ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" Рабочая программа по учебному курсу "Алгебра" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учѐтом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растѐт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже вгуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что еѐ предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения отпростейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено пониманиепринципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчѐты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приѐмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределѐнности и понимать вероятностный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всѐ более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определѐнных умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приѐмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам,совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебнойдеятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даѐт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графическиесредства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомствос методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличийот методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоениюидеи симметрии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" Алгебра является одним из опорных курсов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, еѐ освоение необходимо для продолжения образования и в повседневной жизни. Развитие у обучающихся научных представлений о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе и обществе, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения и качеств мышления, необ- ходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение алгебры естественным образом обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие логического мышления обучающихся: они используют дедуктивные и индуктивные рассуждения, обобщение и конкретизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение алгебре предполагает значительный объѐм самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому самостоятельное решение задач естественным образом является реализацией деятельностного принципа обучения. В структуре программы учебного курса «Алгебра» основной школы основное место занимают содержательно-методические линии: «Числа и вычисления»; «Алгебраические выражения»; «Уравнения и неравенства»; «Функции». Каждая из этих содержательно-методических линий развивается на протяжении трѐх лет изучения курса, естественным образом переплетаясь и взаимодействуя с другими его линиями. В ходе изучения курса обучающимся приходится логически рассуждать, использовать теоретико-множественный язык. В связи с этим целесообразно включить впрограмму некоторые основы логики, пронизывающие все основные разделы математического образования и способствующие овладению обучающимися основ универсального математического языка. Таким образом, можно утверждать, что содержательной и структурной особенностью курса «Алгебра» является его интегрированный характер. Содержание линии «Числа и вычисления» служит основой для дальнейшего изучения математики, способствует развитию у обучающихся логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием представлений о действительном числе. Завершение освоения числовой линии отнесено к старшему звену общего образования. Содержание двух алгебраических линий — «Алгебраические выражения» и «Уравнения и неравенства» способствует формированию у обучающихся математического аппарата, необходимогодля решения задач математики, смежных предметов и практико-ориентированных задач. В основной школе учебный материал группируется вокруг рациональных выражений. Алгебра демонстрирует значение математики как языка для построения математических моделей, описания процессов и явлений реального мира. В задачи обучения алгебре входят также дальнейшее развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Содержание функционально-графической линии нацелено на получение школьниками знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разно образных процессов и явлений в природе и обществе. Изучение этого материала способствует развитию у обучающихся умения использовать различные выразительные средства языка математики — словесные, символические, графические, вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 8 классе изучается учебный курс «Алгебра», который включает следующие основные разделы содержания: «Числа и вычисления», «Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства», «Функции». Учебный план на изучение алгебры в 8 классах отводит 3 учебных часа в неделю, 102 учебных часа в год. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" Числа и вычисления Квадратный корень из числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближенияиррациональных чисел. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Действительные числа. Степень с целым показателем и еѐ свойства. Стандартная запись числа. Алгебраические выражения Квадратный трѐхчлен; разложение квадратного трѐхчлена на множители. Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Рациональные выражения и их преобразование. Уравнения и неравенства Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Простейшие дробно-рациональные уравнения. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и систем линейных уравнений с двумяпеременными. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств.Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной. Функции Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы заданияфункций. График функции. Чтение свойств функции по еѐ графику. Примеры графиков функций,отражающих реальные процессы. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики.Функции y = x², y = x³, у=√х, y= IхI. Графическое решение уравнений и систем уравнений. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Алгебры» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданскогообщества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических принципов в деятельности учѐного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности,осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных плановс учѐтом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки каксферы человеческой деятельности, этапов еѐ развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическаяактивность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же правадругого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающейсреды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимсяусловиям социальной и природной среды: — готовностью к действиям в условиях неопределѐнности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; — способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативнымидействиями и универсальными регулятивными действиями. 1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; — воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; — выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; — делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; — выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов иобобщений; — прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: — выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; — выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: — воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; — в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; — представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностейаудитории. Сотрудничество: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; — принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; — участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); — выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способрешения с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учѐтом новой информации. Самоконтроль: — владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; — предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; — оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретѐнному опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Алгебра» 8 класс должно обеспечивать достижение следующихпредметных образовательных результатов: Числа и вычисления Использовать начальные представления о множестве действительных чисел для сравнения, округления и вычислений; изображать действительные числа точками на координатной прямой. Применять понятие арифметического квадратного корня; находить квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни, используя свойства корней. Использовать записи больших и малых чисел с помощью десятичных дробей и степеней числа 10. Алгебраические выражения Применять понятие степени с целым показателем, выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем. Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями. Раскладывать квадратный трѐхчлен на множители. Применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики. Уравнения и неравенства Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух уравнений с двумя переменными. Проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.). Переходить от словесной формулировки задачи к еѐ алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат. Применять свойства числовых неравенств для сравнения, оценки; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; давать графическую иллюстрацию множества решений неравенства, системы неравенств. Функции. Понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения); определять значение функции по значению аргумента; определять свойства функции по еѐ графику. Строить графики элементарных функций вида y = k/x , y = x², y= x³, у=√х, y= IхI; описыватьсвойства числовой функции по еѐ графику. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и Количество часов Дата тем программы всего контр прак .раб раб Раздел 1. Числа и вычисления. Квадратные корни 1.1. Квадратный корень из числа 1 0 0 1.2. Понятие об иррациональном 1 0 0 1.3. 1 0 0 1 1 0 0 0 0 1 0 0 1.7. Уравнение вида x2 = a. 3 0 0 1.8. Свойства арифметических 3 0 0 1 0 1.4. 1.5. 1.6. числе Десятичные приближения иррациональных чисел. Действительные числа. Сравнение действительных чисел Арифметический квадратный корень квадратных корней. 1.9. Преобразование числовых вы- 3 ражений, со держащих квадратные корни Итого по разделу Раздел 2. Числа и вычисления. 2.1. Степень с целым показателем 2.2. Стандартная запись числа. Виды деятельности 0 0 2.3. Размеры объектов окру- 1 жающего мира (от элементарных частиц до космических объектов), длительность процессов в окружающем мире 0 0 Электронные образовательные ресурсы Устный 1. dnevnik.ru опрос https://resh.eduru/ Сравнивать и упорядочивать рациональные и иррациональные числа, за- Устный dnevnik.ru писанные с помощью квадратных корней; опрос; Применять операцию извлечения квадратного корня из числа, исполь- Письменный dnevnik.ru зуя при необходимости калькулятор; контроль Знакомиться с историей развития математики dnevnik.ru Сравнивать и упорядочивать рациональные и иррациональные числа, за- Письdnevnik.ru писанные с помощью квадратных корней менный https://resh.edu.r Выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные кор- контроль dnevnik.ru ни. Выражать переменные из геометрических и физических формул. https://resh.edu .ru/ Формулировать определение квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня. Исследовать уравнение x2 = a, находить точные и приближѐнные корни при a > 0 Исследовать свойства квадратных корней, проводя числовые эксперименты с использованием калькулятора (компьютера); Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; 15 Степень с целым показателем 1 0 0 Формулировать определение степени с целым показателем. 1 Виды, контроля Устный dnevnik.ruhttps:/ опрос; /resh.edu.ru/ Устный dnevnik.ru опрос https://resh.edu.r https://math8Контрольная vpr.sdamgia.ru/ работа Устный опрос Представлять запись больших и малых чисел в стандартном ви- Устный де. опрос; Использовать запись чисел в стандартном виде для выражения Устный размеров объектов, длительности процессов в окружающем опрос; мире. 1. dnevnik.ru 4.https://math8vp r.sdamgia.ru/ dnevnik.ru 2.4. Свойства степени с це4 1 0 Применять свойства степени для преобразования выражений, лым показателем содержащих степени с целым показателем; Итого по разделу 7 Раздел 3. Алгебраические выражения. Квадратный трѐхчлен 3.1. Квадратный трѐхчлен. 1 0 0 Распознавать квадратный трѐхчлен, устанавливать возможность его разложения на множители; 3.2. Разложение квадратного 4 1 0 Раскладывать на множители квадратный трѐхчлен с неотрицательтрѐхчлена на множители ным дискриминантом; Итого по разделу 5 Раздел 4. Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь 4.1. Алгебраическая дробь 1 0 0 Записывать алгебраические выражения; 4.2. Допустимые значения пе- 1 0 0 Находить область определения рационального выражения. ременных, входящих в алгебраические выражения 4.3. Основное свойство алгеб- 2 0 0 Формулировать основное свойство алгебраической дроби и раической дроби. применять его для преобразования дробей; 4.4. Сокращение дробей 3 0 0 Выполнять действия с алгебраическими дробями 4.5. Сложение, вычитание, 4 0 0 Выполнять действия с алгебраическими дробями; умножение и деление алгебраических дробей 4.6. Преобразование выра4 1 0 Применять преобразования выражений для решения задач; жений, содержащих алгебраические дроби Итого по разделу 15 Раздел 5. Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения 5.1. Квадратное уравнение. 1 0 0 Распознавать квадратные уравнения; 5.2. Неполное квадратное 2 0 0 Записывать формулу корней квадратного уравнения; решать уравнение квадратные уравнения — полные и неполные; 5.3. Формула корней квадрат- 3 0 0 Записывать формулу корней квадратного уравнения; решать ного уравнения квадратные уравнения — полные и неполные. 5.4. Теорема Виета 2 0 0 Формулировать теорему Виета, а также обратную теорему, применять эти теорем для решения задач. 5.5. Решение уравнений, сво- 2 0 0 Решать уравнения, сводящиеся к квадратным, с помощью дящихся к квадратным преобразований и заменой переменной. 5.6. Простейшие дробно2 0 0 Решать уравнения, сводящиеся к квадратным, с помощью рациональные уравнения. преобразований и заменой переменной. Контроль- dnevnik.ru 2 ная работа https://resh.edu.r Устный опрос; Контрольная работа 1. dnevnik.ru 3. https://uchi.ru/ dnevnik.ru https://resh.edu.r Письмен- dnevnik.ru ный кон- 1. dnevnik.ru троль 3. https://uchi.ru/ Устный опрос dnevnik.ru https://resh.edu.r Устный опрос; 1. dnevnik.ru Контрольная работа; 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ Письменный контроль Устный опрос Устный опрос Письменный контроль dnevnik.ru dnevnik.ru ps://resh.edu. https://math8vpr.sdamgia.ru/ https://resh.edu.r u/ 1..https://res h.edu.ru/ 1. dnevnik.ru 5.7. Решение текстовых задач с 3 помощью квадратных уравнений Итого по разделу: 15 Раздел 6. Уравнения и неравенства. 6.1. Линейное уравнение с 2 двумя переменными, его график, решение уравнений в целых числах 6.2. Решение систем двух ли- 2 нейных уравнений с двумя переменными 6.3. Примеры решения систем 3 нелинейных уравнений с двумя переменными 6.4. Графическая интерпрета- 2 ция уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными 6.5. Решение текстовых задач с 4 помощью систем уравнений Итого по разделу: 13 Раздел 7. Уравнения и неравенства. 7.1. Числовые неравенства и 3 их свойства 7.2. Неравенство с одной пе- 1 ременной 7.3. Линейные неравенства с 3 одной переменной и их решение 7.4. Системы линейных не2 равенств с одной переменной и их решение 7.5. Изображение решения 3 линейных неравенств и их систем на числовой прямой 1 0 Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить Конот словесной формулировки условия задачи к алгебраической трольная модели путѐм составления уравнения. работа 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ Системы уравнений 0 0 Строить графики линейных уравнений, в том числе используя цифровые ресурсы; 0 0 0 0 0 0 1 0 Неравенства 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 Письмен- 1. ный кон- dnevnik.ru 2 троль; https://resh.edu.r u/ Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменПисьмен- dnevnik.ru 2 ными подстановкой и сложением; ный кон- https://resh.edu.r троль u/ Различать параллельные и пересекающиеся прямые по их урав- Письмен- dnevnik.ru нениям; ный кон- https://resh.edu.r троль Приводить графическую интерпретацию решения уравнения с Письdnevnik.ru двумя переменными и систем уравнений с двумя переменныменный 2. ми контроль https://resh.edu.r u/ Решать текстовые задачи алгебраическим способом; Контрольная работа; Формулировать свойства числовых неравенств, иллюстрировать их Устный на координатной прямой, доказывать алгебраически; опрос; Применять свойства неравенств в ходе решения задач; Устный опрос; Решать линейные неравенства с одной переменной, изображать Письменрешение неравенства на числовой прямой; ный контроль Решать системы линейных неравенств, изображать решение системы неравенств на числовой прямой; dnevnik.ru https://resh.edu.r u/ dnevnik.ru https://resh.edu.r u/ Решать системы линейных неравенств, изображать решение си- Контроль- 4. https://math8стемы неравенств на числовой прямой; ная работа; vpr.sdamgia.ru/ Итого по разделу: 12 Раздел 8. Функции. Основные понятия 8.1. Понятие функции 0.5 0 8.2. Область определения и 0.5 0 множество значений функции 8.3. Способы задания функций 1 0 8.4. График функции 1 0 8.5. Свойства функции, их 2 1 отображение на графике Итого по разделу: 5 Раздел 9. Функции. Числовые функции 9.1. Чтение и построение гра- 1 0 фиков функций 9.2. Примеры графиков функ- 1 0 ций, отражающих реальные процессы 9.3. Функции, описывающие 1 0 прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики 9.4. Гипербола 2 0 2 9.5. График функции y = x 2 0 9.6. Функции y = x², y = x³, 2 1 у=√х, y=IхI; графическое решение уравнений и систем уравнений Итого по разделу: 9 Раздел 10. Повторение и обобщение 10.1. Повторение основных по- 6 1 нятий и методов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний Итого по разделу: 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 102 10 ПРОГРАММЕ 0 0 0 0 0 0 0 Использовать функциональную терминологию и символику. Вычислять значения функций, заданных формулами (при необходимости использовать калькулятор); составлять таблицы значений функции. Использовать функциональную терминологию и символику; Описывать свойства функции на основе еѐ графика. Исследовать примеры графиков, отражающих реальные процессы и явления. Находить с помощью графика функции значение одной из рассматриваемых величин по значению другой. Описывать характер изменения одной величины в зависимости от изменения другой. Устный опрос; Устный dnevnik.ru 2 опрос https://resh.edu.r Контроль- 4. https://math8ная работа; vpr.sdamgia.ru/ Устный опрос; Письменный контроль; Устный опрос; 0 Распознавать виды изучаемых функций. 0 0 0 Применять цифровые ресурсы для построения графиков функций Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций вида: y= x2, y = x3, y=корень квадратный из x, y = I х I; 0 Осуществлять самоконтроль выполняемых действий и самопро- Устный верку результата вычислений, преобразований, построений; опрос; 0 dnevnik.ru 2 https://resh.edu.r u/ dnevnik.ru 2 https://resh.edu.r u/ dnevnik.ru 2 https://resh.edu.r u/ Зачет; Зачет; Контроль- dnevnik.ru 2 ная работа; https://resh.edu.r u/ 1. dnevnik.ru 4. https://math8vpr.sdamgia.ru/ Поурочное планирование АЛГЕБРА, 8 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 Дата Тема урока План Факт Числа и вычисления. Квадратные корни - 15 часов 01.09 Квадратный корень из числа 05.09 Понятие об иррациональном числе 07.09 Десятичные приближения иррациональных чисел Действительные числа Сравнение действительных чисел Арифметический квадратный корень. Входной контрольный срез (№1) Уравнение вида x2 = a. Решение уравнений вида x2 = a. Уравнение вида x2 + b = a. Свойства арифметических квадратных корней Свойства квадратных корней Преобразование арифметических квадратных корней Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни Повторение по теме « Квадратные корни» Контрольная работа №2 по теме «Числа. Вычисления. Квадратные корни» Числа и вычисления. Степень с целым показателем – 7 часов Степень с целым показателем Стандартная запись числа Размеры объектов окружающего мира, длительность процессов в окружающем мире Произведение, частное степеней Возведение степени в степень Возведение произведения и частного в степень Контрольная работа №3 по теме "Числа и вычисления. Степень с целым показателем" Алгебраические выражения. Квадратный трѐхчлен – 5 часов Квадратный трѐхчлен Разложение квадратного трѐхчлена на множители Разложение квадратного трѐхчлена на множители Повторение по теме «Квадратный трѐхчлен» Самостоятельная работа по теме «Алгебраические выражения. Квадратный трехчлен» Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь – 15 часов Алгебраическая дробь Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения Основное свойство алгебраической дроби Преобразование алгебраических дробей Сокращение алгебраических дробей Сокращение дробей Преобразование алгебраических дробей Сложение алгебраических дробей. 9 10 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 2 3 4 5 6 7 Вычитание алгебраических дробей. Умножение алгебраических дробей Деление алгебраических дробей Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби Преобразование выражений для решения задач Выражение переменных из формул Контрольная работа №4 по теме «Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь» Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения- 15 часов Квадратное уравнение Неполное квадратное уравнение Решение неполных квадратных уравнений Формула корней квадратного уравнения Решение квадратного уравнения Решение квадратного уравнения Теорема Виета Решение уравнений с помощью теоремы Виета Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным Биквадратные уравнения Простейшие дробно-рациональные уравнения Дробно-рациональные уравнения Решение текстовых задач алгебраическим способом История развития алгебры Контрольная работа №5 по теме «Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения» Уравнения и неравенства. Системы уравнений – 13 часов Линейное уравнение с двумя переменными График линейного уравнения с двумя переменными Системы линейных уравнений с двумя переменными Решение систем линейных уравнений с двумя переменными Системы нелинейных уравнений с двумя переменными Решение систем нелинейных уравнений с двумя переменными Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными Решение текстовых задач с помощью систем уравнений Решение текстовых задач на движение по реке Решение текстовых задач на выполнение работы Решение текстовых задач с процентами Контрольная работа № 6по теме «Уравнения и неравенства. Системы уравнений» Уравнения и неравенства. Неравенства – 12 часов Числовые неравенства Свойства числовых неравенств Преобразование числовых неравенства Неравенство с одной переменной Линейные неравенства с одной переменной Преобразование линейных неравенств с одной переменной Решение линейных неравенств с одной переменной 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 Системы линейных неравенств с одной переменной Решение систем линейных неравенств с одной переменной Изображение решения линейного неравенства на числовой прямой Изображение решения систем линейных уравнений на числовой прямой Контрольная работа №7 по теме «Уравнения и неравенства. Неравенства» Функции. Основные понятия – 5 часов Понятие функции. Область определения и множество значений функции Способы задания функций График функции Свойства функции, их отображение на графике Самостоятельная работа по теме «Функции. Основные понятия» Функции. Числовые функции – 9 часов Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики Обратная пропорциональность Построение гипербол График функции y = x2 Построение графиков квадратичной функции Функции y = x³, у=√х, y=IхI и их графики Графическое решение уравнений и систем уравнений Контрольная работа № 8 по теме «Функции. Числовые функции» Повторение и обобщение – 6 часов Рациональные дроби Квадратные корни Квадратные уравнения Неравенства Промежуточная аттестация. Контрольная работа (№9) Анализ контрольной работы Общее количество часов по программе – 102. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Колягин Ю.М., Ткачѐва М.В., Фѐдорова Н.Е. и другие, Алгебра, 8 класс, Акционерное общество"Издательство "Просвещение"; М.В. Ткачѐва, Н.Е. Фѐдорова, М.И. Шабунин Алгебра. 8кл. Дидактические материалы 2017 М.:Просвещение МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е.Фѐдорова и др. Методические рекомендации для 7-9 классов2017 М.: Просвещение 2. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Математика» базовыйуровень Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,прото- кол 3/21 от 27.09.2021 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. dnevnik.ru 2. https://resh.edu.ru/ 3. https://uchi.ru/ 4. https://math8-vpr.sdamgia.ru/МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ справочные таблицы ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ линейка, карандаш, циркуль, транспортир