Рабочая программа учебного предмета _Музыка_ для 5 класса на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,
Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом

Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;

аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

" Что стало бы с музыкой
,если бы не было
литературы".Искусство в
нашей жизни.

1

0

0

05.09.2022 Устный опрос;

2.

Что я знаю о песне?

1

0

0

12.09.2022 Устный опрос;

3.

Как сложили песню?

1

0

0

19.09.2022 Устный опрос;

4.

Песни без слов.

1

0

0

26.09.2022 Устный опрос;

5.

Опера.Балет.

1

0

0

03.10.2022 Устный опрос;

6.

Жанр кантаты.

1

0

0

10.10.2022 Устный опрос;

7.

Особенности восприятия
музыкального фольклора
своего народа и других
народов .

1

1

0

24.10.2022 Тестирование;

8.

"Что стало бы с
литературой ,если бы не
было музыки". Музыкаглавный герой сказки.

1

0

0

07.11.2022 Устный опрос;

9.

Почему сказки и песни
есть у всех народов мира?

1

0

0

14.06.2022 Устный опрос;

10. Музыка главный герой
басни.

1

0

0

21.11.2022 Устный опрос;

11. Чудо музыки в повестях
К.Паустовского.

1

0

0

28.11.2022 Устный опрос;

12. Музыка в кино.

1

0

0

05.12.2022 Устный опрос;

13. Путешествие в
музыкальный театр"
Мюзикл"

1

0

0

12.12.2022 Устный опрос;

14. Музыка
профессиональных
копозиторов Осетии

1

0

0

19.12.2022 Практическая
работа;

15. Обобщающий урок 1
полугодия.

1

1

0

26.12.2022 Тестирование;

16. "Музыка и
1
изобразительное
искусство".Что роднит
музыку с изобразительным
искусством.

0

0

09.01.2023 Устный опрос;

17. Небесное и земное в
1
звуках и красках. И. С.Бах.

0

0

16.01.2023 Устный опрос;

18. Богатырские образы в
искусстве.

1

0

0

23.01.2023 Устный опрос;

19. Музыкальная живопись и
живописная музыка.

2

0

0

30.01.2023 Устный опрос;

20. Выразительные
возможности и её
изобразтильности.

0

0

0

06.02.2023 Устный опрос;

21. Звать через прошлое к
настоящему.

2

0

0

13.02.2023 Устный опрос;

0

0

0

20.02.2023 Устный опрос;

23. Портрет в музыке и
изобразительном
искусстве.

2

0

0

27.02.2023 Устный опрос;

24. Выразительные
возможности скрипки.Н.
Паганини.

0

0

0

06.03.2023 Устный опрос;

25. Волшебная палочка
дирижёра.

1

0

0

13.03.2023 Устный опрос;

26. Урок закрепления новых
знаний.

1

1

0

20.06.2022 Тестирование;

27. Застывшая музыка.

1

0

0

03.04.2023 Устный опрос;

28. Полифония в живописи и в 1
музыке.И.С.Бах.

0

0

10.04.2023 Устный опрос;

29. О подвигах , о доблести и
славе...

1

0

0

17.04.2023 Устный опрос;

30. Музыка на мольберте.

2

0

0

24.04.2023 Устный опрос;

31. Урок плакат к Дню
Победы.

0

0

0

08.05.2023 Устный опрос;

32. Импрессионизм в
музыке.К.Дебюсси

1

0

0

15.05.2023 Устный опрос;

22.

Кантата"Александр
Невский" "С.С.Прокофьев

33. Мир композитора.С веком
наравне.

1

0

0

22.05.2023 Устный опрос;

34. Заключительный урокобобщение.

1

0

0

29.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Алеев "Искусство. Музыка. 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС".
Музыка. 5 класс. Учебник - Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Электронные источники.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Алеев "Искусство. Музыка. 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС".
Музыка. 5 класс. Учебник - Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Электронные источники.
Хрестоматия.
Музыка. Сборник песен.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https://www.youtube.com/watch?v=ZJ3YdFqCtQM
2. "https://infourok.ru/prezentaciya_po_muzyke_na_temu-107850.htm".
3. "https://www.youtube.com/watch?v=fLYDcDXs-xQ".
4. "https://infourok.ru/prezentaciya-urok-muziki-v-klasse-po-teme-nebesnoe-i-zemnoe-v-zvukah-i-kraskah3810234.html".
5. "https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-kantata-aleksandr-nevskiy-klass-1240862.html".
6."https://www.youtube.com/watch?v=iVDKeI678hs".
7. "https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-muziki-o-podvigah-o-doblesti-o-slave-klass-2019453.html".
8. "https://www.youtube.com/watch?v=aw8URS-5cRE".

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».