Рабочая программа учебного предмета Физическая культура для 8 класса на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 8 классов
общеобразовательных организаций представляет собой методически оформленную
конкретизацию требований Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего среднего образования и раскрывает их реализацию
через конкретное предметное содержание.
Общая характеристика учебного предмета «физическая культура»
При создании рабочей программы учитывались потребности современного
российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем
поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового
образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для
самоопределения, саморазвития и самоактуализации.
В рабочей программе нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии
современного социокультурного развития российского общества, условия
деятельности образовательных организаций, возросшие требования родителей,
учителей и методистов к совершенствованию содержания школьного образования,
внедрению новых методик и технологий в учебно-воспитательный процесс.
В своей социально-ценностной ориентации
рабочая программа сохраняет
исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в
качестве средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности,
укрепления их здоровья, повышения функциональных и адаптивных возможностей
систем организма, развития жизненно важных физических качеств. Программа
обеспечивает преемственность с рабочей программой начального среднего общего
образования, предусматривает возможность активной подготовки учащихся к
выполнению нормативов «Президентских состязаний» и «Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса ГТО».
Цели изучения учебного предмета «физическая культура»
Общей целью школьного образования по физической культуре является
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха. В рабочей программе для 8 классов данная цель
конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и
потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном
развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом
использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа
жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом.
Развивающая направленность рабочей программы определяется вектором
развития физических качеств и функциональных возможностей организма
занимающихся, являющихся основой укрепления их здоровья, повышения
надѐжности и активности адаптивных процессов. Существенным достижением
данной ориентации является приобретение школьниками знаний и умений в

организации самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и
прикладно-ориентированной физической культурой, возможностью познания своих
физических способностей и их целенаправленного развития.
Воспитывающее значение
рабочей программы заключается в содействии
активной социализации школьников на основе осмысления и понимания роли и
значения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к их
культурным ценностям, истории и современному развитию. В число практических
результатов данного направления входит фор­мирование положительных навыков и
умений в общении ивзаимодействии со сверстниками и учителями физической
культуры, организации совместной учебной и консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых
результатов образования в основной школе является воспитание целостной
личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и
социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе
содержания учебной дисциплины «Физическая культура», которое представляется
двигательной деятельностью с еѐ базовыми компонентами: информационным
(знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной
деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей
личностно значимого смысла, содержание Примерной рабочей программы
представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами в
раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта:
гимнастика, лѐгкая атлетика, , спортивные игры, . Данные модули в своѐм
предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую
подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических
упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Инвариантные и вариативные модули рабочей программы могут быть
реализованы в форме сетевого взаимодействия с организациями системы
дополнительного образования, на спортивных площадках и залах, находящихся в
муниципальной и региональной собственности1.
Вариативные модули объединены в рабочей программе модулем «Спорт»,
содержание которого разрабатывается образовательной организацией на основе
Примерных
модульных
программ
по
физической
культуре
для
общеобразовательных организаций, рекомендуемых Министерством просвещения
Российской Федерации. Основной содержательной направленностью вариативных
модулей является подготовка учащихся к выполнению нормативных требований
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, активное вовлечение их
в соревновательную деятельность.
Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или
образовательной организации, модуль «Спорт» может разрабатываться учителями
1

Письмо Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г. № ИК-13 74/19 и Письмо Минспорттуризма России от 13 сентября
2010
г.
№ ЮН-02-09/4912. «О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных
центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы».

физической культуры на основе содержания базовой физической подготовки,
национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В настоящей
Примерной рабочей программе в помощь учителям физической культуры в рамках
данного модуля, представлено примерное содержание «Базовой физической
подготовки».
Содержание рабочей программы изложено по годам обучения, где для каждого
класса предусмотрен раздел «Универсальные учебные действия», в котором
раскрывается вклад предмета в формирование познавательных, коммуникативных и
регулятивных действий, соответствующих возможностям и особенностям
школьников данного возраста. Личностные достижения непосредственно связаны с
конкретным содержанием учебного предмета и представлены по мере его раскрытия.
Содержание рабочей программы, раскрытие личностных и метапредметных
результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей
знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов основной школы и
подчѐркивают еѐ значение для формирования готовности учащихся к дальнейшему
образованию в системе среднего полного или среднего профессионального
образования.
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
Общее число часов для изучения физической культуры на уровне основной школе
составляет – в 8 классе – 68 часа (2 часа в неделю).
При разработке рабочей программы по предмету «Физическая культура» следует
учитывать, что вариативные модули могут быть реализованы во внеурочной
деятельности, в том числе в форме сетевого взаимодействия с организациями
системы дополнительного образования детей.
При подготовке Примерной рабочей программы учитывались личностные и
метапредметные результаты, зафиксированные в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования и в «Универсальном
кодификаторе элементов содержания и требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Физическая культура в современном обществе: характеристика основных
направлений и форм организации. Всестороннее и гармоничное физическое
развитие. Адаптивная физическая культура, еѐ история и социальная значимость.
Способы самостоятельной деятельности. Коррекция осанки и разработка
индивидуальных планов занятий корригирующей гимнастикой. Коррекция
избыточной массы тела и разработка индивидуальных планов занятий
корригирующей гимнастикой. Составление планов-конспектов для самостоятельных
занятий спортивной подготовкой. Способы учѐта индивидуальных особенностей
при составлении планов самостоятельных тренировочных занятий.
Физическое
совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность.
Профилактика перенапряжения систем организма средствами оздоровительной
физической культуры: упражнения мышечной релаксации и регулирования
вегетативной нервной системы, профилактики общего утомления и остроты зрения.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика».
Акробатическая комбинация из ранее освоенных упражнений силовой
направленности, с увеличивающимся числом технических элементов в стойках,
упорах, кувырках, прыжках (юноши).
Гимнастическая комбинация на гимнастическом бревне из ранее освоенных
упражнений с увеличивающимся числом технических элементов в прыжках,
поворотах и передвижениях (девушки).
Гимнастическая комбинация на перекладине с включением ранее освоенных
упражнений в упорах и висах (юноши).
Гимнастическая комбинация на параллельных брусьях с включением упражнений
в упоре на руках, кувырка вперѐд и соскока (юноши).
Вольные упражнения на базе ранее разученных акробатических упражнений и
упражнений ритмической гимнастики (девушки).
Модуль «Лёгкая атлетика».
Кроссовый бег; прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в
длину с места толчком двумя ногами.
Правила проведения соревнований по сдаче норм комплекса ГТО
Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса
ГТО в беговых (бег на короткие и средние дистанции) и технических (прыжки и
метание спортивного снаряда) дисциплинах лѐгкой атлетики.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол.

Повороты туловища в правую и левую стороны с удержанием мяча двумя руками;
передача мяча одной рукой от плеча и снизу; бросок мяча двумя и одной рукой в
прыжке. Игровая деятельность по правилам с использованием ранее разученных
технических приѐмов.
Волейбол.
Прямой нападающий удар; индивидуальное блокирование мяча в прыжке с места;
тактические действия в защите и нападении. Игровая деятельность по правилам с
использованием ранее разученных технических приѐмов.
Футбол.
Удар по мячу с разбега внутренней частью подъѐма стопы; остановка мяча
внутренней стороной стопы. Правила игры в мини-футбол; технические и
тактические действия. Игровая деятельность по правилам мини-футбола с
использованием ранее разученных технических приѐмов (девушки).
Игровая деятельность по правилам классического футбола с использованием
ранее разученных технических приѐмов (юноши).
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических
упражнений, упражнений лѐгкой атлетики и зимних видов спорта, технических
действий спортивных игр.
Модуль «Спорт». Физическая подготовка к выполнению нормативов Комплекса
ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и
оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта,
культурно-этнических игр.
Программа вариативного модуля. «Базовая физическая подготовка».
Развитие силовых способностей.
Комплексы общеразвивающих и локально воздействующих упражнений,
отягощѐнных весом собственного тела и с использованием дополнительных средств
(гантелей, эспандера, набивных мячей, штанги и т. п.).
Комплексы упражнений на тренажѐрных устройствах. Упражнения на
гимнастических снарядах (брусьях, перекладинах, гимнастической стенке и т.п.).
Броски набивного мяча двумя и одной рукой из положений стоя и сидя (вверх,
вперѐд, назад, в стороны, снизу и сбоку, от груди, из-за головы). Прыжковые
упражнения с дополнительным отягощением (напрыгивание и спрыгивание,
прыжки через скакалку, многоскоки, прыжки через препятствия и т.п.). Бег с
дополнительным отягощением (в горку и с горки, на короткие дистанции,
эстафеты). Передвижения в висе и упоре на руках. Лазанье (по канату, по
гимнастической стенке с дополнительным отягощением). Переноска непредельных
тяжестей (мальчики — сверстников способом на спине). Подвижные игры с силовой
направленностью (импровизированный баскетбол с набивным мячом и т.п.).
Развитие скоростных способностей.
Бег на месте в максимальном темпе (в упоре о гимнастическую стенку и без
упора). Челночный бег. Бег по разметкам с максимальным темпом. Повторный бег с

максимальной скоростью и максимальной частотой шагов (10—15 м). Бег с
ускорениями из разных исходных положений. Бег с максимальной скоростью и
собиранием малых предметов, лежащих на полу и на разной высоте. Стартовые
ускорения по дифференцированному сигналу.
Метание малых мячей по движущимся мишеням (катящейся, раскачивающейся,
летящей). Ловля теннисного мяча после отскока от пола, стены (правой и левой
рукой). Передача теннисного мяча в парах правой (левой) рукой и попеременно.
Ведение теннисного мяча ногами с ускорениями по прямой, по кругу, вокруг стоек.
Прыжки через скакалку на месте и в движении с максимальной частотой прыжков.
Преодоление полосы препятствий, включающей в себя: прыжки на разную высоту и
длину, по разметкам; бег с максимальной скоростью в разных направлениях и с
преодолением опор различной высоты и ширины, повороты, обегание различных
предметов (легкоатлетических стоек, мячей, лежащих на полу или подвешенных на
высоте). Эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью. Технические
действия из базовых видов спорта, выполняемые с максимальной скоростью
движений.
Развитие выносливости. Равномерный бег в режимах умеренной и большой
интенсивности. Повторный бег в режимах максимальной и субмаксимальной
интенсивности. Кроссовый бег.
Развитие координации движений.
Жонглирование большими (волейбольными) и малыми (теннисными) мячами.
Жонглирование гимнастической палкой. Жонглирование волейбольным мячом
головой. Метание малых и больших мячей в мишень (неподвижную и
двигающуюся). Передвижения по возвышенной и наклонной, ограниченной по
ширине опоре (без предмета и с предметом на голове). Упражнения в статическом
равновесии. Упражнения в воспроизведении пространственной точности движений
руками, ногами, туловищем. Упражнение на точность дифференцирования
мышечных усилий. Подвижные и спортивные игры.
Развитие гибкости. Комплексы общеразвивающих упражнений (активных и
пассивных), выполняемых с большой амплитудой движений. Упражнения на
растяжение и расслабление мышц. Специальные упражнения для развития
подвижности суставов (полушпагат, шпагат, выкруты гимнастической палки).
Упражнения культурно-этнической направленности. Сюжетно-образные и
обрядовые игры. Технические действия национальных видов спорта.
Специальная физическая подготовка.
Модуль «Гимнастика».
Развитие гибкости. Наклоны туловища вперѐд, назад, в стороны с возрастающей
амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны. Упражнения с
гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности
плечевого сустава (выкруты). Комплексы общеразвивающих упражнений с
повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных
суставов, для развития подвижности позвоночного столба. Комплексы активных и

пассивных упражнений с большой амплитудой движений. Упражнения для развития
подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений.
Прохождение усложнѐнной полосы препятствий, включающей быстрые кувырки
(вперѐд, назад), кувырки по наклонной плоскости, преодоление препятствий
прыжком с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым лазаньем. Броски
теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную мишень, с
места и с разбега. Касание правой и левой ногой мишеней, подвешенных на разной
высоте, с места и с разбега. Разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку
на месте и с продвижением. Прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силовых способностей.
Подтягивание в висе и отжимание в упоре. Передвижения в висе и упоре на руках
на перекладине (мальчики), подтягивание в висе стоя (лѐжа) на низкой перекладине
(девочки); отжимания в упоре лѐжа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
отжимание в упоре на низких брусьях; поднимание ног в висе на гимнастической
стенке до посильной высоты; из положения лѐжа на гимнастическом козле (ноги
зафиксированы) сгибание туловища с различной амплитудой движений (на животе и
на спине); комплексы упражнений с гантелями с индивидуально подобранной
массой (движения руками, повороты на месте, наклоны, подскоки со взмахом рук);
метание набивного мяча из различных исходных положений; комплексы
упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с
увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения); элементы
атлетической гимнастики (по типу «подкачки»); приседания на одной ноге
«пистолетом» с опорой на руку для сохранения равновесия).
Развитие выносливости. Упражнения с непредельными отягощениями,
выполняемые в режиме умеренной интенсивности в сочетании с напряжением
мышц и фиксацией положений тела. Повторное выполнение гимнастических
упражнений с уменьшающимся интервалом отдыха (по типу «круговой
тренировки»). Комплексы упражнений с отягощением, выполняемые в режиме
непрерывного и интервального методов.
Модуль «Лёгкая атлетика».
Развитие выносливости.
Бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального метода. Бег по
пересеченной местности (кроссовый бег). Гладкий бег с равномерной скоростью в
разных зонах интенсивности. Повторный бег с препятствиями в максимальном
темпе. Равномерный повторный бег с финальным ускорением (на разные
дистанции). Равномерный бег с дополнительным отягощением в режиме «до
отказа».
Развитие силовых способностей.
Специальные прыжковые упражнения с дополнительным отягощением. Прыжки
вверх с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в полуприседе (на месте, с
продвижением в разные стороны). Запрыгивание с последующим спрыгиванием.

Прыжки в глубину по методу ударной тренировки. Прыжки в высоту с
продвижением и изменением направлений, поворотами вправо и влево, на правой,
левой ноге и поочерѐдно. Бег с препятствиями. Бег в горку, с дополнительным
отягощением и без него. Комплексы упражнений с набивными мячами. Упражнения
с локальным отягощением на мышечные группы. Комплексы силовых упражнений
по методу круговой тренировки
Развитие скоростных способностей. Бег на месте с максимальной скоростью и
темпом с опорой на руки и без опоры. Максимальный бег в горку и с горки.
Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой, на
повороте и со старта). Бег с максимальной скоростью «с ходу». Прыжки через
скакалку в максимальном темпе. Ускорение, переходящее в многоскоки, и
многоскоки переходящие в бег с ускорением. Подвижные и спортивные игры,
эстафеты.
Развитие координации движений. Специализированные комплексы упражнений
на развитие координации (разрабатываются на основе учебного материала модулей
«Гимнастика» и «Спортивные игры»).
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол.
Развитие скоростных способностей. Ходьба и бег в различных направлениях с
максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных
заданий (например, прыжки вверх, назад, вправо, влево, приседания). Ускорения с
изменением направления движения. Бег с максимальной частотой (темпом) шагов с
опорой на руки и без опоры. Выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой
(правой) рукой. Челночный бег (чередование прохождения заданных отрезков
дистанции лицом и спиной вперѐд). Бег с максимальной скоростью с
предварительным выполнением многоскоков. Передвижения с ускорениями и
максимальной скоростью приставными шагами левым и правым боком. Ведение
баскетбольного мяча с ускорением и максимальной скоростью. Прыжки вверх на
обеих ногах и одной ноге с места и с разбега. Прыжки с поворотами на точность
приземления. Передача мяча двумя руками от груди в максимальном темпе при
встречном беге в колоннах. Кувырки вперѐд, назад, боком с последующим рывком
на 3—5 м. Подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие силовых способностей.
Комплексы упражнений с дополнительным отягощением на основные мышечные
группы. Ходьба и прыжки в глубоком приседе. Прыжки на одной ноге и обеих ногах
с продвижением вперед, по кругу, «змейкой», на месте с поворотом на 180° и 360°.
Прыжки через скакалку в максимальном темпе на месте и с передвижением (с
дополнительным отягощением и без него). Напрыгивание и спрыгивание с
последующим ускорением. Многоскоки с последующим ускорением и ускорения с
последующим выполнением многоскоков. Броски набивного мяча из различных

исходных положений, с различной траекторией полѐта одной рукой и обеими
руками, стоя, сидя, в полуприседе.
Развитие выносливости. Повторный бег с максимальной скоростью с
уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий бег по методу непрерывноинтервального упражнения. Гладкий бег в режиме большой и умеренной
интенсивности. Игра в баскетбол с увеличивающимся объѐмом времени игры.
Развитие координации движений. Броски баскетбольного мяча по неподвижной
и подвижной мишени. Акробатические упражнения (двойные и тройные кувырки
вперѐд и назад). Бег с «тенью» (повторение движений партнѐра). Бег по
гимнастической скамейке, по гимнастическому бревну разной высоты. Прыжки по
разметкам с изменяющейся амплитудой движений. Броски малого мяча в стену
одной (обеими) руками с последующей его ловлей (обеими руками и одной рукой)
после отскока от стены (от пола). Ведение мяча с изменяющейся по команде
скоростью и направлением передвижения.
Футбол.
Развитие скоростных способностей. Старты из различных положений с
последующим ускорением. Бег с максимальной скоростью по прямой, с
остановками (по свистку, хлопку, заданному сигналу), с ускорениями, «рывками»,
изменением направления передвижения. Бег в максимальном темпе. Бег и ходьба
спиной вперѐд с изменением темпа и направления движения (по прямой, по кругу и
«змейкой»). Бег с максимальной скоростью с поворотами на 180° и 360°. Прыжки
через скакалку в максимальном темпе. Прыжки по разметкам на правой (левой)
ноге, между стоек, спиной вперѐд. Прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с
продвижением вперѐд. Удары по мячу в стенку в максимальном темпе. Ведение
мяча с остановками и ускорениями, «дриблинг» мяча с изменением направления
движения. Кувырки вперѐд, назад, боком с последующим рывком. Подвижные и
спортивные игры, эстафеты.
Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополнительным
отягощением на основные мышечные группы. Многоскоки через препятствия.
Спрыгивание с возвышенной опоры с последующим ускорением, прыжком в длину
и в высоту. Прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперѐд, назад,
в приседе, с продвижением вперѐд).
Развитие выносливости. Равномерный бег на средние и длинные дистанции.
Повторные ускорения с уменьшающимся интервалом отдыха. Повторный бег на
короткие дистанции с максимальной скоростью и уменьшающимся интервалом
отдыха. Гладкий бег в режиме непрерывно-интервального метода.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА
ОБРАЗОВАНИЯ

ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПО
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и
спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных
спортсменов-олимпийцев;
- готовность отстаивать символы Российской Федерации во время спортивных
соревнований, уважать традиции и принципы современных Олимпийских игр и
олимпийского движения;
- готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного
взаимодействия при организации, планировании и проведении совместных занятий
физической культурой и спортом, оздоровительных мероприятий в условиях
активного отдыха и досуга;
- готовность оценивать своѐ поведение и поступки во время проведения
совместных занятий физической культурой, участия в спортивных мероприятиях и
соревнованиях;
- готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах,
соблюдать правила техники безопасности во время совместных занятий физической
культурой и спортом;
- стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры
движения и телосложения, самовыражению в избранном виде спорта;
- готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и
спортом на основе научных представлений о закономерностях физического развития
и физической подготовленности с учѐтом самостоятельных наблюдений за
изменением их показателей;
- осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной
необходимости в его укреплении и длительном сохранении посредством занятий
физической культурой и спортом;
- осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства
профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое, психическое и
социальное здоровье человека; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям, осуществлять профилактические мероприятия по регулированию
эмоциональных напряжений, активному восстановлению организма после
значительных умственных и физических нагрузок;
-готовность соблюдать правила безопасности во время занятий физической
культурой и спортом, проводить гигиенические и профилактические мероприятия
по организации мест занятий, выбору спортивного инвентаря и оборудования,
спортивной одежды;
- готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во время
туристских походов, противостоять действиям и поступкам, приносящим вред
окружающей среде;

- освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения
при выполнении учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и
соревновательной деятельности;
повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической
культурой, планировании их содержания и направленности в зависимости от
индивидуальных интересов и потребностей;
- формирование представлений об основных понятиях и терминах физического
воспитания и спортивной тренировки, умений руководствоваться ими в
познавательной и практической деятельности, общении со сверстниками,
публичных выступлениях и дискуссиях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия:
- проводить сравнение соревновательных упражнений Олимпийских игр
древности и современных Олимпийских игр, выявлять их общность и различия;
- осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ
современного олимпийского движения, приводить примеры еѐ гуманистической
направленности;
- анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание
положительных качеств личности, устанавливать возможность профилактики
вредных привычек;
- характеризовать туристские походы как форму активного отдыха, выявлять их
целевое предназначение в сохранении и укреплении здоровья; руководствоваться
требованиями техники безопасности во время передвижения по маршруту и
организации бивуака;
- устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня
и изменениями показателей работоспособности;
- устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние
здоровья и выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную форму и
составлять комплексы упражнений по профилактике и коррекции выявляемых
нарушений;
- устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития
физических качеств, состоянием здоровья и функциональными возможностями
основных систем организма;
- устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения
техникой физического упражнения и возможностью возникновения травм и ушибов
во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
- устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий
на открытых площадках и правилами предупреждения травматизма
Универсальные коммуникативные действия:

- выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных
источников об образцах техники выполнения разучиваемых упражнений, правилах
планирования самостоятельных занятий физической и технической подготовкой;
- вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с
данными возрастно-половых стандартов, составлять планы занятий на основе
определѐнных правил и регулировать нагрузку по частоте пульса и внешним
признакам утомления;
- описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы
и элементы движений, подбирать подготовительные упражнения и планировать
последовательность решения задач обучения; оценивать эффективность обучения
посредством сравнения с эталонным образцом;
- наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических
упражнений другими учащимися, сравнивать еѐ с эталонным образцом, выявлять
ошибки и предлагать способы их устранения; изучать и коллективно обсуждать
технику «иллюстративного образца» разучиваемого упражнения, рассматривать и
моделировать появление ошибок, анализировать возможные причины их появления,
выяснять способы их устранения.
Универсальные учебные регулятивные действия:
- составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с
разной функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на
состояние организма, развитие его резервных возможностей с помощью процедур
контроля и функциональных проб;
- составлять и выполнять акробатические и гимнастические комплексы
упражнений, самостоятельно разучивать сложно-координированные упражнения на
спортивных снарядах;
- активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности,
ориентироваться на указания учителя и правила игры при возникновении
конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своѐ право и право других на
ошибку, право на еѐ совместное исправление;
- разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта, активно
взаимодействуют при совместных тактических действиях в защите и нападении,
терпимо относится к ошибкам игроков своей команды и команды соперников;
- организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время
самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять способы и
приѐмы помощи в зависимости от характера и признаков полученной травмы
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 класс
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

- проводить анализ основных направлений развития физической культуры в
Российской Федерации, характеризовать содержание основных форм их
организации;
- анализировать понятие «всестороннее и гармоничное физическое развитие»,
раскрывать критерии и приводить примеры, устанавливать связь с наследственными
факторами и занятиями физической культурой и спортом;
- проводить занятия оздоровительной гимнастикой по коррекции индивидуальной
формы осанки и избыточной массы тела;
- составлять планы занятия спортивной тренировкой, определять их целевое
содержание в соответствии с индивидуальными показателями развития основных
физических качеств;
выполнять гимнастическую комбинацию на гимнастическом бревне из ранее
освоенных упражнений с добавлением эле ментов акробатики и ритмической
гимнастики (девушки);
- выполнять комбинацию на параллельных брусьях с включением упражнений в
упоре на руках, кувырка вперѐд и соскока; наблюдать их выполнение другими
учащимися и сравнивать с заданным образцом, анализировать ошибки и причины их
появления, находить способы устранения (юноши);
- выполнять прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись», наблюдать и
анализировать технические особенности в выполнении другими учащимися,
выявлять ошибки и предлагать способы устранения;
- выполнять тестовые задания комплекса ГТО в беговых и технических
легкоатлетических дисциплинах в соответствии с установленными требованиями к
их технике;
- демонстрировать и использовать технические действия спортивных игр:
баскетбол (передача мяча одной рукой снизу и от плеча; бросок в корзину двумя и
одной рукой в прыжке; тактические действия в защите и нападении; использование
разученных технических и тактических действий в условиях игровой деятельности);
волейбол (прямой нападающий удар и индивидуальное блокирование мяча в
прыжке с места; тактические действия в защите и нападении; использование
разученных технических и тактических действий в условиях игровой деятельности);
футбол (удары по неподвижному, катящемуся и летящему мячу с разбега
внутренней и внешней частью подъѐма стопы; тактические действия игроков в
нападении и защите; использование разученных технических и тактических
действий в условиях игровой деятельности);
тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической
подготовки с учѐтом индивидуальных и возрастно-половых особенностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы

Количество часов
Всего

Раздел 1.
Знания о
1.1. физической
2
культуре
Раздел 2.
Способы
2.1 самостоятельной
2
деятельности.
Физическое совершенствование.
Раздел 1
ФизкультурноВ
1.1. оздоровительная процессе
деятельность.
урока
Раздел 2
Модуль «Лѐгкая
2.1.
16
атлетика».
Модуль
2.2.
12
«Гимнастика».
Модуль
«Спортивные
24
игры».
8
2.3. Баскетбол.
Волейбол.
8
Футбол.
8
Раздел 3
Модуль
«Спорт».
Подготовка к
3.1.
12
выполнению
нормативов
комплекса ГТО
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
68
0
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Контрольныеработы

Практическиеработы

2

www.edu.ruwww.school.edu.ru

2

www.edu.ruwww.school.edu.ru

www.edu.ruwww.school.edu.ru

16
12

www.edu.ruwww.school.edu.ru

www.edu.ruwww.school.edu.ru

www.edu.ruwww.school.edu.ru
24
8
8
8

www.edu.ruwww.school.edu.ru
www.edu.ruwww.school.edu.ru
www.edu.ruwww.school.edu.ru

12

ВФСК ГТО (gto.ru)

68

https://www.gto.ru/norms

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов

1

2

3

4

Физическая культура в
современном обществе:
характеристика основных
направлений и форм
организации. Всестороннее и
гармоничное физическое
развитие. Правила поведения
на уроках ФК, техника
безопасности на занятиях
лѐгкой атлетикой.
Легкая атлетика. Техника
безопасности. Бег на
короткие дистанции.
Эстафетный бег.
Составление плановконспектов для
самостоятельных занятий
спортивной подготовкой.
ТБ. Бег на короткие
дистанции. Эстафетный бег.
Способы учѐта
индивидуальных
особенностей при
составлении планов
самостоятельных
тренировочных занятий.
ТБ. Бег на короткие
дистанции. Эстафетный
бег.Профилактика
перенапряжения систем
организма средствами
оздоровительной физической
культуры: упражнения

Практи
ческие
работы

Контро
льные
работы

Тема урока
Всего

№
п/п

Дата изучения

8 КЛАСС

Электронн
ые
цифровые
образовател
ьные
ресурсы

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

5
6

7
8

мышечной релаксации и
регулирования вегетативной
нервной системы,
профилактики общего
утомления и остроты зрения.
ТБ. Бег на короткие
дистанции. Эстафетный бег.
ТБ. Бег с равномерной
скоростью на длинные
дистанции. Подвижные игры.
ТБ. Бег с равномерной
скоростью на длинные
дистанции.
ТБ. Кроссовый бег.
Подвижные игры.

15

ТБ. Прыжок в длину с разбега
способом «прогнувшись».
Подвижные игры.
ТБ. Прыжок в длину с разбега
способом «прогнувшись».
Подвижные игры.
ТБ. Прыжок в длину с разбега
способом «прогнувшись».
Подвижные игры.
ТБ. Прыжки в длину с места
толчком двумя ногами
Подвижные игры.
ТБ. Прыжки в длину с места
толчком двумя ногами
Подвижные игры.
ТБ. Прыжки в длину с места
толчком двумя ногами
Подвижные игры.
ТБ. Метание спортивного
снаряда. Подвижные игры.

16
17

9

10

11

12

13

14

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1
1
1

1

1
1

1

ТБ. Метание спортивного
снаряда. Подвижные игры.

1

1

ТБ. Метание спортивного
снаряда. Подвижные игры.

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru
www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru
www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

18

19

20

21

22

23

24

Адаптивная физическая
культура, еѐ история и
социальная значимость.
ТБ. Гимнастика.
Акробатическая комбинация
из ранее освоенных
упражнений. Коррекция
осанки и разработка
индивидуальных планов
занятий корригирующей
гимнастикой. Подвижные
игры.
ТБ. Гимнастика.
Акробатическая комбинация
из ранее освоенных
упражнений. Коррекция
избыточной массы тела и
разработка индивидуальных
планов занятий
корригирующей гимнастикой.
ТБ. Гимнастика.
Акробатическая комбинация
из ранее освоенных
упражнений. Подвижные
игры.
ТБ. Гимнастика.
Акробатическая комбинация
из ранее освоенных
упражнений. Подвижные
игры.
ТБ. Гимнастика. Комбинация
на гимнастическом бревне из
ранее разученных
упражнений. Ранее
разученных упражнений на
гимнастической перекладине.
Подвижные игры.
ТБ. Гимнастика. Комбинация
на гимнастическом бревне из
ранее разученных
упражнений. Ранее
разученных упражнений на
гимнастической

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

28

перекладине.Подвижные
игры.
ТБ. Гимнастика. Комбинация
на гимнастическом бревне из
ранее разученных
упражнений. Ранее
разученных упражнений на
гимнастической
перекладине.Подвижные
игры.
ТБ. Гимнастика. Комбинация
на гимнастическом бревне из
ранее разученных
упражнений. Ранее
разученных упражнений на
гимнастической
перекладине.Подвижные
игры.
ТБ. Гимнастика.
Гимнастическая комбинация
на параллельных брусьях с
включением упражнений в
упоре на руках, кувырка
вперѐд и соскока Подвижные
игры.
ТБ. Лазанье и перелезание.
Подвижные игры.

29

ТБ. Лазанье и перелезание.
Подвижные игры.

25

26

27

30

31

32

ТБ. Совершенствование
техники ранее разученных
гимнастических и
акробатических упражнений.
Подвижные игры.
ТБ. Способы учѐта
индивидуальных
особенностей при
составлении планов
самостоятельных
тренировочных занятий.
Подвижные игры.
ТБ. Баскетбол. Повороты

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw

1

1

33

34

35

36

37

туловища в правую и левую
стороны с удержанием мяча
двумя руками. Игровая
деятельность по правилам с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов. Спортивная игра.
ТБ. Баскетбол. Повороты
туловища в правую и левую
стороны с удержанием мяча
двумя руками. Игровая
деятельность по правилам с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов. Спортивная игра.
ТБ. Баскетбол. Передача мяча
одной рукой от плеча и снизу.
Игровая деятельность по
правилам с использованием
ранее разученных
технических приѐмов.
Спортивная игра.
ТБ. Баскетбол. Передача мяча
одной рукой от плеча и снизу.
Игровая деятельность по
правилам с использованием
ранее разученных
технических приѐмов.
Спортивная игра.
ТБ. Баскетбол. Передача мяча
одной рукой от плеча и снизу.
Игровая деятельность по
правилам с использованием
ранее разученных
технических приѐмов.
Спортивная игра.
ТБ. Баскетбол. Бросок мяча
двумя и одной рукой в
прыжке. Игровая
деятельность по правилам с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов. Спортивная игра.

ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

38

39

40

41

42

43

44

ТБ. Баскетбол. Бросок мяча
двумя и одной рукой в
прыжке. Игровая
деятельность по правилам с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов. Спортивная игра.
ТБ. Баскетбол. Бросок мяча
двумя и одной рукой в
прыжке Тактические
действия в защите и
нападении. Игровая
деятельность по правилам с
использованием ранее
разученных приемов.
Спортивная игра.
ТБ. Волейбол. Прямой
нападающий удар. Игровая
деятельность по правилам с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов.Спортивная игра.
ТБ. Волейбол. Прямой
нападающий удар. Игровая
деятельность по правилам с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов.Спортивная игра.
ТБ. Волейбол. Прямой
нападающий удар. Игровая
деятельность по правилам с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов.Спортивная игра.
ТБ. Волейбол.
Индивидуальное
блокирование мяча в прыжке
с места. Игровая деятельность
по правилам с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов. Спортивная игра.
ТБ. Волейбол.

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu

45

46

47

48

49

50

Индивидуальное
блокирование мяча в прыжке
с места. Игровая деятельность
по правилам с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов. Спортивная игра.
ТБ. Волейбол.
Индивидуальное
блокирование мяча в прыжке
с места. Игровая деятельность
по правилам с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов. Спортивная игра.
ТБ. Волейбол. Тактические
действия в защите и
нападении. Игровая
деятельность по правилам с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов. Спортивная игра.
ТБ. Волейбол. Тактические
действия в защите и
нападении. Игровая
деятельность по правилам с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов. Спортивная игра.
ТБ. Футбол. Удар по мячу с
разбега внутренней частью
подъѐма стопы.
Правила игры в мини-футбол;
технические и тактические
действия. Спортивная игра.
ТБ. Футбол. Удар по мячу с
разбега внутренней частью
подъѐма стопы.
Правила игры в мини-футбол;
технические и тактические
действия. Спортивная игра.
ТБ. Футбол. Удар по мячу с
разбега внутренней частью

.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

51

52

53

подъѐма стопы.
Совершенствование ранее
разученные технические
тактические действия с
мячом. Спортивная игра.
ТБ. Футбол. Удар по мячу с
разбега внутренней частью
подъѐма стопы.
Совершенствование ранее
разученные технические
тактические действия с
мячом. Спортивная игра.
ТБ. Футбол. Остановка мяча
внутренней стороной стопы.
Правила игры в мини-футбол;
технические и тактические
действия. Игровая
деятельность по правилам
классического футбола с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов (юноши). Игровая
деятельность по правилам
мини-футбола с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов (девушки).
Спортивная игра.
ТБ. Футбол. Остановка мяча
внутренней стороной стопы.
Правила игры в мини-футбол;
технические и тактические
действия. Игровая
деятельность по правилам
классического футбола с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов (юноши). Игровая
деятельность по правилам
мини-футбола с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов (девушки).
Спортивная игра.

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

54

55

56

57

58

ТБ. Футбол.
Совершенствование техники
ранее разученных Игровая
деятельность по правилам
классического футбола с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов (юноши). Игровая
деятельность по правилам
мини-футбола с
использованием ранее
разученных технических
приѐмов (девушки).
Спортивная игра.
ТБ. Футбол.
Совершенствование ранее
разученные технические
тактические действия с
мячом. Игровая деятельность
по правилам с
использованием разученных
технических приѐмов.
Спортивная игра.
Техника безопасности.
Подвижные и спортивные
игры.
Комплекса ГТО с
использованием средств
базовой физической
подготовки, видов спорта и
оздоровительных систем
физической культуры,
национальных видов спорта,
культурно-этнических игр.
Правила техники
безопасности на уроках. ТБ.
Комплекс ГТО «Физическая
подготовка». Укрепление
здоровья через ВФСК ГТО
Правила выполнения
спортивных нормативов 5
ступени. Развитие
скоростных способностей.
ТБ. ГТО. Бег 30 м, 60 м.

1

www.edu.ruw
ww.school.edu
.ru

1

1

https://www.gt
o.ru/#gtomethod

1

1

https://www.gt
o.ru/#gtomethod

1

1

https://www.gt
o.ru/#gtomethod

1

1

https://www.gt

1

59

60

61

62

63

64

65

Эстафеты, подвижные и
спортивные игры. Развитие
гибкости.
ТБ. ГТО. Бег 2000 м.
Эстафеты, подвижные и
спортивные игры. Развитие
гибкости, скоростных
способностей.
ТБ. ГТО. Подтягивание из
виса на высокой и низкой
перекладине. Сгибание и
разгибание рук в упоре лежа
на полу. Эстафеты,
подвижные и спортивные
игры.
Развитие скоростных
способностей.
ТБ. Наклон вперед из
положения стоя с прямыми
ногами на полу или на
гимнастической скамье.
Эстафеты, подвижные и
спортивные игры. Развитие
силовых способностей.
ТБ. ГТО. Прыжок в длину с
места толчком двумя ногами.
Эстафеты.
ТБ. ГТО. Прыжок в длину с
разбега способом «согнув
ноги». Эстафеты, подвижные
и спортивные игры. Развитие
координации движений.
Развитие скоростных
способностей.
ТБ. Челночный бег
3х10м.Эстафеты, подвижные
и спортивные игры. Развитие
силовых способностей.
ТБ. Метание теннисного мяча
весом 150гр. Метание
теннисного мяча в цель.
Эстафеты, подвижные и
спортивные игры. Развитие
выносливости.

o.ru/#gtomethod

1

https://www.gt
o.ru/#gtomethod

1

https://www.gt
o.ru/#gtomethod

1

1

https://www.gt
o.ru/#gtomethod

1

1

https://www.gt
o.ru/#gtomethod

1

1

https://www.gt
o.ru/#gtomethod

1

https://www.gt
o.ru/#gtomethod

1

https://www.gt
o.ru/#gtomethod

1

1

1

1

66

67

68

Освоение правил и техники
выполнения норматива
комплекса ГТО. Поднимание
туловища из положения лежа
на спине. Развитие
выносливости. Подвижные
игры.
«Праздник ГТО».
Соревнования со сдачей норм
ГТО, с соблюдением правил и
техники выполнения
испытаний (тестов) 5 ступени
ГТО.
«Праздник ГТО».
Соревнования со сдачей норм
ГТО, с соблюдением правил и
техники выполнения
испытаний (тестов) 5 ступени
ГТО.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

https://www.gt
o.ru/#gtomethod

1

1

https://www.gt
o.ru/#gtomethod

1

1

https://www.gt
o.ru/#gtomethod

68

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физическая культура, 5-9 класс/Матвеев А.П., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физическая культура, 5-9 класс/Матвеев А.П.,Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Физическая культура, 5-9 класс/ Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. и другие, Общество
с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное
общество «Издательство Просвещение»;
Физическая культура, 5-9 класс/Гурьев С.В.; под редакцией Виленского М.Я., ООО «Русское
слово-учебник»;
Физическая культура. 5-9 класс/Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и другие; под
редакцией Виленского М.Я., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».