Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 3 класса на 2023-2024 учебный год

.

1

Содержание
Титульный лист …………………………………………………………………………………………………………1
Содержание ………………………………………………………………………………………………………………..2
Паспорт …………………………………………………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………......4
Учебно - методический комплект……………………………………………………………………………………….5
Общая характеристика курса………………………………………………………………………………………... 6- 7
Место курса в учебном плане ………………………………………………………………………………………….. 7
Результаты изучения курса…………………………………………………………………………………………. 8-15
Содержание курса…………………………………………………………………………………………………….15-20
Календарно-тематическое планирование курса………………………………………………………………….21-40
Дополнительные обобщающие материалы…………………………………………………………………………..40
Контрольно-измерительные материалы …………………………………………………………………………41-44

2

Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа начального общего образования.
Статус программы: Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным
государственным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом МО и Н РФ от 06.10.2009г. № 373,
изменениями, внесёнными в ФГОС НОО, утверждёнными приказом МО и Н РФ от 26.11.2010г. № 1241, Примерной основной
образовательной программой НОО, рекомендованной письмом МО и НРФ от16.08.2010г. № 03-48, Основной образовательной
программой школы, примерной программой «Русский язык» автора Т. Г. Рамзаевой.
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных
услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг по ФГОС.
- для педагогических работников МБОУ СОШ №1
программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации
деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ СОШ №1
программа является основанием для определения качества реализации общего начального общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 3 класса МБОУ СОШ №1
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 170 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 5 часов в неделю
Формы контроля: контрольные работы, тесты.

1. Пояснительная записка
3

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального
общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому языку для общеобразовательных
учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 1- 4
класс» в соответствии со следующими нормативными документами.
№
1.

2.

3.

4.

5.
6.
7.
8.

Нормативный документ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" ст.2, п.9;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №
373;
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерством
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
учащихся;
ООП НОО МБОУ СОШ №1
Положение о разработке рабочей программы (курса) МБОУ СОШ №1
Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2023-2024 учебный год.

4

Учебно-методическое обеспечение предмета
№

Авторы

1 Т.Г.Рамзаева
2

Т.Г.Рамзаева

Название
Русский язык
Поурочные разработки по
русскому языку, 3 класс

Общая характеристика курса
5

Год
Издательство
издания
2014 г
Дрофа
2017 г

Дрофа

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной
грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным
предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе
осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–
10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют
собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением
чтению.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно
24–26 учебных недель, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой
используемых учебных средств. В рабочей программе содержание Обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и
в курсе литературного чтения. В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной,
послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются
закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа
координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами,
упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и
развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и предмета «Литературное чтение». Обучение русскому
языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических,
словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный
курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для
интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что
предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех
языковых единиц, к их функции в речи.
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в
системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского
правописания (без введения терминологии).
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые проводиться на
как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка
правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и
решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении
начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к
сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
6

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 675 часов для
обязательного изучения русского языка на ступени начального образования, из них в 3 классе 170 учебных часа из расчета 5
учебных часов в неделю.
Количество плановых контрольных работ в 3 классе – 10.
Формы образовательных технологий:
1)
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
2)
Технологии организации проектной деятельности;
3)
Групповая работа
4)
Современные информационные технологии
5)
Технологии проблемно-диалогового общения

Планируемые образовательные результаты освоения предмета.
7

Метапредмет
ные

Личностные - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя
носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка,
понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и
др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин
успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств
одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на
принятые моральные и этические нормы;
- .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям,
сопереживать чувства радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и
репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной
деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на нагляднообразном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
8

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях
учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек
и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
-воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и
познавательного); - передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного
ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с
небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее
эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным
критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
9

Предметные

Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы
литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи
от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах
решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Ученик научится:
Развитие речи
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила
речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые
средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при
устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста,
для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для
решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста,
определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
10

Фонетика, орфоэпия, графика
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий,
парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными
гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём
произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
-пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Лексика
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о
значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи,
уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах
фразеологизмов;
-наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
-распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
-иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
-пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Морфология
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
11

- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические
признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного;
находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена
прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы,
отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в
прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений
3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
-устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять
в речи части речи и их формы.
Синтаксис
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации
(восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к
второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные
члены, выделять из предложения словосочетания.
Орфография и пунктуация
— применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
12

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование
орфографического словаря;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Ученик получит возможность научиться:
Развитие речи
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и
самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста,
предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст;
соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту
детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему
выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых
произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Фонетика, орфоэпия, графика
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко - буквенного анализа слова;
13

- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме
орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим
орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова,
сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в
сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели,
составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,
оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова,
использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом
разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
14

- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический),
оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
- применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или
пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основное содержание предмета
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и
второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической
формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными
монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий),
перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного
текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных
15

высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений)
по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.)
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной
мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в
соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).
Систематический курс
Фонетика и орфография.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
 проверяемые безударные гласные в корне слова;
 парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
 непроизносимые согласные;
 непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных
звуков в корне слова
 гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
 разделительные ъ и ь;
 мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
 безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
 безударные падежные окончания имён прилагательных;
 раздельное написание предлогов с именами существительными;
 раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
 раздельное написание частицы не с глаголами;
 раздельное написание предлогов с другими словами;
 знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
 знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и
безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристика согласных и гласных звуков).
Лексика.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов.
Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
16

Основные виды учебной деятельности обучающихся
Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов
и синонимов.
Морфемика и словообразование.
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса
одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и
словоизменении.
Разбор слова по составу.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с
помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить
корень, приставку, суффикс).
Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).
Морфология. Понятие о частях речи.
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения).
Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими
словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях
существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного
в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение
по лицам и числам.
Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс
неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по
лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
17

Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Числительное
Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.
Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.
Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.
Различение названия падежей.
Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.
Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
Синтаксис.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого
слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по
эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Формирование умения составлять схему предложения.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов
предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения
распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование
интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение(общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить
от первого ко второму вопрос.
Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения(дополнения, обстоятельства,
определения).
Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.
Лексикография.
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного,
орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и
орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
18

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения.
Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с
помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно
составленнымпланам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное,
изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном
изложении, при устном и письменном сочинении.
Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.
Оформление писем элементарного содержания

Разделы тематического планирования
Тема
Повторение

Кол-во
часов
16
19

Предложение.

11

Текст
Состав слова

3
15

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.
Безударные гласные в корне слова.
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком.
Обобщение правил о правописании корня.
Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с
приставками.
Разделительный твёрдый знак.
Части речи.

10
17
8

Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Повторение изученного за год

20
15
25
10

3
7

5
5

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс

20

№
п/п

Название темы

Кол.
урок

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты усвоения материала

1 четверть

1

Предложение,
текст-единицы речи

1

2

Части речи

1

3

Имена
собственные.
Заглавная буква

1

4

5

Однокоренные
слова
Звуки и буквы.
Гласные буквы
е,ё,ю,я

1

1

-различать язык и речь.
-объяснять в каких случаях жизни
мы пользуемся разными видами
речи и что такое хорошая речь
-различать текст и предложение
-определять тему и главную мысль
текста
-подбирать заголовок к заданному
тексту
-выделять части текста и
обосновывать правильность их
выделения
-различать типы текстов
выделять слова называющие
предметы, признаки предметов,
действия и состояния предметов
-находить их в тексте
различать имена собственные и
заглавные буквы
-распознавать однокоренные слова,
выделять в них корень
-приводить примеры однокоренных
слов с заданным корнем
-распознавать слова по вопросам
-приводить примеры слов
изученных частей речи

-знакомство с учебником, его содержанием и
структурой; уточнение представления о речи и ее
значении в жизни человека;
- знать о частях речи, не называя их

-текст как единица языка и речи. Тема и основная
мысль текста. Заголовок. Части текста.

написание корня в однокоренных знать правила
написания имён собственных
-знать признаки однокоренных слов; одинаковое словах
знать различие между буквой и звуком, признаки
гласных .-гласные ударные и безударные. Слоги.
Перенос

21

Дата план

Дата
факт

6

7

8

9

10

11

Слово и слог.
Перенос слов

1

1
Мягкий знак –
показатель
мягкости согласных

Сочетания жи-ши,
ча-ща, чу-щу, чкчн.

1

Обозначение
мягкости согласных
на конце ив
середине слова
1
Сочетания жи-ши,
ча-ща, чу-щу, чкчн..
Разделительный
1
мягкий знак
Слова с двойными
согласными.
1
Разделительный
мягкий знак

-распознавать имена собственные и
нарицательные
-различать имена собственные и
знать различие между буквой и звуком, признаки
заглавные буквы
гласных .-гласные ударные и безударные. Слоги.
-распознавать однокоренные слова,
Перенос
выделять в них корень
-приводить примеры однокоренных
слов с заданным корнем

-различать слово, слог
и букву
-определять наличие в слове
изученных орфограмм
-подбирать несколько проверочных
слов с заданной орфограммой
-объяснять,
-доказывать правильность
написания слова с изученными
орфограммами
-группировать слова по типу
орфограмм

-. знать различие между буквой и звуком, признаки
гласных .-гласные ударные и безударные. Слоги.
Перенос

знать правила правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чкчн

знать правила правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чкчн.

-знать разделительное произношение звуков в слове и
способы их обозначения
-работать с памяткой
«звуко-буквенный разбор слова»
-обсуждать алгоритм
орфографических действий при

-произношение и обозначение на письме парных
согласных в корне слова; способы подбора
проверочного слова

22

12

Контрольный
диктант по теме
«Повторение
изученного во 2
классе»

1

решении орфографической задач
-излагать письменно содержание
текста по плану
-оценивать результаты
выполненного задания
Контрольная работа

уметь писать письмо под диктовку в соответствии с
изученными правилами
13

14

15

16

Работа над
ошибками
Обозначение
безударных
гласных, парных
согласных в корнях
слова
Проверка путем
изменения формы
слова и подбора
однокоренного
слова
Проверка путем
изменения формы
слова и подбора
однокоренного
слова

1

анализировать допущенные
ошибки
-подбирать к ним проверочные
слова

--уметь прорабатывать ошибки , допущенные
вдиктанте

1

распознавать однокоренные слова,
выделять в них корень
-приводить примеры однокоренных
слов с заданным корнем

-произношение и обозначение на письме парных
согласных в корне слова; способы подбора
проверочного слова

распознавать однокоренные слова,
выделять в них корень
-приводить примеры однокоренных
слов с заданным корнем

-произношение и обозначение на письме парных
согласных в корне слова; способы подбора
проверочного слова

распознавать однокоренные слова,
выделять в них корень
-приводить примеры однокоренных
слов с заданным корнем

знать разные способы проверки правописания слов:
изменение формы слова; подбор однокоренных слов,
проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

17

Виды предложений
по цели
высказывания и по
эмоциональной
окраске

1

18

Подлежащее и
сказуемое –главные
члены предложения

1

-отличать предложение от группы
слов
-наблюдать над значением
предложений,
различных по цели высказывания,
находить их в тексте
-соблюдать в устной речи
логическое, смысловое ударение и
интонацию конца предложения

-уметь распознавать в построении предложений,
разных по цели высказывания и по интонации,
предложение, его назначение и признаки. Уметь
оформлять предложения в устной речи и на письме
- упражнение в распознавании и в построении
предложений, разных по цели высказывания и по
интонации

23

19

Второстепенные
члены

20

Связь слов в
предложении

21

22

23

1

1

Простые
распространенны
1
еи
нераспространенн
ые предложения
Точка,
вопросительный и
восклицательный 1
знаки в конце
предложения
Простое
распространенное
и сложное
1
предложение
,состоящее из
двух простых

24

Словосочетание.

1

25

Связь слов в
словосочетании.
.Главное и
зависимое слово в
словосочетании

1

26

Обучающее
изложение на
1
основе
зрительного
восприятия текста

-классифицировать предложения
по цели высказывания и интонации
-находить обращение в
предложении и наблюдать за
выделением обращения в
письменной форме
-обосновывать знаки препинания в
конце предложения
-восстанавливать текст по
написанному плану

-устанавливать при помощи
вопросов связь между
предложениями
-различать и выделять главные и
второстепенные члены в
предложении
-работать с памяткой
«как разобрать предложение»
-обсуждать алгоритм разбора
предложения.

-упражнение в распознавании и в построении
предложений, разных по цели высказывания и по
интонации, предложение, его назначение и признаки.
Оформление предложений в устной речи и на письме

-понимать содержание текста, правила пересказа

-знать распространенные и нераспространенные
предложения

-знать распространенные и нераспространенные
предложения

-различать словосочетание и
предложение
-выделять в предложении
словосочетание
-устанавливать при помощи
вопросов связь между словами в
словосочетании

-знать признаки предложения и словосочетания, их
отличия

-составлять текст по выбранной
совместно теме

-уметь создавать небольшие тексты (сочинения) по
интересной детям тематике

-различать признаки предложения и словосочетания, их
отличия

24

27

Работа над
ошибками,
допущенными в
изложении

1

-находить свои ошибки в словах
подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

-определять тему и главную мысль
текста
-подбирать заголовок к заданному
тексту и определять по заголовку
содержание текста

-знать что текст это единица языка и речи. Тема и
основная мысль текста. Заголовок. Части текста.

28

Текст. Тема текста.

1

29

Тема текста.

1

30

Обобщение.

1

31

Однокоренные
слова. Два признака
однокоренных
слов.

1

32

Корень слова.

1

33

Понятие об
окончании.

1

Сочинение по
серии картинок.

1

34

35

Окончание и его

-восстанавливать
деформированный текст подбирать
к нему заголовок, определять тип
текста, записывать составленный
текст
-оценивать результаты
выполненного задания
-формировать определение
однокоренных слов и корня слова
-различать однокоренные слова
-различать однокоренные слова и
формы одного и того же слова
-формировать определение
окончания, выделять окончание в
слове
-рассматривать картину,
высказывать свое отношение к
картине, анализировать содержание,
составлять по картине
описательный текст

-текст как единица языка и речи. Тема и основная
мысль текста. Заголовок. Части текста.
-текст как единица языка и речи. Тема и основная
мысль текста. Заголовок. Части текста.

-различать признаки понятий «однокоренные слова»,
«корень слова»
- признаки понятий «однокоренные слова», «корень
слова»
-окончание как изменяемая части слова, его роль в
образовании форм слова.
-создание небольших текстов (сочинений) по
интересной детям тематике (на основе серии картин)
-роль окончания в словосочетании, предложении

1

25

36

37

38

39

40

41

42
43

роль в
предложении.
Работа над
ошибками,
допущенными в
сочинении.
Закрепление темы
«Окончание».

Контрольное
списывание.
Контрольный
словарный
диктант.

1

Контрольный
диктант №2
Работа над
ошибками.

--проработка ошибок, допущенных в работе

1

Ознакомление со
словообразовательн
ой ролью приставок 1
и суффиксов в
русском языке.
Суффикс –
значимая часть
слова; образование 1
слов с помощью
суффиксов.
Приставка –
значимая часть
1
слова.

Суффикс и
приставка.

-находить свои ошибки в словах
подбирать к ним проверочные слова

-формировать определение
приставки и суффикса
-объяснять значение приставок и
суффиксов в слове
-выделять в словах приставки и
суффиксы
-образовывать слова с помощью
приставки или суффикса
-работать с памяткой «как
разобрать слово по составу»
устанавливать: суффикс придает
слову оттенок значения или
образует слово с новым значением
обсуждать алгоритм разбора слова
по составу
-планировать учебные действия
при определении в слове значимых
частей

1

-значение приставок и суффиксов, образование
однокоренных слов с приставками и суффиксами.

- значение суффиксов. Их смысловые, эмоциональные,
изобразительные возможности
- значение приставок, образование слова с
приставками.

- воспроизведение и систематизация знаний учащихся о
значимых частях слова; основа слова;
словообразовательный словарь.

1

Контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами

1

-находить свои ошибки в словах
подбирать к ним проверочные слова

-проработка ошибок, допущенных в работе

26

44
45

46

Изложение текста
по вопросам.
Работа над
ошибками.
Особенности
проверочных и
проверяемых слов с
парными
согласными в
корне.

1
1

47

48

49

50
51

52

Изложение.
Работа над
ошибками.
Упражнение в
правописании слов
с глухими и
звонкими
согласными в
корне. Составление
текста по картинке
и опорным словам.

-понимать содержание текста, правила пересказа
--проработка ошибок, допущенных в работе
- произношение и обозначение на письме парных
согласных в корне слова; способы подбора
проверочного слова

1
Проверка слов с
парными
согласными в
корне.
Проверка слов с
глухими и
звонкими
согласными в конце
и середине слова.
Упражнение в
написании слов с
глухими и
звонкими
согласными.

-восстанавливать текст по
заданным вопросам
-анализировать свои ошибки,
подбирать к ним проверочные слова

1

1

-различать глухие и звонкие
согласные звуки, парные и
непарные
-характеризовать согласный звук
(глухой-звонкий, парный-непарный)
- оценивать правильность данной
характеристики
-соотносить произношение и
написание парного по глухостизвонкости согласного звука на конце
слова и в корне перед согласным

1

1

-обобщение знаний о способах подбора проверочных
слов

-обобщение знаний о способах подбора проверочных
слов

1

1

-обобщение знаний о способах подбора проверочных
слов

-восстанавливать текст по
написанному плану
-анализировать свои ошибки,
подбирать к ним проверочные слова
-находить в словах букву парного
согласного звука написание которой
нужно проверять
-различать проверочное и
проверяемое слово
-подбирать примеры слов с
изучаемой орфограммой

-понимать содержание текста, правила пересказа
--проработка ошибок, допущенных в работе

-обобщение знаний о способах подбора проверочных
слов

27

53

54

Упражнение в
написании слов с
глухими и
звонкими
согласными.
Контрольный
диктант №3

-обобщение знаний о способах подбора проверочных
слов

1

1

контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами

55

Работа над
ошибками.

1

анализировать свои ошибки,
подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

56

Безударные
гласные в корне
слова.

1

-определять безударный гласный
звук в слове и его место в слове

-разные способы проверки правописания слов:
изменение формы слова; подбор однокоренных слов

57

Правописание слов
с проверяемыми
безударными
гласными в корне.

1

-находить в двухсложных словах
букву безударного гласного звука

-проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

58

Обобщение знаний
об особенностях
1
проверочных слов и
способов проверки.

-объяснять правописание слов с
изученной орфограммой
-подбирать примеры слов с
изученной орфограммой

-разные способы про- верки правописания слов:
изменение формы слова; подбор однокоренных слов;проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

Сочинение
«Зимние забавы
детей»
Работа над
ошибками.

-составлять повествовательный
текст используя опорные слова(под
руководством учителя)
анализировать свои ошибки,
подбирать к ним проверочные слова
-использовать правило при
написании слов с безударным
гласным в корне
-объяснять правописание слов с
безударным гласным в корне,
пользуясь алгоритмом проверки
написания

59
60

61

Упражнение в
проверке
безударных
гласных.

1
1

1

-создание небольших текстов (сочинений) по
интересной детям тематике
--проработка ошибок, допущенных в работе
-разные способы проверки правописания слов:
изменение формы слова; подбор однокоренных слов;
- проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

28

62

63
64
65

66

67

68

69

Отработка умения
делить текст на
части.
Изложение
повествовательного
характера.
Работа над
ошибками.
Восстановительный
диктант.
Слова с буквой е в
корне, которая
проверяется буквой
ё.
Отработка умения
подбирать два
проверочных слова,
оформлять
предложения в
тексте.
Правописание слов
с двумя
безударными
гласными.
Слова, сходные по
звучанию.

1

-различать признаки текста:
смысловую связь предложений,
законченность,
тема, основная мысль

-признаки и типы текстов.

1

-восстанавливать текст по
написанному плану

-понимать содержание текста, правила пересказа

1
1

1

1

1

1

-анализировать свои ошибки,
подбирать к ним проверочные слова
-восстанавливать
деформированный текст по
опорным словам
-устанавливать наличие в словах
изученных орфограмм
-обосновывать их написание

-устанавливать зависимость
способа проверки от места
орфограмм в слове
-анализировать разные способы
проверки орфограмм
-группировать слова по месту
орфограммы и по типу орфограммы
-различать слова сходные по
звучанию и написанию
-определять смысловое значение
слов сходных по звучанию

--проработка ошибок, допущенных в работе
--проработка ошибок, допущенных в работе
- способ проверки слов с буквой е в корне, которая
проверяется буквой ё.

--разные способы проверки правописания слов:
изменение формы слова; подбор однокоренных слов

--разные способы проверки правописания слов:
изменение формы слова; подбор однокоренных слов
-разные способы проверки правописания слов:
изменение формы слова; подбор однокоренных слов;
проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

29

70

71
72
73

74

75

Правописание слов
с безударными
гласными.

Контрольный
диктант №4
Работа над
ошибками.
Правила проверки
слов с
непроизносимыми
согласными.

1

-объяснять правописание слов с
изученной орфограммой
-использовать правило при
написании слов с безударным
гласным в корне

-разные способы проверки правописания слов:
изменение формы слова; подбор однокоренных слов;проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

1

контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами

1

анализировать свои ошибки,
подбирать к ним проверочные слова

--проработка ошибок, допущенных в работе

2

Правописание слов
с
непроизносимыми
согласными
Правописание слов
с
непроизносимыми
согласными

1

-разбирать слова по составу
-сравнивать произношение и
написание слов с непроизносимыми
согласными
-произносить и слушать слова,
устанавливать все ли согласные
корня произносятся
-выводить алгоритм обнаружения
непроизносимых согласных в корне
слова

76

Правописание слов
типа чудесный,
опасный

1

-формулировать способ подбора
слов к словам с непроизносимыми
согласными
-использовать на практике правило
правописания слов с
непроизносимыми согласными в
корне

77

Контрольный

1

контрольная работа

-соотношение звуков и букв в словах с
непроизносимыми согласными

-разные способы проверки правописания слов:
использование орфографического словаря

-сопоставление правил правописания слов с парными
по глухости-звонкости согласными звуками и
непроизносимыми согласными звуками в корне слова

-разные способы проверки правописания слов:
использование орфографического словаря

-письмо под диктовку в соответствии с изученными

30

диктант №5

правилами

78

Работа над
ошибками.

1

79

Обобщение правил
о правописании
корня.

1

80

Сопоставление
правил о написании
безударных
гласных, глухих,
звонких и
непроизносимых
согласных

2

-составлять схемы модели из
данных слов
-применять на практике правила
проверки безударных гласных и
парных согласных в корне слова

81

Приставка

1

-делить текст на части
-передавать его содержание на
письме

82

Написание
изложения с
использованием
памятки

83

84

85

86

Правописание
приставок
Правописание
безударных
гласных в
приставках
Упражнение в
написании
приставок и
безударных
гласных в корне.
Обучающее

анализировать свои ошибки,
подбирать к ним проверочные слова
-наблюдать за составом основы
слова и устанавливать из скольких
частей она может состоять
-разбирать слова по
составу,соотноситьсостав оновы
слова и соответствующую ей модель

--проработка ошибок, допущенных в работе
-сопоставление правила обозначения буквой
безударных гласных звуков, глухих и звонких,
непроизносимых согласных звуков

-сопоставление правила обозначения буквой
безударных гласных звуков, глухих и звонких,
непроизносимых согласных звуков
-образование однокоренные слова с приставками.

-понимать содержание текста, правила пересказа
1

1

1

-устанавливать гласные в
приставках по-,под-,то-,про-,до:всегда ударные? всегда
безударные?
-устанавливать как пишутся
приставки с ударными и
безударными гласными
-устанавливать расходятся или не
расходятся произношение и
написание парных согласных в
приставках

1

1

-делить текст на части

Правописание приставок, оканчивающихся на
согласный звук, правописание приставок, имеющих
гласные
-правописание гласных в неизменяемых на письме
приставках

-правописание гласных и согласных в разных частях
слова
-понимать содержание текста, правила пересказа

31

изложение.

-передавать его содержание на
письме

87

Предлоги и
приставки.

1

88

Упражнение в
распознавании
предлогов и
приставок

1

89

Разделительный
твёрдый знак

1

90

Правописание слов
с разделительным
твердым знаком (ъ)

1

91

Мягкий и твёрдый
разделительные
знаки.

1

разделительные мягкий и твердый знаки

92

Обобщение знаний
о правописании
1
разделительных Ъ и
Ь

разделительные мягкий и твердый знаки

-сравнивать и различать
одинаково звучащие и пекущиеся
приставки и предлоги
-формулировать правило:
«Предлоги с другими словами
пишутся отдельно»

-произносить и слушать слова с
разделительным твердым и мягким
знаком.
-устанавливать в чем особенность
их произношения
-формулировать самостоятельно
правило правописание слов с
разделительным (Ъ) и (Ь)знаком
-различать слова с разделительным
(Ъ) и (Ь)знаком использовать на
практике правила их написания
-объяснять почему твердый и
мягкий знаки в словах бьет, съезд,
называются разделительными

-предлог. Отличие приставки от предлога.

-предлог. Отличие приставки от предлога.

-правило употребления разделительного твердого знака
в словах.

-разделительное произношение звуков в слове и
способы их обозначения

32

93

Ознакомление с
особенностями
повествовательного
текста. Отработка
умения
озаглавливать текст
и воспроизводить
его по частям.

1

-составлять предложения из группы
слов
-составлять рассказ на заданную
тему
-озаглавливать текст
-находить в тексте имена
существительные,
прилагательные глагол, определять на какой вопрос они
отвечают

94

Понятие о частях
речи.

1

95

Местоимение.

1

96

Упражнение в
распознавании
частей речи.

Изменение имён
существительных,
97 имён
прилагательных и
глаголов по числам.
Части речи и их
98 правильное
употребление.
Имя
99 существительное и
его роль в речи.
Имена
существительные,
100 отвечающие на
вопросы кто? и
что?

1

1

1

1

1

понимать содержание текста, правила пересказа

-уточнение представлений уч-ся об изученных частях речи
и их признаках
-личные местоимения и их признаки

-определять, на какой вопрос
отвечает данная часть речи
существительное,
прилагательное, глагол и что она
обозначает (предмет, явление
природы, действие, признак);
определять род и число
прилагательных по родовым
окончаниям;
изменять прилагательные в
форме единственного числа по
числам и родам;
находить имена
существительные (в
именительном падеже и в форме
косвенных падежей) в тексте;
определять, на какой вопрос
отвечает данное имя
существительное и что оно
обозначает (предмет, явление

- знания уч-ся об изученных частях речи, о признаках, по
которым можно распознать части речи.

-изменение частей речи по числам

-систематизация знаний о частях речи
-распознавание имени существительного по обобщенному
лексическому значению и по вопросам.

-различение имен существительных

33

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

Обучающее
изложение.
Работа над
ошибками, большая
буква в именах
собственных
Род имён
существительных.
Определение рода
имени
существительного,
которое стоит во
множественном
числе.
Определение рода
имён
существительных в
тексте.
Родовые окончания
имён
существительных.
Изменение имён
существительных
по числам.
Упражнения в
изменении
существительных
по числам.
Изменение
окончаний имён
существительных в
зависимости от
связи с другим
словам. Склонение
имён
существительных.
Отработка умения
склонять имена

1

1

1

1

природы, действие, признак);
различать имена
существительные собственные и
нарицательные, одушевлённые и
неодушевлённые;
определять число и род имён
существительных;
изменять существительные по
числам;
различать мягкий знак –
показатель мягкости (пень, день)
и мягкий знак – показатель рода
имени существительного с

1

1

1

1

-правописание собственных имен существительных
-признаки определения рода имен существительных
-род имени сущ.: мужской, женский, средний. Различение
имен существительных мужского, женского и среднего
рода
-род имени сущ.: мужской, женский, средний. Различение
имен существительных мужского, женского и среднего
рода

1

1

-изложение содержания прочитанного текста (подробное).
Изложение текста-повествования.

основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
ставить существительные в
начальную форму;
изменять форму имён
существительных в контексте.
ставить падежные вопросы к
имени существительному;
различать падежные вопросы,
которые ставят к одушевлённым
и неодушевлённым
существительным;
определять падеж имён
существительных;
подбирать и использовать в
устной и письменной речи
существительные в соответствии
с речевой ситуацией (дом,
домик, домище; изба, избушка,
избёнка и т.п.);
использовать опыт изменения

-признаки определения рода имен существительных по
-изменение имен существительных по числам

-изменение имен существительных по числам

-изменение окончаний имен существительных в
зависимости от связи с другими словами;

-изменение имен существительных по падежам (падежные
вопросы)

34

111

112
113
114

115

116

117

сущ. в
единственном
числе.
Ознакомление с
приёмами
определения
падежа.
Упражнение в
определении
падежей.
Упражнение в
определении
падежей.
Обучающее
изложение.
Работа над
ошибками.
Мягкий знак на
конце имен
существительных
после шипящих
Упражнение в
написании имен
существительных,
оканчивающихся на
шипящий звук
Контрольный
диктант №6

Работа над
118
ошибками.
Часть речи – имя
прилагательное.
Употребление в
120 речи имён
прилагательных.
121 Прилагательные119

имён существительных по
падежам в соответствии с
речевой ситуацией;

1

-изменение имен существительных по падежам (падежные
вопросы)

1

-изменение имен существительных по падежам (падежные
вопросы)

1

Изложение

--проработка ошибок, допущенных в работе

1

1

1

1

1

1
1
1

-понимать содержание текста, правила пересказа

употреблять в устной и
письменной речи правильные
грамматические формы имён
существительных (например, на
деревьях вместо на деревьев).

контрольная работа
анализировать допущенные
ошибки
-подбирать к ним проверочные
слова
выделять в тексте и
самостоятельно составлять
словосочетания имён
прилагательных с именами
существительными;
определять род и число

-роль мягкого знака в слове; имена сущ. с шипящим
звуком на конце

-имена сущ. мужского и женского рода с шипящими на
конце
-письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами
--проработка ошибок, допущенных в работе
-признаки имени прилагательного как части речи, роль
имен прилагательных в речи.
-значение и употребление в речи имен прилагательных,
синонимы и антонимы, согласование с именами
существительными
-антонимы, синонимы

35

синонимы и
прилагательныеантонимы.
122 Текст-описание.

123

124

125

126

Закрепление знаний
об имени
прилагательном.
Изменение имен
прилагательных по
родам
Изменение имен
прилагательных по
родам
Правописание
родовых окончаний
имён
прилагательных.

1

1

1

1

1

Изменение
127 прилагательных по
числам.

1

Контрольный
диктант №7

1

128

Работа над
129
ошибками.
Упражнение в
правописании
130
окончаний имён
прилагательных.
Упражнение в
131
правописании

1

1

1

прилагательных по роду и числу
существительных, с которыми
эти имена прилагательные
составляют словосочетание;
определять род и число
прилагательных по родовым
окончаниям;
изменять прилагательные в
форме единственного числа по
числам и родам;
разбирать имена
прилагательные по составу.
составлять предложения и
тексты с прилагательными,
соответствующими речевой
ситуации, с прилагательными,
близкими и противоположными
по значению, и прилагательными,
которые используются в прямом
и переносном значении.
проверять правописание
падежных окончаний по
вопросам (по окончаниям
падежных вопросов
прилагательных);
Контрольная работа
анализировать допущенные
ошибки
-подбирать к ним проверочные
слова
• различать прямое и переносное
значение имён прилагательных
(горячее молоко, горячее
солнце);
употреблять в устной и
письменной речи правильные

-описательный текст, роль имен прилагательных в нем;
словосочетания с именами прилагательными;
-особенности научного и художественного описания
-значение и употребление в речи имен прилагательных, ,
согласование с именами существительными
-изменение имен прилагательных по родам
-изменение имени прилагательного по родам (в
единственном числе) в зависимости от рода имени сущ.
-изменение имени прилагательного по родам (в
единственном числе) в зависимости от рода имени сущ.

-изменение имен прилагательных по родам и числам

-письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами
--проработка ошибок, допущенных в работе

-изменение имен прилагательных по родам и числам
-изменение имен прилагательных по родам и числам

36

окончаний имён
прилагательных.
Обобщение знаний
132 об имени
прилагательном.

Изложение по
вопросам научно133
познавательного
характера.

Глагол, его роль в
языке.
Роль глаголов в
135
предложении.
Глаголы -синонимы и
136
глаголы-антонимы.
134

Употребление
137 глаголов в прямом и
переносном смысле.

грамматические формы имён
прилагательных;
-обобщение знаний об имени прилагательном

1

1

1
1
1

1

138 Текст-рассуждение.
Изменение глагола по
139
числам
Определение числа
140 глаголов. Изменение
глаголов по числам.

1

141 Изложение.

1

142 Работа над ошибками.
Понятие о временных
143
формах глагола.

1

144 Упражнение в

1

1
1

1

составлять предложения и
тексты с прилагательными,
соответствующими речевой
ситуации, с прилагательными,
близкими и противоположными
по значению.значении.

определять
(устанавливать)глаголы среди
других частей речи в
предложении, тексте, среди
отдельных слов и ставить к ним
вопросы;
различать и сравнивать
глаголы и существительные,
называющие действие: (что
делать?) стучать – (что?) стук;

-понимать содержание текста, правила пересказа

-глагол. Значение и употребление в речи
-оттенки значений глаголов, роль глаголов в предложен.
-антонимы, синонимы

-слова в прямом и в переносном значениях

различать глаголы,
отвечающие на вопрос что
делать? И на вопрос что сделать?.
характеризовать глагол как
часть речи по его лексикограмматическим
(морфологическим) признакам;

-текст-рассуждение

анализировать допущенные
ошибки
-подбирать к ним проверочные
слова

--проработка ошибок, допущенных в работе
-временные формы глагола; особенности каждой
временной формы

-число глаголов и изменение глаголов по числам
-число глаголов и изменение глаголов по числам
-понимать содержание текста, правила пересказа

-временные формы глагола; особенности каждой

37

определении времени
глагола.

145
146
147
148
149
150

151

152
153

Неопределённая форма
глагола.
Неопределённая форма
глагола.
Изменение глагола по
временам.
Контрольный диктант
№8
Работа над ошибками.
Оценка изменения по
родам глаголов
прошедшего времени.
Употребление
глаголов прошедшего
времени.
Употребление
глаголов с
приставками.
Правописание частицы
не с глаголами.
Правописание частицы
не с глаголами.

Упражнение в
154 правописании глаголов
с частицей не.
Обобщение и
систематизация знаний
155
учащихся о частях
речи.
156 Контрольный диктант

временной формы
разбирать глаголы в прошедшем
времени по составу, выделяя
родовые окончания (светил,
светило, светила);
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1

1
1

устанавливать (называть)
начальную форму глагола;
разбирать глаголы в
неопределённой форме по
составу (свистнуть, гулять);
определять форму числа, лица
и времени глагола;
изменять число, лицо и время
глагола в тексте и вне текста
(отдельное слова);
устанавливать по
неопределённой форме (по
вопросам что делать? что
сделать?) возможные для данного
глагола формы времени;
грамотно писать глаголы с
изученными орфограммами;
использовать в собственной
речи различные формы лица,
числа и времени глагола;
подбирать синонимы и
антонимы к данному глаголу;

-особенности глаголов в неопределенной форме.
Начальная форма глагола.
-неопределенная форма глагола, вопросы что делать? и
что сделать?
-временные формы глагола; особенности каждой
временной формы
-письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами
--проработка ошибок, допущенных в работе
-формы изменения глаголов в прошедшем времени

-формы изменения глаголов в прошедшем времени

-написание глаголов с частицей не
-написание глаголов с частицей не

грамотно писать глаголы с
изученными орфограммами;
использовать в собственной
речи различные формы лица,
числа и времени глагола

-написание глаголов с частицей не

Контрольная работа

-письмо под диктовку в соответствии с изученными

-систематизация знаний о частях речи

38

№9
157 Работа над ошибками.
Обучающее
изложение.
Обобщение знаний о
159
словах, предложениях.
Повторение различных
текстов. Уточнение
160 представлений
учащихся об
особенностях текста.
Обобщение знаний о
роли приставок,
161
суффиксов и
окончаний.
158

правилами
1

1
1

1

1

162

Правописание букв в
корнях слов.

1

163

Правописание слов с
приставками, с ь и ъ.

1

Правописание слов с
безударной гласной,
непроизносимой
согласной.

2

Контрольный диктант
№10(итоговый)

1

164

165
166

167 Работа над ошибками.

1

168 Части речи.
Повторение частей
169
речи.

1
1

анализировать допущенные
ошибки
-подбирать к ним проверочные
слова
восстанавливать текст по
написанному плану
выбирать и использовать в
устной и письменной речи
предложения, разные по цели
высказывания
(повествовательные,
побудительные, вопросительные)
и по интонации
(восклицательные,
невосклицательные,
характеризовать значимые
части слова «основа слова»,
«окончание слова», «корень
слова», «приставка», «суффикс»)

--проработка ошибок, допущенных в работе
-понимать содержание текста, правила пересказа
-различение предложения, словосочетания, слова (их
сходства и различия)
-понимать содержание текста, правила пересказа

- воспроизведение и систематизация знаний учащихся о
значимых частях слова; основа слова;
словообразовательный словарь.
-разные способы проверки правописания слов: изменение
формы слова, подбор однокоренных слов
разделительные мягкий и твердый знаки

устанавливать как пишутся
приставки с ударными и
безударными гласными

Контрольная работа
анализировать допущенные
ошибки
-подбирать к ним проверочные
слова
определять, на какой вопрос
отвечает данная часть речи
существительное,

-сопоставление правила обозначения буквой безударных
гласных звуков, глухих и звонких, непроизносимых
согласных звуков
-письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами
--проработка ошибок, допущенных в работе
-систематизация знаний о частях речи
-систематизация знаний о частях речи

39

Обогащение языка
170
новыми словами

1

прилагательное, глагол и что она
обозначает (предмет, явление
природы, действие, признак);

словари русского языка и их использование в учебной
деятельности школьника

Дополнительные обобщающие материалы
№

Авторы

1 В.Т.Голубь

Название

Год
Издательство
издания

Зачетная тетрадь. Тематический контроль
2019 г ИП Лакоценина
знаний учащихся. Русский язык

40

Контрольно-измерительные материалы
Входной диктант.
Хлеб.
Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето
они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше.

Диктант №1 по теме «Предложение».
Осень в лесу.
Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались
зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. (43 слова)
Задание.1 вариант: Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.
2 вариант: Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.
Диктант №2 за I четверть.
Осенний лес.
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над
рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (41 слово)
Задание. Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.
1 вариант: Выделить грамматическую основу в 4 предложении.
2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении.

Диктант №3 по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
Снежные фигурки.
С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу
краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку.
Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку. (58 слов)
41

Задание. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, написать проверочное слово, выделить орфограмму. Выписать из текста группу
родственных слов, выделить корень.

Диктант №4 за II четверть.
Праздничный лес.
Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие
рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Из-под снега вылетел
тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.
Задание. Выписать 2 слова: первое- на правописание парной согласной в корне, второе- на правописание непроизносимой согласной; рядом с
каждым словом написать проверочное.
1 вариант: Выделить грамматическую основу в 1 предложении. Разобрать по составу слово чудесная.
2 вариант: Выделить грамматическую основу в 5 предложении. Разобрать по составу слово еловые.
Диктант №5 по теме «Правописание суффиксов и приставок».
Зимой.
Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добывала насекомых. Вот Зинька
раздолбила дырочку, вытащила букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой
страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. (54 слова)
Задание. Выписать из текста по одному слову с разделительным Ь и Ъ знаком, выделить орфограмму. Выписать из текста 2 слова с приставкой,
выделить её.

Диктант №6 за III четверть.
Поездка в деревню.
Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколько хлопот перед отъездом! Вот мы уже в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро
разъезд. Поезд остановился.Я вижу мою бабушку. На ее лицо радостная улыбка. Она машет нам рукой. Теперь нас везет конь Орлик. По сторонам
дороги широкие поля. Бабушка объяснила мне, как растет хлеб. К вечеру мы въехали в деревню. (63 слова)
42

Задание.1 вариант: Выполнить разбор 7 предложения. Разобрать слово бабушка по составу.
2 вариант: Выполнить разбор 9 предложения. Разобрать слово поезд по составу.

Диктант №7 по теме «Имя прилагательное».
Ранняя весна.
Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой
запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и
радостный лес весной! (58 слов)
Задание. Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.
1 вариант: Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово голубенький.
2 вариант: Выделить грамматическую основу в 9 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово подснежник.

Диктант №8 по теме «Местоимение».
Весна.
Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она
разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою
чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (51 слово).
Задание. Выписать из текста местоимения, определить их лицо и число.
1 вариант: Выполнить разбор 4 предложения.
2 вариант: Выполнить разбор 7 предложения.

43

Годовой диктант.
Весной.
Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На
полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на
ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры.
Скоро прилетят на родину журавли. (64 слова)
Задание. 1 вариант: Выполнить разбор 3 предложения. Разобрать по составу слово крикливые. Определить время глагола в 1 предложении.
2 вариант: Выполнить разбор 4 предложения. Разобрать по составу слово говорливые. Определить время глагола в последнем предложении.

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».