Пояснительная записка Программа предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных учреждениях и школах с углублѐнным изучением английского языка на основе линии учебнометодических комплектов «Английский язык» для 2-4 классов авторов И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной, К. А. Бондаренко, О. В. Афанасьевой. При формировании структуры и содержания рабочей программы учитывались целевые установки Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, основные требования действующей Примерной программы начального общего образования, опыт создания общеевропейских многоуровневых стандартов в обучении иностранным языкам. Базисный учебный план предусматривает обучение английскому языку на начальном этапе, начиная со 2 класса, и отводит 306 часов на изучение учебного предмета «Английский язык» углублѐнно и интенсивно. Продолжительность урока во 2-4 классах — 40 минут. Продолжительность учебного года во 2-4 классах — 34 учебные недели. По данной рабочей программе учебный курс рассчитан на 306 учебных часа (2 класс — 102 ч, 3 класс — 102 ч, 4 класс — 102 ч) для углублѐнного изучения английского языка, из расчѐта 3 учебных часа в неделю во 2-4 классе. Процесс обучения по данному УМК осуществляется с учѐтом ведущих дидактических и методических принципов: принципов коммуникативно ориентированной направленности обучения, устного опережения, дифференциации и интеграции обучения, сознательности, активности и индивидуализации, наглядности и посильности, учѐта родного языка и др. Обучение по данному УМК основано на постоянном вовлечении каждого учащегося в устную и письменную коммуникацию с помощью разнообразных мотивированных заданий, привлекательных для младших школьников. Большое внимание уделяется созданию доброжелательного психологического климата на уроках. Создание комфортной атмосферы устраняет так называемый языковой барьер и поощряет коммуникацию. Обучение видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. УМК предлагает широкий выбор тренировочных, проблемных и творческих заданий для создания речевой, интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся, поддержания доброжелательной атмосферы на уроке. При выполнении речевых упражнений проводится большое количество соревнований; инсценируются стихи и песни, что благотворно влияет на повышение интереса к английскому языку, помогает лучше запоминать лексико-грамматический материал и развивает фантазию. Авторы УМК стремятся познакомить учащихся с культурой англоязычных стран, чему способствует большое количество страноведческих текстов и диалогов, близких школьникам по тематике. В учебниках предусматриваются проектные задания, игры на английском языке, а в пособии для учителя предлагаются дополнительные материалы для проведения тематических утренников и праздников. Структура рабочей программы. 1 .Пояснительная записка: 2.Основное содержание образовательной программы. 3.Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы. 4. Ожидаемые результаты освоения программы 5. Календарно-тематическое планирование 6. Перечень учебно-методического обеспечения Общая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Иностранный язык как учебный предмет характеризуется - межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.); - многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); - полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания). Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку. Изучение английского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; - элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме; - развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; - мотивации к дальнейшему овладению английским языком; - обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения; -освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке; писать краткое поздравление с опорой на образец. -приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; -воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; -формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений. Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Английский язык» направлено на решение следующих задач: 1. Развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке; 2. Развитие и образование учащихся средствами английского языка, а именно: а) осознание ими явлений действительности, происходящих в англоговорящих странах, через знания о культуре, истории и традициях этих стран; б) осознание роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой других народов; в) понимание важности изучения английского языка как средства достижения взаимопонимания между людьми; г) развитие их познавательных способностей, интереса к учению. Данная рабочая программа выполняет три основные функции. Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся начальной школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей начального образования. Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертыванья и конкретизации содержания образовательного стандарта начального общего образования по конкретному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе. Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов. Программа разработана с учѐтом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Содержание курса позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (с математикой, музыкой, литературой, географией). Формирование универсальных учебных действий создаѐт возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приѐмов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей. Роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы. Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников. Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативнокогнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку. В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Личностноориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур. Основное содержание образовательной программы 1. Повторение – 14 ч. - повторение глагола «to be»; - рассказ о погоде; - настоящее длительное время; - притяжательный падеж существительных; - употребление «Тhere is/There are…», «some», «little/few», «a lot of»; - простое прошедшее время (отрицательные и вопросительные предложения); - модальный глагол «can»; 2. Школьная жизнь – 17 ч. Лексика: режим дня школьника, классная комната. Грамматика: - употребление предлогов; - разделительные вопросы. Планируемые результаты: - составлять предложения по теме «Школьная жизнь»; - уметь читать диалог по ролям и понимать его; - уметь называть время, составлять свое расписание уроков. 3. Место, в котором мы живем – 9 ч. Лексика: дом, обстановка комнаты, квартиры, мебель. Грамматика: - альтернативные вопросы; - употребление предлогов. Планируемые результаты: - уметь читать и понимать содержание прочитанного текста; - уметь употреблять предлоги при составлении предложений; 4. Городская жизнь. Лондон – 7 ч. Лексика: описание образа Лондона, достопримечательности. Грамматика: - прошедшее неопределенное и настоящее завершенное время. Планируемые результаты: - уметь отличать прошедшее неопределенное и настоящее завершенное времена; - уметь составлять диалог-расспрос; - уметь правильно произносить названия достопримечательностей Лондона. 5. Путешествия и транспорт – 11 ч. Лексика: транспорт. Грамматика: модальный глагол «must». Планируемые результаты: - уметь составлять диалог-расспрос; - уметь составлять монологические высказывания, используя изученные речевые образцы по данной теме. 6. Хобби – 13 ч. Лексика: увлечения, любимые занятия. Грамматика: употребление «much», «a lot of», «many», «a little», «some», «a few», «little», few». Планируемые результаты: - иметь представление о словообразовательных суффиксах -еr/-or;-tion;-ic; - уметь употреблять much, a lot of, many, a little, some, a few, little, few; - различать глаголы say и tell; - высказывать свое мнение об увлечениях; - составлять и выразительно читать диалог. 7. Америка – 21 ч. Грамматика: - употребление настоящего завершенного времени; - модальные глаголы «may», «can». Планируемые результаты: - читать и понимать содержание прочитанного текста; - уметь образовывать слова с помощью суффиксов; - отвечать на вопросы по прочитанному тексту; - использовать в речи настоящее завершенное время; - употреблять модальные глаголы may;, can-could, be able to в речи. 8. Моя страна – 10 ч. Лексика: моя страна, реки, озера Грамматика: определѐнный артикль с географическими названиям. Планируемые результаты: - употреблять артикль the с географическими названиями (названиями океанов, морей, рек, озер, гор и т.д.); - использовать речевой образец made of. Требования к уровню подготовки учащихся В результате обучения английскому языку выпускник начальной школы должен: знать/понимать: алфавит, звуки, основные словосочетания основные правила чтения и орфографии особенности интонации различных предложений название страны родины языка и еѐ столицы имена популярных персонажей сказок рифмовки имена популярных персонажей сказок рифмовки уметь: понимать на слух речь учителя участвовать в элементарном этикетном диалоге расспрашивать собеседника задавая вопросы (Кто7Что? Где? Когда? Почему?) коротко рассказать о себе, о своей семье составлять описания. Произносительная сторона речи четко произносить и различать на слух все звуки английского языка; соблюдать долготу и краткость гласных; произносить звонкие согласные в конце слов без оглушения; не смягчать согласные перед гласными; слитно произносить служебные слова с самостоятельными; произносить простые утвердительные, вопросительные и побудительные предложения, соблюдая основные типы интонации английского языка (восходящий и нисходящий тоны); правильно членить простые распространенные предложения на смысловые группы; соблюдать ударение в слове, во фразе, не допуская ударения на служебных словах (артиклях, предлогах, союзах, некоторых местоимениях). Графическая сторона речи. Учащиеся должны овладеть: знанием всех букв алфавита; знанием основных буквосочетаний и звукобуквенных соответствий; знанием основных знаков транскрипции; знанием основных правил орфографии. Грамматическая сторона речи А. Синтаксис. Учащиеся должны уметь употреблять: а) основные типы английского простого предложения, отражающие структурный минимум (так называемые речевые образцы), а именно: предложения с простым глагольным сказуемым, типа: I sleep well. I like animals. предложения с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом to have/have got, типа: I have а big family. I haven't got money. предложения с именным сказуемым (с глаголом-связкой) типа: I am ten. We are friends. This is my school. предложения со сложным глагольным сказуемым (с модальным глаголом и без него): Не can swim. They like to play tennis. распространенные предложения с однородными членами: We have Russian, English, Maths... распространенные предложения с обстоятельством места, времени: My sister goes to school. I get up at 7 o'clock (in the morning). предложения с прямым дополнением: I read an English book. предложения с косвенным дополнением (с предлогом и без него): She gives me her pencils. Show your picture to me! безличные предложения типа: It's late. It is winter. It rains (in autumn). б) коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные и отрицательные): My family lives in а big house. There is no milk in the cup. вопросительные (с вопросительным словом и без него): Do you like hockey? Where is your bag? побудительные: Pass me the sugar, please. восклицательные: What a pity! в) прямой и обратный порядок слов. Б. Морфология. Учащиеся должны владеть: основными случаями употребления существительных с определением; неопределенным, определенным и нулевым артиклем; существительными во множественном числе, включая те, которые образованы не по правилу от известных учащимся существительных (woman-women); личными формами глаголов в Present Indefinite Tense (Simple Present), включая модальные глаголы can, must; местоимениями: личными, притяжательными, в зависимой форме, указательными (с существительными и без них), вопросительными; прилагательными в положительной степени; наречиями в положительной степени; числительными: количественными и порядковыми от 1 до 100; пространственными предлогами; сочинительными союзами and и but в простых предложениях типа: My friend is nice and kind. You are small but clever. Ожидаемые результаты освоения программы В данной программе в соответствии с требования Стандарта в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счет освоения предмета «Английский язык», поэтому предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развернутой форме. Личностные результаты Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции). Метапредметные результаты Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка; овладение умением координированной работы с разными компонентами учебнометодического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.) Предметные результаты В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по пяти сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой. Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Английский язык»: 1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме); 2) языковые средства и навыки пользования ими; 3) социокультурная осведомленность; 4) общеучебные и специальные учебные умения. Коммуникативная компетенция (владение иностранным языком как средством общения) Говорение I. Выпускник начальной школы научится: вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию; уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж; уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге. II. Выпускник начальной школы получит возможность научиться: участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы; воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни; составлять краткую характеристику персонажа; Аудирование I. научится: понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное; воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале. II. получит возможность научиться: воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова. Чтение I. научится: соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом; читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию; читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию. II. получит возможность научиться: догадываться о значении незнакомых слов по контексту; не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста. Письмо I. научится: владеть техникой письма; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; II. получит возможность научиться: в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям. Языковая компетенция (владение языковыми средствами) Графика, каллиграфия, орфография I. научится: пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нем; воспроизводить графически и каллиграфически корректно все английские буквы алфавита (полупечатное написание букв, слов); находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук, буква, слово; применять основные правила чтения и орфографии, изученные во 2 классе отличать буквы от знаков транскрипции. II. получит возможность научиться: сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию; группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения; уточнять написание слова по словарю учебника. Фонетическая сторона речи I. научится: адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка; соблюдать нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах; соблюдать особенности интонации основных типов предложений; корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей. II. получит возможность научиться: распознавать случаи использования связующего «r» и соблюдать их в речи; соблюдать интонацию перечисления; соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах); читать изучаемые слова по транскрипции; писать транскрипцию отдельных звуков, сочетаний звуков по образцу. Лексическая сторона речи I. научится: распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы; оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей. II. получит возможность научиться: узнавать простые словообразовательные элементы; опираться на языковую догадку при восприятии интернациональных и сложных слов в процессе чтения и аудирования; Грамматическая сторона речи I. научится: распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения; распознавать и употреблять в речи изученные существительные с неопределенным/определенным/нулевым артиклем, в единственном и вомножественном числе; притяжательный падеж существительных; модальный глагол can. Личные местоимения; количественные (до 10) числительные; наиболее употребительные предлоги для выражения временных и пространственных отношений. II. получит возможность научиться: узнавать сложносочиненные предложения с союзами and и but; распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы); Социокультурная осведомленность I. научится: называть страны изучаемого языка по-английски; узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен); соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые в стране изучаемого языка, в учебно-речевых ситуациях. II. получит возможность научиться: называть столицы стран изучаемого языка по-английски; воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни) на английском языке; осуществлять поиск информации о стране изучаемого языка в соответствии с поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе. Предметные результаты в познавательной сфере научится: сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений; действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы; совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текс та по заголовку, иллюстрациям и др.); пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы); осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах. Предметные результаты в ценностно-ориентационной сфере научится: представлять изучаемый иностранный язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций; приобщаться к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках. Предметные результаты в эстетической сфере научится: владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке; осознавать эстетическую ценность литературных произведений в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы. Предметные результаты в трудовой сфере научится: следовать намеченному плану в своем учебном труде.