Рабочая программа учебного предмета История для 8 класса на 2023-2024 учебный год

2023-2024 учебный год
Раздел I.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Истории» разработана на основании следующих нормативноправовых документов:

1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 г.);
3. Концепция нового УМК по отечественной истории и Историко-культурный стандарт,
2014г.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
5. Приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018г. № 345«О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;

6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;

7. «Примерная основная образовательная программа основного общего образования»
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 (ред. от 28.10.2015));

8. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ТСОШ
№1;

9. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина –
О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /
[А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.]. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,
2017.
10. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России», авторы:
А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина; М: Просвещение, 2016.
Данная программа ориентирована на использование учебников:

Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс : учеб. для общеобразоват.
организаций / А.Я. Юдовская; под ред. А.А. Искендерова.- 2-е изд. – М. : Просвещение,
2019.
«Истрия России» в 2-х частях для 8 класса; авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., и др.,
под редакцией А.В.Торкунова. М: Просвещение, 2017.
В соответствии с учебным планом МБОУ ТСОШ №1 на 2022-2023 учебный год на
изучение истории в 8 - х
классах отведено 2 часа в неделю. В соответствии с
производственным календарем на 2023 год 5 часов пришлись на праздничные дни (24
февраля, 8 марта, 1,8 и 9 мая), поэтому на изучение истории в 8а классе отведено 69
часов, в 8б – 67 часов, в 8в и 8г – 68 часов.
Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в
целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной
деятельности.
Задачи обучения:
- Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и
нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование умений воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в
историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса;
- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой
информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы,
естествознания;
•
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
•
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству,
в
соответствии
с
идеями
взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
•
формирование у школьников умения применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими
людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
обществе;
•
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
•
воспитание учащихся в духе уважения к прошлым векам и традициям
человечества;
•
освещение взаимодействия человека с окружающей природной средой,
экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и
политического строя;

•
формирование умений выявлять и характеризовать наиболее яркие личности и их
роль в истории и культуре;
•
исследование процесса становления идей и институтов, понимание которых
необходимо современному человеку и гражданину;
•
раскрытие на конкретном материале положения о том, что каждый из народов
древности оставил позитивный след в истории человечества.

Раздел II.
Планируемые результаты.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС относятся следующие
убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы
современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; в понимании ценности научного познания:
осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками
познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение
интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии
своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества
и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре
своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе
примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного
развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в
современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества;
представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы
профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;

в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности;
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте
адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для
конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать
исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки
исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать
события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать
выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную
задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала,
объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся
знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять
результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды
источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и
значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей
прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и
применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических
примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения
поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое
участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение
способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с
учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности); регулировать способ
выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией: называть даты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории XVIII в.; определять их принадлежность к
историческому периоду, этапу; устанавливать синхронность событий отечественной и
всеобщей истории XVIII в.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место,
обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей
истории XVIII в.; группировать, систематизировать факты по заданному признаку (по
принадлежности к историческим процессам и др.); составлять систематические таблицы,
схемы.
3. Работа с исторической картой: выявлять и показывать на карте изменения,
произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических
событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.
4. Работа с историческими источниками: различать источники официального и
личного происхождения, публицистические произведения (называть их основные виды,
информационные особенности); объяснять назначение исторического источника,
раскрывать его информационную ценность; извлекать, сопоставлять и систематизировать
информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в. из
взаимодополняющих письменных, визуальных и вещественных источников.
5. Историческое описание (реконструкция): рассказывать о ключевых событиях
отечественной и всеобщей истории XVIII в., их участниках; составлять характеристику
(исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории XVIII в.
на основе информации учебника и дополнительных материалов; составлять описание
образа жизни различных групп населения в России и других странах в XVIII в.;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой
эпохи (в виде сообщения, аннотации).
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные
черты:
а) экономического, социального и политического развития России и других стран в
XVIII в.;
б) изменений, происшедших в XVIII в. в разных сферах жизни российского
общества;
в) промышленного переворота в европейских странах;
г) абсолютизма как формы правления;
д) идеологии Просвещения;
е) революций XVIII в.;
ж) внешней политики Российской империи в системе международных отношений
рассматриваемого периода;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и
всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории
XVIII в.:
а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий;
б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в
нескольких текстах;
проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и
всеобщей истории XVIII в.:
а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций;

б) выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого: анализировать высказывания
историков по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XVIII в. (выявлять
обсуждаемую проблему, мнение автора, приводимые аргументы, оценивать степень их
убедительности); различать в описаниях событий и личностей XVIII в. ценностные
категории, значимые для данной эпохи (в том числе для разных социальных слоев),
выражать свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний: раскрывать (объяснять), как сочетались в
памятниках культуры России XVIII в. европейские влияния и национальные традиции,
показывать на примерах; выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей
истории XVIII в. (в том числе на региональном материале)

Раздел III.
Содержание учебного предмета.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ НОВАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
1700-1800 гг.
Глава 1. Рождение нового мира .
Эпоха Просвещения. Время преобразований.
Великие просветители Европы. Просветители XVIII в. — продолжатели дела
гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей
свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс
развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение
Джона Локка о «естественных» правах человека и теория общественного договора.
Представление о цели свободы как стремлении к счастью. Шарль Монтескьѐ: теория
разделения властей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера об
общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо:
концепция о народном суверенитете, принципы равенства и свободы в программе
преобразований. Идеи энциклопедистов — альтернатива существующим порядкам в
странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей
просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом
государстве в Европе и Северной Америке.
Манифест эпохи Просвещения. Мир художественной культуры Просвещения. Вера
человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Д. Дефо: образ
человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе. Д. Свифт: сатира на пороки
современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения
и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гѐте. Живописцы знати.
Франсуа Буше. А. Ватто.
Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден.
Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVIII в.:
И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Ван Бетховен.
Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.
Глава 2. Европа в век Просвещения.
На пути к индустриальной эре. Аграрная революция в Англии. Складывание новых
отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в
деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности.
Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной
техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта.
Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модсли. Появление фабричного
производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического

общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в
условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих
(луддизм). Цена технического прогресса.
Глава 3. Эпоха революций.
Английские колонии в Северной Америке.
Распространение европейской цивилизации за Атлантику.
Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и
хозяйственная жизнь.
Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Конфликт с
метрополией.
Патриотические организации колонистов.
Война за независимость. Создание Соединѐнных Штатов Америки. Причины
войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый
Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон.
Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество
принципов народного верховенства и естественного равенства людей. Военные действия и
создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение
Войны за независимость США.
Конституция США 1787 г. и еѐ отличительные особенности. Устройство
государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей
Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских
колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу.
Историческое значение образования Соединѐнных Штатов Америки.
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции.
Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIII в. Демографические
изменения. Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской
буржуазии. Особенности положения третьего сословия.
Французская мануфактура и еѐ специфика. Влияние движения просветителей на
развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент
разрушения традиционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика XV. Кризис.
Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало
революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного
представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение
Бастилии — начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия.
Деятельность Учредительного собрания.
Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет — герой Нового
Света.
Великая французская революция. От монархии к республике. Поход на Версаль.
Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования
новой власти. Конституция 1791 г.
Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало
революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа.
Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: черты личности и
особенности мировоззрения. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI:
политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря революции.
Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор.
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера
Наполеона Бонапарта.
Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера —
«якобинца без народа».
Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения
якобинской диктатуры.

Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник,
личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9—10 ноября 1799 г. и
установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в
зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах
Великой французской революции.
Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
Страны Востока в 18 в. Османская империя: от могущества к упадку. Индия:
начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Сѐгунат
Токугава в Японии.
Повторение. Значение раннего Нового времени. Мир в эпоху раннего Нового
времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.

История России
Глава 1. Россия в эпоху преобразований Петра I.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в
передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового
разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом.
Политика колониализма. Роль и место России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы
местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы
государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда.
Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о
единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода.
Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов,
язычников.
Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности.
Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать.
Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его
распространения.
Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса
сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство,
казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье,
Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в
Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя
политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события,
итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России
империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на
международной арене, рост еѐ авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы
населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные
знания.
Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая
печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.

Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и
специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие
техники. Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в
русской истории и культуре.
Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и
народов России.
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в
политике европейских стран и России.
Глава 2. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление
роли гвардии. Екатерина I. Пѐтр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции —
попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пѐтр
III.
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального
управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем
дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства.
Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин.
Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России.
Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие
мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в
1725— 1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая.
Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало
присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П.
А. Румянцев. П.С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Глава 3. Российская империя в период правления Екатерины II.
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние
вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его
роль в формировании политики ведущих держав и России.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещѐнный абсолютизм. Секуляризация
церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное
экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и
городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие
мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные
предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа,
Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством
Емельяна Пугачѐва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии,
Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской
империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.
Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман,
иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России.
Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в
разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной
Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.

Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с
азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия.
Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России
революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление еѐ
международного положения. Россия — великая европейская держава.
Глава 4. Россия при Павле I.
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий.
Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для
составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в
антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова.
Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Глава 5. Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в
XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие
образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание
Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт
благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие
естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка.
Географические экспедиции. Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало
ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный
характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.
Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия
разных слоѐв населения, особенности питания.
Итоговое повторение.

Раздел IV.
Календарно-тематическое планирование.
№

8а
8б
8в
факт план
факт план
факт
Всеобщая история
Глава I. Рождение нового мира (7 ч)

урока

Тема

1

«Европейское
чудо».
Эпоха
Просвещения.
В поисках путей
модернизации.
Европа
меняющаяся.
Мир
художественной
культуры
Просвещения.
Международные
отношения в XVIII
в.

2
3
4
5

6

план

8г
план

2.09

5.09

2.09

5.09

7.09

6.09

9.09

12.09

9.09

12.09

14.09

13.09

16.09

19.09

16.09

19.09

21.09

20.09

факт

7

Повторение и
обобщение по
главе I.

23.09

26.09

23.09

Глава II. Европа в век Просвещения. (5 ч)
26.09
28.09
27.09
8
Англия на пути к
индустриальной
эре.
30.09
3.10
30.09
9
Франция при
Старом порядке.
3.10
5.10
4.10
10
Германские земли
в XVIII в.
7.10
10.10
7.10
11
Австрийская
монархия
Габсбургов в
XVIII в.
10.10
12.10
11.10
12
Повторение и
обобщение по
главе II.
Глава III. Европа в век Просвещения. (6 ч)
14.10
17.10
14.10
13
Английские
колонии в
Северной
Америке.
17.10
19.10
18.10
14
Война за
независимость.
Создание
Соединенных
Штатов Америки.
21.10
24.10
21.10
15-16 Французская
24.10
26.10
25.10
революция в
XVIII в.
28.10
7.11
28.10
17
Европа в годы
Французской
революции.
7.11
9.11
8.11
18
Повторение и
обобщение по
главе III.
Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (6
ч)
11.11
14.11
11.11
19
Османская
империя. Персия.
14.11
16.11
15.11
20
Индия.
18.11
21.11
18.11
21
Китай.
21.11
23.11
22.11
22
Япония.
25.11
28.11
25.11
23
Колониальная
политика
европейских
держав в XVIII в.
28.11
30.11
29.11
24
Повторение и
обобщение по
главе IV.

25
26

27
28-29
30

31

32
33

34

35

36-37

38

39-40
41

42-43

44

История России.
Глава I. Россия в эпоху преобразований Петра I. (15 ч)
2.12
5.12
Россия и Европа в
конце XVII в.
5.12
7.12
Предпосылки
Петровских
реформ.
9.12
12.12
Начало правления
Петра I.
12.12
14.12
Северная война
16.12
19.12
1700-1721 гг.
19.12
21.12
Реформы
управления
Российским
государством при
Петре I.
23.12
26.12
Российское
общество в
Петровскую эпоху.
26.12
28.12
Церковная
реформа.
9.01
9.01
Социальные и
национальные
движения.
13.01
11.01
Перемены в
культуре России в
годы Петровских
реформ.
16.01
16.01
Повседневная
жизнь и быт при
Петре I.
20.01
18.01
Значение
23.01
23.01
петровских
преобразований в
истории страны.
27.01
25.01
Повторение по
теме: «Россия в
эпоху
преобразований
Петра I.»
Глава II. Эпоха дворцовых переворотов. (7 ч)
30.01
30.01
Эпоха дворцовых
3.02
1.02
переворотов.
6.02
6.02
Внутренняя
политика и
экономика России
в 1725-1762 гг.
10.02
8.02
Внешняя политика
13.02
13.02
России в 17251762 гг.
17.02
15.02
Национальная и
религиозная

2.12
6.12

9.12
13.12
16.12
20.12

23.12

27.12
10.01

13.01

17.01

20.01
24.01

27.01

31.01
3.02
7.02

10.02
14.02
17.02

45

46

47

48

49

50

51

52
53

54

5556
5758

политика в 17251762 гг.
Повторение по
теме: «Эпоха
дворцовых
переворотов».

20.02

Глава III. Российская империя при Екатерине II. (9 ч)
27.02
22.02
Россия в системе

международных
отношений.
Внутренняя
политика
Екатерины II.
Экономическое
развитие России
при Екатерине II.
Социальная
структура
российского
общества второй
половины XVIII в.
Восстание под
предводительством
Е.И. Пугачева.
Народы России.
Национальная и
религиозная
политика
Екатерины II.
Внешняя политика
Екатерины II.
Начало освоения
Новороссии и
Крыма.
Повторение по
теме: «Правление
Екатерины II».

Повторение по
теме: «Россия при
Павле I»

60

Общественная
мысль,
публицистика,
литература, пресса.
Образование в

21.02

28.02

3.03

27.02

3.03

6.03

1.03

7.03

10.03

6.03

10.03

13.03

13.03

14.03

17.03

15.03

17.03

31.03

29.03

31.03

3.04

3.04

4.04

7.04

5.04

7.04

10.04
12.04
17.04
19.04

11.04
14.04
18.04
21.04

24.04

25.04

Глава IV. Россия при Павле I. (4 ч).
10.04
Внутренняя
14.04
политика Павла I.
17.04
Внешняя политика
21.04
Павла I.

59

61

20.02

24.04

Глава V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (8 ч).
28.04
26.04
28.04

5.05

3.05

2.05

62
63

64
65

66
67

68

69

России в XVIII в.
Российская наука и
техника в XVIII в.
Русская
архитектура XVIII
в.
Живопись и
скульптура.
Музыкальное и
театральное
искусство.
Народы России в
XVIII в.
Перемены в
повседневной
жизни российских
сословий.
Повторение по
теме: «Культурное
пространство
Российской
империи в XVIII
в.»
Итоговое
повторение.

12.05

10.05

5.05

15.05

15.05

12.05

19.05

17.05

16.05

22.05

22.05

19.05

26.05

24.05

23.05

29.05

29.05

26.05

31.05

30.05

Учебно – методическое обеспечение.
1. Учебник. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс : учеб. для
общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина ; под ред.
А.А. Искендерова.-– М.: Просвещение, 2019.
2. «История России» в 2-х частях для 7 класса; авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., и
др., под редакцией А.В. Торкунова. М: Просвещение, 2017.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».