Аннотация к рабочей программе осет р гр 5 кл

Аннотация к рабочей программе
по учебному предмету « Осетинский язык » ( как второй ) 5 класс
ФГОС
Рабочая программа по осетинскому языку (как второму) для обучающихся
5 классов на уровне основного общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., № 64101) (далее — ФГОС ООО), Программы по осетинскому
языку для учащихся, не владеющих осетинским языком (1-11 классы),
разработанной кафедрой ЮНЕСКО СОГПИ, а также Примерной программы
воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения Основной образовательной программы основного
общего образования.
Курс обучения осетинскому языку (как второму) в 5 классе
характеризуется
личностной ориентацией
языкового образования,
реализацией всех основных современных подходов, входящих в личностно
ориентированную
парадигму
образования:
деятельностного,
коммуникативного, социокультурного / поликультурного (обеспечивающего
диалог культур), компетентностного, средоориентированного подходов.
Современное общество требует разностороннего развития личности
человека, в том числе его коммуникативных способностей, облегчающих
вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать
в нём. Принципы гуманизации и демократизации общества самой большой
ценностью провозглашают наличие развитой, образованной личности,
способной жить и творить в условиях стремительно меняющегося мира.
Поэтому значение владения несколькими языками, в том числе
осетинским, трудно переоценить. Один из древнейших индоевропейских
языков, генетически связанный не только с иранской, но и славянской,
романской и германской языковыми группами, сохранивший огромное
количество общих для этих языков черт, способен облегчить, в том числе,
понимание структурных особенностей других индоевропейских языков,
изучаемых в школе.
Обучение осетинскому языку
(как второму) в 5 классе должно
обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе.
Данная ступень обучения осетинскому языку характеризуется наличием
значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту
начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и
общее представление о мире. Они уже понимают роль и значение языка как
средства общения в условиях поликультурности современного мира, владеют
четырьмя основными видами речевой деятельности и обладают

специальными учебными и общеучебными умениями, необходимыми для
изучения осетинского языка как учебного предмета, а также накопили
некоторые знания о правилах речевого поведения на русском и осетинском
языках.
В основной школе усиливается роль принципов когнитивной
направленности учебного процесса, дифференциации и индивидуализации
обучения, большое значение приобретает формирование учебноисследовательских умений.
5 класс является важным звеном, который обеспечивает преемственность
начальной и основной школы. В 5 классе совершенствуются приобретенные
ранее знания, навыки и умения, увеличивается объём используемых
учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического
владения осетинским языком, возрастает степень самостоятельности
школьников и их творческой активности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На данном этапе обучения придаётся большое значение повторению,
осознанию и закреплению того, что было усвоено в начальной школе, а
также дальнейшему развитию приобретенных ранее знаний, умений и
навыков.
Курс построен на взаимодействии трёх основных содержательных линий:
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности,
- языковые средства и навыки оперирования ими
- социокультурные знания и умения.
В ходе работы над курсом учащиеся выполняют задания, которые должны
создавать условия для их реального общения на осетинском языке (устное и
письменное общение с носителями языка) или имитировать общение
средствами ролевой игры. В подготовке и проведении этих проектов должны
участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть
разными.
Особенность данного курса заключается и в том, что он даёт учителю
возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из своих
реальных потребностей, то есть не связывает его.
Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебника. Блоки
выделяются в зависимости от основного объекта усвоения и от тематики
текстов, формирующих виды речевой деятельности школьников. Однако
деление на блоки достаточно условно, так как их конкретное содержание
дает возможность использовать знания и умения, приобретенные при
изучении предыдущих тем. Внутри блоков наряду с обязательным
материалом встречается факультативный (в виде аутентичных текстов
разных жанров, разнообразных заданий), который учитель может
предложить учащимся с более высоким уровнем обученности.
Порядок следования блоков определяется содержанием материала,
расположенного по мере усложнения и необходимости закрепления тех или
иных навыков и знаний.

В основной школе начинает систематически использоваться аудирование с
письменной фиксацией значимой информации, которая является важным
учебным умеением.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целями изучения осетинского языка (как второго) по программам
основного общего образования являются:
- развитие и воспитание школьников средствами осетинского языка, в
частности: понимание важности изучения осетинского языка как одного из
государственных языков Республики Северная Осетия-Алания и потребности
пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации;
- создание предпосылок для развития элементарных основ лингвистической
компетенции как важной составляющей коммуникативной компетенции;
- воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального
самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных
сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, лучшее
осознание своей собственной культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК
ВТОРОЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования учебный предмет «Осетинский
язык (как второй)» входит в предметную область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» и является обязательным для
изучения.
Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 5 классе
рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 102 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 5 классе
направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по осетинскому языку (как
второму) на уровне основного общего образования достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по осетинскому
языку (как второму) для основного общего образования должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
гражданского воспитания:



готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке;
патриотического воспитания:
- формирование российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);








ценностное отношение к своей малой Родине, к традициям,
государственной символике РСО-Алания;
проявление интереса к познанию осетинского языка, к истории и культуре
осетинского народа, культуре своего края, народов, проживающих на
территории республики;
ценностное отношение к осетинскому языку, к достижениям своей Родины
— России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в стране;
духовно-нравственного воспитания:







ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
эстетического воспитания:







восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
осетинского народа и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения;
осознание важности осетинского языка как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
физического воспитания, формирования
эмоционального благополучия:





культуры

здоровья

и

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде
в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться
к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других не осуждая;
ценности научного познания:





ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы
и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
закономерностях развития языка;
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения на
осетинском языке как средства познания окружающей дествительности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
•
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
•
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;

•
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
•
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ





















Предметные результаты:
в коммуникативной сфере:
коммуникативная компетенция (то есть владение осетинским языком
как средством общения), включающая речевую компетенцию в
следующих видах речевой деятельности:
говорении:
умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды
диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого
этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы,
высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение
собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и
усвоенный лексико-грамматический материал;
участие в полилоге, беседе, обсуждении;
рассказ о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на
будущее;
сообщение кратких сведений о своем городе/селе, о своей республике и
стране;
описание событий/явлений, умение передавать основное содержание,
основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё
отношение
к
прочитанному/услышанному,
давать
краткую
характеристику персонажей;
аудировании:
восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
восприятие на слух и понимание основного содержания кратких,
несложных аутентичных прагматических аудио- и видеотекстов;
чтении:
чтение
аутентичных
текстов
разных
жанров
и
стилей,
преимущественно с пониманием основного содержания;
чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и
точным пониманием и с использованием различных приёмов
смысловой переработки текста (языковой догадки, анализа,

















выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию,
выражать своё мнение; чтение текста с выборочным пониманием
нужной или интересующей информации
письменной речи:
написание личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать
адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать
благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета,
принятые в Осетии;
составление плана, тезисов устного или письменного сообщения;
краткое изложение результатов проектной деятельности;
языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями
с ними):
применение правил написания осетинских слов, изученных в основной
школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков
осетинского языка;
соблюдение правильного ударения;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений
различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное,
отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на
смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных
лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого
этикета);
знание признаков изученных грамматических явлений (временных
форм глаголов, модальных глаголов, послелогов, существительных,
степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений,
числительных, предлогов);
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры осетин
(известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в
мировую культуру);

УЧЕБНЫЕ – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. Хъалаты М. Ирон æвзаг: Ахуыргæнæн чиныг 5 къласæн (ирон æвзаг
дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2020. –
224 ф.
2.Цгъойты Белла. Ирон-уырыссаг нывджын дзырдуат. – Дзæуджыхъæу:
СЕМ, 2019 – 210 ф.
3. Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæм иронау: Базовый курс осетинского
языка Медиа-Полис, 2012.- 336 с.
4. Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/

5. Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/
6.Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии в обучении осетинскому языку:
Методическое пособие / Ф.А.Майрамукаева. – Владикавказ: ГБОУ ДПО
СОРИПКРО, 2021. – 87 с.;
7. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæ гæсгæ куыст ирон æвзаджы урокты:
Ахуырадон-методикон пособи.-Джæуджыхъæу, 2021. – 87 ф.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».