Рабочая программа учебного предмета История для 7 класса на 2023-2024 учебный год

2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Концепции нового
учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного
стандарта, а также Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования и федерального компонента государственных образовательных
стандартов основного общего образования. учебного плана МОУ «Лицей № 53».
Рабочая программа по истории 7 класс на 2020-2021 учебный год рассчитана на 68
часов, 2 часа в неделю. Сроки реализации программы – 1 год. Рабочая программа
ориентирована на учебники для 7 класса: 1) А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.
Ванюшкина, под редакцией А.А. Искендерова, Всеобщая история. История нового
времени, 7 класс, учебник, – М.: Просвещение, 2019 г.; 2) Н.М. Арсентьев, А. А. Данилов,
И.В. Курукин, А.Я. Токарева под редакцией А.В. Торкунова. История России XVI- XVII
веках. Учебник 7 класс в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2019 г.
Цели направлены
на формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории,
учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимости для понимания современного
места и роли России в мире, важности вклада каждого народа, его культуры в общую
историю страны и мировую историю;
на формирование личностной позиции по основным этапам развития российского
государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в школе:
формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской
идентичности ценностно-ориентированной личности
формирование

у

молодого

поколения

ориентиров

для

гражданской,

этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству
многонациональному

Российскому

государству,

в

соответствии

с

идеями

взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать
события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной

деятельности,

в

современном

поликультурном,

полиэтничном

и

многоконфессиональном обществе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименов
п/
п

1

Кол
Планируемые результаты (УУД)
-во
ание
предметные
мета предмет-ные
час.
разделов и на
Выпускник Выпускник
разд научится
получит
тем
.
возможность
научиться
Введение. 15
Целостным решать
Способности
Мир в
и
творческие
сознательно
нача ле
представле задачи,
органи зовывать и
нового
ниям об
представлять регулировать
времени.
историческ результаты
свою
Ве ликие
ом пути
своей
деятельность учеб
геогра
человечест деятельности ную,
фические
ва как
в различных
общественную и
открытия
необходим формах
др.; формирование
и их
ой основы
(сообщение,
и развитие основ
последст
для
эссе,
читательской
вия. Эпоха
миропоним презентация,
компетенции;выде
Возрожде
ания и
реферат и
лять главную и
ния.
познания
др.); опыту
избыточ ную
Реформ
современно проектной
инфор мацию,

личностные

сформирован
ность
познавательн
ых инте ресов
на основе
развития
интеллектуал
ьных и
творческих
способностей
учащихся;
самостоятель
ность в
приобретении
новых знаний

2

3

4
5

ация
Первые
революци
и Нового
вре мени.
Меж
дународны
е
отношени
я (борьба
за
первенств
о в Европе
и
колониях)
Традицион
ные
общества
Востока.
Начало
европейск
ой
колонизац
ии
Россия в
XVI веке
Смутное
время.
Россия
при
первых
Романовы
х

7

6

20
20

го
общества,
истории
собственно
й страны;
применять
понятийны
й аппарат
историческ
ого знания
и приѐмы
историческ
ого анализа
для
раскрытия
сущности и
значения
событий и
явлений
прошлого и
современно
сти в курсе
всеобщей
истории;
соотносить
историческ
ое время и
историческ
ое
пространст
во,
действия и
поступки
личностей
во времени
и
пространст
ве

деятельности
как особой
формы
учебной
работы,
способствую
щей
воспитанию
самостоятель
ности,
инициативнос
ти,
ответственнос
ти,
повышению
мотивации и
эффективност
и учебной
деятельности;

выполнять
смысловое
свѐртывание
выделен ных фак
тов,мыслей;предс
тавлять информа
цию в сжа той
словес ной форме;

и
практических
умений;
готовность к
выбору
жизненного
пути в соот
ветствии с
собственными
интер есами и
возмож
ностями;моти
вация
образовательн
ой
деятельности

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (34 часа)
№

Наименование

Кол-

Тесты

Итоговое

Практические Проектные

п/

1

2

3

4
5

во
тестирование
работы
час
на
разд.
Раздел I1. История Нового времени 1500-1800 (28 часов)
Введение. Мир в
1/14
2
начале нового
времени. Великие
географические
открытия и их
последствия. Эпоха
Возрождения.
Реформация
Первые революции
7
1
Нового времени.
Международные
отношения (борьба
за первенство в
Европе и колониях)
Традиционные
6
1
1
общества Востока.
Начало
европейской
колонизации
Раздел I. История России (всего 40 часов).
Россия в XVI веке
20
2
1
Смутное время.
20
3
1
1
Россия при первых
Романовых
разделов и тем

работы

1

-

1

1
2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 7 КЛАСС (34 часа)
№
п
/

Тема урока

Основные виды
учебной
деятельности

Возможные виды
самостоятельной
работы учащихся
(Домашнее задание)

Дата проведения
По
пла
ну

По факту

п
Раздел 2. История Нового времени 1500-1800 (28 часов)

7

7

«А

«Б

»
Выбирают наиболее
С.5-9
эффективные способы
решения задач,
контролируют и
оценивают процесс и
результат деятельности.
Научатся определять
термины: Новое время.
Получат возможность
научиться:
ориентироваться во
временных рамках
периода
Глава I. Мир в начале нового времени. Великие географические
открытия и их последствия. Эпоха Возрождения. Реформация
(14 часов)
2. Технические
Самостоятельно
§1
открытия и
выделяют и
выход к
формулируют
Мировому
познавательную цель.
океану
Получат возможность
научиться: извлекать
полезную информацию
из исторических
источников, на
основании карты
показывать территории,
открытые в данную
эпоху, объяснять
влияние
географических
открытий на
европейскую
экономику.
3.
Встреча
Самостоятельно
§2 работа с картой
миров.
выделяют и
Тест
Великие
формулируют
географичес
познавательную цель.
кие
Получат возможность
открытия и
научиться: извлекать
их
полезную информацию
последствия
из исторических
источников, на
основании карты
показывать территории,
открытые в данную
эпоху, объяснять
влияние
географических
открытий на
европейскую

1.

Вводный
урок: «От
Средневековь
я к Новому
времени»

»

4.

Усиление
королевской
власти в
XVI-XVIIвв.
Абсолютизм
в Европе

5.

Дух
предприним
ательства
преобразует
экономику

6.

Европейское
общество в
раннее
Новое время

экономику.
Самостоятельно
выделяют и
формулируют
познавательные цели,
используют общие
приемы решения задач.
Научатся определять
термины: абсолютная
монархия,
аристократия,
регентство.
Получат возможность
научиться: извлекать
необходимую
информацию из
исторического
источника, объяснять
зависимость
экономического
развития от формы
правления.
Формулируют
собственное мнение и
позицию.
Научатся определять
термины: монополия,
биржа, мануфактура,
капитал, капиталист,
наемные работники.
Получат возможность
научиться: выявлять
причины
возникновения
мануфактур, объяснять
предпосылки
формирования и
сущность
капиталистического
производства.
Ставят и формулируют
проблему урока,
самостоятельно
создают алгоритм
деятельности при
решении проблем.
Научатся определять
термины: откупщик,
талья, фермер, новое
дворянство,
огораживание, канон.
Получат возможность

§3 с.31

§4.

§5.

15.

11. 11. 15.

09

09

09

09

7.

8.

9.

научиться:
характеризовать
изменения в
социальной структуре
общества,
анализировать
источники.
Повседневн Ставят и формулируют
ая жизнь
проблему и цели урока;
осознанно и
произвольно строят
сообщения в устной и
письменной форме, в
том числе творческого
и исследовательского
характера.
Получат возможность
научиться:
характеризовать
изменения в
социальной структуре
общества,
анализировать
источники.
Великие
Получат возможность
гуманисты научиться: высказывать
Европы
суждения о значении
гуманизма и
Возрождения для
развития европейского
общества, делать
выводы о взаимосвязи в
развитии духовной и
материальной
культуры.
Мир
Договариваются о
художествен распределении функций
ной
и ролей в совместной
культуры
деятельности; задают
Возрождени вопросы, необходимые
я
для организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнером.
Получат возможность
научиться:
характеризовать
особенности
художественного
искусства эпохи
Возрождения, давать

С.59-68

С. 69-78

§6 с.78

10
.

Рождение
новой
европейской
науки

11
.

Начало
Реформации
в Европе.
Обновление
христианств
а

12
.

Распростран
ение
Реформации
в Европе.
Контррефор
мация

характеристику
деятелей искусства и
высказывать оценку их
творчества.
Принимают и
сохраняют учебную
задачу, планируют свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации, в том числе
во внутреннем плане.
Получат возможность
научиться:
систематизировать
полученные знания,
оценивать вклад
различных ученых в
развитие науки.
Планируют свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации, оценивают
правильность
выполнения действий.
Научатся определять
термины: Реформация,
революция,
религиозные войны,
лютеранство,
протестантизм, пастор.
Получат возможность
научиться: свободно
излагать
подготовленные
сообщения по теме,
сравнивать различные
религиозные течения.
Выбирают наиболее
эффективные способы
решения задач,
контролируют и
оценивают процесс и
результат деятельности.
Научатся определять
термины: кальвинизм,
пресвитер, иезуит,
контрреформация.
Получат возможность

С.94

§7

§8

13
.

14
.

15

научиться: объяснять
сущность кальвинизма,
давать оценку сущности
религиозных
конфликтов.
Королевская Ставят учебные задачи
власть и
на основе соотнесения
Реформация того, что уже известно
в Англии.
и усвоено, и того, что
Борьба за
еще неизвестно.
господство
Научатся определять
на морях
термины: англиканская
церковь, пуритане,
корсар, капер.
Получат возможность
научиться: сравнивать
Реформацию в
Германии и Англии,
англиканскую церковь с
католической,
анализировать
исторические
источники
Религиозны
Самостоятельно
е войны и
выделяют и
укрепление
формулируют
абсолютной
познавательные цели,
монархии во
используют общие
Франции
приемы решения задач.
Научатся определять
термины: эдикт,
гугенот, месса.
Получат возможность
научиться: проводить
сравнительный анализ,
извлекать информацию
из исторических
источников, составлять
характеристику
исторических деятелей.
Повторитель
ноИндивидуальная
обобщающи проектная деятельность
й урок по
теме
«Великие
географичес
кие
открытия и
их
последствия.
Эпоха

§9

§10
Тест

Проекты

Возрождени
я.
Реформация
»
Глава II. Первые революции Нового времени. Международные
отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (5
часов)
16 Освободител Ставят и формулируют
§11
. ьная война в
проблему урока,
Нидерланда
самостоятельно
х. Рождение
создают алгоритм
Республики
деятельности при
Соединенны
решении проблем.
х провинций
Научатся определять
термины: штатгальтер,
гѐзы, иконоборцы,
террор, уния,
революция.
Получат возможность
научиться:
использовать типовые
планы изучения
революций, работать с
документами и текстом
учебника.
17 Парламент
Ориентируются в
§12.
.
против
разнообразии способов
короля.
решения
Революция в познавательных задач,
Англии
выбирают наиболее
эффективные из них.
Научатся определять
термины: джентри,
гражданская война,
круглоголовые,
левеллеры, диггеры,
тори, виги,
парламентская
монархия
Получат возможность
научиться: называть
главные события
английской революции,
характеризовать
позиции участников
революции.
18
Путь к
Аргументируют свою
§13
. парламентск
позицию и
ой монархии
координируют ее с
позициями партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего

решения в совместной
деятельности. Получат
возможность научиться:
называть главные
события английской
революции,
характеризовать
позиции участников
революции.
19 Международ
Аргументируют свою
§14
.
ные
позицию и
отношения в
координируют ее с
XV-XVII вв. позициями партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в совместной
деятельности.
Получат возможность
научиться: объяснять
причины военных
конфликтов между
европейскими
государствами,
характеризовать ход
военных действий.
20 Повторитель
Тест
ноФронтальная.
обобщающи Тестирование по теме с
й урок по
привлечением карт и
теме «
источников
Первые
революции
Нового
времени.
Международ
ные
отношения»
Глава III. Традиционные общества Востока. Начало
европейской колонизации ( часов)
21 Блистательн Познакомятся с
С.192 повторить
.
ая Порта
особенностями
Английская
социального строя
буржуазная
военными действиями
революция :
Турции, что явилось
https://interneturok.ru/l
причинами упадка
esson/istoriya/7Османской империи
klass/angliyskayaСмотреть h
revolyutsiya-xviiHYPERLINK
veka/angliyskaya"https://interneturok.ru/le burzhuaznayasson/istoriya/7revolyutsiya-i-ee-itogi
klass/vseobschayaistoriya/osmanskaya-

13.
11

17.
11

22
.

23
.

24
.

25

imperiya-v-xvl-xvllvv"ttps://interneturok.ru/l
esson/istoriya/7klass/vseobschayaistoriya/osmanskayaimperiya-v-xvl-xvll-vv
Государства Ставят и формулируют
Востока:
проблему и цели урока;
традиционно осознанно и
е общество в произвольно строят
эпоху
сообщения в устной и
раннего
письменной форме, в
Нового
том числе творческого
времени.
и исследовательского
характера. Научатся
определять термины:
самурай,
конфуцианство,
буддизм, синтоизм,
могол, клан, сипай,
богдыхан, колонизация,
регламентация.
Государства Получат возможность
Востока.
научиться: раскрывать
Начало
особенности развития
европейской стран Востока в Новое
колонизации время, характеризовать
отношения европейской
и восточной
цивилизаций.
Повторитель Объяснять смысл
нопонятия Новое время.
обобщающи Раскрывать сущность
й урок по
происходящих в эту
курсу
эпоху изменений.
«История
Выделять и
Нового
характеризовать
времени.
основные общественноэкономические,
культурные и
политические
процессы. Сравнивать
отношения короля,
церкви и общества в
разные периоды Нового
времени. Объяснять,
какие процессы
способствовали
формированию
человека новой эпохи
Просвещения. .
Подготовка
Работа с карточками,

§15 Работать с
текстом
учебникаотвечать на
вопросы

§.16

27.
11

Тест Защищать
проекты,
представлять
презентации

картами,
иллюстрациями,
источниками
26 Повторитель Фронтальная
Итоговое
.
ноконтрольная работа по
тестирование
обобщающи теме с привлечением
й урок по
карт и источников
курсу
«История
Нового
времени
Раздел I. История России (всего 40 часов).
Глава IV. Россия в XVI веке (всего 20 часов).
27
Мир и
Актуализировать
§1. Работать с
.
Россия в
знания по истории
текстом учебника,
начале
Нового времени о
документами,
эпохи
Великих
предложенными в
Великих
географических
нѐм: находить
географичес
открытиях, их
главное, отвечать на
ких
предпосылках; Работать
вопросы
открытий
с исторической картой:
показывать пути
движения экспедиций
первооткрывателей;
показывать северные и
южные пути из Европы
в Индию;
аргументированно
выбирать наиболее
короткий и безопасный
показывать на карте
географические
объекты, открытые
поморами; Называть
последствия
географических
открытий, выделять
среди них
положительные и
отрицательные;
Работать с
иллюстративным
материалом учебника:
сравнивать корабли
поморов и каравеллы и
др.;
28 Территория,
Участвовать в
§2 отвечать на
.
население и определении проблемы
вопросы, делать
хозяйство
и постановке целей
выводы;
России в
урока;
- используя текст
начале XVI
Планировать свою
параграфа
в.
работу на уроке;
.

к ВПР

29
.

Формирован
ие единых
государств в
Европе и
России

Актуализировать
знания об основных
группах населения Руси
и России, их занятиях;
расселения казачества в
XVI в ;Раскрывать
смысл понятий:
казачество, реформа,
слобода, ярмарка и др,
анализировать
структуру городского
самоуправления в
указанный период;
Решать проблемные
задания;
Сравнивать положение
рядовых казаков и
атаманов (на основе
иллюстрации в
учебнике);
Устанавливать
причинно-следственные
связи (на основе
информации об
особенностях
земледелия в России и
природноклиматических
условиях еѐ
территории);
Участвовать в
определении проблемы
и постановке целей
урока;
Планировать свою
работу на уроке;
Актуализировать
знания по истории
Нового времени о
формировании единых
государств в Европе, об
особенностях
абсолютизма;
Показывать на карте
территорию России к
концу правления Ивана
III;
Раскрывать смысл
понятий: самодержавие,
крепостное право;
Рассказывать об
условиях жизни

§3. отвечать на
вопросы, делать
выводы;
- используя текст
параграфа.
историческую карту;

восточных славян,
используя текст и
иллюстрации в
учебнике,
Сравнивать
европейский
абсолютизм и
российское
самодержавие;
Работать с текстом
учебника, документами,
предложенными в нѐм:
называть характерные
черты военной
революции в Европе в
XV-XVI вв.;выделять
главное; соотносить
события российской и
европейской истории;
осуществлять
самооценку и
взаимооценку.
30 Повторитель
Самостоятельная
норабота
обобщающи
й урок по
теме
«Российское
государство
в
начале XVI
в»
31 Российское Боярская дума, дворяне,
.
государство
кормление, приказы и
в
др.; Высказывать и
первой трети
аргументировать
XVI в.
мнение о важности
Внешняя
закрепления за великим
политика
князем
Российского исключительного права
государства
чеканки монеты;
в первой
- на основе текста
трети XVI в.
составлять схему
управления Российским
государством в первой
трети XVI века.
Сравнивать российское
поместье и европейский
феод по предложенным
признакам.
Показывать на карте
территории, отошедшие

Тест

§4- §5 отвечать на
вопросы, делать
выводы;
используя текст
параграфа.
Показывать на карте
территории, России к
концу правления
ВасилияIII

32
.

Начало
правления
Ивана IV

33
.

Реформы
Избранной
Рады

к России в результате
войн с Великим
княжеством Литовским
в первой трети XVI в.;
Раскрывать смысл
понятий: сейм, острог;
на основе текста
заполнять таблицу
«Отношения с Литвой и
Ливонским орденом»;
Оценивать политику
Ивана III и Василия III
по отношению к
Казанскому ханству,
высказывать мнение о
целях действий
российских государей;
Высказывать мнение о
значении реформ Елены
Глинской для
централизации
государства, о
последствиях боярского
правления
аргументировать его;
Объяснять, почему
Земский собор 1549
года называют
«собором примирения»;
Формулировать и
аргументировать
суждение о том, как
борьба боярских
группировок за власть
могла отразиться на
личности Ивана IV
Участвовать в
определении проблемы
и постановке целей
урока;
Планировать свою
работу на уроке;
Раскрывать смысл
понятий: Земский
собор, Избранная Рада,
местничество,
сословнопредставительная
монархия, стрельцы;
Называть реформы
Избранной рады, их
даты (на основе работы

§6- Работать с
текстом учебника и
документов (Из
«Большой
челобитной И.
Пересветова», «Из
Домостроя», др.)
Показывать на карте
территорию России в
начале правления
Ивана IV

§6 отвечать на
вопросы, делать
выводы;
используя текст
параграфа, Работать с
текстом документа
«Из «Русской
истории в
жизнеописаниях еѐ
главнейших
деятелей» Н.И.
Костомарова» – с. 48
(анализировать,
отвечать на вопросы)

34
.

Государства
Поволжья,
Северного
Причерномо
рья, Сибири
в середине
XVI в.

с текстом учебника);
Выделять характерные
черты сословнопредставительной
монархии; Составлять
фишбоун «Россия –
централизованное
государство»;Давать
оценку значению
реформ Избранной
рады;
Высказывать мнение об
изменениях в войске
(на основе работы с
текстом и
иллюстрациями
учебника);
;Формулировать и
аргументировать
суждение о том, можно
ли Россию в период
правления Ивана IV
называть сословнопредставительной
монархией (используя
материалы рубрики
«Историки спорят» - с.
49-50); .
Участвовать в
определении проблемы
и постановке целей
урока;
Планировать свою
работу на уроке;
Раскрывать смысл
понятий: гарнизон,
гвардия и др.;
Работать с
исторической картой:
- показывать границы
Крымского,
Астраханского,
Казанского, сибирского
ханств в XVI в ;
- используя
современную
административнотерриториальную карту
России, назвать
регионы России,
которые сегодня
располагаются на

С.50 отвечать на
вопросы, делать
выводы;
используя текст
параграфа

19.
01

территориях бывших
казанского,
Астраханского,
Крымского ханств;
Участвовать в работе
группы (с текстом
учебника и
дополнительными
источниками
информации),
презентовать
результаты работы
группы, обсуждать их с
одноклассниками;
Осуществлять
самооценку и
взаимооценку.
35 Повторитель
Самостоятельная
.
норабота
обобщающи Проектная деятельность
й урок
«Государства
«Российское
Поволжья, Северного
государство
Причерноморья,
в
Сибири в середине XVI
первой трети
в.»
XVI в
36
Внешняя
Участвовать в
.
политика
определении проблемы
России во
и постановке целей
второй
урока;
половине
Планировать свою
XVI в.:
работу на уроке;
восточное и
Раскрывать смысл
южное
понятий: засечные
направления черты, ясак; Работать с
исторической картой:показывать походы
войск Ивана IV на
Казань и Астрахань;
составлять образный
рассказ о походе
русских войск на
Казань и еѐ взятии;
Соотносить
информацию параграфа
и документов с
иллюстрациями,
отвечать на вопросы,
делать выводы;
Осуществлять
рефлексию собственной
деятельности на уроке.

Тест
Защита проекта.

§7—8. Работать с
текстом учебника,
историческими
документами:
составлять сложный
план;
пользуясь текстом
параграфа и
дополнительными
источниками
информации

22.
01

26.
01

37
.

Внешняя
политика
России во
второй
половине
XVI в.:
отношения с
Западной
Европой,
Ливонская
война

38
.

Российское
общество
XVI в.:
«служилые»
и «тяглые»

39
.

Народы
России во
второй
половине
XVI в.

Работать
историческими
документами:
- сравнивать причины
военных действий
России против
Ливонского ордена и
татарских государств,
находить общее и
различное;
- показывать на карте
ход боевых действий в
Ливонской войне;
- на основании
дополнительных
источников
(документов) делать
выводы о
взаимоотношениях
России и европейских
государств;
Осуществлять
рефлексию собственной
деятельности на уроке.
Показывать на карте
территории, России к
концу правления
Василия III;Раскрывать
смысл понятий:
боярская дума, дворяне,
кормление, приказы и
др.; Высказывать и
аргументировать
мнение о важности
закрепления за великим
князем
исключительного права
чеканки монеты;
Сравнивать российское
поместье и европейский
феод по предложенным
признакам
Осуществлять
самооценку и
взаимооценку.
Участвовать в
определении проблемы
и постановке целей
урока;
Планировать свою
работу на уроке;
Высказывать и

§7—8. Работать с
исторической
картой:показывать
территорию России
после окончания
Ливонской войны,
Работать с текстом
учебника,историческ
ими документами:

29.

§9 Работать с текстом
учебника,
документами,
предложенными в
нѐм: отвечать на
вопросы, делать
выводы;- на основе
текста составлять
схему управления
Российским
государством в
первой трети XVI
века

02.

§9 Работать с текстом
учебника,
документами,
предложенными в
нѐм: отвечать на
вопросы

05.

01

02

02

40
.

Опричнина

аргументировать
мнение о целях и роли
распространения
христианства среди
присоединенных
народов;
Сравнивать процесс
распространения
христианства среди
населения земель,
присоединенных к
Российскому
государству в XVI в., с
Крещением Руси;
Находить в тексте
учебника информацию
о правах
нехристианского
населения в Российском
государстве в XVI в.,
делать выводы о…;
Участвовать в работе
группы (с текстом
учебника и
дополнительными
источниками
информации),
презентовать
результаты работы
группы, обсуждать их с
одноклассниками;
Осуществлять
самооценку и
взаимооценку.
Участвовать в
определении проблемы
и постановке целей
урока;
Планировать свою
работу на уроке;
Раскрывать смысл
понятий: опричнина,
земщина;
Высказывать и
аргументировать
мнение о причинах
введения опричнины;
Называть
хронологические рамки
опричнины;-показывать
на карте территории,
вошедшие в состав

§10. Работать с
исторической картой,
Работать с текстом
учебника,
документами,
предложенными в
нѐм: отвечать на
вопросы

09.
02

41
.

Итоги
царствовани
я Ивана IV

опричнины;
- используя карту,
сравнивать
расположение и
экономический
потенциал земель
опричнины и
земщины;делать
выводы;
Оценивать поступки
современников Ивана
Грозного (митрополита
Филиппа, Андрея
Курбского);
Называть и раскрывать
последствия опричнины
(на основе работы с
текстом учебника);
Осуществлять
самооценку и
взаимооценку.
Участвовать в
определении проблемы
и постановке целей
урока;
Планировать свою
работу на уроке;
Актуализировать
информацию о
деятельности Ивана
Грозного в разные
периоды правления;
Участвовать в
дискуссии (возможные
темы: «Итоги
царствования Ивана IV:
положительные или
отрицательные»; «Иван
IV: реформатор или
тиран» и др.):
- занимать
определенную позицию
в дискуссии;
- формулировать
суждения,
аргументировать их с
опорой на исторические
факты;
- формулировать
контраргументы;
- участвовать в
деятельности группы,

§10 Работать с
текстом учебника,
документами,
предложенными в
нѐм: отвечать на
вопросы

12.
02

т.д.осуществлять
самооценку и
взаимооценку.
42
Россия в
Используя карту,
. конце XVI в.
высказывать и
аргументировать
мнение о том, какое
государство было
главным соперником
России в борьбе за
выход к Балтийскому
морю;
Раскрывать смысл
понятий:
патриаршество,
«заповедные годы»,
«урочные
лета»;соотносить
события российской и
европейской
истории;Работая в
парах, давать оценку
личности Бориса
Годунова,
аргументировать
собственное
мнение;Осуществлять
самооценку и
взаимооценку.
43
Церковь и
Раскрывать смысл
.
государство
понятий: ереси,
в XVI в.
иосифляне,
нестяжатели;
Работать с текстом
учебника, документами,
предложенными в нѐм:
- отвечать на вопросы,
делать выводы;заполнять таблицу
«Иосифляне и
нестяжатели»;
Актуализировать
знания по Всеобщей
истории об
архитектурных
сооружениях иных
религий, сравнивать их
с христианскими
храмами;Высказывать и
аргументировать
мнение о важности для
светской власти

§11 Работать с
текстом учебника,
документами,
предложенными в
нѐм:
отвечать на вопросы

16.

§12. Работать с
текстом учебника,
документами,
предложенными в
нѐм: отвечать на
вопросы

19.

02

02

церковной
поддержки;Осуществля
ть самооценку и
взаимооценку.
44 Культура и
Участвовать в
Работать с текстом
.
народов
определении проблемы учебника,документам
России в
и постановке целей
и, предложенными в
XVI в.
урока;
нѐм: отвечать на
Планировать свою
вопросы, делать
работу на уроке;
выводы;составлять
Находить в учебнике
схему «Литературный
характерные черты
жанры XVI в»;
русской культуры в
XVI веке;
Называть последствия
изобретения
книгопечатания для
России и
мира;Соотносить
события российской и
европейской истории:
вычислять, сколько лет
прошло между
изобретением
книгопечатания в
Европе и появлением
его в России;
Устанавливать
причинно-следственные
связи между
укреплением
центральной власти в
России и развитием
архитектуры и
живописи
45 Повседневна
Участвовать в
Рассказывать о том,
.
я жизнь
определении проблемы
как складывалась
народов
и постановке целей
единая культура
России в
урока;
России
XVI в.
Планировать свою
работу на уроке;
Выделять общее и
особенное в фольклоре
различных народов
России;Сравнивать
повседневную жизнь
различных народов
России ;Приводить
примеры культурных
связей стран Европы и
России;Осуществлять
рефлексию собственной

26.
02

02.
03

46 Повторитель
.
нообобщающи
й урок по
теме
«Россия в
XVI в.»

деятельности на уроке.
Актуализировать и
систематизировать
информацию по
изученному
периодуХарактеризоват
ь особенности 16 века в
России: в политике,
экономике, социальной
жизни,
культуре;Высказывать
суждения о сходствах и
различиях истории 16
века России, Европы,
мира;Решать
проблемные
задания;Участвовать в
дидактической игре.

Подготовка к тесту
«Россия в XVI в.»
Практическая работа

47 Повторитель
Итоговый тест
ноСамостоятельная
обобщающи
работа по заданной
й урок по
теме
теме
«Россия в
XVI в.»
Глава V. Смутное время. Россия при первых Романовых(20
часов)
48 Внешнеполи
Участвовать в
§13.»;Работать с
.
тические
определении проблемы
текстом учебника,
связи России
и постановке целей
документами,
с Европой и
урока;
предложенными в
Азией в
Планировать свою
нѐм: отвечать на
конце XVI
работу на уроке;
вопросы
—начале
Показывать на карте
XVII в.
территорию России к
концу XVI — началу
XVII в.;Раскрывать
смысл понятий:
шляхта;Составлять
кластер «Внешняя
политика России в
конце XVI — начале
XVII в
, делать выводы.
Сравнивать политику
России в отношении
Крымского ханства и
Речи Посполитой,
делать выводы;
Высказывать и
аргументировать
оценочное мнение о

05.
03

09.
03

12.
03

49
.

Смута в
Российском
Государстве:
причин,
начало.
Борьба с
интервентам
и

50
.

Повторитель
нообобщающи
й урок
«Смута в
Российском
Государстве:
борьба с
интервентам
и»

роли казаков в обороне
южных границ России;
Осуществлять
самооценку и
взаимооценку.
Основные понятия
темы: Смута,
самозванство;
Показывать на карте
путь продвижения
Лжедмитрия I, район,
охваченный восстанием
под предводительством
И. Болотникова;
Называть причины и
предпосылки Смутного
времени;Высказывать
аргументированное
суждение о роли
боярства в
Смуте;Работать с
текстом учебника,
документами,
предложенными в нѐм:
- Осуществлять
самооценку
взаимооценку.
Показывать на карте
пути движения
интервентов по
территории России,
русские города и
монастыри, оказавшие
героическое
сопротивление
интервентам;
анализировать
высказывания
историков о причинах и
ходе Смуты
Самостоятельная
работа

§14-15 отвечать на
вопросы, делать
выводы;на основе
информации
учебника, используя
карту, строить
рассказ о восстании
И. Болотникова;

16.

Тест «Смута в
Российском
Государстве: борьба
с интервентами»

19.

03

03

51
.

52
.

Окончание
Смутного
времени

Участвовать в
определении проблемы
и постановке целей
урока;
Планировать свою
работу на уроке;
Раскрывать смысл
понятий: гетман,
семибоярщина;
Показывать на
исторической карте
путь следования
Второго ополчения к
Москве, высказывать
мнение о том, почему
он был таким;
Характеризовать
личность и
деятельность патриарха
Филарета;
Выделять главное в
тексте учебника (на
основе работы с
информацией о
Семибоярщине);Оценив
ать роль православной
церкви и патриарха
Гермогена в событиях
Смуты; Сравнивать
Первое и Второе
ополчения;Высказывать
и аргументировать
суждение о том, почему
4 ноября в России
отмечается День
народного единства
Осуществлять
рефлексию собственной
деятельности на уроке.
Экономичес
Раскрывать смысл
кое развитие
понятий:
России в
Всероссийский рынок,
XVII в.
мануфактура,
предприниматель,
промышленник;
Показывать на
исторической карте
регионы,
специализирующиеся
на производстве сукна,
кожи, соледобычи и
солеварении, т.д.;

§ 16 Работать с
текстом учебника,
документами,
предложенными в
нѐм:
- отвечать на
вопросы, делать
выводы;

23.

§17 Работать с
текстом учебника,
документами,
предложенными в
нѐм:
- отвечать на
вопросы;- делать
выводы об
особенностях
развития экономики
России в 17 веке;

02.

03

04

53
.

Россия при
первых
Романовых:
перемены в
государстве
нном
устройстве

Устанавливать
причинно-следственные
связи между
последствиями Смуты и
развитием экономики
России в 17 веке;
Сравнивать
мануфактуру и
ремесленную
мастерскую;
Объяснять значение
создания единого
Русского государства;
Высказывать и
аргументировать
мнение о причинах и
последствиях денежной
реформы 1654 года;
Соотносить события
российской и мировой
истории: сравнивать
экономическое
развитие России и
европейских государств
в 17 веке;
Осуществлять
рефлексию собственной
деятельности на уроке.
Участвовать в
определении проблемы
и постановке целей
урока;
Планировать свою
работу на уроке;
Составлять кластер
«Государственное
устройство России при
первых Романовых в 17
веке»
Раскрывать смысл
понятий: бюрократия,
воевода, даточные
люди, полки нового
строя, Соборное
Уложение;Сравнивать
роль Земских Соборов
при Михаиле
Федоровиче и Алексее
Михайловиче;
высказывать мнение о
причинах изменений;
Изучать отрывки из

§18 Работать с
текстом учебника,
документами,
предложенными в
нѐм:
- отвечать на
вопросы;- делать
выводы

06.
04

54
.

55
.

текста Соборного
Уложения 1649 г. и
использовать
содержащиеся в нем
сведения для рассказа
об изменениях в
положении крестьян;
Осуществлять
рефлексию собственной
деятельности на уроке.
Изменения в
Характеризовать
социальной
положение первого
структуре
сословия (феодалов) в
российского
социальной структуре
общества.
российского общества;
Народные
Высказывать мнение о
движения в
причинах изменения
XVII в.
положения дворянства;
Объяснять
происхождение слова
«крепостной»,
используя словарь;
Сравнивать положение
черносошных и
владельческих
крестьян; Показывать
на исторической карте
районы, охваченные
восстанием Степана
Разина, сопоставлять их
с районами восстания
Болотникова, делать
выводы;Называть
причины народных
выступлений в России в
17 веке .Составлять
рассказ о Соляном и
Медном бунтах (на
основе текста учебника
и видеофрагментов);
Выделять основные
этапы восстания С.
Разина, характеризовать
их;
Объяснять, почему 17
век называют
«бунташным»;
Повторитель
Самостоятельная
норабота
обобщающи
й урок
«Россия при

§19- §20 Работать с
текстом учебника,
документами,
Составлять схему
«Социальная
структура
российского
общества в 17 веке»;

09.

Тест «Россия при
первых Романовых»

13.

04

04

56
.

57
.

58
.

первых
Романовых»
Россия в
системе
Международ
-ных
отношений:
отношения
со странами
Европы

Выделять и объяснять
цели внешней политики
России на западном
направлении в 17 веке;
Актуализировать
знания о
взаимоотношениях
России с ВКЛ, а затем –
с Речью Посполитой;
Используя карту,
показывать территории,
присоединенные к
России в результате
Андрусовского
перемирия;
Осуществлять
самооценку и
взаимооценку.
Россия в
Выделять и объяснять
системе
цели внешней политики
Международ России на восточном
ных
направлении в 17 веке;
отношений: Продолжить составлять
отношения
кластер «Россия в
со странами
системе
исламского
международных
мира и с
отношений»;
Китаем
Используя карту,
рассказывать о ходе
русско-турецкой войны
1676-1681;
Показывать на карте
территории,
закрепленные за
Россией и Китаем по
Нерчинскому договору;
Осуществлять
самооценку и
взаимооценку.
«Под рукой»
Участвовать в
российского определении проблемы
государя:
и постановке целей
вхождение
урока;
Украины
Планировать свою
в состав
работу на уроке;
России
Актуализировать
знания о том, как
западные и югозападные русские земли
оказались в составе

§21 Работать с
учебником,
документами Начать
составлять кластер
«Россия в системе
международных
отношений»

16.

§22 Работать с
учебником ,с
документом, картой
отвечать на вопросы,
делать выводы

20.

§23 Работать с
учебником ,с
документом, картой
отвечать на вопросы,
делать выводы

23.

04

04

04

59
.

Русская
православна
я церковь в
XVII в.
Реформа
патриарха
Никона и
раскол

60
.

Русские
путешествен
ники и
первопроход
цы XVII в.

ВКЛ, а затем – Речи
Посполитой;
Показывать на карте
территории
Левобережной и
Правобережной
Украины, места
основных сражений
войск Богдана
Хмельницкого с Речью
Посполитой;
Выделять главное в
части параграфа, в
параграфе;
Называть причины
восстания Богдана
Хмельницкого
Называть причины
церковной
реформы;Раскрывать
смысл понятий: раскол,
старообрядчество;Объя
снять причины и суть
конфликта между
Никоном и Алексеем
Михайловичем (на
основе работы с
учебником);
Сравнивать и оценивать
личности Никона и
Аввакума;Представлять
и обосновывать оценку
значения церковного
раскола;Осуществлять
самооценку и
взаимооценку.
Показывать на карте
маршруты путешествий
Дежнѐва, Пояркова,
Хабарова, сравнивать
их;
Характеризовать
особенности
взаимоотношений
русских переселенцев с
местными племенами;
Создавать мини-проект
(на основе заданий из
раздела «Думаем,
сравниваем,
размышляем», темы –

§24 Работать с
учебником ,с
документом

27.

§25 Работать с
учебником ,с
документом

30.

04

04

61
.

Культура
народов
России в
XVII в.

62
.

Народы
России в
XVII в.
Cословный
быт и
картина
мира
русского
человека в
XVII в.

на выбор).
Участвовать в
определении проблемы
и постановке целей
урока;
Планировать свою
работу на уроке;
Называть характерные
черты шатрового стиля;
Высказывать мнение о
причинах развития
оборонного зодчества в
отдельных землях;
Проводить поиск
информации для
подготовки сообщений
(презентация) об
отдельных памятниках
культуры изучаемого
периода и их
создателях;
Осуществлять
рефлексию собственной
деятельности на уроке.
Участвовать в
определении проблемы
и постановке целей
урока;
Планировать свою
работу на уроке;
Сравнивать быт
российских царей и
западноевропейских
правителей данного
периода (на основе
информации учебника и
дополнительных
источников);
Участвовать в работе
группы (работая с
информацией о быте
различных сословий
русского общества
данного периода,
используя информацию
из исторических
источников («Описание
путешествия в
Московию и Персию»
А. Олеария, др.);
оформлять и
презентовать

§26 Работать с
учебником,с
документом.
Отвечать на вопросы

04.

С.81-88.С.103
Работать с учебником
,с документом.
Отвечать на вопросы

07.

05

05

63
.

64
.

65
.

66
.

67
68

результаты работы
группы; Осуществлять
самооценку и
взаимооценку.
Повседневна
Участвовать в работе
я жизнь
группы (работая с
народов
информацией о
Украины,
различных народах
Поволжья,
России, их
Сибири и
повседневной жизни);
Северного
оформлять и
Кавказа
презентовать
в XVII в.
результаты работы
группы;
Осуществлять
самооценку и
взаимооценку.
Повторитель
Актуализировать и
носистематизировать
обобщающи исторический материал
й урок по
по теме «Россия в XVII
теме
в.»;
«Россия
Характеризовать общие
в XVII в.»
черты и особенности
развития России и
Западной Европы в
XVII в. ;
Выполнять проблемные
задания по истории
России данного
периода;
Работать в
парах;Осуществлять
рефлексию собственной
деятельности на уроке.
Урок
Выполнять тестовые
контроля и контрольные задания по
коррекции
«Россия в XVII в.»4
знаний по
Осуществлять
теме
коррекцию знаний и
«Россия в
умений.
XVII в.»
Итоговое
Практическая работа по
повторение курсу «История России
и обобщение
в XVI - XVII вв.»;
по курсу
Принимать участие в
«Россия в
групповой работе по
XVI в.данному периоду;
XVIIв.»
Итоговое
Актуализировать и
повторение
систематизировать
исторический материал

С.113-122 Работать с
учебником ,с
документом.
Отвечать на вопросы

11.

Тест «Россия
в XVII в.»

14.

Итоговое
тестирование

18.

Повторение «Россия
в XVI в.XVIIв.»

21.

Проектная
деятельность

25.

05

05

05

05

05

по курсу «История
России в XVI - XVII
вв.»;
Защищать проекты по
курсу «История России
с древнейших времен
до конца
XVIв.»;Осуществлять
самооценку и
взаимооценку.
Итого: 68 часов

28.
05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».