Аннотация к рабочей программе по учебному предмету « Осетинский язык » ( как второй ) 5 класс ФГОС Рабочая программа по осетинскому языку (как второму) для обучающихся 5 классов на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее — ФГОС ООО), Программы по осетинскому языку для учащихся, не владеющих осетинским языком (1-11 классы), разработанной кафедрой ЮНЕСКО СОГПИ, а также Примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования. Курс обучения осетинскому языку (как второму) в 5 классе характеризуется личностной ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов, входящих в личностно ориентированную парадигму образования: деятельностного, коммуникативного, социокультурного / поликультурного (обеспечивающего диалог культур), компетентностного, средоориентированного подходов. Современное общество требует разностороннего развития личности человека, в том числе его коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём. Принципы гуманизации и демократизации общества самой большой ценностью провозглашают наличие развитой, образованной личности, способной жить и творить в условиях стремительно меняющегося мира. Поэтому значение владения несколькими языками, в том числе осетинским, трудно переоценить. Один из древнейших индоевропейских языков, генетически связанный не только с иранской, но и славянской, романской и германской языковыми группами, сохранивший огромное количество общих для этих языков черт, способен облегчить, в том числе, понимание структурных особенностей других индоевропейских языков, изучаемых в школе. Обучение осетинскому языку (как второму) в 5 классе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данная ступень обучения осетинскому языку характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире. Они уже понимают роль и значение языка как средства общения в условиях поликультурности современного мира, владеют четырьмя основными видами речевой деятельности и обладают специальными учебными и общеучебными умениями, необходимыми для изучения осетинского языка как учебного предмета, а также накопили некоторые знания о правилах речевого поведения на русском и осетинском языках. В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение приобретает формирование учебноисследовательских умений. 5 класс является важным звеном, который обеспечивает преемственность начальной и основной школы. В 5 классе совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается объём используемых учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического владения осетинским языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА На данном этапе обучения придаётся большое значение повторению, осознанию и закреплению того, что было усвоено в начальной школе, а также дальнейшему развитию приобретенных ранее знаний, умений и навыков. Курс построен на взаимодействии трёх основных содержательных линий: - коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, - языковые средства и навыки оперирования ими - социокультурные знания и умения. В ходе работы над курсом учащиеся выполняют задания, которые должны создавать условия для их реального общения на осетинском языке (устное и письменное общение с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и проведении этих проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными. Особенность данного курса заключается и в том, что он даёт учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не связывает его. Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебника. Блоки выделяются в зависимости от основного объекта усвоения и от тематики текстов, формирующих виды речевой деятельности школьников. Однако деление на блоки достаточно условно, так как их конкретное содержание дает возможность использовать знания и умения, приобретенные при изучении предыдущих тем. Внутри блоков наряду с обязательным материалом встречается факультативный (в виде аутентичных текстов разных жанров, разнообразных заданий), который учитель может предложить учащимся с более высоким уровнем обученности. Порядок следования блоков определяется содержанием материала, расположенного по мере усложнения и необходимости закрепления тех или иных навыков и знаний. В основной школе начинает систематически использоваться аудирование с письменной фиксацией значимой информации, которая является важным учебным умеением. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Целями изучения осетинского языка (как второго) по программам основного общего образования являются: - развитие и воспитание школьников средствами осетинского языка, в частности: понимание важности изучения осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; - создание предпосылок для развития элементарных основ лингвистической компетенции как важной составляющей коммуникативной компетенции; - воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Осетинский язык (как второй)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 5 классе рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 102 часа. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по осетинскому языку (как второму) на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по осетинскому языку (как второму) для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; патриотического воспитания: - формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн); ценностное отношение к своей малой Родине, к традициям, государственной символике РСО-Алания; проявление интереса к познанию осетинского языка, к истории и культуре осетинского народа, культуре своего края, народов, проживающих на территории республики; ценностное отношение к осетинскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране; духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству осетинского народа и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности осетинского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; физического воспитания, формирования эмоционального благополучия: культуры здоровья и осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других не осуждая; ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения на осетинском языке как средства познания окружающей дествительности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты: в коммуникативной сфере: коммуникативная компетенция (то есть владение осетинским языком как средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой деятельности: говорении: умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; участие в полилоге, беседе, обсуждении; рассказ о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; сообщение кратких сведений о своем городе/селе, о своей республике и стране; описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; аудировании: восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников; восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных прагматических аудио- и видеотекстов; чтении: чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием основного содержания; чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, анализа, выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию, выражать своё мнение; чтение текста с выборочным пониманием нужной или интересующей информации письменной речи: написание личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в Осетии; составление плана, тезисов устного или письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности; языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними): применение правил написания осетинских слов, изученных в основной школе; адекватное произношение и различение на слух всех звуков осетинского языка; соблюдение правильного ударения; соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета); знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов, послелогов, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); представление об особенностях образа жизни, быта, культуры осетин (известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); УЧЕБНЫЕ – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 1. Хъалаты М. Ирон æвзаг: Ахуыргæнæн чиныг 5 къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2020. – 224 ф. 2.Цгъойты Белла. Ирон-уырыссаг нывджын дзырдуат. – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 210 ф. 3. Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæм иронау: Базовый курс осетинского языка Медиа-Полис, 2012.- 336 с. 4. Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/ 5. Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/ 6.Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии в обучении осетинскому языку: Методическое пособие / Ф.А.Майрамукаева. – Владикавказ: ГБОУ ДПО СОРИПКРО, 2021. – 87 с.; 7. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæ гæсгæ куыст ирон æвзаджы урокты: Ахуырадон-методикон пособи.-Джæуджыхъæу, 2021. – 87 ф.