Приложение 1
к приказу №227-од от 26.09.2025г.
Должностной инструкции учителя
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с
положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального законаот
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ,приказа
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Педагог
(педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа
2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей
руководителей,
специалистов
и
служащих,
раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования",
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 6 ноября 2024 г.
N 779 "Об утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется
педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных
программ, образовательных программ среднего профессионального образования"
и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1.Общие положения
1.1. Учитель относится к категории педагогических работников и
непосредственно подчиняется (наименование должности непосредственного
руководителя).
1.2. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом
(наименование должности руководителя).
1.3. Требования к квалификации: высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования «Образование и педагогические науки» или в области,
соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательной организации без
предъявления требований к опыту практической работы.
1.4. На должность учителя в соответствии с требованиями статьи 331 ТК РФ
назначается лицо:
- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергавшееся уголовному
преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении
которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против
жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением
незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую
психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой
неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и
несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ
конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности
человечества, а также против общественной безопасности;
- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные
тяжкие и особо тяжкие преступления;
- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом
порядке;
- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
области здравоохранения;
1.5. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные
агенты (для государственных и муниципальных общеобразовательных
организаций).
1.6. В своей деятельности учитель руководствуется должностной
инструкцией, составленной в соответствии с профстандартом, Конституцией и
законами
Российской
Федерации,
указами
Президента,
решениями
Правительства РФ по вопросам, касающимся образования и воспитания
обучающихся. Также, педагог руководствуется:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273Ф3;
- Законом Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 г. N 61РЗ "Об образовании в Республике;
- нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- административным, трудовым и хозяйственным законодательством
Российской Федерации;
- основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены;
- Уставом и локальными правовыми актами, в том числе Правилами
внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора
общеобразовательной организации:
- требованиями ФГОС основного общего образования и среднего общего
образования, рекомендациями по их применению в школе;
- правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
- трудовым договором между работником и работодателем;
- инструкцией по охране труда для учителя;
- Конвенцией ООН о правах ребенка.
1.7. Учитель должен знать:
- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для
решения
педагогических,
научно-методических
и
организационноуправленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология;
школьная гигиена; методика преподавания предмета);
- преподаваемый предмет в пределах требований федеральных
государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной
программы, его истории и места в мировой культуре и науке;
- программы и учебники по преподаваемому предмету;
- теорию и методы управления образовательными системами, методику
учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию
учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их
дидактические возможности
- историю, теорию, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни
личности и общества;
- современные педагогические технологии реализации компетентностного
подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- педагогические закономерности организации образовательного процесса;
- методы и технологии поликультурного, дифференцированного и
развивающего обучения;
- основные закономерности возрастного развития, основные признаки
отклонения в развитии детей, стадии и кризисы развития, социализация
личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их
возможные девиации, а также основы их психодиагностики;
- теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся;
- основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей
поведения в социальных сетях;
- пути достижения образовательных результатов и способы оценки
результатов обучения;
- основы методики преподавания, основные принципы деятельностного
подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
- рабочую программу и методику обучения по данному предмету;
- закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социальнопсихологических особенности и закономерности развития детских и
подростковых сообществ;
- основные закономерности семейных отношений, позволяющие
эффективно работать с родительской общественностью;
- социально-психологические особенности и закономерности развития
детско-взрослых сообществ;
- приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации и развития образовательной системы РСО-Алания,
законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих
образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных
документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах
ребенка, трудового законодательства;
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи;
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы экологии, экономики, социологии;
- трудовое законодательство;
- правила внутреннего распорядка;
- правила по охране труда и требования к безопасности образовательной
среды.
1.8. Учитель должен уметь:
- владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за
рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,
полевая практика и т.п.;
- объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и
других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями
детей;
- проводить учебные занятия по учебной дисциплине, опираясь на
достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной
физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных
технологий и методик обучения;
- планировать и осуществлять учебную деятельность в соответствии с
основной общеобразовательной программой;
- обеспечить выполнение рабочей программы;
- организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе
исследовательскую;
- разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь
обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с
обучающимися актуальные события современности;
- осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном
процессе;
- использовать современные способы оценивания в условиях
информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм
документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
- использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам
в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования и среднего общего образования;
- владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными
таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- осваивать и применять современные психолого-педагогические
технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в
реальной и виртуальной среде;
- владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;
- устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их
родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными
работниками;
- владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения;
- использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях
включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми
потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся
способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным;
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
владеть
ИКТ-компетентностями:
общепользовательская
ИКТкомпетентность,
общепедагогическая
ИКТ-компетентность,
предметнопедагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТкомпетентность соответствующей области человеческой деятельности);
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий
детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
- общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
- управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в
процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную
деятельность;
- анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в
детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
- защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
- находить ценностный аспект учебного знания и информации
обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;
- владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
- сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими
специалистами в решении воспитательных задач;
- владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому
ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в
поведении, состояния психического и физического здоровья;
- использовать в практике своей работы психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
- осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами)
психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных
программ;
- понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.);
- оказывать первую помощь пострадавшим, знать порядок действий при
возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в
общеобразовательной организации.
1.9. Учителю запрещается:
- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной
организации, если это приводит к конфликту интересов учителя;
- использовать образовательную деятельность для политической агитации,
принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных
убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой,
национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей
исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку
социальной,
расовой,
национальной,
религиозной
или
языковой
принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения
обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных,
религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения
обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской
Федерации.
2. Должностные обязанности
На учителя возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Формирование общекультурных компетенций и понимания места
предмета в общей картине мира.
2.2. Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося
оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов
его обучения, воспитания и развития.
2.3. Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными
представителями), другими участниками образовательного процесса (педагогпсихолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития,
разработка
и
реализация
(при
необходимости)
индивидуального
образовательного маршрута и индивидуальной программы развития
обучающегося.
2.4. Планирование специализированного образовательного процесса для
группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися
способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе
имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики
состава обучающихся, уточнение и модификация планирования.
2.5. Применение специальных языковых программ (в том числе русского
как иностранного), программ повышения языковой культуры и развития навыков
поликультурного общения.
2.6. Организация олимпиад, конференций, турниров математических и
лингвистических игр в школе и другое.
2.7. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках
основной общеобразовательной программы.
2.8. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования.
2.9. Планирование и проведение учебных занятий.
2.10. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов
к обучению.
2.11. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений,
текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы
обучающимися.
2.12. Формирование мотивации к обучению.
2.13. Ведение согласно приказу Министерства просвещения Российской
Федерации от 6 ноября 2024 г. № 779 «Об утверждении перечня документов,
подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при
реализации основных общеобразовательных программ, образовательных
программ среднего профессионального образования»:
- Рабочей программы учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
- Журнала учета успеваемости
- Журнала внеурочной деятельности (для педагогических работников,
осуществляющих внеурочную деятельность).
2.14. Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и
других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями
детей.
2.15. Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной
образовательной среды.
2.16. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов
воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной
деятельности.
2.17. Постановка воспитательных целей, способствующих развитию
обучающихся, независимо от их способностей и характера.
2.18. Определение и соблюдение четких правил поведения обучающимися
в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего
распорядка образовательной организации.
2.19. Реализация воспитательных возможностей различных видов
деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной
и т.д.).
2.20. Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни
образовательной организации.
2.21.
Развитие
у
обучающихся
познавательной
активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование
гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа
жизни;
2.22. Формирование навыков поведения в изменяющейся поликультурной
среде.
2.23. Использование конструктивных воспитательных усилий родителей
(законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов
воспитания ребенка.
2.24. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем
обучающихся, связанных с особенностями их развития.
2.25. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и
комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики
различных форм насилия в школе.
2.26. Применение инструментария и методов диагностики и оценки
показателей уровня и динамики развития ребенка.
2.27. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том
числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными
контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети,
попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с
особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
2.28. Оказание адресной помощи обучающимся.
2.29. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума.
2.30. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация
совместно
с
родителями
(законными
представителями)
программ
индивидуального развития ребенка.
2.31.
Развитие
у
обучающихся
познавательной
активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование
гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа
жизни.
2.32. Формирование и реализация программ развития универсальных
учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков
поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование
толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
2.33. Формирование системы регуляции поведения и деятельности
обучающихся.
2.34. Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики.
3. Права
Учитель имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации
социальные гарантии, в том числе:
- на сокращенную продолжительность рабочего времени;
- на дополнительное профессиональное образование по профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск,
продолжительность которого определяется Правительством Российской
Федерации;
- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые
десять лет непрерывной педагогической работы;
- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору
социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в
жилом помещении);
- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного
фонда;
- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения,
отопления и освещения (для проживающих и работающих в сельских населенных
пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа);
- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и
профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие
несчастного случая на производстве либо получения профессионального
заболевания.
3.2. Требовать от руководства образовательной организации оказания
содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и
осуществлении прав.
3.3. Требовать от руководства создания условий для выполнения
профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого
оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарногигиеническим правилам и нормам.
3.4. Знакомиться с проектами решений руководства образовательной
организации, касающимися его деятельности.
3.5. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.6. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством
Российской Федерации.
4. Ответственность
Учитель несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей,
предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым
законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности
правонарушения - в пределах, определенных действующим административным,
уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах,
определенных действующим трудовым и гражданским законодательством
Российской Федерации.
Приложение 2
к приказу №227-од от 26.09.2025г.
Должностной инструкции классного руководителя
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в
соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации,
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации", приказа Министерства труда и социальной
защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования)
(воспитатель,
учитель)",
приказом
Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26
августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные
характеристики
должностей
работников
образования",
приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 6 ноября 2024 г. N 779 "Об утверждении перечня
документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования" и
иных
нормативно-правовых
актов,
регулирующих
трудовые
правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Учитель, осуществляющий функции классного руководителя, относится
к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется
(наименование должности непосредственного руководителя).
1.2. На должность учителя, осуществляющего функции классного
руководителя, назначается лицо, имеющее высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование по направлению
подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей
преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы,
либо
высшее
профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательной организации
без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность учителя, осуществляющего функции классного
руководителя, в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается
лицо:
- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не
подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц,
уголовное преследование в отношении которых прекращено по
реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья,
свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного
помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления),
половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и
несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности,
основ конституционного строя и безопасности государства, мира и
безопасности человечества, а также против общественной безопасности;
- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные
тяжкие и особо тяжкие преступления;
- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом
порядке;
- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в области здравоохранения.
1.4.Учитель, осуществляющий функции классного руководителя, должен
знать:
1.
документ "Конвенция о правах ребенка", законодательство
Российской Федерации, Республики Северная Осетия-Алания, нормативные
правовые акты Международный регионального и муниципального
образования в сфере образования
2.
Приоритетные направления государственной политики в сфере
образования
3.
Принципы, методы и технологии разработки, анализа и реализации
федеральных рабочих программ воспитания и федеральных календарных
планов воспитательной работы при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего
общего образования (далее - ФРПВ и ФКПВР), разработке и корректировке
основных
образовательных
программ
(далее
РПВ
и
КПВР),
дополнительных образовательных программ, программ профессионального
обучения для достижения запланированных результатов
4.
Формы и методы обучения и воспитания
5.
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления
контактов с обучающимися разного возраста, их родителями/законными
представителями
6.
Основы физиологии и гигиены детей школьного возраста
7.
Основы педагогики инклюзивного образования
8.
Технологии работы со способными, одаренными и талантливыми
детьми и подростками; лидерами; детьми и подростками с ОВЗ;
детьми и подростками "группы риска";
детьми и подростками, имеющими слабую образовательную мотивацию;
детьми и подростками, склонными к девиантному поведению;
детьми иностранцев
9.
Формы
деятельности
(творческие,
социально-культурные
практики, наставничество) и формы жизнедеятельности детско-взрослой
образовательной общности (в том числе клубные формы)
10. Признаки буллинга, в том числе кибербуллинга
11. Основы социальной психологии, психологии развития личности,
возрастной психологии и педагогики детей школьного возраста, психологии
девиантного поведения, психологии семьи и семейного воспитания
12. Формы и методы координации ученического самоуправления в
образовательной организации
13. Технологии
и
регламенты
взаимодействия
работников
образовательной организации с родителями/законными представителями
обучающихся
14. Основы проектной деятельности
15. Технологии командной деятельности
16. Технологии развития лидерства обучающихся
17. Требования охраны труда и пожарной безопасности
- приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для
решения педагогических, научно-методических и организационноуправленческих задач;
- педагогику, психологию, возрастную физиологию;
- школьную гигиену;
- методику преподавания предмета;
- программы и учебники по преподаваемому предмету;
- методику воспитательной работы;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и
подсобных помещений к ним;
- средства обучения и их дидактические возможности;
- основы научной организации труда;
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи;
- теорию и методы управления образовательными системами;
-современные
педагогические
технологии
продуктивного,
дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода,
развивающего обучения;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления
контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их
заменяющими), коллегами по работе;
технологии
диагностики
причин
конфликтных
ситуаций,
их
профилактики и разрешения;
- основы экологии, экономики, социологии;
- трудовое законодательство;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила
внутреннего
трудового
распорядка
образовательной
организации;
- правила по охране труда и пожарной безопасности;
- основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики,
физиологии детей и подростков;
- методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися,
социального психотренинга;
- особенности воспитательной системы.
1.5. Учителю, осуществляющему функции классного руководителя,
запрещается:
- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной
организации, если это приводит к конфликту интересов учителя,
осуществляющего функции классного руководителя;
- использовать образовательную деятельность для политической агитации,
принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или
иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой,
национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей
исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по
признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой
принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством
сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о
национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для
побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции
Российской Федерации.
1.6. Учитель, осуществляющий функции классного руководителя,
назначается на должность и освобождается от нее приказом
[наименование должности руководителя].
1.7. Задачи деятельности учителя, осуществляющего функции классного
руководителя:
Воспитательная
Организация и координация воспитательной работы внутри
коллектива класса. Это включает:
создание и поддержание благоприятной психологической атмосферы,
стимулирующей учебную мотивацию и социальное развитие каждого
учащегося;
индивидуальный подход к ученикам и их семьям для выявления и
поддержки слабых сторон;
развитие коммуникативных навыков учащихся, формирование системы
ценностей;
профилактику девиантного поведения.
Использование инновационных методов в воспитательной работе,
например, интерактивных технологий и проектной деятельности, которые
способствуют активному вовлечению учеников в учебно-воспитательный
процесс.
Взаимодействие с семьѐй учащихся: разнообразные формы работы с
родителями (собрания, индивидуальные консультации, обучающие
тренинги) позволяют своевременно выявлять проблемные ситуации и
формировать единое воспитательное пространство.
Организационная
Планирование и координация школьных мероприятий —
экскурсий, встреч, тематических мероприятий и родительских собраний.
Управление расписанием класса, слежение за соблюдением
школьных правил и порядка в классе.
Поддержка учеников, сталкивающихся с учебными трудностями:
организация дополнительных занятий или индивидуальные консультации.
Коммуникативная
Выступление в роли медиатора между учениками и учителями, а
также между школой и семьями учеников:
o
информирование родителей о успехах и проблемах их детей;
o
организация родительских собраний и консультаций, где
обсуждаются пути улучшения учебного процесса и образовательной среды.
Формирование
навыков
социального
взаимодействия у
учеников: умение общаться, работать в команде, решать конфликты.
Содействие тому, чтобы дети чувствовали, что их мнение
ценится: создание благоприятных условий для высказывания и
обсуждения различных точек зрения учащихся.
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития
личности,
самоутверждения
каждого
обучающегося,
сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
-организация
системы
отношений
через
разнообразные
формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;
организация
социально
значимой,
творческой
деятельности
обучающихся.
2. Должностные обязанности
На учителя, осуществляющего функции классного руководителя,
возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом их
психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого
предмета, способствование формированию общей культуры личности,
социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ,
используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в
том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в
рамках федеральных государственных образовательных стандартов,
современные образовательные технологии, включая информационные, а
также цифровые образовательные ресурсы.
2.2. Обоснованный выбор программ и учебно-методического обеспечения,
включая цифровые образовательные ресурсы.
2.3. Проведение учебных занятий, опираясь на достижения в области
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и
школьной гигиены, а также современных информационных технологий и
методик обучения.
2.4. Планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с
образовательной программой образовательного учреждения, разработка
рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных
общеобразовательных программ и обеспечение ее выполнения, организуя и
поддерживая
разнообразные
виды
деятельности
обучающихся,
ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации,
познавательных интересов, способностей, организация самостоятельной
деятельности обучающихся, в том числе исследовательской, реализация
проблемного обучения, осуществление связи обучения по предмету (курсу,
программе) с практикой, обсуждение с обучающимися актуальных событий
современности.
2.5. Обеспечение достижения и подтверждения обучающимися уровней
образования (образовательных цензов).
2.6. Оценка эффективности и результатов обучения обучающихся по
предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение
умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного
интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т. ч.
текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
2.7. Соблюдение прав и свобод обучающихся, поддержание учебной
дисциплины,
режима
посещения
занятий,
уважая
человеческое
достоинство, честь и репутацию обучающихся.
2.8. Осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном
процессе с использованием современных способов оценивания в условиях
информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных
форм документации, в том числе электронного журнала и дневников
обучающихся).
2.9. Внесение предложений по совершенствованию образовательного
процесса в образовательном учреждении.
2.10. Участие в деятельности педагогического и иных советов
образовательного учреждения, а также в деятельности методических
объединений и других формах методической работы.
2.11. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время
образовательного процесса.
2.12. Осуществление связи с родителями (лицами, их заменяющими).
2.13. Выполнение правил по охране труда и пожарной безопасности.
2.14. Ведение согласно приказу Министерства просвещения Российской
Федерации от 6 ноября 2024 г. № 779 «Об утверждении перечня
документов, подготовка которых осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования»:
- План воспитательной работы (для педагогических работников,
осуществляющих функцию классного руководства);
- Характеристика на обучающегося (по запросу, для педагогических
работников, осуществляющих функцию классного руководства).
3. Функции классного руководителя
3.1. Организационно-координирующие:
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
установление
контактов
с
родителями
(иными
законными
представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании
обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога
дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными
представителями) обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для
развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;
- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение
«малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других
мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том
числе в системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся,
план работы классного руководителя).
3.2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и
обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в
коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных
качеств.
3.3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их
развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
3.4. Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
4. Права
Учитель, осуществляющий функции классного руководителя, имеет право:
4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации
социальные гарантии, в том числе:
- на сокращенную продолжительность рабочего времени;
- на дополнительное профессиональное образование по профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
на
ежегодный
основной
удлиненный
оплачиваемый
отпуск,
продолжительность которого определяется Правительством Российской
Федерации;
- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые
десять лет непрерывной педагогической работы;
- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору
социального найма (если работник состоит на учете в качестве
нуждающегося в жилом помещении);
- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного
фонда;
- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения,
отопления и освещения (для проживающих и работающих в сельских
населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа);
- на вознаграждение за выполнение функций классного руководителя;
- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и
профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья
вследствие
несчастного
случая
на
производстве
и
получения
профессионального заболевания.
4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его
деятельности.
4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на
рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности
организации и совершенствованию методов работы, а также варианты
устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных
подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые
для выполнения своих должностных обязанностей.
4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений
к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено
положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения
руководства).
4.6.Требовать создания условий для выполнения профессиональных
обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования,
инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим
правилам и нормам и т. д.
4.7.Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых
учителями-предметниками в классе.
4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за
поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке,
установленном организационными документами общеобразовательной
организации.
4.9.Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными
документами общеобразовательной организации.
4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских
организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.
5. Ответственность
Учитель, осуществляющий функции классного руководителя, несет
ответственность:
5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания,
связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью
обучающегося.
5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в
пределах,
определенных
трудовым
законодательством
Российской
Федерации.
5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
5.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.