Рабочая программа учебного предмета "ИЗО" для 4 класса на 2023-2024 учебный год

1

АННОТАЦИЯ
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное
искусство1-4 классы». Она соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего
138 часов. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах – 34 ч в год.

Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, которая состоит из следующих разделов: статуса документа: общей характеристики
курса; описания места предмета в учебном плане; описания ценностных ориентиров содержания учебного предмета; планируемых результатов
(личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся); содержания курса, учебно-методического и материально-технического обеспечения;
календарно-тематического планирования.

Срок реализации программы 4 года.

2

СОДЕРЖАНИЕ
Титульный лист…………………………………………………………………………стр.
Паспорт…………………………………………………………………………………..стр.
Пояснительная записка………………………………………………………………….стр.
Учебно-методический комплект………………………………………………………..стр.
Общая характеристика учебного предмета…………………………………………….стр.
Место курса в учебном плане…………………………………………………………...стр.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………………....стр.
Содержание учебного предмета, курса…………………………………………………стр.
Календарно-тематическое планирование 4 класс…………………………………..…стр.
Дополнительные обобщающие материалы………………………………………….…стр.
Материально- техническое обеспечение………………………………………………стр.
Контрольно-измерительные материалы……………………………………………….стр.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусствуразработана в соответствии
- Федерального Закона от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и
науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями(приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в
пункт 16,19.1,19.7,19.10,19.11 ФГОС НОО»));
-Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373.
- Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Основной образовательной программы МБОУ СОШ №1 г.Моздок,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- планируемых результатов начального общего образования,
- на основе УМК «Школа России».
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие
способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших
школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными
учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами
художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности
помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим
людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует
необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания
выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к
художественному творчеству.
4

Цель программы:
•
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных
поколениями;
•
формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка;
•
формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения
опыта художественной культуры.
Задачи:
1)
постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями;
2)
развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства (только в единстве восприятия произведений
искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей);
3)
развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни;
4)
развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к
реальности;
5)
развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
УМК:
1. Плешаков А. А., Школа России. Концепция и программы для начальной школы. В 2ч- Ч.2. М.:Просвещение, 2012
2. Шампарова Л. В., Изобразительное искусство. 1-4 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского. –М.:Просвещение, 2012
3. Неменский, Б.М., Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя. М.: Просвещение,2013
4. Коротеева , Е.И., Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы. М.: Просвещение,2010
5.Л.А. Неменская «Изобразительное искусство» Учебник: 1 класс.
6.Л.А. Неменская «Твоя мастерская» Рабочая тетрадь 1 класс
7.Л.А. Неменская «Изобразительное искусство» Учебник: 2 класс.
8..Л.А. Неменская «Твоя мастерская» Рабочая тетрадь 2 класс
5

9. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник: 3 класс. М.:
Просвещение, 2014.
10. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник: 4 класс. М.: Просвещение, 2014.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как
неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности
человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости
на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на
основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта,
разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы
обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир
человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической,
деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоциональнонравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска
человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных
условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи
с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия —
часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие
всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка —
главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в
зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
—
изобразительная художественная деятельность;
—
декоративная художественная деятельность;
6

—
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для
детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное
практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это
художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание
предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в
жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера
Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни,
более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом
этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественноэмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их
решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира,
произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок
выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные
материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы),
инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности
стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства.
Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного
художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со
словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания
окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в
явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение
к реальности.
7

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира
являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения
мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом
этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественноэмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре
программы.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков
коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для
общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, пони-мать друг друга, с
уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в
своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия,
когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по
памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение
работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор
иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной
выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются
учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения
человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями
архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт
творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках
работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
8

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств,
отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство
своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира.
Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь
являются базисом формируемогомироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка —
главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания
окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих
внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной
форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реаль-ной
жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в
искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для
этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному
уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как
собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных
критериев жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
•
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
•
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
•
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
•
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
9

•
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
•
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
•
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством
учителя;
•
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
•
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
•
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
•
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
•
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
•
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
•
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
•
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
•
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
•
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
•
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
•
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном
развитии человека;
•
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
•
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
•
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании)
•
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);
10

•
•
•
•

понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
•
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
•
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Планируемые результаты
В результате изучения искусства у обучающихся:
 будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в
общении с искусством;
 начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться
основы анализа произведения искусства;
 сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру,
художественный вкус;
 появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие,
открытость миру, диалогичность;
 установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся
конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных
традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
 будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и
национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства;
смогут понимать образную природу искусства;
давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание курса.
КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства (8ч)
Тема: Пейзаж родной земли
11

Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различныхпейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие
природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.
Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в
понимании красоты природы.
Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.
Тема: Деревня - деревянный мир
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.
Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о
порядке и устройстве мира.
Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов.
Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.
Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.
Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы и т.д. Деревянная храмовая архитектура. Красота русского
деревянного зодчества.
Тема: Красота человека
Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.
Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.
Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об
устройстве мира.
Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение
в народном костюме.
Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3.Серебрякова, Б.
Кустодиев).
Образ труда в народной культуре.Воспевание труда в произведениях русских художников.
Тема: Народные праздники (обобщение темы)
Праздник — народный образ радости и счастливой жизни.
Роль традиционных народных праздников в жизни людей.
Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.
Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон.Ф Малявин и др.)
Древние города нашей земли (7ч)
Тема: Родной угол
12

Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему.
Крепостные стены и башни. Въездные ворота.
Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие.
Знакомство с картинами русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, С. Рябушкин и др.).
Тема: Древние соборы
Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства.
Собор — архитектурный и смысловой центр города.
Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании
храма. Соотношение пропорций и
Ритм объѐмов в организации пространства.
Тема: Города Русской земли
Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их
соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов.
Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурнопредметной среде. Единство конструкции и декора.
Тема: Древнерусские воины-защитники
Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде,
символические значения орнаментов.
Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.
Тема: Новгород, Псков, Владимир и Суздаль. Москва.
Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или
других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.
Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.
Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в
Коломенском. Памятники архитектуры в других городах.
Тема: Узорочье теремов
Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы,
боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.
Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений.
Тема: Пир в теремных палатах (обобщение темы)
Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
13

Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы,
прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.
Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.
Значение старинной архитектуры для современного человека.
Каждый народ – художник (11ч)
Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир.
Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте
деталей, их многозначность и символический смысл.
Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.
Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.
Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.
Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.
Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к
индивидуальности лица. Графичность.хрупкость иритмическая асимметрия - характерные особенности японского искусства.
Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Тема: Народы гор и степей
Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с
природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира.
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей;
костюм и орнаменты.
Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и
кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.
Тема: Города в пустыне
Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный
строительный материал. Крепостные стены.
Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход портал. Минареты. Мавзолеи.
Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.
Торговая площадь — самое многолюдное место города.
14

Тема: Древняя Эллада
Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.
Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека:
красота его тела, смелость, воля и сила разума.
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа.
Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех
видов искусств в едином ансамбле.
Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в образе построек.
Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком —
особенность миропонимания.
Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни.
Праздники: Олимпийские игры, праздник ВеликихПанафиней.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.
Тема: Европейские города средневековья
Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.
Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма.
Средневековая скульптура.
Ратуша и центральная площадь города.
Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии,
удлиненные пропорции.
Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Тема: Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники
(образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).
Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».
Понимание разности творческой работы в разных культурах.
Искусство объединяет народы (8ч)
Тема: Материнство
В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.
Великие произведения искусства натему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX
века.
15

Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.
Тема: Мудрость старости
Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека.
Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.
Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).
Тема: Сопереживание
Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.
Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому
горю, чужому страданию.
Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.
Тема: Герои-защитники
Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.
Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.
Тема: Юность и надежды
Тема детства, юности в изобразительном искусстве.
В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве.
Тема: Искусство народов мира (обобщение темы)
Вечные темы в искусстве.
Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о
жизни.
Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных
народов мира.
Искусство помогает людям понимать себя и других людей.
Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

16

Тематическое планирование.

№
п/п

Универсальные учебные действия
Дата

Дата

Урока урока
факт

Тема
урока

Тип
урока

Деятельность учащихся

предметные

личностные

план
I четверть(9ч)
Р а з д е л 1.Истоки родного искусства (9часов)

17

метапредметные

Вид и Дом.
форма
контро задан
ие
ля

1\1

Пейзаж
родной
земли.

Изучен Участвовать в беседе о
ие и
красоте земли родного
первич края. Изображать
ное
характерные особенности
закрепл
пейзажа родной земли.
ение
знаний Использовать
выразительные средства
живописи. Овладевать
живописными навыками

Знать характерные
черты родного пейзажа.
Знание художников,
изображающих
природу.
Умение нарисовать
пейзаж по памяти

Формирование чувства
гордости за культуру и
искусство Родины, своего
народа. Формирование
понимания особой роли
культуры и искусства в
жизни общества и каждого
отдельного человека

Наблюдать природу Выстав Штри
и природные
ка
ховка
явления.
работ
Планировать и
грамотно
осуществлять
учебные действия в
соответствии с
поставленной
задачей, находить
варианты решений
различных
художественнотворческих задач.

2\2

Гармония
жилья и
природы.
Деревня –

Урок «
открыт
ия
нового

Знание устройства
русской избы,
украшение избы.
Умение создать образ

Формирование чувства
гордости за культуру и
искусство Родины, своего
народа. Формирование

Участвовать в
совместной
творческой
деятельности при

Воспринимать и
эстетически оценивать
красоту русского
деревянного зодчества.

18

Выстав Найти
изобр
ка
работ ажени
е

деревянн знания Характеризовать
ый мир. »
значимость гармонии
постройки с окружающим
ландшафтом. Объяснять
особенности конструкций
русской избы

избы. Овладение
навыками
конструирования из
бумаги конструкции
избы. Создавать
коллективное панно
способом объединения
коллективно сделанных
изображений

понимания особой роли
культуры и искусства в
жизни общества и каждого
отдельного человека.
Формирование навыков
коллективной деятельности

выполнении учебных
и практических
работ, реализации
проектов. Уметь
осуществлять
самоконтроль и
корректировку хода
работы и конечного
результата

русск
ой
дерев
ни.

3\3

Образ
Комби Воспринимать и
традицио нирова эстетически оценивать
нного
нный красоту русского
русского
деревянного зодчества.
дома.
Характеризовать
значимость гармонии
постройки с окружающим
ландшафтом. Объяснять
особенности конструкции
русской избы.

Знание устройства
русской избы,
украшение избы.
Умение создать образ
избы. Овладение
навыками
конструирования из
бумаги модели избы.
Создавать коллективное панно
способом объединения
коллективно сделанных
изображений.

Формирование чувства
гордости за культуру и
искусство Родины, своего
народа. Формирование
понимания особой роли
культуры и искусства в
жизни общества и каждого
отдельного человека

Участвовать в
Выстав
совместной
ка
творческой
работ
деятельности при
выполнении учебных
и практических
работ, реализации
проектов. Уметь
осуществлять
самоконтроль и
корректировку хода
работы и конечного
результата

Найти
изобр
ажени
е
русск
ой
избы.

4\4

Украшени Комби
е
нирова
деревянн нный
ых
построек
и их
значение.

Знание устройства
русской избы,
украшение избы.
Умение создать образ
избы в
пейзаже. Изображать
живописными
средствами образ
русской избы и других
19

Формирование чувства
гордости за культуру и
искусство Родины, своего
народа. Формирование
понимания особой роли
культуры и искусства в
жизни общества и каждого

Наблюдать природу Выстав Сооб
щени
и природные
ка
явления.
работ е
«Чем
Планировать и
украш
грамотно
али
осуществлять
дома
учебные действия в
славя
не»

Воспринимать и
эстетически оценивать
красоту русского
деревянного зодчества.
Характеризовать
значимость гармонии
постройки с окружающим

ландшафтом. Объяснять традиционных построек отдельного человека.
особенности конструкции деревни.
русской избы.

5\5

Образ
Комби Приобретать
красоты нирова представления об
человека. нный особенностях русского
Женский
женского образа.
портрет.
Понимать и анализировать
конструкцию русского
национального костюма.
Различать деятельность
Братьев - Мастеров при
создании русского
костюма.

6\6

Образ
красоты
человека.
Мужской
портрет.

Изучен Приобретать
ие и
представления об
первич особенностях русского
ное
мужского образа.
закрепл
Различать деятельность
ение
Братьев - Мастеров при

соответствии с
поставленной
задачей, находить
варианта решений
различных
художественнотворческих задач.

Знание традиционной Формирование
Уметь осуществлять Выстав Найти
национальной одежды, уважительного отношения к поиск информации, ка
иллю
роль головного убора, культуре и искусству
используя материал работ страц
украшения в народном русского народа.
ы представленных
ии
костюме. Умение
картин и учебника,
крест
создать женский
выделять этапы
ьянск
народный образ. Знание
работы. Овладевать
их
художников
основами живописи.
образ
изображающих
ов.
женские портреты в
русских национальных
костюмах. Характеризо
вать и эстетически
оценивать образы в
произведениях художни
ков.
Знать характер
сельского труда. Иметь
представление
о своеобразии русской
природы, деревенской
местности, ее жителях,
специфике их труда.
20

Формирование
Уметь осуществлять Выстав Найти
уважительного отношения к поиск информации, ка
иллю
культуре и искусству
используя материал работ страц
русского народа
ы представленных
ии
картин и учебника,
крест
выделять этапы
ьянск

знаний создании русского
костюма

Умение изобразить
сцены труда из
крестьянской жизни.
Овладение навыками
изображения фигуры
человека.

работы. Овладевать
основами живописи.

их
образ
ов.

7\7

Народные Комби Эстетически оценивать
праздники нирова красоту и назначение
.
нный народных праздников.
Коллекти
вное
панно.

Знать несколько
произведений на темы
народных праздников.
Создание
коллективного панно на
тему народных
праздников. Овладение
элементарными основа
ми композиции.
Умение использовать
различные приемы и
способы
выразительности при
создании панно.

Формирование навыков
Участвовать в
Выстав
коллективной деятельности. совместной
ка
Формирование
творческой
работ
уважительного отношения к деятельности при
культуре и искусству
выполнении учебных
русского народа
и практических
работ, реализации
проектов. Уметь
осуществлять
самоконтроль и
корректировку хода
работы и конечного
результата.

Найти
иллю
страц
ии,
изобр
ажаю
щие
труд
люде
й

8\8

Народные Комби Эстетически оценивать
праздники нирова красоту и назначение
.
нный народных праздников
Коллекти
вное
панно.

Знать несколько
произведений на темы
народных праздников.
Создание
коллективного панно на
тему народных
праздников. Овладение
элементарными основа
ми композиции.
Умение использовать
различные приемы и
способы

Формирование навыков
Участвовать в
Выстав
коллективной деятельности. совместной
ка
Формирование
творческой
работ
уважительного отношения к деятельности при
культуре и искусству
выполнении учебных
русского народа
и практических
работ, реализации
проектов. Уметь
осуществлять
самоконтроль и

Подго
товит
ь
сооб
щени
ео
народ
ном
празд
нике

21

выразительности при
создании панно.

корректировку хода
работы и конечного
результата.

9\9

Обобщен Закреп Обобщать свои знания по
ие темы ление теме «Истоки родного
четверти. знаний искусства». Закончить
создание коллективного
панно.

Знание правил
выполнения
коллективной работы.
Умения использовать
средства
выразительности для
изображения характера
работы.

Формирование умений
сотрудничать с товарищами
в процессе совместной
деятельности, соотносить
свою часть работы с общим
замыслом.

10/1

Древнеру
сский
городкрепость.

Знание понятия
«макет»,
как выбиралось место
для постройки
крепостной стены,
башни, ворот. Знать
конструкцию
внутреннего
пространства древнего
русского города.
Умение конструировать
крепостные башни,
ворота Умение

Формирование
Уметь анализировать Фронта Найти
уважительного отношения к образец, определять льный изобр
ажени
культуре и искусству
материалы,
я
русского народа
контролировать и
древн
корректировать свою
их
работу; оценивать по
город
заданным
ов.
критериям;
формулировать
собственное мнение
и позицию;
анализировать роль

Урок «
открыт
ия
нового
знания
»

Познакомиться с
древнерусской
архитектурой. Беседа по
картинам художников,
изображающих древнерус
ские города.
Конструирование башенбойниц из бумаги.

22

Участвовать в
Текущ Раскр
обсуждении
ий
ашива
содержания и
ние
выразительных
цветн
средств; понимать
ыми
ценность искусства в
каран
гармонии человека с
даша
окружающим миром;
ми
моделировать
коллективное панно
и давать оценку
итоговой работе.

применять правила
работы с бумагой,
планировать свои
действия в
соответствии с
замыслом.

пропорций в
архитектуре.

11/2

Древние
соборы.

Закреп Получать представления о
ление конструкции
знаний древнерусского каменного
собора. Моделировать
древнерусский храм.

Знание особенности
соборной архитектуры,
пропорции
соборов. Умение
объяснять, почему
собор является
смысловым центром
города. Знание
конструкции,
символики частей
храма, украшений
храма.
Умение выполнять
групповую работу по
постройке древнего
города.

Формирование
Уметь анализировать Текущ Найти
уважительного отношения к образец, определять ий
изобр
культуре и искусству
материалы,
ажени
русского народа
контролировать и
я
корректировать свою
древн
работу; оценивать по
их
заданным
церкв
критериям;
ей и
формулировать
собор
собственное мнение
ов.
и позицию;
анализировать роль
пропорций в
архитектуре.

12/3

Древний
город и
его
жители.

Комби Беседовать о красоте
нирова русской природы.
нный Анализировать полотна
известных художников.
Работать над композицией
пейзажа с церковью.

Знать организацию
внутреннего
пространства кремля.
Уметь написать пейзаж
с церковью, передавать
настроение
композиции, составлять
композицию, последов
ательно еѐ выполнять.

Испытывать чувства
гордости за культуру и
искусство Родины, своего
народа. Понимать особую
роль культуры и искусства
в жизни общества и
каждого отдельного
человека

23

Уметь осуществлять Фронта Найти
поиск информации, льный изобр
используя материал
ажени
ы представленных
я
картин и учебника,
древн
выделять этапы
их
работы. Овладевать
город
основами живописи.
ов.

13/4

Древнеру Комби Анализировать картины
сские
нирова известных художников:
воинынный образ героя картины.
защитник
Изображать в графике
и.
древнерусских воинов
(князя и его дружину)

Знание, как жили князь
и его люди, как
одевались.
Умение изобразить
древнерусских воинов.
Знание различия в
жизни князя с
дружиной и торгового
люда. Овладение
навыками изображения
фигуры человека.

Понимать особую роль
культуры и искусства в
жизни общества и каждого
отдельного человека.

Уметь создавать
элементарные
композиции на
заданные темы
графическими
материалами,
использовать
правила рисования
фигуры человека.

14/5

Города
земли
русской

Знать основные
структурные части
города. Знать
старинные русские
города: Москва,
Новгород, Владимир,
Суздаль, Ростов
Великий.
Уметь отличать эти
города.

Испытывать эстетические
чувства, развивать в себе
художественно-творческое
мышление,
наблюдательность,
фантазию.

Искать нужную
Текущ
информацию,
ий
используя материалы
учебника, выделять
этапы работы.
Участвовать в
совместной
творческой
деятельности при
выполнении учебных
практических работ.

Комби Участвовать в беседе о
нирова красоте исторического
нный образа города и его
значении для современной
архитектуры. Изобразить
живописно или
графически наполненного
жизнью людей
древнерусского города

Участвовать в
коллективной работе по
созданию макета
древнего города с его
жителями.
15/6

Узорочье Урок «
теремов. открыт
ия
нового

Познакомиться с
декором городских
архитектурных построек
и декоративным

Иметь представление о
развитии декора
городских
архитектурных
24

Формировать
Уметь создавать
уважительного отношения к элементарные
культуре и искусству
композиции на
других народов нашей
заданную тему,

Фронта Найти
льный изобр
ажени
я
витяз
ей.

Найти
изобр
ажени
я
древн
их
город
ов.

Фронта Найти
льный изобр
ажени
я

знания украшением интерьеров.
»
Различать деятельность
каждого из БратьевМастеров при создании
теремов и палат.
Подготовить фон
теремных палат.

16/7

Закреп
Пир в
теремных ление
палатах. знаний
(Обобщен
ие темы).

17/8

Страна
восходящ
его
солнца.
Образ
художест
венной

Урок «
открыт
ия
нового
знания
»

построек и
страны и мира в целом
декоративном
украшении интерьеров
(теремных палат).
Выражать в
изображении
праздничную
нарядность,узорочье
интерьера терема.

использовать
правила передачи
пространства на
плоскости в
изображении
внутреннего
убранства палат.

Знакомство с картинами
художников. Различать
деятельность каждого из
Братьев-Мастеров при
создании теремов и
палат. Создавать
изображения на тему
праздничного пира.

Знать картины русских
художников (А.
Коровина, В.
Васнецова, А.
Рябушкина). Уметь
создавать
многофигурные
композиции в
коллективном панно,
изображать
предметный мир
праздника «Княжеский
пир

Уметь сотрудничать с
товарищами в процессе
совместной деятельности,
соотносить свою часть
работы с общим замыслом.

Участвовать в
Текущ
обсуждении
ий
содержания и
выразительных
средств; понимать
ценность искусства в
гармонии человека с
окружающим миром;
моделировать
коллективное панно
и давать оценку
итоговой работе.
Уметь находить
справочноинформационный
материал по теме

Беседа о
многообразии представле
ний народов мира о
красоте. Знакомство с
особенностями японской
культуры. Выполнение

Обрести знания о
необычной
художественной
культуре Японии,
особенности легких
конструкций, построек
в Японии.Уметь

Воспринимать эстетический Сопоставлять
характер традиционного
традиционные
для Японии понимания
представления о
красоты природы.
красоте русской и
Понимать особенности
японской женщин.
изображения, украшения и

25

русск
ого
терем
а.

Текущ Рисов
ий
ание
японс
кой
нацио
нальн

18/
1

19/2

культуры
Японии.

графического рисунка

изображать природу
через детали.
Приобретать новые
умения в работе с
выразительными
средствами
художественных
материалов.

Изображе Урок «
ние
открыт
японок в ия
националь нового
ной
знания
одежде. »

Познакомиться с
традиционными
представлениями о
красоте японской и
русской женщинами.
Знакомство с
произведениями японских
художников. Выполнение
портрета японской
женщины в национальном
костюме.

Уметь создать женский
образ в национальной
одежде в традициях
японского искусства.

Народы
гор и
степей.

Беседа о разнообразии и
красоте природы
различных регионов
нашей страны.
Изображение жизни
людей в степи и горах.

Знание образа жилых
построек народов.
Умение цветом
передавать
пространственные
планы.

Урок «
открыт
ия
нового
знания
»

постройки в искусстве
Японии.

Воспринимать уважительно
культуру и искусство
других народов.
Формирование
эстетическихпотребностей
Приобрести новые
в общении с искусством,
навыки в изображении потребности в
природы и человека,
самостоятельной
новые конструктивные практической деятельности.
и композиционные
навыки .

26

Участвовать в
творческой
деятельности при
выполнении учебных
практических работ.

ой
одежд
ы.

Приобрести новые Текущ Найти
иллю
конструктивные и
ий
страц
композиционные
ии
навыки. Освоить
японс
новые эстетические
кой
представления о
приод
поэтической красоте
ы
мира

Формирование
Умение
Фронта
уважительного отношения к осуществлять поиск льный
культуре и искусству
информации,
других народов
используя материалы
учебника, выделять
этапы работы.
Участвовать в
творческой
деятельности при
выполнении учебных

Найти
иллю
страц
ии
японс
ких
образ
ов

практических работ.
20/3

Города в Закреп Познакомиться с
степи, в ление особенностями культуры
пустыне. знаний Средней Азии. Наблюдать
связь архитектурных
построек с особенностями
природы и природных
материалов. Выполнение
аппликации.

Знание особенностей
архитектуры
среднеазиатского
города Умение
выполнить объѐмную
аппликацию
среднеазиатского
города. Овладевать
навыками
конструирования из
бумаги и
орнаментальной
графики.

Формирование
Умение
Фронта
уважительного отношения к осуществлять поиск льный
культуре и искусству
информации,
других народов.
используя материалы
учебника, выделять
этапы работы.
Участвовать в
творческой
деятельности при
выполнении учебных
практических работ.

21/4

Древняя
Эллада.

Знание искусства
Древней Греции,
архитектуры Акрополя.
Умение
характеризовать
отличительные черты и
конструктивные
элементы греческого
храма.
Умение моделировать
из бумаги конструкци
и греческих храмов

Формирование
Умение рационально Текущ Найти
иллю
уважительного отношения к строить свою
ий
страц
культуре и искусству
творческую
ии
других народов.
деятельность,
крест
стремиться к
ьянск
освоению новых
их
знаний и умений.
образ
ов

22/5

Древнегре Комби Беседа о
ческие
нирова конструктивности в
праздники нный греческом пони-мании
красоты мира. Красота

Знание искусства
древнегреческой
вазописи, знание
скульпторов,

Формирование
Создавать
Фронта Найти
уважительного отношения к коллективное панно льный иллю
страц
культуре и искусству
на тему
ии
древнегреческих

23/6

Комби Беседа о художественной
нирова культуре Древней Греции.
нный Моделирование из бумаги
конструкций греческих
храмов.

27

Найти
иллю
страц
ии
ДПИ
Восто
ка

.

построения человеческого изображающих богов. других народов.
тела «архитектура» тела, Уметь изобразить
воспетая греками.
олимпийских
спортсменов и
участников
праздничного
шествия,(фигуры в
традиционных
одеждах), работать над
панно в группе.

праздников;
овладение умением
вести диалог при
составлении плана
работы над панно.

образ
ов
греко
в

24/7

Европейс Комби Беседа об образе
кие
нирова готических городов
города
нный средневековой Европы:
Средневе
величие и устремлѐнность
ковья.
вверх готического храма,
готические витражи и
впечатление от них,
портал храма, ратуша,
центральная площадь.
Создавать коллективное
панно.

Формирование
Формирование
Умение
Текущ
уважительного
уважительного отношения к осуществлять поиск ий
отношения к культуре и культуре и искусству
информации,
искусству других
других народов.
используя материалы
народов. Формирование Формирование понимания учебника, выделять
понимания особой роли особой роли культуры и
этапы работы.
культуры и искусства в искусства в жизни общества Участвовать в
жизни общества и
и каждого отдельного
коллективной
каждого отдельного
человека.
творческой
человека.
деятельности при
выполнении панно.
Умение рационально
организовывать
рабочее место.

Найти
изобр
ажени
я
здани
й Др
Греци
и

25/8

Портрет Комби Беседа о средневековых
средневек нирова готических костюмах, их
ового
нный вертикальных линиях,
жителя.
удлиненных пропорциях,
о единстве форм костюма

Знание сословий
разделения людей,
средневековых
готических костюмов
(вертикальные линии,
удлиненные

Найти
изобр
ажени
я
древн
их

28

Формирование понимания Умение
Текущ
особой роли культуры и
осуществлять поиск ий
искусства в жизни общества информации,
и каждого отдельного
используя материалы
человека.
учебника, выделять

и архитектуры, общее в их пропорции). Иметь
представление
конструкции и
о традиционной
украшениях.
европейской одежде
средневековья.
Развитие навыков
изображения человека.

этапы работы.
Участвовать в
коллективной
творческой
деятельности при
выполнении панно.

олимп
ийцев

26/9

Многообр Комби Выставка работ и беседа
азие
нирова на тему «Каждые народхудожест нный художник» Осознавать
венных
целостность каждой
культур в
культуры. Обобщать свои
мире
знания по теме четверти.
(обобщен
ие темы).

Знание общих
представлений об
образах городов разных
стран, их жителях (в
разные
столетия). Умение
отличать образы
городов, анализировать
эти отличия.

Участвовать в
Текущ Узор
Формирование
обсуждении
ий
коври
уважительного отношения к
содержания и
ка
культуре и искусству
выразительных
других народов.
средств; понимать
Формирование понимания ценность искусства в
особой роли культуры и
гармонии человека с
искусства в жизни общества окружающим миром.
Уметь находить
и каждого от-дельного
справочночеловека.
информационный
материал по теме и
пользоваться им.

27/1
0

Все
Комби Познакомиться с
народы
нирова произведениями
воспеваю нный искусства, выражающими
т
красоту материнства.
материнст
Наблюдать и
во.
анализировать
выразительные средства
произ-ведений.
Изобразить образ матери и
дитя.

Знание художников,
изображающих красоту
материнства. Умение
изобразить мать
и дитя. Развивать
навыки
композиционного изоб
ражения.

Формирование
эстетических чувств,
художественно-творческого
мышления,
наблюдательности и
фантазии.

29

Умение выражать
Выстав Прин
ести
свое отношение к
ка
произведению
работ фото
мамы
изобразительного
искусства.
Участвовать в
обсуждении
содержания и
выразительных
средств. Умение
давать оценку своей

работе по заданным
критериям.
28/1

29/2

Все
Комби Беседовать о богатстве
народы
нирова духовной жизни человека.
воспеваю нный Знакомство с полотнами
т
известных художников.
мудрость
Выполнение портрета
старости.
пожилого человека

Знание художников,
изображающих
пожилых людей.
Знание, что красота –
это эстетическая и
духовная
категория. Умение
найти хорошее в
повседневной жизни
стариков; изобразить
любимых бабушку,
дедушку. Развивать
навыки восприятия
произведения
искусства.
Сопережи Комби Рассказать, что искусство Знание, художников
вание
и полотен
нирова способно выражать
великая нный человеческую скорбь,
Раскрывающих тему
тема
сопереживания.
отчаяние и т. п.
искусства.
Умение изобразить
Знакомство с полотнами
рисунок с
русских и европейских
драматическим
художников. Изобразить в
сюжетом
самостоятельной
творческой работе
драматический сюжет.

30

Формирование
эстетических чувств,
художественно-творческого
мышления,
наблюдательности и
фантазии.

Умение выражать
свое отношение к
произведению
изобразительного
искусства. Умение
обсуждать и
анализировать
собственную
художественную
деятельность и
работы
одноклассников

Формирование понимания Умение выражать
особой роли культуры и
свое отношение к
искусства в жизни общества произведению
и каждого отдельного
изобразительного
человека.
искусства. Умение
обсуждать и
анализировать
собственную
художественную
деятельность и
работы
одноклассников

Выстав Прин
ести
ка
работ фото
бабу
шки

Герои
Комби Беседовать о героях
борцы и нирова защитниках.
защитник нный Анализировать памятники
и.
героям
защитникам.Приобретать
собственный опыт в создании героического образа. Выполнение
памятника героям войны в
графике.

Знание памятников
героям Отечества.
Умение выполнить
памятник в графике.

Формирование чувства
гордости за культуру и
искусство Родины, своего
народа.

Умение планировать Фронта Найти
и грамотно
льный изобр
ажени
осуществлять
я
учебные действия в
воино
соответствии с
в
поставленной
задачей. Умение
выражать свое
отношение к
произведению
изобразительного
искусства.

32/5

Юность и Урок «
надежды. открыт
ия
нового
знания
»

Знание основных
сюжетов и тем детства,
юности в
произведениях
художников.
Умение изобразить
радость детства с
помощью графических
материалов.

Формирование
эстетических чувств,
художественно-творческого
мышления,
наблюдательности и
фантазии.

Умение
Текущ Найти
изобр
осуществлять поиск ий
ажени
информации,
я
используя материал
детей
ы представленных
картин и учебника,
выделять этапы
работы. Овладевать
основами владения
графическими
материалами.

33/6

Искусство Комби Обобщить знания по теме Знание видов искусств,
народов нирова «Искусство народов мира» жанров искусств,
мира.
нный Рассказывать об
главные
особенностях культуры
художественные музеи
разных народов.
России, знание
художников. Уметь

30/3
31/4

Знакомство с
произведениями
изобразительного
искусства, посвященными
теме детства, юности,
надежде. Высказываться и
приводить примеры из
личного опыта.
Изобразить мечту о
счастье, подвиге,
путешествии.

31

Формирование понимания Участвовать в
Выстав Штри
особой роли культуры и
обсуждении
ка
ховка
искусства в жизни общества содержания и
работ
и каждого отдельного
выразительных
человека.
средств; понимать
ценность искусства в

выполнить
коллективный коллаж,
34/7

Итоговая Закреп Творческие отчѐты.
Создавать отчѐт или
выставка ление и Обсуждение своих работ и сообщение по
работ.
обобще работ одноклассников.
выбранной теме.
ние
знаний

32

гармонии человека с
окружающим миром.
Уважительно относиться к Умение давать
Фронта
другому мнению.
оценку своей работе льный
Высказыванию.
и работам
одноклассников по
заданным критериям.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Печатная продукция:
1. Портреты русских и зарубежных художников
2. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц,
человека
3. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному
искусству

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
1. Мультимедийные обучающие художественные программы
2. Игровые художественные компьютерные программы

Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Экран.
3. Проектор.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1. Краски акварельные
2. Краски гуашевые
3. Бумага А3, А4
4. Бумага цветная
5. Фломастеры
Энциклопедия искусства
http://www.artprojekt.ru/Menu.html

Электронная библиотека
http://www.bibliotekar.ru/index.htm
33

Образовательные ресурсы в помощь учителю ИЗО
http://school-collection.edu.ru/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для
учреждений общего и начального профессионального образования. Методические
материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной
деятельности и организации учебного процесса.
http://www.rusedu.ru/izo-mhk/list_41.html Документы и презентации для учителя ИЗО

Учебно-методические материалы для учителя ИЗО
http://www.proshkolu.ru
http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 Страничка учителя изобразительного искусства
http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html поэтапное рисование для детей
http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&topic_id=4&ob=6&sn
=20&st=40 учимся рисовать.
http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/22838.html
http://www.uchportal.ru/dir/27-1-0-2771
http://festival.1september.ru/articles/510509/
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0229.shtml
http://galusikn.ucoz.net/load/prezentacii/25
http://tak-to-ent.net/load/345
http://stranamasterov.ru/
http://vmo.omskedu.ru/modules/smartsection/category.php?categoryid=75
http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/03/23/internet-resursy-vprepodavanii-izo-perechen

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».