2020-2021 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, а также Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования. учебного плана МОУ «Лицей № 53». Рабочая программа по истории 7 класс на 2020-2021 учебный год рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Сроки реализации программы – 1 год. Рабочая программа ориентирована на учебники для 7 класса: 1) А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, под редакцией А.А. Искендерова, Всеобщая история. История нового времени, 7 класс, учебник, – М.: Просвещение, 2019 г.; 2) Н.М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева под редакцией А.В. Торкунова. История России XVI- XVII веках. Учебник 7 класс в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2019 г. Цели направлены на формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимости для понимания современного места и роли России в мире, важности вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю; на формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Задачи изучения истории в школе: формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименов п/ п 1 Кол Планируемые результаты (УУД) -во ание предметные мета предмет-ные час. разделов и на Выпускник Выпускник разд научится получит тем . возможность научиться Введение. 15 Целостным решать Способности Мир в и творческие сознательно нача ле представле задачи, органи зовывать и нового ниям об представлять регулировать времени. историческ результаты свою Ве ликие ом пути своей деятельность учеб геогра человечест деятельности ную, фические ва как в различных общественную и открытия необходим формах др.; формирование и их ой основы (сообщение, и развитие основ последст для эссе, читательской вия. Эпоха миропоним презентация, компетенции;выде Возрожде ания и реферат и лять главную и ния. познания др.); опыту избыточ ную Реформ современно проектной инфор мацию, личностные сформирован ность познавательн ых инте ресов на основе развития интеллектуал ьных и творческих способностей учащихся; самостоятель ность в приобретении новых знаний 2 3 4 5 ация Первые революци и Нового вре мени. Меж дународны е отношени я (борьба за первенств о в Европе и колониях) Традицион ные общества Востока. Начало европейск ой колонизац ии Россия в XVI веке Смутное время. Россия при первых Романовы х 7 6 20 20 го общества, истории собственно й страны; применять понятийны й аппарат историческ ого знания и приѐмы историческ ого анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современно сти в курсе всеобщей истории; соотносить историческ ое время и историческ ое пространст во, действия и поступки личностей во времени и пространст ве деятельности как особой формы учебной работы, способствую щей воспитанию самостоятель ности, инициативнос ти, ответственнос ти, повышению мотивации и эффективност и учебной деятельности; выполнять смысловое свѐртывание выделен ных фак тов,мыслей;предс тавлять информа цию в сжа той словес ной форме; и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соот ветствии с собственными интер есами и возмож ностями;моти вация образовательн ой деятельности УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (34 часа) № Наименование Кол- Тесты Итоговое Практические Проектные п/ 1 2 3 4 5 во тестирование работы час на разд. Раздел I1. История Нового времени 1500-1800 (28 часов) Введение. Мир в 1/14 2 начале нового времени. Великие географические открытия и их последствия. Эпоха Возрождения. Реформация Первые революции 7 1 Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) Традиционные 6 1 1 общества Востока. Начало европейской колонизации Раздел I. История России (всего 40 часов). Россия в XVI веке 20 2 1 Смутное время. 20 3 1 1 Россия при первых Романовых разделов и тем работы 1 - 1 1 2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 7 КЛАСС (34 часа) № п / Тема урока Основные виды учебной деятельности Возможные виды самостоятельной работы учащихся (Домашнее задание) Дата проведения По пла ну По факту п Раздел 2. История Нового времени 1500-1800 (28 часов) 7 7 «А «Б » Выбирают наиболее С.5-9 эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Научатся определять термины: Новое время. Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках периода Глава I. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия и их последствия. Эпоха Возрождения. Реформация (14 часов) 2. Технические Самостоятельно §1 открытия и выделяют и выход к формулируют Мировому познавательную цель. океану Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, на основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику. 3. Встреча Самостоятельно §2 работа с картой миров. выделяют и Тест Великие формулируют географичес познавательную цель. кие Получат возможность открытия и научиться: извлекать их полезную информацию последствия из исторических источников, на основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую 1. Вводный урок: «От Средневековь я к Новому времени» » 4. Усиление королевской власти в XVI-XVIIвв. Абсолютизм в Европе 5. Дух предприним ательства преобразует экономику 6. Европейское общество в раннее Новое время экономику. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач. Научатся определять термины: абсолютная монархия, аристократия, регентство. Получат возможность научиться: извлекать необходимую информацию из исторического источника, объяснять зависимость экономического развития от формы правления. Формулируют собственное мнение и позицию. Научатся определять термины: монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталист, наемные работники. Получат возможность научиться: выявлять причины возникновения мануфактур, объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства. Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем. Научатся определять термины: откупщик, талья, фермер, новое дворянство, огораживание, канон. Получат возможность §3 с.31 §4. §5. 15. 11. 11. 15. 09 09 09 09 7. 8. 9. научиться: характеризовать изменения в социальной структуре общества, анализировать источники. Повседневн Ставят и формулируют ая жизнь проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Получат возможность научиться: характеризовать изменения в социальной структуре общества, анализировать источники. Великие Получат возможность гуманисты научиться: высказывать Европы суждения о значении гуманизма и Возрождения для развития европейского общества, делать выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры. Мир Договариваются о художествен распределении функций ной и ролей в совместной культуры деятельности; задают Возрождени вопросы, необходимые я для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Получат возможность научиться: характеризовать особенности художественного искусства эпохи Возрождения, давать С.59-68 С. 69-78 §6 с.78 10 . Рождение новой европейской науки 11 . Начало Реформации в Европе. Обновление христианств а 12 . Распростран ение Реформации в Европе. Контррефор мация характеристику деятелей искусства и высказывать оценку их творчества. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Получат возможность научиться: систематизировать полученные знания, оценивать вклад различных ученых в развитие науки. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий. Научатся определять термины: Реформация, революция, религиозные войны, лютеранство, протестантизм, пастор. Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать различные религиозные течения. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Научатся определять термины: кальвинизм, пресвитер, иезуит, контрреформация. Получат возможность С.94 §7 §8 13 . 14 . 15 научиться: объяснять сущность кальвинизма, давать оценку сущности религиозных конфликтов. Королевская Ставят учебные задачи власть и на основе соотнесения Реформация того, что уже известно в Англии. и усвоено, и того, что Борьба за еще неизвестно. господство Научатся определять на морях термины: англиканская церковь, пуритане, корсар, капер. Получат возможность научиться: сравнивать Реформацию в Германии и Англии, англиканскую церковь с католической, анализировать исторические источники Религиозны Самостоятельно е войны и выделяют и укрепление формулируют абсолютной познавательные цели, монархии во используют общие Франции приемы решения задач. Научатся определять термины: эдикт, гугенот, месса. Получат возможность научиться: проводить сравнительный анализ, извлекать информацию из исторических источников, составлять характеристику исторических деятелей. Повторитель ноИндивидуальная обобщающи проектная деятельность й урок по теме «Великие географичес кие открытия и их последствия. Эпоха §9 §10 Тест Проекты Возрождени я. Реформация » Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (5 часов) 16 Освободител Ставят и формулируют §11 . ьная война в проблему урока, Нидерланда самостоятельно х. Рождение создают алгоритм Республики деятельности при Соединенны решении проблем. х провинций Научатся определять термины: штатгальтер, гѐзы, иконоборцы, террор, уния, революция. Получат возможность научиться: использовать типовые планы изучения революций, работать с документами и текстом учебника. 17 Парламент Ориентируются в §12. . против разнообразии способов короля. решения Революция в познавательных задач, Англии выбирают наиболее эффективные из них. Научатся определять термины: джентри, гражданская война, круглоголовые, левеллеры, диггеры, тори, виги, парламентская монархия Получат возможность научиться: называть главные события английской революции, характеризовать позиции участников революции. 18 Путь к Аргументируют свою §13 . парламентск позицию и ой монархии координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Получат возможность научиться: называть главные события английской революции, характеризовать позиции участников революции. 19 Международ Аргументируют свою §14 . ные позицию и отношения в координируют ее с XV-XVII вв. позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Получат возможность научиться: объяснять причины военных конфликтов между европейскими государствами, характеризовать ход военных действий. 20 Повторитель Тест ноФронтальная. обобщающи Тестирование по теме с й урок по привлечением карт и теме « источников Первые революции Нового времени. Международ ные отношения» Глава III. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации ( часов) 21 Блистательн Познакомятся с С.192 повторить . ая Порта особенностями Английская социального строя буржуазная военными действиями революция : Турции, что явилось https://interneturok.ru/l причинами упадка esson/istoriya/7Османской империи klass/angliyskayaСмотреть h revolyutsiya-xviiHYPERLINK veka/angliyskaya"https://interneturok.ru/le burzhuaznayasson/istoriya/7revolyutsiya-i-ee-itogi klass/vseobschayaistoriya/osmanskaya- 13. 11 17. 11 22 . 23 . 24 . 25 imperiya-v-xvl-xvllvv"ttps://interneturok.ru/l esson/istoriya/7klass/vseobschayaistoriya/osmanskayaimperiya-v-xvl-xvll-vv Государства Ставят и формулируют Востока: проблему и цели урока; традиционно осознанно и е общество в произвольно строят эпоху сообщения в устной и раннего письменной форме, в Нового том числе творческого времени. и исследовательского характера. Научатся определять термины: самурай, конфуцианство, буддизм, синтоизм, могол, клан, сипай, богдыхан, колонизация, регламентация. Государства Получат возможность Востока. научиться: раскрывать Начало особенности развития европейской стран Востока в Новое колонизации время, характеризовать отношения европейской и восточной цивилизаций. Повторитель Объяснять смысл нопонятия Новое время. обобщающи Раскрывать сущность й урок по происходящих в эту курсу эпоху изменений. «История Выделять и Нового характеризовать времени. основные общественноэкономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Нового времени. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи Просвещения. . Подготовка Работа с карточками, §15 Работать с текстом учебникаотвечать на вопросы §.16 27. 11 Тест Защищать проекты, представлять презентации картами, иллюстрациями, источниками 26 Повторитель Фронтальная Итоговое . ноконтрольная работа по тестирование обобщающи теме с привлечением й урок по карт и источников курсу «История Нового времени Раздел I. История России (всего 40 часов). Глава IV. Россия в XVI веке (всего 20 часов). 27 Мир и Актуализировать §1. Работать с . Россия в знания по истории текстом учебника, начале Нового времени о документами, эпохи Великих предложенными в Великих географических нѐм: находить географичес открытиях, их главное, отвечать на ких предпосылках; Работать вопросы открытий с исторической картой: показывать пути движения экспедиций первооткрывателей; показывать северные и южные пути из Европы в Индию; аргументированно выбирать наиболее короткий и безопасный показывать на карте географические объекты, открытые поморами; Называть последствия географических открытий, выделять среди них положительные и отрицательные; Работать с иллюстративным материалом учебника: сравнивать корабли поморов и каравеллы и др.; 28 Территория, Участвовать в §2 отвечать на . население и определении проблемы вопросы, делать хозяйство и постановке целей выводы; России в урока; - используя текст начале XVI Планировать свою параграфа в. работу на уроке; . к ВПР 29 . Формирован ие единых государств в Европе и России Актуализировать знания об основных группах населения Руси и России, их занятиях; расселения казачества в XVI в ;Раскрывать смысл понятий: казачество, реформа, слобода, ярмарка и др, анализировать структуру городского самоуправления в указанный период; Решать проблемные задания; Сравнивать положение рядовых казаков и атаманов (на основе иллюстрации в учебнике); Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об особенностях земледелия в России и природноклиматических условиях еѐ территории); Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания по истории Нового времени о формировании единых государств в Европе, об особенностях абсолютизма; Показывать на карте территорию России к концу правления Ивана III; Раскрывать смысл понятий: самодержавие, крепостное право; Рассказывать об условиях жизни §3. отвечать на вопросы, делать выводы; - используя текст параграфа. историческую карту; восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, Сравнивать европейский абсолютизм и российское самодержавие; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нѐм: называть характерные черты военной революции в Европе в XV-XVI вв.;выделять главное; соотносить события российской и европейской истории; осуществлять самооценку и взаимооценку. 30 Повторитель Самостоятельная норабота обобщающи й урок по теме «Российское государство в начале XVI в» 31 Российское Боярская дума, дворяне, . государство кормление, приказы и в др.; Высказывать и первой трети аргументировать XVI в. мнение о важности Внешняя закрепления за великим политика князем Российского исключительного права государства чеканки монеты; в первой - на основе текста трети XVI в. составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века. Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам. Показывать на карте территории, отошедшие Тест §4- §5 отвечать на вопросы, делать выводы; используя текст параграфа. Показывать на карте территории, России к концу правления ВасилияIII 32 . Начало правления Ивана IV 33 . Реформы Избранной Рады к России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в.; Раскрывать смысл понятий: сейм, острог; на основе текста заполнять таблицу «Отношения с Литвой и Ливонским орденом»; Оценивать политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству, высказывать мнение о целях действий российских государей; Высказывать мнение о значении реформ Елены Глинской для централизации государства, о последствиях боярского правления аргументировать его; Объяснять, почему Земский собор 1549 года называют «собором примирения»; Формулировать и аргументировать суждение о том, как борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности Ивана IV Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Земский собор, Избранная Рада, местничество, сословнопредставительная монархия, стрельцы; Называть реформы Избранной рады, их даты (на основе работы §6- Работать с текстом учебника и документов (Из «Большой челобитной И. Пересветова», «Из Домостроя», др.) Показывать на карте территорию России в начале правления Ивана IV §6 отвечать на вопросы, делать выводы; используя текст параграфа, Работать с текстом документа «Из «Русской истории в жизнеописаниях еѐ главнейших деятелей» Н.И. Костомарова» – с. 48 (анализировать, отвечать на вопросы) 34 . Государства Поволжья, Северного Причерномо рья, Сибири в середине XVI в. с текстом учебника); Выделять характерные черты сословнопредставительной монархии; Составлять фишбоун «Россия – централизованное государство»;Давать оценку значению реформ Избранной рады; Высказывать мнение об изменениях в войске (на основе работы с текстом и иллюстрациями учебника); ;Формулировать и аргументировать суждение о том, можно ли Россию в период правления Ивана IV называть сословнопредставительной монархией (используя материалы рубрики «Историки спорят» - с. 49-50); . Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: гарнизон, гвардия и др.; Работать с исторической картой: - показывать границы Крымского, Астраханского, Казанского, сибирского ханств в XVI в ; - используя современную административнотерриториальную карту России, назвать регионы России, которые сегодня располагаются на С.50 отвечать на вопросы, делать выводы; используя текст параграфа 19. 01 территориях бывших казанского, Астраханского, Крымского ханств; Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками; Осуществлять самооценку и взаимооценку. 35 Повторитель Самостоятельная . норабота обобщающи Проектная деятельность й урок «Государства «Российское Поволжья, Северного государство Причерноморья, в Сибири в середине XVI первой трети в.» XVI в 36 Внешняя Участвовать в . политика определении проблемы России во и постановке целей второй урока; половине Планировать свою XVI в.: работу на уроке; восточное и Раскрывать смысл южное понятий: засечные направления черты, ясак; Работать с исторической картой:показывать походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань; составлять образный рассказ о походе русских войск на Казань и еѐ взятии; Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Тест Защита проекта. §7—8. Работать с текстом учебника, историческими документами: составлять сложный план; пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации 22. 01 26. 01 37 . Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война 38 . Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» 39 . Народы России во второй половине XVI в. Работать историческими документами: - сравнивать причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств, находить общее и различное; - показывать на карте ход боевых действий в Ливонской войне; - на основании дополнительных источников (документов) делать выводы о взаимоотношениях России и европейских государств; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III;Раскрывать смысл понятий: боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.; Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты; Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам Осуществлять самооценку и взаимооценку. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Высказывать и §7—8. Работать с исторической картой:показывать территорию России после окончания Ливонской войны, Работать с текстом учебника,историческ ими документами: 29. §9 Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нѐм: отвечать на вопросы, делать выводы;- на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века 02. §9 Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нѐм: отвечать на вопросы 05. 01 02 02 40 . Опричнина аргументировать мнение о целях и роли распространения христианства среди присоединенных народов; Сравнивать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к Российскому государству в XVI в., с Крещением Руси; Находить в тексте учебника информацию о правах нехристианского населения в Российском государстве в XVI в., делать выводы о…; Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками; Осуществлять самооценку и взаимооценку. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина; Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины; Называть хронологические рамки опричнины;-показывать на карте территории, вошедшие в состав §10. Работать с исторической картой, Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нѐм: отвечать на вопросы 09. 02 41 . Итоги царствовани я Ивана IV опричнины; - используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины;делать выводы; Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского); Называть и раскрывать последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника); Осуществлять самооценку и взаимооценку. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать информацию о деятельности Ивана Грозного в разные периоды правления; Участвовать в дискуссии (возможные темы: «Итоги царствования Ивана IV: положительные или отрицательные»; «Иван IV: реформатор или тиран» и др.): - занимать определенную позицию в дискуссии; - формулировать суждения, аргументировать их с опорой на исторические факты; - формулировать контраргументы; - участвовать в деятельности группы, §10 Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нѐм: отвечать на вопросы 12. 02 т.д.осуществлять самооценку и взаимооценку. 42 Россия в Используя карту, . конце XVI в. высказывать и аргументировать мнение о том, какое государство было главным соперником России в борьбе за выход к Балтийскому морю; Раскрывать смысл понятий: патриаршество, «заповедные годы», «урочные лета»;соотносить события российской и европейской истории;Работая в парах, давать оценку личности Бориса Годунова, аргументировать собственное мнение;Осуществлять самооценку и взаимооценку. 43 Церковь и Раскрывать смысл . государство понятий: ереси, в XVI в. иосифляне, нестяжатели; Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нѐм: - отвечать на вопросы, делать выводы;заполнять таблицу «Иосифляне и нестяжатели»; Актуализировать знания по Всеобщей истории об архитектурных сооружениях иных религий, сравнивать их с христианскими храмами;Высказывать и аргументировать мнение о важности для светской власти §11 Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нѐм: отвечать на вопросы 16. §12. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нѐм: отвечать на вопросы 19. 02 02 церковной поддержки;Осуществля ть самооценку и взаимооценку. 44 Культура и Участвовать в Работать с текстом . народов определении проблемы учебника,документам России в и постановке целей и, предложенными в XVI в. урока; нѐм: отвечать на Планировать свою вопросы, делать работу на уроке; выводы;составлять Находить в учебнике схему «Литературный характерные черты жанры XVI в»; русской культуры в XVI веке; Называть последствия изобретения книгопечатания для России и мира;Соотносить события российской и европейской истории: вычислять, сколько лет прошло между изобретением книгопечатания в Европе и появлением его в России; Устанавливать причинно-следственные связи между укреплением центральной власти в России и развитием архитектуры и живописи 45 Повседневна Участвовать в Рассказывать о том, . я жизнь определении проблемы как складывалась народов и постановке целей единая культура России в урока; России XVI в. Планировать свою работу на уроке; Выделять общее и особенное в фольклоре различных народов России;Сравнивать повседневную жизнь различных народов России ;Приводить примеры культурных связей стран Европы и России;Осуществлять рефлексию собственной 26. 02 02. 03 46 Повторитель . нообобщающи й урок по теме «Россия в XVI в.» деятельности на уроке. Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периодуХарактеризоват ь особенности 16 века в России: в политике, экономике, социальной жизни, культуре;Высказывать суждения о сходствах и различиях истории 16 века России, Европы, мира;Решать проблемные задания;Участвовать в дидактической игре. Подготовка к тесту «Россия в XVI в.» Практическая работа 47 Повторитель Итоговый тест ноСамостоятельная обобщающи работа по заданной й урок по теме теме «Россия в XVI в.» Глава V. Смутное время. Россия при первых Романовых(20 часов) 48 Внешнеполи Участвовать в §13.»;Работать с . тические определении проблемы текстом учебника, связи России и постановке целей документами, с Европой и урока; предложенными в Азией в Планировать свою нѐм: отвечать на конце XVI работу на уроке; вопросы —начале Показывать на карте XVII в. территорию России к концу XVI — началу XVII в.;Раскрывать смысл понятий: шляхта;Составлять кластер «Внешняя политика России в конце XVI — начале XVII в , делать выводы. Сравнивать политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой, делать выводы; Высказывать и аргументировать оценочное мнение о 05. 03 09. 03 12. 03 49 . Смута в Российском Государстве: причин, начало. Борьба с интервентам и 50 . Повторитель нообобщающи й урок «Смута в Российском Государстве: борьба с интервентам и» роли казаков в обороне южных границ России; Осуществлять самооценку и взаимооценку. Основные понятия темы: Смута, самозванство; Показывать на карте путь продвижения Лжедмитрия I, район, охваченный восстанием под предводительством И. Болотникова; Называть причины и предпосылки Смутного времени;Высказывать аргументированное суждение о роли боярства в Смуте;Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нѐм: - Осуществлять самооценку взаимооценку. Показывать на карте пути движения интервентов по территории России, русские города и монастыри, оказавшие героическое сопротивление интервентам; анализировать высказывания историков о причинах и ходе Смуты Самостоятельная работа §14-15 отвечать на вопросы, делать выводы;на основе информации учебника, используя карту, строить рассказ о восстании И. Болотникова; 16. Тест «Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами» 19. 03 03 51 . 52 . Окончание Смутного времени Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: гетман, семибоярщина; Показывать на исторической карте путь следования Второго ополчения к Москве, высказывать мнение о том, почему он был таким; Характеризовать личность и деятельность патриарха Филарета; Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Семибоярщине);Оценив ать роль православной церкви и патриарха Гермогена в событиях Смуты; Сравнивать Первое и Второе ополчения;Высказывать и аргументировать суждение о том, почему 4 ноября в России отмечается День народного единства Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Экономичес Раскрывать смысл кое развитие понятий: России в Всероссийский рынок, XVII в. мануфактура, предприниматель, промышленник; Показывать на исторической карте регионы, специализирующиеся на производстве сукна, кожи, соледобычи и солеварении, т.д.; § 16 Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нѐм: - отвечать на вопросы, делать выводы; 23. §17 Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нѐм: - отвечать на вопросы;- делать выводы об особенностях развития экономики России в 17 веке; 02. 03 04 53 . Россия при первых Романовых: перемены в государстве нном устройстве Устанавливать причинно-следственные связи между последствиями Смуты и развитием экономики России в 17 веке; Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую; Объяснять значение создания единого Русского государства; Высказывать и аргументировать мнение о причинах и последствиях денежной реформы 1654 года; Соотносить события российской и мировой истории: сравнивать экономическое развитие России и европейских государств в 17 веке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Составлять кластер «Государственное устройство России при первых Романовых в 17 веке» Раскрывать смысл понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, полки нового строя, Соборное Уложение;Сравнивать роль Земских Соборов при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче; высказывать мнение о причинах изменений; Изучать отрывки из §18 Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нѐм: - отвечать на вопросы;- делать выводы 06. 04 54 . 55 . текста Соборного Уложения 1649 г. и использовать содержащиеся в нем сведения для рассказа об изменениях в положении крестьян; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Изменения в Характеризовать социальной положение первого структуре сословия (феодалов) в российского социальной структуре общества. российского общества; Народные Высказывать мнение о движения в причинах изменения XVII в. положения дворянства; Объяснять происхождение слова «крепостной», используя словарь; Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян; Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Степана Разина, сопоставлять их с районами восстания Болотникова, делать выводы;Называть причины народных выступлений в России в 17 веке .Составлять рассказ о Соляном и Медном бунтах (на основе текста учебника и видеофрагментов); Выделять основные этапы восстания С. Разина, характеризовать их; Объяснять, почему 17 век называют «бунташным»; Повторитель Самостоятельная норабота обобщающи й урок «Россия при §19- §20 Работать с текстом учебника, документами, Составлять схему «Социальная структура российского общества в 17 веке»; 09. Тест «Россия при первых Романовых» 13. 04 04 56 . 57 . 58 . первых Романовых» Россия в системе Международ -ных отношений: отношения со странами Европы Выделять и объяснять цели внешней политики России на западном направлении в 17 веке; Актуализировать знания о взаимоотношениях России с ВКЛ, а затем – с Речью Посполитой; Используя карту, показывать территории, присоединенные к России в результате Андрусовского перемирия; Осуществлять самооценку и взаимооценку. Россия в Выделять и объяснять системе цели внешней политики Международ России на восточном ных направлении в 17 веке; отношений: Продолжить составлять отношения кластер «Россия в со странами системе исламского международных мира и с отношений»; Китаем Используя карту, рассказывать о ходе русско-турецкой войны 1676-1681; Показывать на карте территории, закрепленные за Россией и Китаем по Нерчинскому договору; Осуществлять самооценку и взаимооценку. «Под рукой» Участвовать в российского определении проблемы государя: и постановке целей вхождение урока; Украины Планировать свою в состав работу на уроке; России Актуализировать знания о том, как западные и югозападные русские земли оказались в составе §21 Работать с учебником, документами Начать составлять кластер «Россия в системе международных отношений» 16. §22 Работать с учебником ,с документом, картой отвечать на вопросы, делать выводы 20. §23 Работать с учебником ,с документом, картой отвечать на вопросы, делать выводы 23. 04 04 04 59 . Русская православна я церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол 60 . Русские путешествен ники и первопроход цы XVII в. ВКЛ, а затем – Речи Посполитой; Показывать на карте территории Левобережной и Правобережной Украины, места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой; Выделять главное в части параграфа, в параграфе; Называть причины восстания Богдана Хмельницкого Называть причины церковной реформы;Раскрывать смысл понятий: раскол, старообрядчество;Объя снять причины и суть конфликта между Никоном и Алексеем Михайловичем (на основе работы с учебником); Сравнивать и оценивать личности Никона и Аввакума;Представлять и обосновывать оценку значения церковного раскола;Осуществлять самооценку и взаимооценку. Показывать на карте маршруты путешествий Дежнѐва, Пояркова, Хабарова, сравнивать их; Характеризовать особенности взаимоотношений русских переселенцев с местными племенами; Создавать мини-проект (на основе заданий из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем», темы – §24 Работать с учебником ,с документом 27. §25 Работать с учебником ,с документом 30. 04 04 61 . Культура народов России в XVII в. 62 . Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. на выбор). Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Называть характерные черты шатрового стиля; Высказывать мнение о причинах развития оборонного зодчества в отдельных землях; Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников); Участвовать в работе группы (работая с информацией о быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.); оформлять и презентовать §26 Работать с учебником,с документом. Отвечать на вопросы 04. С.81-88.С.103 Работать с учебником ,с документом. Отвечать на вопросы 07. 05 05 63 . 64 . 65 . 66 . 67 68 результаты работы группы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. Повседневна Участвовать в работе я жизнь группы (работая с народов информацией о Украины, различных народах Поволжья, России, их Сибири и повседневной жизни); Северного оформлять и Кавказа презентовать в XVII в. результаты работы группы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. Повторитель Актуализировать и носистематизировать обобщающи исторический материал й урок по по теме «Россия в XVII теме в.»; «Россия Характеризовать общие в XVII в.» черты и особенности развития России и Западной Европы в XVII в. ; Выполнять проблемные задания по истории России данного периода; Работать в парах;Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Урок Выполнять тестовые контроля и контрольные задания по коррекции «Россия в XVII в.»4 знаний по Осуществлять теме коррекцию знаний и «Россия в умений. XVII в.» Итоговое Практическая работа по повторение курсу «История России и обобщение в XVI - XVII вв.»; по курсу Принимать участие в «Россия в групповой работе по XVI в.данному периоду; XVIIв.» Итоговое Актуализировать и повторение систематизировать исторический материал С.113-122 Работать с учебником ,с документом. Отвечать на вопросы 11. Тест «Россия в XVII в.» 14. Итоговое тестирование 18. Повторение «Россия в XVI в.XVIIв.» 21. Проектная деятельность 25. 05 05 05 05 05 по курсу «История России в XVI - XVII вв.»; Защищать проекты по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIв.»;Осуществлять самооценку и взаимооценку. Итого: 68 часов 28. 05