Пояснительная записка План внеурочной деятельности ФГОС МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка «Поколение будущего» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письма Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09- 1672 «О направлении методических рекомендаций»; Цели и планируемые результаты внеурочной деятельности В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) основная образовательная программа среднего общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является частью образовательной программы МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Внеурочная деятельность направлена на: -создание условий для развития личности ребенка, развитие его мотивации к познанию и творчеству; -приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности); -профилактику асоциально поведения; -создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры; -обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося; -развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Цель и результат внеурочной деятельности соответствуют целям и результату образования. Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: создание условий для становления развития личности обучающихся, формирование их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального. Интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Планируемые результаты внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур школы, предусматривающих изучение сформированности познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности (результаты олимпиад, защиты проектов, анкеты). Показатели деятельности педагогов по реализации модели внеурочной деятельности: 1. Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (итоги учебного года); 2. Проектная деятельность обучающихся; 3. Участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы; 4. Количество обучающихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях; 5. Посещаемость занятий, курсов; 6. Количество обучающихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса; 7. Участие родителей в мероприятиях; 8. Наличие благодарностей, грамот; 9. Наличие рабочей программы курса внеурочной деятельности и ее соответствие предъявляемым требованиям; 10. Ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с обучающимися (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности); 11. Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения; 12. Удовлетворенность обучающихся и их родителей выбранным курсов внеурочной деятельности; 13. Презентация опыта на различных уровнях. Механизм конструирования оптимизационной модели: Для реализации внеурочной деятельности в школе организована оптимизационная модель внеурочной деятельности. Она заключается в оптимизации всех внутренних ресурсов школы и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники (учителя предметники, классные руководители психолог, учителя по предметам). Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: -взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно- вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; -организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; -организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; -организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения. Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы: 1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материальнотехническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения. 2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения. 3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов, 4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии. 5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе. 6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. Состав и структура направлений внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы среднего общего образования Цель внеурочной деятельности: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи внеурочной деятельности: -организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся; -формировать навыки позитивного общения; -развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; -воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; -развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребѐнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: -поликультурное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике; -социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: -трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. -общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность; -общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков -спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре. Перечисленные направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ. Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью в рамках основной образовательной программы основного общего образования, участие в которой является обязательным для каждого обучающегося. Поликультурное направление Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно- нравственного развития обучающихся в единой урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Основные задачи: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной композиции- «становиться лучше»; укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определѐнного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам: принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей -формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. Данное направление реализуется программой «Осетия и я», «Литературное чтение». . В рамках работы в данном направлении проводятся, экскурсии, походы, лекции, беседы, видеозанятия, акции, конкурсы, сборы, праздники, классные часы. Социальное направление Целесообразность направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне среднего общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основные задачи: формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основы культуры межэтнического общения; формирование отношения к семье как к основе российского общества; В рамках работы в данном направлении проводятся защиты проектов, презентации портфеля достижений, презентация творческих работ, экскурсии, социальные практики, акции. Общеинтеллектуальное направление Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Основные задачи: формирование навыков научно- интеллектуального труда; развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне среднего общего образования. воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. Данное направление реализуется через программу курса: «Финансовая грамотность» , « Я в мире и мир вокруг меня» Данное направление реализуется программами курсов: «Калейдоскоп наук», «Умники и умницы», «Живая планета», «Эрудит», «Путешествие по России», «Лаборатория юного химика», «Счастливый английский», «Английский с увлечением», « Английский театр», «Английский в вопросах и ответах», «Страницы истории», « Ника», «Интенсивный русский в вопросах и ответах », «Биология в вопросах и ответах », «Constant» В рамках работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита исследовательских проектов, викторины, выставки, выпуски газет, математические бои, участие в предметных неделях, олимпиады, научно- исследовательские конференции. Общекультурное направление Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие общей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основные задачи: формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; становление активной жизненной позиции; воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры. Данное направление реализуется через программу, работу классного руководителя по плану воспитательной работы школы, реализуется через участие в школьных, муниципальных и региональных конкурсах. В рамках работы в данном направлении проводятся защиты проектов, конкурсы, акции, проведение коллективных творческих дел. Спортивно-оздоровительное направление Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся среднего общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребѐнка, достижению планируемых результатов освоения основной программы среднего общего образования. Основные задачи: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учѐтом их возрастных, психологических и иных особенностей; развитие потребности в занятиях физической культуры и спортом. Задачи: - приобщение обучающихся к здоровому образу жизни -- приобщение обучающихся к спорту - подготовка к сдаче норм ГТО Данное направление реализуется по программе «Физкультура для всех». В рамках работы в данном направлении проводятся, соревнования, показательные выступления, дни здоровья, эстафеты, беседы, весѐлые старты, викторины, походы. Внеурочная деятельность по английскому языку начинается в школе с 5 класса курсом «Английский язык – окно в мир». Программа ориентирована на достижение образовательных результатов, способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, способствует удовлетворению личных познавательных интересов, воспитанию личностных качеств (умение работать в команде с другими ребятами, коммуникабельность, уважение к себе и окружающим, личная и взаимная ответственность). А также развивает мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой. Специфика обучения английскому языку в начальной школе обусловлена тем, что обучение носит активный деятельностный характер и это соответствует возрастным особенностям учащегося, для которого активное взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания. Это означает, что овладение иностранным языком интегрируется с другими видами деятельности ребѐнка младшего школьного возраста, включая игры, песни, художественное творчество, рисование и раскрашивание, моделирование из доступных материалов и соревнование. Известно, что планируемыми образовательными результатами внеурочной деятельности в начальной школе при изучении иностранного языка являются: Личностные результаты внеурочной деятельности: мотивация к изучению иностранных языков и речевой культуры в целом; общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; осознание себя гражданином своей страны; осознание возможности самореализации средствами английского языка; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие; Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; развитие социальных умений младшего школьника, необходимых для общения как на родном, так и иностранном языке в пределах, доступных и соответствующих возрасту речевых ситуаций, коммуникативных потребностей ребѐнка и его языковых способностей; формирование общего кругозора младших школьников с постепенным развитием и усложнением языковой картины окружающего их мира; усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях. На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся индивидуальны. Поэтому оценивание результатов внеурочной деятельности на данном этапе проводится в игровой форме: - декламация стихотворений на иностранном языке – результат внеурочной деятельности «Мир игр и стихов» во 5 классе; - конкурсы, постановки, мини спектакли – результат внеурочной деятельности «Мир сказок и театра» в 5-6 классах; - лексические игры, решение кроссвордов и ребусов, выполнение творческих заданий, проведение выставки работ – результат курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» в 5 классе. Если в начальной школе (1-4 класс) курсы внеурочной деятельности носят больше познавательно-развлекательный характер, то курс «Занимательный английский» в 5 классе является своего рода «мостиком» к более серьезным видам внеурочной деятельности в основной школе, таким как исследования, поиск и обработка информации. К 5 классу внутренняя мотивация учащихся к обучению, как правило, несколько ослабевает. Это приводит к осознанию необходимости разработки дополнительных материалов, способствующих возникновению мотивации к изучению иностранного языка, формированию коммуникативной компетенции. Решению данной проблемы поможет наличие яркой эмоциональной составляющей, пробуждающей интерес к обучению и способствующей формированию метапредметных умений. Такой составляющей может стать комплекс мини-проектов для 5 класса «English for Fun» «Занимательный Английский» и курс внеурочной деятельности для 6 класса «В мире проектов». Здесь достигаются такие образовательные результаты (личностные и метапредметные) как: - умение планировать свое речевое и неречевое поведение; - умение выбирать тему исследования, собирать и обрабатывать информацию; - умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки; - развитие ИКТ компетенции; - умение работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы; - умение публичного выступления. Вводимые в школе интегрированные курсы помогают формировать у школьников более целостную картину мира, в которой сам иностранный язык служит средством познания и общения. Такие курсы служат разностороннему и целостному развитию детей за счет объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов. Кроме того, интегрированные курсы расширяют содержательный план обучения иностранному языку и ведут к формированию и развитию более широких интересов детей, их склонностей и способностей к различным видам деятельности. Наконец, эти курсы создают условия для мотивированного практического применения иноязычных знаний, навыков и умений и дают возможность детям увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовлетворение. К метапредметным результатам, описанным выше, в интегрированных курсах для 7,8 и 9 классов добавляются: целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение проводить наблюдения, собирать и обрабатывать информацию, сравнивать, классифицировать, анализировать и делать умозаключения; умение читать и самостоятельно составлять графики, таблицы, проводить измерения; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать способ взаимодействия учащихся и общие методы работы; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, слушать партнѐра, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; развитие мышления, внимания, памяти, воображения, творческой фантазии. К личностным результатам введенных интегрированных курсов добавляются: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование основ гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край; формирование уважительного и толерантного отношения к другим людям, их мнению, культуре, вере, гражданской позиции; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; осознание возможностей к саморазвитию, самообразованию и самореализации средствами иностранного языка; развитие целеустремленности, настойчивости и любознательности. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Таким образом, можно сказать, что предлагаемый цикл курсов внеурочной деятельности является условием достижения планируемых образовательных результатов в изучении иностранных языков в основной школе. Режим внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом ЦО, учебным календарным графиком и обеспечивает реализацию плана внеурочной деятельности по утвержденным в установленном порядке рабочим программам курсов. В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года не менее 34 учебных недель; Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с учебным планом и расписанием занятий . Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учѐтом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учѐтом необходимости разгрузки последующих учебных дней. На уровне среднего общего образования устанавливается шестидневная учебная неделя. Продолжительность занятия внеурочной деятельности в Х-XI классах составляет 45 минут. Расписание занятий внеурочной деятельностью составляется отдельно от расписания уроков. Внеурочная деятельность учебной направленности осуществляется непосредственно в образовательной организации. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Обеспечение плана План внеурочной деятельности на 2023/2024 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 1-11 классах, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Общеобразовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами и обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному плану внеурочной деятельности. Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, утвержденных педагогическим советом школы. Рабочие программы должны содержать следующие разделы: планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и тематическое планирование внеурочной деятельности. Учет занятий внеурочной деятельности Учет занятий внеурочной деятельностью осуществляется педагогическими работниками. Ведущими занятия и оформляются в журнале учета занятий внеурочной деятельностью, в которые вносятся списки обучающихся, ФИО педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий носятся в журналы в соответствии с рабочими программами курсов внеурочно деятельности. Учет посещения занятий внеурочной деятельности осуществляется классными руководителями в карте занятости внеурочной деятельностью обучающегося. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией. Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем руководителя образовательной организации в соответствии с должностной инструкцией. Планирование внеурочной деятельности обучающихся на 2023-2024 учебный год Планирование внеурочной деятельности обучающихся I-IV классов Название курса Количество часов в неделю I Направление II III «Умники и умницы» IV 2 Общеинтеллектуальное 2 2 «Калейдоскоп наук» 2 Итого Направление 4 4 4 4 Планирование внеурочной деятельности обучающихся V-IX классов Количество часов в неделю объединения V VI VII VIII IX классы «Эрудит» 1 5 «Б» Общеинтеллектуальн ое «Талантливый ребѐнок» «Счастливый английский» 2 «Английский с увлечением» 5 «А» « Английский театр» 5 «Б» 2 1 6 «А» 8 «Б» 6 «Б» 5 «В» « Ника» 2 9 «А» 9 «Б» «Статистика» 2 7 «а» 7 «б» Спортивно- ««Физкультура для всех» оздоровительное Поликультурное «Осетия и я» 1 1 6 «В» 8 «А» 5 «А» «Страницы истории» Итого 5 «В» 6 3 2 2 2 Планирование внеурочной деятельности обучающихся X-XI классов Направления внеурочной деятельности Форма Наименование программы Общеинтеллектуальное направление «Constant» Поликультурное « Я в мире и мир вокруг меня» 10 11 класс класс 34 34 1 1 Мониторинг эффективности реализации плана внеурочной деятельности ФГОС СОО В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением плана внеурочной деятельности ФГОС СОО выступают: 1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении. 3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Критерии выбраны по следующим принципам: 1. Критерий результативности (УУД,олимпиады, победы в конкурсах, динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.) – помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей дезадаптивной группы. «Слабые места», за счет которых будет происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следующим показателям. 2. Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной системы).Если нет мотивации находиться в школе – всем или каким-то отдельным участникам ОП, значит не найдена необходимая тональность в предложениях школы – надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу. 3. Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих объединений учителей, родителей; обновление материально- технической базы, и пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной системы). Может быть,что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные предложения. 4. Критерий Качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП, мотивация к обучению, СМИ о школе и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной системы могут только качественные характеристики. Но они трудно поддаются стандартизации. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности ФГОС основного общего образования. Спортивно-оздоровительное направление: понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека; осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье; умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье; способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье; сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре; Духовно-нравственное направление: осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция; понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Общеинтеллектуальное направление: осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству; сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуальнопознавательной и научно- практической деятельности; Общекультурное направление: понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе; сформированная потребность повышать сой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности; знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. формированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации); развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; способность обучающихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию; Социальное направление: овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни; сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом; достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия; сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность; умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социальнозначимой деятельности.