Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных
учреждениях и школах с углублѐнным изучением английского языка на основе линии учебнометодических комплектов «Английский язык» для 2-4 классов авторов И. Н. Верещагиной, Т. А.
Притыкиной, К. А. Бондаренко, О. В. Афанасьевой.
При формировании структуры и содержания рабочей программы учитывались целевые
установки Федерального государственного образовательного стандарта начального образования,
основные требования действующей Примерной программы начального общего образования, опыт
создания общеевропейских многоуровневых стандартов в обучении иностранным языкам.
Базисный учебный план предусматривает обучение английскому языку на начальном этапе,
начиная со 2 класса, и отводит 306 часов на изучение учебного предмета «Английский язык»
углублѐнно и интенсивно.
Продолжительность урока во 2-4 классах — 40 минут. Продолжительность учебного года во
2-4 классах — 34 учебные недели. По данной рабочей программе учебный курс рассчитан на 306
учебных часа (2 класс — 102 ч, 3 класс — 102 ч, 4 класс — 102 ч) для углублѐнного изучения
английского языка, из расчѐта 3 учебных часа в неделю во 2-4 классе. Процесс обучения по
данному УМК осуществляется с учѐтом ведущих дидактических и методических принципов:
принципов коммуникативно ориентированной направленности обучения, устного опережения,
дифференциации и интеграции обучения, сознательности, активности и индивидуализации,
наглядности и посильности, учѐта родного языка и др.
Обучение по данному УМК основано на постоянном вовлечении каждого учащегося в
устную и письменную коммуникацию с помощью разнообразных мотивированных заданий,
привлекательных для младших школьников. Большое внимание уделяется созданию
доброжелательного психологического климата на уроках. Создание комфортной атмосферы
устраняет так называемый языковой барьер и поощряет коммуникацию.
Обучение видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. УМК предлагает
широкий выбор тренировочных, проблемных и творческих заданий для создания речевой,
интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся, поддержания доброжелательной
атмосферы на уроке. При выполнении речевых упражнений проводится большое количество
соревнований; инсценируются стихи и песни, что благотворно влияет на повышение интереса к
английскому языку, помогает лучше запоминать лексико-грамматический материал и развивает
фантазию.
Авторы УМК стремятся познакомить учащихся с культурой англоязычных стран, чему
способствует большое количество страноведческих текстов и диалогов, близких школьникам по
тематике. В учебниках предусматриваются проектные задания, игры на английском языке, а в
пособии для учителя предлагаются дополнительные материалы для проведения тематических
утренников и праздников.
Структура рабочей программы.
1 .Пояснительная записка:
2.Основное содержание образовательной программы.
3.Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы.
4. Ожидаемые результаты освоения программы
5. Календарно-тематическое планирование
6. Перечень учебно-методического обеспечения
Общая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский)
входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством
общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из
разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми
средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с
другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения
сведений в самых различных областях знания).
Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников,
способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно
меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Иностранный язык расширяет
лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения,
содействует общему речевому развитию учащихся. Рабочая программа нацелена на реализацию
личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного
подхода к обучению английскому языку.
Изучение английского языка в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
- формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и
потребностей младших школьников;
- элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
- развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения
младшего школьника;
- мотивации к дальнейшему овладению английским языком;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому
языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования
английского языка как средства общения;
-освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам
и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке; писать краткое
поздравление с опорой на образец.
-приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка:
знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским
фольклором и доступными образцами художественной литературы;
-воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
-формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также их общеучебных умений.
Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Английский язык» направлено на
решение следующих задач:
1. Развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на
слух и письме на английском языке;
2. Развитие и образование учащихся средствами английского языка, а именно:
а) осознание ими явлений действительности, происходящих в англоговорящих странах,
через знания о культуре, истории и традициях этих стран;
б) осознание роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой других
народов;
в) понимание важности изучения английского языка как средства достижения
взаимопонимания между людьми;
г) развитие их познавательных способностей, интереса к учению.
Данная рабочая программа выполняет три основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса
получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития
учащихся начальной школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого
учебного предмета в решение общих целей начального образования.
Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление
развертыванья и конкретизации содержания образовательного стандарта начального общего
образования по конкретному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного
процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов
обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на
каждом этапе.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к
содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню
обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения
полученных в ходе контроля результатов.
Программа разработана с учѐтом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Содержание
курса позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (с
математикой, музыкой, литературой, географией). Формирование универсальных учебных
действий создаѐт возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приѐмов
познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.
Роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной
программы. Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и
средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников
целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного
образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к
условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Иностранный язык
расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения,
содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех
языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического
образования школьников.
Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативнокогнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку. В
качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной
коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников
осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного
языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Личностноориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика,
учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на
социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно
обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре
страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее
представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Основное содержание образовательной программы
1. Повторение – 14 ч.
- повторение глагола «to be»;
- рассказ о погоде;
- настоящее длительное время;
- притяжательный падеж существительных;
- употребление «Тhere is/There are…», «some», «little/few», «a lot of»;
- простое прошедшее время (отрицательные и вопросительные предложения);
- модальный глагол «can»;
2. Школьная жизнь – 17 ч.
Лексика: режим дня школьника, классная комната.
Грамматика:
- употребление предлогов;
- разделительные вопросы.
Планируемые результаты:
- составлять предложения по теме «Школьная жизнь»;
- уметь читать диалог по ролям и понимать его;
- уметь называть время, составлять свое расписание уроков.
3. Место, в котором мы живем – 9 ч.
Лексика: дом, обстановка комнаты, квартиры, мебель.
Грамматика:
- альтернативные вопросы;
- употребление предлогов.
Планируемые результаты:
- уметь читать и понимать содержание прочитанного текста;
- уметь употреблять предлоги при составлении предложений;
4. Городская жизнь. Лондон – 7 ч.
Лексика: описание образа Лондона, достопримечательности.
Грамматика:
- прошедшее неопределенное и настоящее завершенное время.
Планируемые результаты:
- уметь отличать прошедшее неопределенное и настоящее завершенное времена;
- уметь составлять диалог-расспрос;
- уметь правильно произносить названия достопримечательностей Лондона.
5. Путешествия и транспорт – 11 ч.
Лексика: транспорт.
Грамматика: модальный глагол «must».
Планируемые результаты:
- уметь составлять диалог-расспрос;
- уметь составлять монологические высказывания, используя изученные речевые образцы по
данной теме.
6. Хобби – 13 ч.
Лексика: увлечения, любимые занятия.
Грамматика: употребление «much», «a lot of», «many», «a little», «some», «a few», «little», few».
Планируемые результаты:
- иметь представление о словообразовательных суффиксах -еr/-or;-tion;-ic;
- уметь употреблять much, a lot of, many, a little, some, a few, little, few;
- различать глаголы say и tell;
- высказывать свое мнение об увлечениях;
- составлять и выразительно читать диалог.
7. Америка – 21 ч.
Грамматика:
- употребление настоящего завершенного времени;
- модальные глаголы «may», «can».
Планируемые результаты:
- читать и понимать содержание прочитанного текста;
- уметь образовывать слова с помощью суффиксов;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- использовать в речи настоящее завершенное время;
- употреблять модальные глаголы may;, can-could, be able to в речи.
8. Моя страна – 10 ч.
Лексика: моя страна, реки, озера
Грамматика: определѐнный артикль с географическими названиям.
Планируемые результаты:
- употреблять артикль the с географическими названиями (названиями океанов, морей, рек, озер,
гор и т.д.);
- использовать речевой образец made of.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения английскому языку выпускник начальной школы должен:
знать/понимать:
алфавит, звуки, основные словосочетания
основные правила чтения и орфографии
особенности интонации различных предложений
название страны родины языка и еѐ столицы
имена популярных персонажей сказок
рифмовки
имена популярных персонажей сказок
рифмовки
уметь:
понимать на слух речь учителя
участвовать в элементарном этикетном диалоге
расспрашивать собеседника задавая вопросы (Кто7Что? Где? Когда? Почему?)
коротко рассказать о себе, о своей семье
составлять описания.
Произносительная сторона речи
четко произносить и различать на слух все звуки английского языка;
соблюдать долготу и краткость гласных;
произносить звонкие согласные в конце слов без оглушения;
не смягчать согласные перед гласными;
слитно произносить служебные слова с самостоятельными;
произносить простые утвердительные, вопросительные и побудительные предложения,
соблюдая основные типы интонации английского языка (восходящий и нисходящий тоны);
правильно членить простые распространенные предложения на смысловые группы;
соблюдать ударение в слове, во фразе, не допуская ударения на служебных словах
(артиклях, предлогах, союзах, некоторых местоимениях).
Графическая сторона речи. Учащиеся должны овладеть:
знанием всех букв алфавита;
знанием основных буквосочетаний и звукобуквенных соответствий;
знанием основных знаков транскрипции;
знанием основных правил орфографии.
Грамматическая сторона речи
А. Синтаксис. Учащиеся должны уметь употреблять:
а) основные типы английского простого предложения, отражающие структурный минимум (так
называемые речевые образцы), а именно:
предложения с простым глагольным сказуемым, типа: I sleep well. I like animals.
предложения с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом to have/have got,
типа: I have а big family. I haven't got money.
предложения с именным сказуемым (с глаголом-связкой) типа: I am ten. We are friends. This
is my school.
предложения со сложным глагольным сказуемым (с модальным глаголом и без него): Не
can swim. They like to play tennis.
распространенные предложения с однородными членами: We have Russian, English, Maths...
распространенные предложения с обстоятельством места, времени: My sister goes to school.
I get up at 7 o'clock (in the morning).
предложения с прямым дополнением: I read an English book.
предложения с косвенным дополнением (с предлогом и без него): She gives me her pencils.
Show your picture to me!
безличные предложения типа: It's late. It is winter. It rains (in autumn).
б) коммуникативные типы предложений:
повествовательные (утвердительные и отрицательные): My family lives in а big house. There
is no milk in the cup.
вопросительные (с вопросительным словом и без него): Do you like hockey? Where is your
bag?
побудительные: Pass me the sugar, please.
восклицательные: What a pity!
в) прямой и обратный порядок слов.
Б. Морфология. Учащиеся должны владеть:
основными случаями употребления существительных с определением; неопределенным,
определенным и нулевым артиклем;
существительными во множественном числе, включая те, которые образованы не по
правилу от известных учащимся существительных (woman-women);
личными формами глаголов в Present Indefinite Tense (Simple Present), включая модальные
глаголы can, must;
местоимениями: личными, притяжательными, в зависимой форме, указательными (с
существительными и без них), вопросительными;
прилагательными в положительной степени;
наречиями в положительной степени;
числительными: количественными и порядковыми от 1 до 100;
пространственными предлогами;
сочинительными союзами and и but в простых предложениях типа: My friend is nice and
kind. You are small but clever.
Ожидаемые результаты освоения программы
В данной программе в соответствии с требования Стандарта в структуре планируемых
результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты,
поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение
предметных результатов осуществляется за счет освоения предмета «Английский язык», поэтому
предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развернутой форме.
Личностные результаты
Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между
людьми;
знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого
иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной
литературы, традиции).
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах
речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные
языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной
задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
формирование мотивации к изучению иностранного языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебнометодического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными
материалами и т. д.)
Предметные результаты
В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках
стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по пяти сферам:
коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой.
Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и
разделами предмета «Английский язык»:
1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении,
чтении, письме);
2) языковые средства и навыки пользования ими;
3) социокультурная осведомленность;
4) общеучебные и специальные учебные умения.
Коммуникативная компетенция (владение иностранным языком как средством общения)
Говорение
I. Выпускник начальной школы научится:
вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций
общения; диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию;
уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж;
уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.
II. Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на
его вопросы;
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни;
составлять краткую характеристику персонажа;
Аудирование
I. научится:
понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и
вербально/невербально реагировать на услышанное;
воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание небольших доступных текстов,
построенных на изученном языковом материале.
II. получит возможность научиться:
воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном
языковом материале
использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов,
содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
I. научится:
соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале,
соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию;
читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный
языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.
II. получит возможность научиться:
догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание
текста.
Письмо
I. научится:
владеть техникой письма;
списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии
с решаемой учебной задачей;
II. получит возможность научиться:
в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту
делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
Графика, каллиграфия, орфография
I. научится:
пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нем;
воспроизводить графически и каллиграфически корректно все английские буквы алфавита
(полупечатное написание букв, слов);
находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук,
буква, слово;
применять основные правила чтения и орфографии, изученные во 2 классе
отличать буквы от знаков транскрипции.
II. получит возможность научиться:
сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию;
группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
уточнять написание слова по словарю учебника.
Фонетическая сторона речи
I. научится:
адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка; соблюдать
нормы произношения звуков;
соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах;
соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных
особенностей.
II. получит возможность научиться:
распознавать случаи использования связующего «r» и соблюдать их в речи;
соблюдать интонацию перечисления;
соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах,
предлогах);
читать изучаемые слова по транскрипции;
писать транскрипцию отдельных звуков, сочетаний звуков по образцу.
Лексическая сторона речи
I. научится:
распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы
лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише),
соблюдая лексические нормы;
оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной
задачей.
II. получит возможность научиться:
узнавать простые словообразовательные элементы;
опираться на языковую догадку при восприятии интернациональных и сложных слов в
процессе чтения и аудирования;
Грамматическая сторона речи
I. научится:
распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий
и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения;
распознавать
и
употреблять
в
речи
изученные
существительные
с
неопределенным/определенным/нулевым артиклем, в единственном и вомножественном
числе; притяжательный падеж существительных; модальный глагол can. Личные
местоимения; количественные (до 10) числительные; наиболее употребительные предлоги
для выражения временных и пространственных отношений.
II. получит возможность научиться:
узнавать сложносочиненные предложения с союзами and и but;
распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам
(существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы);
Социокультурная осведомленность
I. научится:
называть страны изучаемого языка по-английски;
узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты
некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения
детского фольклора (стихов, песен);
соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые в стране
изучаемого языка, в учебно-речевых ситуациях.
II. получит возможность научиться:
называть столицы стран изучаемого языка по-английски;
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни) на
английском языке;
осуществлять поиск информации о стране изучаемого языка в соответствии с
поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.
Предметные результаты в познавательной сфере
научится:
сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных звуков,
букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных
высказываний в пределах тематики начальной школы;
совершенствовать приемы работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках
родного языка (прогнозировать содержание текс та по заголовку, иллюстрациям и др.);
пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту
виде (правила, таблицы);
осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.
Предметные результаты в ценностно-ориентационной сфере
научится:
представлять изучаемый иностранный язык как средство выражения мыслей, чувств,
эмоций;
приобщаться к культурным ценностям другого народа через произведения детского
фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках.
Предметные результаты в эстетической сфере
научится:
владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
осознавать эстетическую ценность литературных произведений в процессе знакомства с
образцами доступной детской литературы.
Предметные результаты в трудовой сфере
научится:
следовать намеченному плану в своем учебном труде.