Рабочая программа учебного предмета "География" для 10-11 классов на 2023-2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу Е.М. Домогацких «Экономическая и
социальная география мира» для 10-11 классов разработана на основе:
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Примерной программы по географии. – М.: Просвещение, 2004 г.;
- Авторской программы для основного общего образования (базовый уровень)
«Экономическая и социальная география мира» для 10-11 классов, 2007 года, авторы:
Е.М. Домогацких,
Н.И. Алексеевский
Учебно-методический комплект по географии для 10-11 классов:
Учебник: «Экономическая и социальная география мира»: в 2-х ч. 10(11) кл.: учеб.
для общеобразовательных учреждений/. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский– М.: ООО
«Русское слово, 2013.
Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью
реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10-11классах.
Данная программа включает разделы: общие цели образования курса; основное
содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность
изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников; критерии
оценивания учащихся, перечень практических, список литературы.
Программа определяет содержание предмета средней школы и отражает
требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической
подготовке школьников; познавательные интересы учащихся, конкретизирует содержание
блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным
разделам курса и последовательность их изучения.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней
школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического
образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,
понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся
мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Заключительным курсом школьной географии является экономическая и социальная
география мира. Она изучает развитие и размещение населения, хозяйства мира,
отдельных его регионов и стран, затрагивает вопросы международных отношений.
Состояние окружающей среды, глобальных проблем человечества.
«Экономическая и социальная география» - учебный предмет, формирующий у
учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о динамике и
территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических
и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия
общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
С учетом вышеназванных подходов целями и задачами географического
образования являются:

 освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и
путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его
объектов и процессов;
 овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов
и явлений;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами
мира, его регионов и крупнейших стран, пространственно-географического мышления;
 воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам;
бережного отношения к окружающей среде; воспитать экологическую культуру, бережное
и рациональное отношение к окружающей;
 использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации для
оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
География является обязательным учебным предметом в 10-11-х классах. На
изучение курса отводится в объеме 69 часов:
 в 10 классе - 35 часов, по 1 часу в неделю.
 в 11 классе - 34 часа, по 1 часу в неделю.

1.1 Тематическое планирование
№
п/п

Тема

Количество часов в
программе
авторская
рабочая

В том числе
Практ
ич.
работа

Коммен
тарий

Контр.
работа

10 класс (часть 1)
Общая характеристика мира
1

Современная география

1

0

2

Страны современного мира

3

3

3

География населения мира

7

7

4

Мировые природные ресурсы

7

8

5.

Человек и природа

2

4

6

Мировое хозяйство и научнотехническая революция
Отрасли мирового хозяйства

2

3

9

9

Глобальные проблемы
современности

1

1

7
8

тест
1

тест
тест
тест

2

проект

тест
тест

проект

9

Закрепление изученного

1

0

Итоговое
тестирование

10

Повторение изученного

2

0

Контроль
знаний по
курсу

Резерв

0

0

Итого

35ч

35ч

11 класс (часть 2)
Региональный обзор мира
Регионы мира
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия
Англо-Америка
Латинская Америка
Африка
Австралия и Океания
Россия и современный мир
Обобщение изученного

3

7

2

1
5
6
3
5
5
3
3
2

1
5
6
3
5
5
3
1
2

Резерв

1

2

Итого

34ч

34ч

4

8

1

Итого

69 ч

69

7

15

3

1
1
1
1

тест
тест
тест
тест
тест
тест
проект
Итоговое
тестирование
Контроль
знаний по
курсу

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить
особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии
формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд
специальных географических умений и навыков у обучающихся, овладение ими
универсальными способами деятельности. но также комплекс общеучебных умений,
необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды;
- выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений;
- моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте, в ресурсах интернет, статистических
материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с
точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

- определения собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивание
своей гражданской позиции, формулирование своих мировоззренческих взглядов;
- выполнения в практической деятельности и повседневной жизни экологических
требований, оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей
профессиональной деятельности;
- конструктивное восприятие определенных явлений современной жизни, объемное
определение своих возможностей и своего вклада в общий результат;
- владение навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной
деятельности.
Курс географии призван завершить формирование географической компетентности
выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности,
компетентности выпускника средней школы являются следующие:
- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в
географической действительности природных, социально-экономических, техногенноприродных, техногенных процессов, объектов;
- умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том
числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических
требований в геопространственной реальности;
- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности
окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере
жизнедеятельности.
- формирование географической компетентности учащихся на профильном уровне
служит достижению соответствия географического образования реальностям
окружающей среды в личностном, общественном, территориально-пространственном
измерениях.

3. Содержание учебного предмета
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической
целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в
двух частях. В первой части дан обзор современного мира в содержание которого входит
особенности населения мира, обеспеченность мировой экономики природными ресурсами,
основные тенденции и закономерности развития мирового хозяйства. Важной темой является
взаимоотношение природы и общества, с которыми связано множество сложных
экологических проблем.
Во второй части представлена характеристика регионов мира: Европа, Азия. Америка,
Африка, Австралия и крупные субрегионы в их составе, а также об особенностях Северной и
Южной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Андийских странах и Океании.
Кроме общего представления о регионах, приводятся характеристики отдельных
стран, которые либо выделяются на общем мировом фоне уровнем развития экономики, либо
являются типичными для этого региона.
В учебнике (в 2-х частях) представлен курс экономической и социальной географии
мира; блок проверочных заданий, что поможет закрепить изученный материал;
иллюстрации (карты, схемы, фотографии) содержат дополнительную информацию.

10 класс. (часть 1). Общая характеристика мира.
Тема 1. Современная география. География как наука. Методы географических
исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные
системы.
Основные понятия: геоинформационные системы.
Тема 2. Политическая карта мира.
Политическая карта мира. Территория и границы страны. Формирование политической
карты мира. Историко-географические регионы мира и международные организации.
Тема 3. Страны современного мира. Уровень социально-экономического
развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая
восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом
экономики, новые индустриальные страны.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны
переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным
типом экономики, «Большая восьмерка».
Тема 4. География населения мира. Динамика численности населения мира в
разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных
стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные
демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и
регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и
демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического
перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом
воспроизводства населения. Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие
народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения
мира. Мировые и этнические религии.
Этно-религиозные конфликты. Возрастной и половой состав населения.
Половозрастные пирамиды. Трудовые ресурсы и экономически активное население.
Проблема безработицы и ее географические особенности. Общий рисунок расселения
человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения.
Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов.
География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка
умов». Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся
странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы.
Сельское населения и формы его расселения.
Основные понятия: демография, демографический переход, демографический
кризис,
демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые
и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация,
мегалополис.
Тема 5. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран.
Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация
стран по ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы мира. Современная география
топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным

сырьем различных государств и регионов. Проблема исчерпания запасов минерального
сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение
ископаемых. Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование
пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса.
Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение
площади лесов планеты, его масштабы и последствия. Ресурсы пресной воды. Роль
речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной
водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные
воды. Оборотное водоснабжение. Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении
человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и
марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы:
используемые и потенциальные. Другие виды ресурсов. Альтернативные источники
энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли.
Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с
появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия
экологии.
Основные понятия: природные ресурсы, ресурсообеспеченность,
металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание,
рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии.
Тема 6 Взаимоотношения природы и общества. Развитие отношений между
природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы.
Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и
географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и
нерациональное. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные
пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и
гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление.
Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.
Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование,
альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.
Тема 7. Мировое хозяйство и научно-техническая революция. Формы
разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство
как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная
специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в
МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации.
Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы Современный этап НТР
и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру
мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие
отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные
районы нового освоения и высоких технологий.
Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной
специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.
Тема 8. Общая характеристика современного мирового хозяйства
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и
угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны

импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом
производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная
и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с
уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных
отраслях промышленного производства. Сельское хозяйство, его отраслевой состав.
Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа.
Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность.
Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Транспорт мира и
его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках
грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети.
Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта.
«Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации
транспорта развитых и развивающихся стран. Международные экономические
отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля:
товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитнофинансовые, производственные, предоставление услуг.
Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь. Понятие о
глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы
развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая–главные из
глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении
глобальных проблем человечества.
Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация

11 класс. (часть 2). Региональный обзор мира.
Тема 1. Регионы мира.
Регион, историко-географический регион, Европа, Азия, часть света, Западная,
Северная, Средняя, Южная, Центральная, Восточная Европа, Юго-Западная, Южная,
Юго-Восточная, Центральная, Восточная Азия, Америка, Англо-Америка, Латинская,
Южная, Центральная Америка, Вест-Индия, Африка, Северная, Западная, Центральная,
Восточная, Южная Африка, Австралия, Океания
Тема 2. Зарубежная Европа. Состав и географическое положение Зарубежной
Европы. Политико-географическое (геополитическое) положение. Природные ресурсы
Зарубежной Европы. Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и
религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран.
Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие
городские агломерации Зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами.
Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности. Крупнейшие районы и
центры добывающей и обрабатывающей отраслей. Субрегионы Зарубежной Европы:
Северная, Средняя, южная и Восточная Европа – их природная, культурная и
хозяйственная специфика. Федеративная Республика германия. Краткая историческая
справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и
ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место

Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского
хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности.
Тема 3. Зарубежная Азия
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона.
Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность,
неравномерность распределения ресурсов. Население: численность и особенности
воспроизводства. Сложный этнический состав. Азия – родина трех мировых религий.
Размещения населения и процессы урбанизации. Общая характеристика отраслей
промышленности и сельского хозяйства стран Зарубежной Азии. Уровень хозяйственного
развития и международная специализация стран.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия,
Центральная и Восточная Азия. Природная, культурная и хозяйственная специфика
субрегионов.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы,
положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения,
крупнейшие города. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий
центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей
хозяйства.
Тема 4. Англо-Америка. Канада. Краткая историческая справка. Основные черты
экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и
хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Место Канады в мировом
хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США. Соединенные Штаты Америки.
Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный
строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного
состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения
населения. Урбанизация в США. Главные города. Хозяйство США. Природные
предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их
география.
Тема 5. Латинская Америка. Состав и географическое положение Латинской
Америки. Политико-географическое (геополитическое) положение Латинской Америки.
Природные ресурсы. Население и хозяйство Латинской Америки. Субрегионы Латинской
Америки. Андские страны. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности.
Центральная Америка и Вест-Индия. Мексика. Федеративная республика Бразилия
Тема 6. Африка. Состав и географическое положение Африки. Политикогеографическое(геополитическое) положение Африки. Природные ресурсы Африки.
Население и хозяйство Африки. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Центральная,
Восточная и Южная Африка
Тема 7. Австралия и Океания. Австралия. Краткая историческая справка.
Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Богатство
природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и
ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов,
особенностей населения и хозяйственного развития.
Тема 8. Россия и современный мир. Россия и современный мир. Экономикогеографическая история России. Краткая характеристика современного хозяйства.

Географическая номенклатура
Страны монархии:
Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн,
Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан,
Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские
Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.
Страны с федеративным устройством:
Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш,
Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США,
Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).
Внутриконтинентальные страны
Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия,
Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.
Типология стран:
Развитые страны:
«Большая восьмерка», малые европейские страны, внеевропейские страны (с
переселенческим капитализмом)
Развивающиеся страны:
Ключевые, Новые индустриальные, Нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира.
Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны:
Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан,
Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен,
Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.
Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Габон,
Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия,
Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда,
Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная
Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова,
Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.
Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, СентВинсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.
Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу,
Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова),
Маршаловы острова, Палау.
Европа: Мальта.
Зарубежная Европа:
Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.
Нефтегазоносный бассейн: Североморский.
Железорудный бассейн: Лотарингский.
Промышленность:
Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.

Химическая: ФРГ
Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель,
Генуя.
Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт,
Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан—Турин—Генуя)
Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный
Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия
(Франция), Верхнесилезский (Польша), Остравский (Чехия).
Столицы стран Европы.
Зарубежная Азия и Австралия:
Страны и столицы
Города: Шанхай, Осака, Мумбаи, Сидней, Мельбурн
Африка:
Страны и столицы.
Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау,
Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер,
Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.
США и Канада:
Страны и столицы.
Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сан-сан.
Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.
Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и
др.
Латинская Америка:
Страны и столицы.
Производители:
Бананы: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.
Сахар: Куба
Кофе: Бразилия, Колумбия
Мясо и пшеница: Аргентина
Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро
Крупнейшие городские агломерации мира:
Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.
Десять мировых центров:
Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.
Страны –лидеры по промышленному производству в мире:
США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.
Великие горнодобывающие страны мира:
США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.
Страны с узкой специализацией по добыче сырья:
Медные руды: Чили, Перу, Замбия.
Олово: Малайзия.
Бокситы: Гвинея, Ямайка.
Фосфориты: Марокко.

4. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом учебного плана школы.
В нем отражены последовательность изучения содержания программы, распределение
часов по разделам и темам, проведение контрольных, практических и других видов работ,
требования к уровню подготовки обучающихся по географии 10 класса (ПРИЛОЖЕНИЕ
1.) и 11 класса (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)

5. Оценка результатов освоения знаний курса «География»
Система оценки достижения планируемых результатов
В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать:
 основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы
географических исследований;
 особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира,
отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и
качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной
урбанизации;
 географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового
хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных
стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития,
специализации в системе международного географического разделения труда;
географические аспекты глобальных проблем человечества;
 особенности современного геополитического и геоэкономического положения
России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические
тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов,
процессов и явлений;
 оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации
населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений
отдельных территорий;
 применять
разнообразные источники географической информации для
проведения
наблюдений
за
природными,
социально-экономическими
и
геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием
разнообразных факторов;
 составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
 сопоставлять географические карты различной тематики;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.


6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
6.1. Контрольно-измерительные материалы.
Для проверки текущего и итогового контроля знаний и умений в кабинете подготовлены и
собраны:
- контрольно-измерительные материалы, которые распределены по классам и темам
- тематические контрольные тесты по материалам и в форме ЕГЭ.
- контурные карты
- карточки-задания
- опорные схемы
- опережающие задания
- комплекты диагностических материалов
- на электронных дисках и носителях имеются тренинги, тесты, учебные задачи,
упражнения, видеофильмы, видео презентации
- интерактивные карты
- интеллектуальные тренажеры
- тренировочные варианты экзаменационных работ по подготовке к ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) в
электронном и бумажном виде.

6.2. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная
география мира, 10 класс Ч1. и Ч.2. –М.: Русское слово, 2013.
2. Географический атлас. 10 класс. –М.: Дрофа, 2012.
3. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского
«География. Экономическая и социальная география мира». 10-11 классы: в 2
частях /Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. -3-е изд. –М.: ООО «Русское слово –
учебник», 2013.
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. –
М.: Просвещение, 2011
Дополнительная литература:
1. Максаковский В.П. Дополнительные главы - М.:Дрофа,2007.
2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х т. - М.: Дрофа,2004.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://schoolcollection.edu.ru
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/

7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/
6.3. Экранно- звуковые пособия.
Использование информационных технологий, прежде всего, связано с
интерактивными средствами обучения.
По географии имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения:
 Учебные электронные мультимедиа издания на компакт-дисках, предназначенные
для использования в преподавании конкретного курса географии: «География. 6-11
класс»
 Карты, иллюстрированные материалы
 Образовательные ресурсы сети Интернет

6.4. Учебно- практическое оборудование. (карты, коллекции)
1.

В кабинете имеется:
 атласы;
 общегеографические и тематические карты;
 Глобусы;
 образцы – коллекции полезных ископаемых, технических культур и др.
 подборки олимпиадных заданий.
 учебные видеофильмы по классам
 интерактивные карты

2.

В кабинете находятся раздаточные материалы:
- для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной
учебной работы;
- внеурочный занимательный материал;
- дополнительная информация на бумажных и электронных носителях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно - тематическое планирование по географии 10 класса
№
п/п

Дата

По плану

По факту

Количест
во часов
на
изучение
раздела/т
емы

Тема урока

Контрольнооценочная
деят-ть

Требование к уровню
подготовки

Формы
организации
учебных
занятий,
основные виды
учебной деят-ти

Возмож
ное
домаш
нее
задание

Знать/понимать:
Что такое география, как
происходило развитие
географической науки; структуру
курса экономической и социальной
географии мира
методы географических
исследований источники
географической информации.

фронтальная работа;
-групповая форма
работы;
- работа с учебником;

§1

Знать/понимать:
-Понятие о географическом
регионе; Основные варианты
регионального деления мира;
-Многообразие стран
современного мира, их основные
группы;
- этапы формирования
политической карты мира. Уметь:
определять и сравнивать по
разным источникам информации
государства мира;

- фронтальная работа;
-групповая форма
работы;
-работа с картой;
- работа с учебником;

§2-3

(на раздел или блока)

Часть 1. Общая экономико-географическая характеристика мира - 34 часа.
1ч

Тема 1. Современная география
Географическая наука

1.

3ч
2

1

3

1

4

1

Тема 2. Политическая карта мира
Что такое политическая
карта? Этапы формирования
политической карты мира
Регионы мира и
международные
организации.
Итоговые задания по теме
раздела.

тест

- тестирование

§4

§2-4

3ч
5

1

6

1

7

1

Тема 3. Страны современного мира
Типы стран современного
мира
Развитые и развивающиеся
страны

тест
Контрольная работа
«Политическая карта мира»

8

7ч
1

9

1

10

1

11

1

12

1

13
14

1
1

7 ч.

Расовый и этнический состав
населения
Религиозный состав населения.
Этнорелигиозные конфликты.
Размещение населения и его
миграции

Знать/понимать: численность и
динамику населения мира, отдельных
регионов и стран, их этнографическую
специфику;
различия в уровне и качестве жизни
населении, основные направления
миграций; проблемы современной
урбанизации
Уметь: определять и сравнивать по
разным источникам информации
географические тенденции развития
природных, социально-экономических
и геоэкологических объектов,
процессов и явлений;

тест

Пр.р.: Сравнение
половозрастных
пирамид
стран,
различающихся
типами
воспроизводства
населения;
фронтальная
работа;
-индивид.работа;
- работа с картой;
- работа с
учебником;

§6

1

Рудные и нерудные полезные
ископаемые
Земельные, лесные и водные и
рекреационные ресурсы,
ресурсы Мирового океана
Неисчерпаемые ресурсы

Минеральные ресурсы

к/к

Ресурсы мирового океана
Контрольная работа «Мировые

тест

§7
§8
§9
§10

§11
§ 12

- тестирование

Контрольная работа
«Население мира»
Тема 5. Мировые природные ресурсы

17

1
1
1

Практ. раб.

Сельское и городское население

Природные ресурсы

19
20
21

§5

§2-6

Численность и динамика
населения мира
Половозрастной состав
населения и трудовые ресурсы

1
1

1

фронтальная
работа;
-групповая форма
работы;
-работа с картой;
- работа с
учебником;
- тестирование

Тема 4. География населения мира

15
16

18

Знать/понимать:
Многообразие стран современного
мира, их основные группы.
Государственный строй стран, формы
правления. Международные
организации.
Уметь: определять и сравнивать по
разным источникам информации
государства мира;

§7-12
Знать/понимать: особенности
размещения основных видов
природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные
сочетания.
Уметь: определять и сравнивать по
разным источникам информации
географические тенденции развития
природных, социально-экономических
и геоэкологических объектов;
процессов и явлений;
Оценивать и объяснять:
Ресурсообеспеченность отдельных
стран и регионов мира

-Составление
проекта по теме:
«Оценка
ресурсообеспечен
ности отдельных
стран или
регионов мира»
- работа в к/к;
фронтальная
работа;
-индивид. работа;
- работа с картой;
- работа с
учебником

§9
§ 10
§ 11
§ 16-18,
21
§ 19
§ 20
§9- 21

природные ресурсы»
- тестирование

2ч

22.

1

23

1

2ч
24

1

25

1

Тема 6. Природа и человек
Взаимодействие между
природой и обществом.
Природопользование и
экологические проблемы.
Загрязнение окружающей
среды. Пути решения
экологических проблем

§22-23

§24-25

Тема 7. Мировое хозяйство и научнотехническая революция
Знать/понимать: географические
особенности отраслевой и
территориальной структуры мирового
хозяйства, размещение основных отр.
Уметь: оценивать территориальную
концентрацию производства, степень
природных, антропогенных и
техногенных изменений отдельных
территорий

Формирование мирового
хозяйства

Мировое хозяйство и
современная эпоха НТР

9ч.

- тестирование

Топливно-энергетическая
промышленность
Металлургия

к/к

1

27
28

1
1

29

1

Химическая и лесная
промышленность

Практ. Раб

30

1

Сельское хозяйство.
Земледелие и животноводство

к/к

1

32

1

§ 26

§27-28

Тема 8. Отрасли мирового хозяйства

26

31

составление
опорных схем в
тетради;
фронтальная
работа;
-индивид.работа;
- работа с картой;
работа
с
учебником;

Машиностроение

Практ. Раб

Транспорт мира
Международные
экономические отношения.
Международная торговля
услугами.

Знать/ понимать: Географические
особенности отраслевой и
территориальной структуры мирового
хозяйства , размещения его основных
отраслей.
Уметь:
- Оценивать и объяснять
территориальную концентрацию
производства, степень природных,
антропогенных и техногенных
изменений отдельных территорий;
-составлять комплексную
географическую характеристику,
таблицы, картосхемы, диаграммы,
простейшие карты, модели,
отражающие географические
закономерности различных
территориальных взаимодействий;

-Пр.р.:
Построение
картосхемы
размещения
основных районов
энергетической,
машиностроитель
ной, химической
отраслей
промышленности;

§ 29
§ 30
§ 31
§ 32
§ 23

- Пр.р.:
Обозначение на
к/к районам
распространения
важнейших с/х
культур;
фронтальная
работа;

§ 34-35
§ 36-37

33

1

34

1

Глобальные проблемы и
стратегия устойчивого
развития.
Контрольная работа «Отрасли
мирового хозяйства»

Итоговая контрольная работа за
курс 10 класса

35.

ИТОГО:

35ч

тест

Знать/ понимать: географические
особенности
отраслевой
и
территориальной структуры мировой
экономики.
Россия
в
мировой
экономике.
Уметь: Оценивать территориальную
концентрацию производства, степень
природных, антропогенных и
техногенных изменений отдельных
территорий Виды международных
экономических отношений.

-индивид. Работа;
- работа с картой;

§ 38

- тестирование

§ 29-38

§ 1-38

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Календарно - тематическое планирование по географии 11 класса
№ п/п

Дата
По плану

По факту

11 «а»

11»а»

Кол-во
часов на
изучение
раздела,
темы

Тема урока

Контрольно
- оценочная
деят-ть

Требование к уровню
подготовки
(на раздел или блока)

Формы
организации
учебных
занятий,
основные виды
учебной деят-ти

Возмо
жное
домаш
нее
задани
е

Часть 2. Региональный обзор мира - 34 часа.
1ч

Тема 1. 1 Политическая карта
мира

1

1

2

5ч
1

3

1

4

Регионы мира

Состав и
географическое
положение Европы
Население и
хозяйство

Практ. раб.

1

1
Федеративная
республика
Германия

6

- фронтальная работа;
-групповая форма
работы;
-работа с картой;
- работа с учебником;

Знать/понимать: численность
и динамику населения
Зарубежной Европы, отдельных
её регионов и стран, их
этнографическую специфику;
различия в уровне и качестве
жизни населении, основные
направления миграций;
проблемы современной
урбанизации
Уметь: Оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность
отдельных стран Европы, их
демографическую ситуацию,
уровни урбанизации и
территориальной концентрации
населения и производства,
степень природных,
антропогенных и техногенных
изменений отдельных
территорий;

Пр.р.: «составлять
комплексную
географическую
характеристику стран
Западной Европы»
-Сравнение
половозрастных
пирамид
стран,
различающихся
типами
воспроизводства
населения;
- фронтальная работа;
-индивид.работа;
- работа с картой;
- работа с учебником;

Повт.

Тема 2. Зарубежная Европа

Субрегионы
Европы.

5

Знать/понимать:
-Понятие о географическом
регионе; Основные варианты
регионального деления мира;

тест

1
Контрольная работа
по теме:
«Зарубежная
Европа»

§39

§40

§41

§42

- тестирование

§39-42

6 ч.
7

1

8

1

9

1

10
11

1
1

12

1

13
14

3ч
1
1

15

1

5 ч.
16

1

Тема 3. Зарубежная Азия
Географическое
положение и
ресурсы
Зарубежной Азии
Население и
к/к
хозяйство
Зарубежной Азии
Субрегионы Азии:
Юго-Западная и
Центральная Азия
Восточная, Южная
и Юго-Восточная
Азия
Практ. раб
Китайская
Народная
Республика.
Географическое
положение,
ресурсы и
население
Контрольная работа
тест
по теме:
«Зарубежная Азия»
Тема 4. Англо-Америка
Канада
США. Хозяйство,
внутренние
различия
Контрольная работа
по теме: «АнглоАмерика»

к/к
к/к

тест

Знать/понимать: численность
и
динамику
населения
Зарубежной Азии, отдельных её
регионов
и
стран,
их
этнографическую специфику;
различия в уровне и качестве
жизни населении, основные
направления
миграций;
проблемы
современной
урбанизации
Уметь: Оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность
отдельных стран Азии, их
демографическую
ситуацию,
уровни
урбанизации
и
территориальной концентрации
населения и производства,
степень
природных,
антропогенных и техногенных
изменений
отдельных
территорий;

-Практ. раб. по теме:
«Характеристика
специализации
основных
сельскохозяйственны
х районов Китая.
Объяснение причин»
- работа в к/к;
- фронтальная работа;
-индивид. работа;
- работа с картой;
- работа с учебником
- тестирование

§43

§ 44

§45

§46

§ 47

Знать/понимать:
географические
особенности
отраслевой и территориальной
структуры стран
Уметь: Оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность стран,
их демографическую ситуацию,
уровни
урбанизации
и
территориальной концентрации
населения, степень природных,
антропогенных и техногенных
изменений
отдельных
территорий;

составление
опорных
схем
в
тетради;
- фронтальная работа;
-индивид.работа;
- работа с картой;
- работа с учебником;

Знать/понимать:
географические
особенности
отраслевой и территориальной

-Пр.р.:
Составление
программы освоения

§48

§49
повт

- тестирование

Тема 5. Латинская Америка
Латинская Америка.
Географическое
положение, ресурсы.

к/к

§50

17
18

1
1

19

1

20

1

Население и хозяйство
Латинской Америки
Субрегионы Латинской
Америки
Бразилия. ГП, ресурсы,
население и хозяйство

5ч

Контрольная работа по
теме: «Латинская
Америка»
Тема 6. Африка

21

1

ГП, природные ресурсы

22

1

Население и хозяйство
Африки

23

1

Субрегионы Африки

24

1

ЮАР. ГП, ресурсы,
население и хозяйство

25

1
3ч

26

1

29

1

27

1

6ч

Практ.
раб
Практ.
раб

новой территории
(Амазонии или др.) с
перспективой её
экономического
развития в 21в;
- Пр.р.:
Обозначение на к/к
субрегионов
латинской Америки;
- фронтальная работа;
-индивид. работа;
- работа с картой;
- тестирование

Знать/понимать:
географические
особенности
отраслевой и территориальной
структуры стран Африки
Уметь: Оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность стран
Африки, их демографическую
ситуацию, уровни урбанизации
и
территориальной
концентрации
населения,
степень
природных,
антропогенных и техногенных
изменений отдельных регионов

- Пр.р.:

Знать/понимать:
географические
особенности
отраслевой и территориальной
структуры Австралии и стран
Океании.
Уметь: Оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность стран
Океании и Австралии, их
демографическую
ситуацию,
уровни
урбанизации
и
территориальной концентрации
населения, степень природных,
антропогенных и техногенных
изменений отдельных регионов.

- Пр.р.:

тест

Практ.
раб

тест

Контрольная работа по
теме: «Африка»
Тема 7. Австралия и Океания
Австралия.
Океания

структуры стран Латинской
Америки.
Уметь: Оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность стран,
их демографическую ситуацию,
уровни
урбанизации
и
территориальной концентрации
населения, степень природных,
антропогенных и техногенных
изменений
отдельных
территорий;

к/к

тест
Контрольная работа по
теме: «Австралия и
Океания»
Тема 8. Россия и современный
мир

Обозначение на к/к
субрегионов Африки;

51

52
53

§54
§55

- фронтальная работа;
-индивид. работа;
- работа с картой;

§56

- тестирование

§57
Повт.

Обозначение на к/к
Австралии и стран
Океании;
- фронтальная работа;
-индивид. работа;
- работа с картой;
- тестирование

§58
§59

повт

28

1

29

1

30

1

31

1

32.

2
ИТОГО

34 ч

Россия в современном
мире
Глобальные проблемы
человечества
Регионы мира и
международные
организации.
Итоговое тестирование за
год

Резерв

семина
р
Практ.р
аб
Контрол
ьная
работа
за год

Знать/понимать: Геополитика
и политическая география.
Международные организации.
Роль России в современном
мире.

- фронтальная работа;
- работа с картой;
работа
с
дополнительной
информацией.

§60

- тестирование

§39-60


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».