие форм рельефа 11 12 13 14 1 1 1 Рельеф. 1 Геологическое строение и тектоника Северной Осетии. Полезные ископаемые 1 РСО - А. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Итоговый урок по 1 теме Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (22 часа) Рельеф и недра России (6 часа) Урок изучения Особенности Уметь: читать тектоническую, &5 нового геологического геологическую карты, материала строения. Устойчивые геохронологическую таблицу, Урок изучения и подвижные участки выявлять взаимозависимость &6 земной коры. тектонических структур и нового Основные этапы форм рельефа, полезных искоматериала геологической истории паемых на основе формирования земной сопоставления карт; Практикум &7 коры на территории показывать на карте основные страны. Основные форм рельефа, выявлять осо- &8, Урок бенности рельефа страны, систематизации тектонические повторить структуры. наносить их на контурную и обобщения Распространение карту; определять, как рельеф знаний крупных форм влияет на жизнь людей; (практикум) рельефа. Влияние приводить примеры измеУрок изучения § 2, 3 внутренних и внешних нений в рельефе под нового процессов на влиянием различных факматериала формирование торов; показывать на карте и рельефа. Движение называть районы инУрок изучения § 4, 5 земной коры. Области тенсивных тектонических нового современного годвижений; называть меры материала рообразования, зембезопасности при стихийных летрясений и вулкаявлениях; объяснять влияние низма. рельефа на природу и жизнь Природные условия и людей; показывать ресурсы. Закономерместорождения полезных ности размещения ископаемых, приводить месторождений попримеры использования лезных ископаемых. полезных ископаемых, Минеральные ресурсы влияния разработки местостраны и проблемы их рождений на природную рационального среду; оценивать значимость использования полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать 28.09. 28.09. 28.09. 28.09. 2020 г 2020 г 2020 г 2020 г 02.10. 02.10. 12.10. 12.10. 2020 г 2020 г 2020 г 2020 г 05.10. 2020 г 09.10. 2020 г 05.10. 2020 г 09.10. 2020 г 19.10. 2020 г 16.11. 2020 г 19.10. 2020 г 16.11. 2020 г 12.10. 12.10. 16.10. 16.10. 2020 г 2020 г 2020 г 2020 г 16.10. 16.10. 23.10. 23.10. 2020 г 2020 г 2020 г 2020 г 19.10. 19.10. 2020 г 2020 г - - условия добычи 15 Климат нашей страны 1 16 Закономерности Распределения тепла и влаги на территории нашей страны Пр/р №4 Типы климатов России Пр/р №5 Зависимость человека от климатических условий Климатообразующие факторы. Основные элементы, характеризующие климат Северной Осетии Климат и климатические ресурсы. Пр/р №6 Итоговый урок. 1 Урок изучения нового материала Практикум 1 Исследование 1 Практикум 1 Урок изучения нового материала 1 Урок повторения и обобщения (деловая игра) 17 18 19 20 Климат и климатические ресурсы (5 часов) Факторы Знать: закономерности формирования распре- деления суммарной климата: солнечной радиации. Уметь: географическая приводить примеры влияния широта, климата на подстилающая пожизнь людей, сравнивать верхность, Россию с другими странами циркуляция по получаемому количеству воздушных масс. тепла; давать оценку Циклоны и климатических особенностей антициклоны. России; приводить примеры Закономерности изменения погоды под распре-деления тепла влиянием циклонов, и влаги на территории антициклонов, атмосферных страны (средние тем- фронтов; объяснять влияние пературы января и разных типов воздушных июля, осадки, испамасс, постоянных и рение, испаряемость, переменных ветров на коэффициент климат территории; увлажнения). определять по картам Сезонность климата, температуры воздуха, чем она обусловлена. количество осадков, Типы климатов Рособъяснять закономерности сии. Факторы их их распределения в разных формирования, клирегионах России; называть и матические пояса. показывать климатические Степень благоприятпояса и области, давать ности природных ускраткое описание типов ловий. погоды; давать оценку Климат и человек. климатических условий для Влияние климата на обеспечения жизни людей быт, жилище, одежду, способы передвиже- &9 23.10. 23.10. 20.11. 20.11. 2020 г 2020 г 2020 г 2020 г &10, до стр. 63 06.11. 06.11. 27.11. 27.11. 2020 г 2020 г 2020 г 2020 г &10, таблица &11, вопросы 09.11. 2020 г 13.11. 2020 г § 6, 7 16.11. 16.11. 07.12. 07.12. 2020 г 2020 г 2020 г 2020 г § повторить 21.11. 21.11. 2020 г 2020 г 09.11. 2020 г 13.11. 2020 г 30.11. 2020 г 04.12. 2020 г - 30.11. 2020 г 04.12. 2020 г - 21 22 23 24 25 26 Разнообразие 1 внутренних вод России. Реки Пр/р №7 Озера. Болота. 1 Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота Водные ресурсы. 1 Охрана вод Внутренние воды РСО – Алания Реки. Оледенение. Озера, водохранилища, болота и подземные воды. Минеральные воды РСО - А Повторение по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы» 1 1 1 ния, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов) Урок изучения Особая роль воды в Уметь: показывать реки нового природе и хозяйстве. России на карте; объяснять материала Виды вод суши на основные характеристики территории страны. реки на конкретных Главные речные сиспримерах; приводить приПрактикум темы, водоразделы, меры использования реки в бассейны. Распредехозяйственных целях; ление рек по бассейнам показывать на карте озера океанов. Питание, артезианские бассейны, Практикум режим, расход, годовой области распространения сток рек, ледовый вечной мерзлоты; приводить режим. Роль рек в примеры хозяйственного Урок изучения освоении территории и использования вод и нового развитии экономики негативного влияния на них материала человеческой деятельности; Урок изучения России. Важнейшие озера, их давать характеристику нового происхождение. крупных озер страны и материала Болота. Подземные во- области; показывать на карте ды. Ледники. Многои объяснять значение каналов летняя мерзлота. и водохранилищ Водные ресурсы, возУрок можность их размеповторения и щения на территории обобщения (исследование) страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота Почва и почвенные ресурсы (4 часа) &12 23.11. 23.11. 11.12. 11.12. 2020 г 2020 г 2020 г 2020 г &13 27.11. 2020 г 27.11. 2020 г 14.12. 14.12. 2020 г 2020 г &14 30.11. 2020 г 04.12. 2020 г 07.12. 2020 г 30.11. 2020 г 18.12. 18.12. 2020 г 2020 г 04.12. 2020 г 25.12. 25.12. 2020 г 2020 г 07.12. 2020 г 25.12. 25.12. 2020 г 2020 г 11.12. 2020 г 11.12. 2020 г - § 8, 9 § 10, 11 - 27 Образование почв и их разнообразие 1 28 Закономерности распространения почв Почвенные ресурсы России. Почвы Северной Осетии 1 31 Растительный и животный мир России 1 32 Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира Природно-ресурсный потенциал России 1 29 30 33 34 35 36 1 1 1 Растительность и 1 животный мир Северной Осетии. Состояние особо 1 охраняемых территорий и объектов культурного наследия. Итоговый урок по 1 теме Урок изучения нового материала Практикум Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев основоположник почвоведения Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов Конференция почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; Урок изучения объяснять необходимость нового охраны почв, рационального материала использования земель Растительность и животный мир (6 часов) Урок изучения Растительный и жиУметь: приводить примеры нового вотный мир России: значения растительного мира материала видовое разнообразие, в жизни людей, факторы, использования безлесны Исследование определяющие его пространств человеком; облик. Особенности перечислять ресурсы леса; растительности и объяснять причины животного мира изменения лугов, степей, Практикум природных зон тундры под влиянием России. человека; прогнозировать последствия уничтожения Урок изучения Биологические ресурсы, их болот; объяснять значение нового рациональное животного мира в жизни материала Урок изучения использование. Меры человека по охране растительнового ного и животного материала мира. Природные территориальные Урок систематизации комплексы. Локальные, и обобщения региональные и знаний глобальные уровни ПТК. Физико- &15, вопросы 14.12. 14.12. 11.01. 11.01. 2020 г 2020 г 2021 г 2021 г &16 18.12. 18.12. 11.01. 11.01. 2020 г 2020 г 2021 г 2021 г &17 21.12. 2020 г 25.12. 2020 г 21.12. 2020 г 25.12. 2020 г 15.01. 2021 г 15.01. 2021 г &18, таблица 11.01. 2021 г &19, 20 15.01. 2021 г 11.01. 2021 г 15.01. 2021 г 25.01. 25.01. 2021 г 2021 г 29.01. 29.01. 2021 г 2021 г &20 18.01. 2021 г § 13, 14 22.01. 2021 г § 15 25.01. 2021 г 18.01. 2021 г 22.01. 2021 г 25.01. 2021 г 01.02. 01.02. 2021 г 2021 г 25.01. 25.01. 2021 г 2021 г - § повторять 29.01. 2021 г § 12 29.01. 2021 г - 15.01. 2021 г 15.01. 2021 г - 37 38 39 40 41 42 Разнообразие ПК 1 России. Природное районирование Моря как крупные ПК 1 Природные зоны 1 России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра Разнообразие 1 лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни Пр/р №8 Высотная поясность 1 1 43 Русская (ВосточноЕвропейская) равнина. 1 44 Природные комплексы Русской равнины Природные ресурсы Русской равнины. 1 45 1 географическое районирование России Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 часов) Природное районирование (6 часов) Урок изучения Природные и Уметь: описывать при&21, нового антропогенные ПТК. родные условия и ресурсы вопросы материала Природная зона как природно-хозяйственных зон природный комплекс: на основе чтения теПрактикум &22 взаимосвязь и матических карт; объяснять взаимообусловленност и приводить примеры ь ее компонентов. Роль рационального и Урок &23, В.В.Докучаева и Л.С. нерационального актуализации таблица Берга в создании природопользования; знании и учения о природных описывать виды умении зонах. Что такое хозяйственной деятельности &24 Урок природнолюдей в природных зонах актуализации хозяйственные зоны? знаний и Характеристика умений природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, Урок актуа&25 лизации знаний экологические проблемы. Высотная и умений поясность. От чего зависит набор высотУрок &26 ных поясов повторения и обобщения (исследование) Природа регионов России ( 20 часов) Урок изучения Европейская Россия - Уметь: определять осо&27, нового основа формирования бенности географического контурная материала территории Росположения, состав и осокарта сийского государства. бенности природы крупных Семинар &28, Специфика природы и регионов объектов; таблица Урок изучения ресурсный потенциал. объяснять зависимость &29, Влияние природных природы объекта от нового вопросы 01.02. 01.02. 05.02. 05.02. 2021 г 2021 г 2021 г 2021 г 05.02. 05.02. 2021 г 2021 г 08.02. 08.02. 05.02. 05.02. 2021 г 2021 г 2021 г 2021 г 12.02. 12.02. 08.02. 08.02. 2021 г 2021 г 2021 г 2021 г 15.02. 15.02. 12.02. 12.02. 2021 г 2021 г 2021 г 2021 г 19.02. 19.02. 15.02. 15.02. 2021 г 2021 г 2021 г 2021 г 22.02. 22.02. 2021 г 2021 г 26.02. 2021 г 01.03. 2021 г 26.02. 2021 г 01.03. 2021 г 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Проблемы их рационального использования. Северный Кавказ самые молодые высокие горы России Равнинные ландшафты Северной Осетии материала 1 Горные ландшафты Северной Осетии 1 1 Природные комплексы Северного Кавказа Урал - «Каменный пояс» земли Русской Своеобразие природы Урала Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Экологические проблемы Урала Западно-Сибирская низменность 1 Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения Природные комплексы Восточной Сибири 1 Жемчужина Сибири - Байкал 1 Путешествие Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Практикум 2 Игра Практикум 1 Семинар 1 Семинар 1 Урок изучения нового материала Практикум усло-вии, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятель- ность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Исто-рикогеографические этапы развития района.Специфика природы района, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития. растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека &30 05.03. 05.03. 2021 г 2021 г § 16 12.03. 12.03. 2021 г 2021 г § 17 15.03. 15.03. 2021 г 2021 г &31 19.03. 2021 г 22.03. 2021 г &32 19.03. 2021 г 22.03. 2021 г &33 26.03. 26.03. 2021 г 2021 г &34 09.04. 2021 г 12.04. 2021 г &35 09.04. 2021 г 12.04. 2021 г &36, таблица 16.04. 16.04. 2021 г 2021 г 1 Урок актуализации знаний и умений &37 19.04. 19.04. 2021 г 2021 г 1 Урок актуализации знаний и умений Урок актуализации &38 23.04. 23.04. 2021 г 2021 г &39 26.04. 26.04. 59 60 61 62 Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь» Дальний Восток -край контрастов. ГП, состав территории. История освоения Природные комплексы Дальнего Востока 1 1 1 1 63 Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком 1 64 Природа регионов России. Итоговый урок. 2 65 Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Антропогенное воздействие на природу Антропогенное воздействие на природу Северной Осетии и ее охрана. Рациональное природопользование Экологическая ситуация в России. 66 67 знаний и умении Урок актуализации знаний и умений Урок повторения и обобщения Урок актуализации знаний и умений Урок актуализации знаний и умений Исследование Урок систематизации и обобщения знаний (игра) 1 Урок изучения нового материала 1 Практикум 1 Практикум 2021 г 2021 г &40, вопросы 30.04. 30.04. 2021 г 2021 г 07.05. 07.05. 2021 г 2021 г &41 14.05. 14.05. 2021 г 2021 г &42 17.05. 17.05. 2021 г 2021 г &43, повторен ие 17.05. 17.05. 2021 г 2021 г 21.05. 21.05. 2021 г 2021 г Человек и природа (4 часа) Природные условия и Знать: законы об охране ресурсы. Природный и природы; антропогенное экологический повоздействие на природу; тенциал России. Георациональное природографический фактор в пользование, особо охраразвитии общества. няемые территории, Антропогенное возпамятники Всемирного действие на природу. природного и культурного Рациональное приро- наследия в нашей стране. допользование. Особо Уметь: объяснять значение охраняемые природы в жизни и территории. деятельности человека, роль Памятники Всемирно- географической науки в го природного и куль- рациональном приро- &44, таблица &45 24.05. 2021 г 24.05. 2021 г § 18 24.05. 2021 г 24.05. 2021 г &46, &47 28.05. 2021 г 28.05. 2021 г 68 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Человек и природа 1 Урок турного наследия в систематизации нашей стране. и обобщения знаний (игра) допользовании; составлять географические прогнозы, анализировать экологические карты России, уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы 28.05. 2021 г 28.05. 2021 г