Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Муниципальное образовательное учреждение
МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1
г. Моздока РСО- Алания

Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №1
______________________
«____» __________2020 г.

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_____________________
«____» __________2020 г.

Рассмотрено:
на заседании ШМО
протокол № ______
«___»_________2020г.

Рабочая программа
по окружающему миру
2 класс
УМК «Школа России»
на 2020-2021 учебный год
Класс: 2 «В»
Учитель: Калина И.П.
1

СОДЕРЖАНИЕ

Титульный лист ………………………………………………………………………………………………………………1
Паспорт…………………………………………………………………………………………………………………………2
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………...4-5
Учебно-методический комплект……………………………………………………………………………………………6
Общая характеристика курса…………………………………………………………………………………………….6-9
Место курса в учебном плане…………………………………………………………………………………………….....9
Результаты изучения курса………………………………………………………………………………………….....10-13
Содержание курса……………………………………………………………………………………………………….13-16
Календарно-тематическое планирование курса…………………………………………………………………….17-28
Дополнительные обобщающие материалы………………………………………………………………………………29
Контрольно-измерительные материалы…………………………………………………………………………………29
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………………………………………30

2

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тип программы: программа начального общего образования
Статус программы: рабочая программа «Окружающий мир»
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных
услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг по ФГОС;
- для педагогических работников МБОУ СОШ № 1 программа определяет приоритеты в содержании начального общего
образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ СОШ № 1 программа является основанием для определения качества реализации общего
начального общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 2 классов МБОУ СОШ № 1
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 66 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 час в неделю
Формы контроля: проверочные работы, тесты

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа
составлена в соответствии со следующими нормативными документами.

№

1.

2.

3.

4.

Нормативный документ

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
ст.2, п.9;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России
от 30.08.2013 № 1015;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

5.

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся;

6.

ООП НОО

МБОУ СОШ №1
4

7.

Положение о разработке рабочей программы (курса) МБОУ СОШ №1

8.

Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2020-2021 учебный год.

9.

Авторская программа «Окружающий мир» А.А.Плешаков. 1- 4 классы, Москва:
«Просвещение» 2015 год.

Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и
культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 2 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015
2.. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов.– М.: Просвещение, 2012
3. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. 2класс/Волгоград, изд-во:Учитель, 2013
4.Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. 2 класс – М.: Просвещение, 2013

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной
мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных
наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и
социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать
явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать
направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное,
так и социальное благополучие.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого
мира. В рамках данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в
полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания,
формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное
многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс
создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

6

Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к
миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных
оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о
человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном
материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников
фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в
природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся
освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный
курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности,
формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и
нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных
связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках
чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, приучая детей к
рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлёна основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции
естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая
многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших
школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого
невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
7

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе, что осуществляется через раскрытие
разнообразных связей между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности,
рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие
человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества,
теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной
жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего,
на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию
народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие»
детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разно образные методы и
формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут
наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера,
различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений
окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий,
организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное
взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее. Очень
большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена
в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной
школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание (определение) объектов окружающего мира с помощью
специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) выявление и моделирование связей в окружающем мире с
помощью книги для чтения, графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ
собственного отношения к миру природы и поведения в нём, выработку соответствующих норм и правил, которое осуществляется с
помощью специально разработанного пособия по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку познание детьми
окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является
8

своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в
той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч: 2 часа в
неделю (34 учебные недели)

9

Результаты изучения курса
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и
носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
 представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме
национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
 овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе
и жизни людей;
 понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
предмету «Окружающий мир»;
 познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира,
могут быть полезны в жизни;
 представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного
отношения к растениям, животным, окружающим людям;
 эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей
Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
 этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной,
осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
 способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том
числе учебных проектов*;
 установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня,
правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми
людьми;
 бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение
элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых
ценностей.

10
























Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных
учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные
учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков,
фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке
сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики,
производственные цепочки).
11






























Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
12




















приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других
общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

Содержание курса
.
Где мы живем (3 ч) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы
называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома –
это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 ч) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы.
Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
13

от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные
растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого
уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие
для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых
насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края.
Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии. Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с
горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями
дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их
взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до
керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт
города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по
усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (10 ч)
14

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее
распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения;
специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся
пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная
безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности.не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми:
незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа. Отработка правил перехода улицы.
Общение (6 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за
столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа. Отработка основных правил этикета.
Путешествия (15 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности.равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье,
русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие
достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии. Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

15

16

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Дата
по
плану

Дата
по
факту

Колво
часов

Тема урока

Основные виды
учебной
деятельности

Планируемые
предметные
результаты освоения
материала

Универсальные учебные действия

1 четверть (16 часов)
Где мы живём? (3 часа)
1

8.09

1

Родная страна. Край, в котором
мы
живём.

Понимать учебные задачи урока.
Анализировать информацию,
полученную на уроке, и делиться
своими знаниями.

Знание названия нашей
планеты, родной страны и
её столицы, региона, где
проживаем; умение
называть свой адрес в
мире, давать устное
описание объектов
окружающего мира.
Знание символов России –
герба, флага, гимна.

Умение собирать информацию из
иллюстраций, собственных наблюдений,
учебного текста, рассуждать и проверять
свои выводы.

2

8.09

1

Город и село.
Проект «Родной город».

Понятие город и
село.Умение оценивать
свои достижения на уроке.

Умение принимать и решать
познавательные и учебные задачи,
выбирать нужную информацию из
текста, иллюстрации.

3

10.09

1

Природа и рукотворный мир

Проверить остаточные знания
второклассников по предмету.
Анализировать информацию,
полученную на уроке, и делиться
своими знаниями.
Приводить примеры объектов;
различать объекты природы и
рукотворного мира.

Знание, что нас окружают
предметы живой и
неживой природы; умение
различать объекты живой
и не живой природы.

Умение читать схемы и работать с ними,
давать аргументированный ответ на
поставленный вопрос.

4

15.09

1

Живая и неживая природа.

Классифицировать объекты по
существенным признакам.

Умение читать схемы и работать с ними,
давать аргументированный ответ на
поставленный вопрос.

5

17.09

1

Явления
природы.

Рассказывать о результатах своих
наблюдений, определять сезон по
характерным явлениям природы.

Знание названий времён
года, основных свойств
воздуха и воды, общих
условий, необходимых для
жизни растений и
животных. Умение
различать объекты живой
и неживой природы.
Знание понятия «явления
природы», основных
свойств воздуха и воды.
Умение различать объекты
природы и предметы,

Природа (21 час)

17

Строить рассуждения в форме связи
простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.

созданные человеком.
6

22.09

1

Как измеряют температуру?

Знакомиться с различными
видами термометров, измерять и
записывать температуру, работать
в парах.

7

24.09

1

Что такое
погода?

Наблюдать и описывать погоду за
окном класса, характеризовать
погоду, как сочетание
температуры воздуха, осадков,
облачности, ветра. Вести дневник
наблюдений за погодой.

8

29.09

1

В гости к осени.

Наблюдать изменения в живой и
неживой природе, устанавливать
взаимосвязи между ними,
формулировать выводы.

9

1.10

1

Звёздное небо.

Находить на рисунке знакомые
созвездия, моделировать
созвездия Ориона, Лебедя,
Кассиопеи, формулировать
выводы.

10

6.10

1

Заглянем в кладовые Земли.

Исследовать с помощью лупы
состав гранита, различать горные
породы, формулировать выводы.
Работать в паре.

11

8.10

1

Про воздух.

Рассказывать о значении воздуха
для растений, животных и
человека. Описывать
эстетическое воздействие
созерцания неба на человека.

18

Знание понятия
«температура», правил
измерения температуры,
названий времён года.
Умение определять
температуру воздуха,
человека, воды.
Знание понятия «погода»,
названий времён года,
названий осенних месяцев.
Умение отмечать погоду в
дневнике наблюдений,
определять признаки
осенних изменений в
природе, определять
температуру воздуха,
человека, воды.
Знание правил поведения
на экскурсии. Умение
устанавливать связи между
сезонными изменениями в
живой и неживой природе.
Знание понятий: «звёздное
небо», «созвездие».
Умение работать с картой
звёздного неба, решать
практические задачи с
помощью наблюдения.
Знание понятий «горная
порода» и «минерал»,
названий и отличие горных
пород от минералов.
Умение различать объекты
природы и предметы,
созданные человеком,
объекты живой и неживой
природы.
Знание основных свойств
воздуха и воды, общих
условий, необходимых для
жизни растений и
животных. Умение
определять свойства
воздуха, температуру

Умение читать и составлять простые
схемы.

Установление причинно-следственных
связей, выполнение действий по
алгоритму.

Установление причинно-следственных
связей. Строить рассуждения об объекте,
его строении, свойствах и связях.
Осознанное и произвольное построение
речевого высказывания, аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации.
Учет разных мнений, координирование в
сотрудничестве разных позиций. Давать
аргументированный ответ на
поставленный вопрос.

Осознанное и произвольное построение
речевого высказывания, аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации.

12

13.10

1

Про воду.

Рассказывать о значении воды для
растений, животных и человека.
Описывать эстетическое
воздействие созерцания водных
просторов на человека.

13

15.10

1

Какие бывают растения?

Устанавливать по схеме различия
между группами растений,
классифицировать растения и
делать самопроверку, приводить
примеры деревьев, кустарников,
трав своего края.

14

20.10

1

Какие бывают животные?
Проверочная работа.

Соотносить группы животных и
их существенные признаки,
знакомиться с разнообразием
животных, находить в рассказах
новую информацию, выступать с
сообщениями. Сравнивать
животных. Выявлять зависимость
между строением тела животного
и местом его обитания.

15

22.10

1

Невидимые нити в природе:
взаимосвязь растительного и
животного мира.

Моделировать изучаемые
взаимосвязи, выявлять роль
человека в сохранении или
нарушении этих взаимосвязей.

16

3.11

1

Дикорастущие и культурные
растения.

Сравнивать и различать
дикорастущие и культурные
растения; приводить примеры,
находить и обсуждать новую
информацию. Формулировать
выводы. Работать в парах.

19

воздуха и воды.
Знание, где используется
вода, как и почему
загрязняется. Умение
называть свойства воды,
роль воды в живой
природе, называть
очистительные
сооружения.
Знание, чем отличаются
друг от друга деревья,
кустарники, травы;
лиственные и хвойные
деревья; знание 2-3
растений, занесённые в
Красную книгу. Умение
определять растения,
называть дикорастущие и
культурные растения
своего края.
Знание общих условий,
необходимых для жизни
животных, особенности
внешнего вида животных и
растений, особенности
ухода за домашними
животными; знать 2-3
животных, занесённых в
Красную книгу. Умение
раскрыть особенности
внешнего вида и жизни
животных, приводить 2-3
примера.
Знание понятия
«невидимые нити в
природе». Умение
устанавливать
взаимосвязи.
Знание дикорастущих и
культурных растений.
Умение делить растения на
дикорастущие и
культурные; различать
части растений;
отображать их на рисунке.
Умение оценивать

Осознанное и произвольное построение
речевого высказывания, аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации.

Умение читать схемы и работать с ними,
давать аргументированный ответ на
поставленный вопрос. Строить
рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях.

Осознанное и произвольное построение
речевого высказывания, аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации.

Умение работать с текстом, выделять
новые понятия, определять их
существенные признаки.
Умение работать с текстом, выделять
новые понятия, определять их
существенные признаки.

воздействие человека на
природу.
2 четверть (14 часов)
17

5.11

1

Дикие и домашние животные.

Сравнивать и различать диких и
домашних животных;
моделировать значение домашних
животных для человека.
Формулировать выводы. Работать
в парах.

18

10.11

1

Комнатные растения.

19

12.10

1

Животные живого уголка. Про
кошек и собак.

Узнавать комнатные растения на
рисунках; осуществлять
самопроверку. Оценивать роль
комнатных растений для
физического и психического
здоровья человека. Работать в
группе.
Рассказывать о животных живого
уголка и особенностях ухода за
ними. Определять породы кошек
и собак; обсуждать роль кошек и
собак в хозяйстве человека.
Работать в группах.

20
21

17.11
19.11

2

Красная книга.

Выявлять причины исчезновения
изучаемых растений и животных;
предлагать и обсуждать меры по
их охране. Работать в группах.

22

24.11

1

Будь природе другом.

Анализировать факты,
угрожающие живой природе,
знакомиться с Правилами друзей
природы и экологическими
знаками, договариваться о
соблюдении этих правил и
предлагать свои правила.
Работать в
группах.

20

Знание общих условий для
жизни животных,
особенности внешнего
вида животных и растений,
особенности ухода за
домашними животными.
Умение раскрыть
особенности внешнего
вида и жизни животных,
приводить 2-3 примера.
Знание особенностей
выращивания комнатных
растений. Умение
выполнять практическую
работу по уходу и
пересадке комнатных
растений.
Знание представителей
живого уголка, правил
ухода за животными
живого уголка. Умение
называть редкие породы
кошек и собак,
характеризовать условия
жизни кошек и собак.
Знание истории создания
Красной книги, знание
нескольких животных и
растений, занесённых в
Красную книгу. Умение
устанавливать взаимосвязи
в природе.
Знание историй создания
Красной книги, знание
нескольких животных и
растений, занесённых в
Красную книгу.
Умение объяснять
экологический знак.

Умение работать с текстом, выделять
новые понятия, определять их
существенные признаки.

Осознанное и произвольное построение
речевого высказывания, аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации.

Осознанное и произвольное построение
речевого высказывания, аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации.

Осознанное и произвольное построение
речевого высказывания, аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации.

Умение декодировать условные знаки,
выбирать нужную информацию из
художественного текста, иллюстрации.

23
24

26.11
1.12

2

Обобщающий урок по теме
«Природа». Тест №1.

Выполнять тестовые задания
учебника, оценивать
правильность предложенных
ответов.

Знание истории создания
Красной книги, знание
нескольких животных и
растений, занесённых в
Красную книгу.
Умение объяснять
экологический знак.

Умение читать схемы и работать с ними,
давать аргументированный ответ на
поставленный вопрос. Строить
рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях.

Жизнь города и села (10 часов)
25

3.12

1

Что такое
экономика?

Рассказывать об отраслях
экономики по предложенному
плану, моделировать взаимосвязи
отраслей экономики, читать
тексты, находить в них ответы на
поставленные вопросы.

26

8.12

1

Что из чего
сделано? Как построить дом.

Классифицировать предметы по
характеру материала,
прослеживать производственные
цепочки, моделировать их и
составлять
рассказ.

27

10.12

1

Какой бывает транспорт.

Рассказывать о строительстве
городского и сельского домов.
Узнавать по фотографиям виды
транспорта и классифицировать
его.

28

15.12

1

Промежуточная
диагностическая работа.

Анализировать взаимосвязи
отраслей экономики при
производстве определённых
товаров и продуктов.

29

17.12

1

Культура и
образование. Все профессии
важны.

Различать учреждения культуры и
образования, узнавать их и
приводить примеры. Посещать
музеи.

21

Знание понятия
«экономика», названий
строительных машин,
составных частей
экономики, названий
товаров. Умение отличить
город от села.
Знание материалов и
объектов труда, составных
частей экономики,
названий товаров,
названий профессий.
Умение определять
материалы, из которых
сделаны товары. Умение
классифицировать товары.

Умение работать с текстом, выделять
новые понятия, определять их
существенные признаки.

Знание понятий
«транспорт», видов
транспорта, названий
профессий. Умение
приводить примеры видов
транспорта.
Знание составных частей
экономики, понятий:
«торговля», «гастроном»,
«культурное учреждение»,
«образовательное
учреждение».
Знание понятий:
«культура»,
«образование»,
«культурное учреждение»,
«образовательное
учреждение»; названия
профессий. Умение
называть профессии в

Осознанное и произвольное построение
речевого высказывания, аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации.

Учет разных мнений, координирование в
сотрудничестве разных позиций.

Умение работать с текстом, выделять
новые понятия, определять их
существенные признаки.

30

22.12

1

В гости к зиме. Сезонные
изменения в природе.

31

24.12

1

Живая природа зимой. Зимняя
жизнь зверей и птиц.

Наблюдать над зимними
природными явлениями.
Обсуждать зимние явления за
прошедший день, исследовать
пласт снега и выявлять
зависимость от чередования
оттепелей, снегопадов и морозов.
Обобщить наблюдения над
зимними природными явлениями.
Формулировать правила
поведения на улице зимой.
Работать с текстами учебника,
делать выводы.

сфере образования и
культуры.
Знание признаков
сезонных изменений в
природе зимой, названий
зимующих птиц. Умение
проводить наблюдения за
зимними изменениями в
живой и неживой природе.
Знание признаков
сезонных изменений в
природе зимой, названий
зимующих птиц. Умение
проводить наблюдения за
зимними изменениями в
живой и неживой природе.

Установление причинно-следственных
связей. Строить рассуждения в форме
связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.

Установление причинно-следственных
связей. Строить рассуждения в форме
связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.

3 четверть

Здоровье и безопасность (10 часов)
32
33

12.01
14.01

2

Строение тела человека.

Называть и показывать внешние
части тела человека, определять
на страницах учебника или на
муляже положение внутренних
органов.

34

19.01

1

Если хочешь быть здоров.
Тест «Строение тела человека»

Рассказывать о своём режиме дня,
составлять рациональный режим
дня школьника. Обсуждать
сбалансированное питание
школьника, формулировать
правила личной гигиены.

35

21.01

1

Правила дорожного движения.
Берегись автомобиля!

Формулировать правила
безопасности на основе

22

Знание основных систем
органов человека, их роль
в организме; правил
сохранения и укрепления
здоровья; понятия
«здоровый образ жизни».
Умение определять органы
человека, рассказывать о
функциях основных
систем органов человека.
Знание основных систем
органов человека, их роль
в организме; правил
сохранения и укрепления
здоровья; понятия
«здоровый образ жизни».
Умение определять органы
человека, рассказывать о
функциях основных
систем органов человека.

Умение трансформировать
иллюстративную информацию в
вербальную; давать аргументированный
ответ на поставленный вопрос.

Знание правил поведения
на дороге, в транспорте;

Умение моделировать различные
ситуации, опасные для детей.

Установление причинно-следственных
связей. Строить рассуждения в форме
связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.

прочитанных рассказов,
моделировать сигналы светофора.
Практически учиться соблюдать
правила дорожной безопасности.
Объяснять с опорой на
иллюстрацию учебника
потенциальную опасность
бытовых предметов и ситуаций,
формулировать правила
безопасности в быту.

36

26.01

1

Домашние
опасности.

37
38

28.01
2.02

12

Пожар.

Характеризовать пожароопасные
предметы, запомнить правила
предупреждения пожара,
моделировать вызов пожарной
охраны по мобильному и
обычному телефону по номеру
МЧС.

39
40

4.02
9.02

2

Лесные
опасности.

Характеризовать потенциальные
опасности в лесу, определять с
помощью дополнительной
литературы опасных насекомых.

41
42

11.02
16.02

2

Как нужно
купаться?

Характеризовать потенциальные
опасности на воде, запомнить
правила поведения во время
купания.

43

25.02

1

Очень подозрительный тип.

Характеризовать потенциальные
опасности при контактах с
незнакомыми людьми, предлагать
и обсуждать варианты поведения
в подобных ситуациях,
моделировать звонок в милицию
и МЧС.

23

дорожных знаков ПДД.
Умение выполнять
правила дорожного
движения.
Знание правил обращения
с электроприборами и
газооборудованием,
колющими и режущими
предметами, лекарствами.
Умение выполнять
правила безопасности
дома.
Знание правил
безопасности, которые
надо соблюдать дома;
правил противопожарной
безопасности, правил
поведения в социальной
среде. Умение выполнять
правила безопасности
дома.
Знание правил
безопасности, которые
надо соблюдать в лесу,
знать съедобные и
ядовитые грибы, правил
экологической
безопасности. Умение
правильно вести себя на
природе.
Знание правил
безопасности, которые
надо соблюдать на воде,
правил экологической
безопасности. Умение
правильно вести себя на
природе.
Знание правил
безопасности, которые
надо соблюдать в
социальной среде, как
вести себя с незнакомцами.
Умение выполнять
правила безопасности с
незнакомыми

Умение трансформировать
иллюстративную информацию в
вербальную; давать аргументированный
ответ на поставленный вопрос. Умение
моделировать различные ситуации,
опасные для детей.
Умение моделировать различные
ситуации, опасные для детей.

Умение трансформировать
иллюстративную информацию в
вербальную; давать аргументированный
ответ на поставленный вопрос. Умение
моделировать различные ситуации,
опасные для детей.

Умение моделировать различные
ситуации, опасные для детей.

Умение моделировать различные
ситуации, опасные для детей.

44

2.03

1

Обобщающий урок по теме
«Здоровье и безопасность». Тест
№3.

Выполнять тестовые задания
учебника, оценивать
правильность предложенных
ответов.

людьми.
Знание правил
безопасности в лесу, на
воде, в социальной среде,
дома, на дороге. Умение
выполнять правила
безопасности.

Умение читать схемы и работать с ними,
давать аргументированный ответ на
поставленный вопрос.

Общение (6 часов)
45

4.03

1

Наша дружная семья.

Формировать понятие «культура
общения», рассказывать о
семейных взаимоотношениях,
моделировать ситуации семейной
трапезы.
Рассказывать о своём школьном
коллективе, совместных
мероприятиях в классе, в школе.
Обсуждать вопрос о культуре
общения в школе, моделировать
различные ситуации.

46

9.03

1

В школе.

47

11.03

1

Правила
вежливости.

Обсуждать, какие правила
вежливости имеются в русском
языке и как они применяются в
различных ситуациях общения.
Формировать правила поведения,
моделировать ситуации общения
в различных ситуациях.

48

16.03

1

День рождения.

Обсуждать моральноэстетические аспекты дружбы,
правила поведения за столом.
Формулировать правила этикета в
гостях. Моделировать различные
ситуации за столом.

49

18.03

1

Мы – зрители и пассажиры.

Обсуждать правила поведения в
театре, в общественном
транспорте, формулировать их на
основе иллюстраций учебника.

24

Знание понятий: «культура
общения», «семья».
Умение выполнять
элементарные нормы
общения в семье, в школе.
Знание понятия «культура
общения», элементарных
норм общения в семье, в
школе. Умение применять
основные правила
поведения и соблюдать
элементарные нормы
общения в общественных
местах.
Знание понятия «культура
общения», элементарных
норм общения в семье, в
школе. Умение применять
основные правила
поведения и соблюдать
элементарные нормы
общения в общественных
местах.
Знание понятия «культура
общения», элементарных
норм общения в семье, в
школе. Умение применять
основные правила
поведения и соблюдать
элементарные нормы
общения в общественных
местах.
Знание понятий:
«зрители», «пассажиры»,
«культура общения».
Умение выполнять
основные правила

Давать аргументированный ответ на
поставленный вопрос. Умение
моделировать различные ситуации в
школе и дома.
Давать аргументированный ответ на
поставленный вопрос. Умение
моделировать различные ситуации в
школе и дома.

Давать аргументированный ответ на
поставленный вопрос. Умение
моделировать различные ситуации в
школе и дома.

Давать аргументированный ответ на
поставленный вопрос. Умение
моделировать различные ситуации в
школе и дома.

Умение трансформировать
иллюстративную информацию в
вербальную; давать аргументированный
ответ на поставленный вопрос. Умение
моделировать различные ситуации.

50
51

30.03
1.04

2

Обобщающий урок по теме
«Общение».
Итоговый тест за 3 четверть
РНО

Выполнять тестовые задания
учебника, оценивать
правильность предложенных
ответов.

поведения и элементарные
нормы общения в
транспорте и
театре.
Знание понятий:
«зрители», «пассажиры»,
«культура общения».
Умение выполнять
основные правила
поведения и элементарные
нормы общения в
транспорте и
театре.

Умение выполнять и оформлять
тестовые задания разных типов, работать
со схемами и блок-схемами алгоритмов.

4 четверть Путешествия (15 часов)
52

6.04

1

Посмотрите
вокруг.

Сравнивать фотографии в
учебнике, находить линию
горизонта; находить на схеме и
называть указанные стороны
горизонта.

53

8.04

1

Для чего нужен компас?

Находить ориентиры на рисунке
учебника, на дороге от дома до
школы, в своём городе.
Знакомиться с устройством
компаса и правилами работы с
ним. Знакомиться со способами
ориентирования по местным
признакам.

54

13.04

1

Формы земной поверхности.

Сопоставлять фотографии равнин
и гор, анализировать цветовое
обозначение равнин и гор на
глобусе. Сравнивать по схеме
гору и холм, описывать красоту
гор.

25

Знание понятия
«горизонт», условных
обозначений сторон
горизонта. Умение
ориентироваться на
местности с помощью
компаса, показывать на
карте, глобусе материки,
океаны, горы, равнины,
моря, реки.
Знание правил
определения сторон
горизонта с помощью
компаса, условных
обозначений сторон
горизонта. Умение
ориентироваться на
местности с помощью
компаса, показывать на
карте, глобусе материки,
океаны, горы, равнины,
моря, реки.

Умение извлекать информацию из
учебника, карты, моделировать объекты
окружающего мира.

Знание формы земной
поверхности, условных
обозначений сторон
горизонта. Умение
ориентироваться на
местности с помощью
компаса, показывать на

Умение читать схемы и работать с ними,
давать аргументированный ответ на
поставленный вопрос. Умение извлекать
информацию из учебника, карты,
моделировать объекты окружающего
мира.

Умение читать схемы и работать с ними,
давать аргументированный ответ на
поставленный вопрос. Умение извлекать
информацию из учебника, карты,
моделировать объекты окружающего
мира.

55

15.04

1

Водоёмы.

Различать водоёмы естественного
и искусственного происхождения.
Анализировать схему частей реки.

56

20.04

1

В гости к весне.

Наблюдать за состоянием погоды,
таянием снега, появлением
зелени, появлением первых птиц
и т.д., используя дополнительную
литературу. Формулировать
выводы о весенних явлениях
природы.

57

22.04

1

Путешествие по родной стране.

Сравнивать изображение России
на глобусе и карте, осваивать
приёмы чтения карты, учиться
правильно показывать объекты на
настенной карте.

58

27.04

1

Что такое карта и как её читать?

Учиться правильно показывать
объекты на настенной карте,
осваивать приёмы чтения карты.

26

карте, глобусе материки,
океаны, горы, равнины,
моря, реки.
Знание понятия «водоём»,
правил поведения у
водоёма. Умение
ориентироваться на
местности с помощью
компаса, показывать на
карте, глобусе материки,
океаны, горы, равнины,
моря, реки, различать по
карте и показывать
различные водоёмы.
Знание признаков весны,
названий весенних
месяцев, три названия
раннецветущих растений.
Умение устанавливать
связи между сезонными
изменениями в живой и
неживой природе.
Знание названия родной
страны, условных
обозначений сторон
горизонта. Умение
показать на карте, глобусе
материки, океаны, горы,
равнины, моря, реки,
различать по карте и
показывать различные
водоёмы, границу нашей
Родины.
Знание понятия «карта»,
условных обозначений на
карте. Умение показать на
карте, глобусе материки,
океаны, горы, равнины,
моря, реки, различать по
карте и показывать
различные водоёмы,
границу нашей Родины.
Показывать на карте город
Москву, 1-2 города России.

Умение читать схемы и работать с ними,
давать аргументированный ответ на
поставленный вопрос. Умение извлекать
информацию из учебника, карты,
моделировать объекты окружающего
мира.

Умение ставить познавательную задачу,
соотносить информацию из разных
источников.

Умение получать информацию на основе
изучения карты, моделировать объекты
окружающего мира.

Умение получать информацию на основе
изучения карты, моделировать объекты
окружающего мира.

59

29.04

1

Путешествие по Москве.
Московский Кремль.

Находить Москву на карте
России, знакомиться с планом
Москвы. Обсуждать значение
Московского Кремля для каждого
россиянина, извлекать из
дополнительной литературы
сведения о
достопримечательностях Москвы.
Находить Санкт-Петербург на
карте России, знакомиться с
планом Санкт-Петербурга.
Извлекать из дополнительной
литературы сведения о
достопримечательностях СанктПетербурга.

60

3.05

1

Город на Неве.

61

6.05

1

Путешествие по Оке.

Рассказать по фотографиям в
учебнике о
достопримечательностях городов
на Оке. Моделировать в виде
схемы, чем знаменит каждый из
городов на Оке.

62

11.05

1

Путешествие по планете.

Сравнивать глобус и карту мира,
находить, называть и показывать
на глобусе и карте мира материки
и океаны.

63

13.05

1

Страны мира.

Сравнивать политическую и
физическую карты мира.
Приводить примеры стран,
расположенных на разных
материках.

64

18.05

1

Путешествие в космос.
Тест № 5 за учебный год.

Работать с готовыми моделями –
глобусом и картой. Изучать
дополнительную информацию о
звёздах, планетах, метеоритах.
Выявить главные факторы жизни

27

Знание столицы России,
правил работы с картой,
достопримечательностей
Москвы. Умение показать
на карте город Москву –
столицу России, называть
2-3
достопримечательности.
Знание правил работы с
картой,
достопримечательностей
Санкт-Петербурга. Умение
показать на карте город
Санкт-Петербург, называть
2-3
достопримечательности.
Знание правил работы с
картой,
достопримечательностей
городов на Оке. Умение
показать на карте города
на Оке.

Умение получать информацию на основе
изучения карты, моделировать объекты
окружающего мира.

Знание условных
обозначений сторон
горизонта. Умение
показать на карте, глобусе
материки, океаны, горы,
равнины, моря, реки,
различать по карте и
показывать различные
водоёмы, границу нашей
Родины.
Знание стран мира.
Умение ориентироваться
на местности с помощью
компаса, показывать на
карте, глобусе материки,
океаны, горы, равнины,
моря, реки, страны,
столицу.
Знание фамилии первого
космонавта, 2-3 созвездий.
Знание материала,
изученного во 2 классе.
Умение работать с картой

Умение получать информацию на основе
изучения карты, ставить познавательную
задачу, соотносить информацию из
разных источников.

Умение получать информацию на основе
изучения карты, ставить познавательную
задачу, соотносить информацию из
разных источников.

Умение получать информацию на основе
изучения карты, ставить познавательную
задачу, соотносить информацию из
разных источников.

Умение получать информацию на основе
изучения карты, ставить познавательную
задачу, соотносить информацию из
разных источников.

Умение выполнять и оформлять
тестовые задания разных типов, работать
со схемами и блок-схемами алгоритмов.

20.05на Земле: свет, тепло,
воздух, вода. Выполнять тестовые
задания.

65

25.05

1

Обобщающий урок по теме
«Путешествие».
Итоговая диагностическая
работа.

Обобщить знания по теме
«Путешествие». Выполнять
тестовые задания.

66

27.05

1

Впереди лето.

Приводить примеры летних
явлений в живой и неживой
природе, определять цветущие
травы с помощью
дополнительной литературы.

звёздного неба,
ориентироваться на
местности с помощью
компаса, показывать на
карте, глобусе материки,
океаны, горы, равнины,
моря, реки, страны,
столицу.
Знание материала,
изученного во 2 классе.
Умение применить свои
знания при выполнении
итоговой диагностической
работы.
Знание признаков
сезонных изменений в
природе летом. Умение
проводить наблюдения за
летними изменениями в
живой и неживой природе.

Дополнительные обобщающие материалы

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
28

Умение выполнять и оформлять
тестовые задания разных типов, работать
со схемами и блок-схемами алгоритмов.

Умение ставить познавательную задачу,
соотносить информацию из разных
источников.














http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://suhin.narod.ru/zag1.htm/ - загадки-шутки в кроссвордах, занимательные задания в кроссвордах.
http://www.nachalka.com/ - Начальная школа - детям, родителям, учителя
http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные презентации и клипы.
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.openclass.ru/dig_resources - Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества
http://fcior.edu.ru — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Контрольно-измерительные материалы

Окружающий мир. 2 класс. Проверочные работы. Плешаков А.А., Плешаков С.А.
Окружающий мир. Тесты. 2 класс - Плешаков А.А.

29

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные,
художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари
естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи,
пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления,
исторические события и др.);
– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников,
поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас
географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы
(альбомы, комплекты открыток);
– рельефные модели равнины, холма, оврага;
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели
молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и
животными.
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы,
бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления
для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- демонстрационный экземпляр микроскопа;
- демонстрационный экземпляр глобуса;
- комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
- комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
- демонстрационный экземпляр флюгера;
- демонстрационный экземпляр барометра;
- демонстрационный экземпляр бинокля;
- демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
- демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для
измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными
предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой
работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций,
гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную
бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы,
пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва,
известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).

30

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».