Рабочая программа учебного предмета _Осетинский язык_ (как второй) для 1 класса (невл.гр.) на 2022-2023 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по осетинскому языку для учащихся, не владеющих осетинским языком, для
обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100); Программы по осетинскому языку
для учащихся, не владеющих осетинским языком (1-11 классы), утвержденной Министерством образования и
науки РСО-Алания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)»
Специфика предмета «Осетинский язык (как второй)» деятельностный характер и коммуникативная
направленность процесса обучения, взаимосвязь с другими предметными областями – открывает большие
возможности для развития языковой личности младшего школьника, способного к общению на двух
государственных языках республики: русском и осетинском. Изучение русского и осетинского языков, а
также иностранного в начальной школе способствует осознанию учащимися своей принадлежности к
определенному лингвоэтносу, к гражданскому обществу России и к международному сообществу. Школьники
учатся общаться в условиях диалога и полилога культур, толерантно воспринимать проявления различных
культур. Обучение осетинскому языку закладывает основу для формирования универсальных учебных
действий. Младшие школьники осознают смысл и ценность учебной деятельности, учатся овладевать
знаниями, самостоятельно работать над языком, что служит основой для последующего саморазвития и
самосовершенствования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Осетинский язык (как
второй)». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса осетинского языка, входящего в
предметную область «Родной язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Осетинский язык (как второй)» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении осетинского языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней.
В курсе осетинского языка выделяются следующие содержательные линии: коммуникативные умения в
основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме; языковые навыки
(фонетические, лексические, грамматические); социокультурная осведомленность; универсальные учебные
действия.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ (КАК ВТОРОЙ)»
Общей целью обучения осетинскому языку в начальных классах является формирование элементарной
коммуникативной компетенции младших школьников на доступном для них уровне в четырех видах речевой
деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Изучение осетинского языка младшими школьниками направлено на достижение следующих целей:
• учебная: формирование умения общаться на осетинском языке на элементарном уровне с учѐтом речевых
возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной
(чтение и письмо) формах;
• образовательная: приобщение детей к новому социальному опыту с использованием русского и
осетинского языков: знакомство младших школьников с доступными образцами художественной литературы
на осетинском языке, воспитание дружелюбного отношения к представителям различных национальностей;
• развивающие: развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также универсальных учебных умений; укрепление учебной мотивации в изучении
осетинского языка;
• воспитательные: воспитание нравственных качеств личности обучающихся, чувства патриотизма, и
разностороннее развитие младшего школьника средствами осетинского языка).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Осетинский язык (как второй)» входит в предметную область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 1 классе рассчитано на общую учебную
нагрузку в объѐме 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В курсе осетинского языка выделяются следующие содержательные линии: коммуникативные умения в
основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме; языковые навыки
(фонетические, лексические, грамматические); социокультурная осведомленность; универсальные учебные
действия. Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и
воспитательным целям, интересам и возрастным особенностям младших школьников. Предметное
содержание речи включает следующие темы:
Знакомство. С главными действующими героями учебников. С одноклассниками, учителем, персонажами
детских произведений: имя, фамилия, возраст. Приветствие, прощание.
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, профессии, хобби.
Межличностные отношения в семье. Традиции и обычаи в семье. Уважительное отношение к старшим.
Распорядок дня. Любимая еда. Напитки.
Национальные блюда. Праздники. Дни рождения. Подарки. День осетинского языка.
Мои увлечения. Мои любимые занятия. Кружки. Спорт. Виды спорта. Любимые сказки, басни, стихи, песни.
Выходной день. В кафе. В зоопарке. Поведение в общественных местах.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Письмо другу. Положительные качества
человека. Что такое хорошо и что такое плохо. Уважительное отношение друг к другу. Игры.
Моя школа. Описание школы. Начало учебного года. Праздник в школе. Классная комната, учебные
предметы, школьные принадлежности. Уроки. Учебные занятия на уроках. Межличностные отношения между
одноклассниками. Отношение к учебе. Каникулы.
Мир вокруг меня. Мой дом (квартира, комната: названия комнат, размер, предметы мебели). Условия
проживания людей в городской, сельской и горной местности. Древняя архитектура. Времена года. Природа.
Погода. Зимние игры детей. Домашние и дикие животные, птицы. Жизнь животных и птиц в различные
времена года. Жизнь животных в зверинце. Труд людей.
Наша страна и моя Родина. Общие сведения о России, столица, писатели, поэты. Осетия, столица. Города и
села. Писатели, поэты. Выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру. Герои Великой Отечественной
войны. Небольшие произведения для детей (скороговорки, пословицы, загадки, считалочки, ребусы,
кроссворды, сказки, песни, стихи).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов.
В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами
представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей
совокупностью учебных предметов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Осетинский язык (как второй)» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной
деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение осетинского
языка, отражающего историю и культуру страны;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и родной
край – Осетию, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества; формирование уважительного отношения к истории и культуре
других народов;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в
том числе отражѐнных в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных
языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
осознание важности осетинского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде
(в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых
способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения на осетинском
языке;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о
системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к изучению осетинского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами изучения осетинского языка в начальной школе являются:
• развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых
потребностей и возможностей младшего школьника;
• развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые
средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
• расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
• развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации
к изучению осетинского языка;
• овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта
(учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.).
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
• освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами обучения на доступном для младшего школьника уровне;
- умение работать в группе и определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметными результатами изучения осетинского языка как второго в начальной школе является развитие
коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности, формирование языковых навыков, развитие
социокультурной осведомленности.
Виды речевой деятельности
Говорение: вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос (односторонний и
двусторонний), диалог-обмен мнениями, суждениями), диалог-побуждение к действию (объем диалогического
высказывания – 3-4 реплики с каждой стороны); • кратко описывать и характеризовать предмет, картинку,
персонаж; • рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и т.п. в пределах тематики
начальной школы (объем монологического высказывания – 6-7 фраз).
Аудирование: понимать на слух: речь учителя по ведению урока, связные высказывания учителя,
построенные на знакомом материале или содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания
одноклассников; небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале как при
непосредствен ном общении, так и при восприятии аудиозаписи; содержание текста на уровне значения
(уметь отвечать на вопросы по содержанию текста); • понимать основную информацию услышанного текста; •
извлекать конкретную информацию из услышанного текста; • понимать детали текста;• вербально или
невербально реагировать на услышанное.
Чтение: владеть техникой чтения, т.е. научиться читать: • соотносить графический образ осетинского
слова с его звуковым образом; • с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным
ударением;• написанные цифрами слова, обозначающие время, количественные и порядковые числительные и
даты;• с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространенные предложения;
основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные,
восклицательные);• с определенной скоростью, обеспечивающей понимание читаемого.
владеть умением читать, т.е. научиться: • читать небольшие различных типов тексты с разными
стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание
необходимой (запрашиваемой) информации;• читать и понимать содержание текста на уровне значения, т.е.
суметь на основе понимания взаимоотношений между членами простых предложений ответить на вопросы по
содержанию текста;
Письмо: правильно списывать; выполнять лексико-грамматические упражнения; делать подписи к рисункам.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды
деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Устный
опрос

iratta.com
https://ironau.ru/skola.html

Раздел 1. Добукварный период (6 часов)
1.1.

1. Мæ рæйгуырæн бæстæ.
(Знакомство).

1

0

1

02.09.2022 Понимать
приветствие
учителя «Уæ бон
хорз!» и прощание «Хæрзбон!».
Воспринимать на
слух текст песенки
«Мæ райгуырæн
бæстæ».
Произносить слова
Ирыстон, Уæрæсе,
Дзæуджыхъæу,
Мæскуы.
Вопроизводить
предложение: «Мæ
райгуырæн бæстæ у
Уæрæсе
(Ирыстон)»

1.2.

Ахуыр кæнæм салам дæттын.
(Приветствие Прощание.)

1

0

1

07.09.2022 Понимать 1) формы Устный
опрос
приветствия,
обращенные
к
одному
че
ловеку и ко многим

iratta.com https://ironau.ru/skola.htm

людям; 2) формы
прощания:
«Хæрзбон!»,
«Фæндараст!»
1.3.

Базонгæ уæм!
( Знакомство)

1

0

1

09.09.2022 Вести
диалог
«Знакомство»
(называть своѐ имя,
спрашивать,
как
зовут собеседника;
отвечать
на
подобные вопросы)

Устный
https://ironau.ru/skola.html
опрос
Практическая
работа

1.4.

Фыццаг хатт скъоламæ!
1
(Называние
предмета,
лица.
Понятие
«предложение».Образование
множественного
числа
имен
существительных.

0

1

14.09.2022 Называть предметы Устный
и лицо, используя опрос
речевые
образцы:
а) – Мæнæ ай цы у?
– Мæнæ ай у … б) –
Адон цы сты? –
Дидинджытæ.
Считать до десяти.

https://ironau.ru/skola.html

1.5.

1
Мах ахуыр кæнæм.
(Называние действия. Деление
предложения на слова. Понятие
«слово» Глагол-связка уæвын (у – 3
лицо единственного числа; сты – 3
лицо множественного числа).

0

1

16.09.2022 Воспринимать на Устный
слух диалогические опрос
единства,
содержащие
глагол «ми кæнын»:
– Цы ми кæны
ахуыргæнæг? – Цы
ми кæнынц
ахуырдзаутæ?
Составлять
диалоги по образцу:
– Цавæр урок уæм

iratta.com
https://ironau.ru/skola.html

ис? – Кæсыны урок.
– Цы ми кæны
ахуыргæнæг?
–
Чиныджы
кæсы.
– Цы ми кæнынц
ахуырдзаутæ?
–
Кæсынц
1.6

0

1

21.09.2022 Воспринимать на
слух небольшой по
объему
текст
монологического
характера.
Рассказывать
о
своей семье

1
Мах цæрæм ам.
(Описание дома. Характеристика
предмета. Понятия «гласные и
согласные звуки». Буквы А, а.)

0

1

23.09.2022 Спрашивать
о Устный
качестве предметов опрос
и характеризовать
предметы,
употребляя
прилагательные:
гыццыл,
стыр,
рæсугъд, фыдынд.

iratta.com

1
Нæ уазæгуаты цы ис?
(Описание гостиной. Первичное
знакомство с местным внешним
падежом (æддагбынатон хауæн):
Царыл ауыгъд ис…Пъолыл ис…
Буквы Æ, æ.)

0

28.09.2022 Описывать
Устный
опрос
гостиную,
употребляя новую
лексику по теме

iratta.com

Нæ бинонтæ.
(Я и моя семья. Члены семьи.
Понятие «ударение в слове».)

Итого по разделу:

1

Устный
iratta.com
опрос
Практическая https://ironau.ru/skola.html
работа

6

Раздел 2. Букварный период (49 час)
2.1.

2.2.

1

https://ironau.ru/skola.html

https://ironau.ru/skola.html

2.3.

2.4.

2.5

Нæ хуыссæнуаты цы ис?
1
(Описание спальни. Первичное
знакомство с родительным падежом
(гуырынон
хауæн):
Уæ
хуыссæнуаты.
Нæ
уазæгуаты.
Буквы О, о.)

0

Цы ми кæнæм нæ цæлгæнæны? 1
(Называние
действий.
Формирование
Представления о многократности
действия (глаголы с приставкой
фæ-). Буквы И и.)

0

Повторение лексики уроков 8–11. 1
Воспринимать на слух
текст
песенки «Найынмæ цæуын». Буква
ы.

0

1

1

1

Учить детей диалогической речи по
теме «Райсомæй æмæ изæрæй
ваннæйы цы фæкусыс?» Глаголы с
приставкой фæ-, обозначающие
многократность действия:
фæнайын,
фехсын,
фæкусыс,
фехсыс.
2.6

Сабиты уат.
Описание детской комнаты.

2.7

Согласная и гласная буквы Уу.

1

1

0

1

1

30.09.2022 Описывать
Устный
спальную комнату, опрос
употребляя новую
лексику по теме

iratta.com

Устный
опрос

iratta.com

05.10.2022 Называть
кухонные
принадлежности

https://ironau.ru/skola.html

07.10.2022 Воспринимать на Устный
слух текст песенки опрос
«Найынмæ
цæуын».
Учить
детей
диалогической речи
по теме «Райсомæй
æмæ
изæрæй
ваннæйы
цы
фæкусыс?»

12.10.2022 Понимать на слух
небольшой
по
объему
текст
диалогического
характера,
14.10.2022
построенный
на
знакомом
материале.
Расспрашивать друг

https://ironau.ru/skola.html

iratta.com
https://ironau.ru/skola.html

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%

Устный
iratta.com
опрос
Практическая https://ironau.ru/skola.html
работа

друга о детской
комнате
и
описывать
свою
комнату
2.8

2.9

Дары леса. Ягоды. Название цветов
предметов.
Первичное знакомство с
направительным падежом (арæзтон
хауæн): Æз цæуын дуармæ. Æз
цæуын фæйнæгмæ. Æз цæуын
рудзынгмæ. Æз цæуын хъæдмæ.
Буквы Е е.)

2.10 Осень. Фæззæг. Глагол
уæвын в 3 лице
единственного числа.
Буквы Н н.

2.11 Кæрты.
(Во дворе. Первичное
знакомство с повелительным
наклонением.

1

0

1

1

1

Лексические
2.12 омонимы: сис – перо, сис – забор. 1
Буквы С с.)

1

1

0

0

1

1

1

19.10.2022 Воспринимать
на Устный
слух текст песенки опрос
«Хъæлæрдзы».
Познакомиться
с
лексическими
21.10.2022
единицами по теме
«Ягоды»

iratta.com

26.10.2022 Воспринимать
на Устный
слух аудиотекст об опрос
осени.
Рассказывать
об
осени с опорой на
зрительную
наглядность
и
аудиотекст

iratta.com

28.10.2022 Учиться понимать
на слух небольшой
по объему текст
диалогического
характера,
на
09.11.2022 построенный
знакомом
материале.
Тренироваться в
выражении
просьбы,

https://ironau.ru/skola.html

https://ironau.ru/skola.html

Устный
iratta.com
опрос
Практическая https://ironau.ru/skola.html
работа

обращенной
одному лицу
2.13 Хæдзарон мæргътæ.
(Домашние птицы.

1

0

Вопросительные местоимения чи?,
2.14 цы?. Буквы К к.
1

2.15 Хæдзарон фос æмæ хæдзарон
цæрæгойтæ.
Домашний скот и животные.

1

1

0

2.16 Положительный и отрицательный 1
ответ на общий вопрос.
Буквы Къ, къ.
2.17 Нанайы цæхæрадоны.
У
бабушки
в

1

1

1

0

1

городе.
1

2.18 Характеристика предмета.
Буквы Т т.

1

1

к

11.11.2022 Воспринимать на Устный
слух текст песенки опрос
«Хæдзарон
16.11.2022
мæргътæ».
Называть
домашних птиц и
беседовать о них.
Тренироваться в
употреблении
вопросительных
местоимений
чи,
цы

iratta.com

18.11.2022 Воспринимать
на Устный
слух текст песенки опрос
«Хъуг».
Называть домашних
животных
и
их
23.11.2022
детенышей

iratta.com

на Устный
25.11.2022 Воспринимать
слух текст песенки опрос
«Нанайы
30.11.2022
цæхæрадон».
Называть овощи и
характеризовать их,
употребляя
в
речевом

iratta.com

https://ironau.ru/skola.html

https://ironau.ru/skola.html

https://ironau.ru/skola.html

образце.
2.19 Дадайы дыргъдоны.
Фрукты. Буквы Тъ тъ

1

0

2

1

на Устный
02.12.2022 Воспринимать
слух текст песенки опрос
07.12.2022 «Дыргъдоны».
Называть фрукты

iratta.com
https://ironau.ru/skola.html

2.20 Бæркад цæуы нæ быдырæй.
1
(Первичное
ознакомление
с
местным
внешним
падежом.
Лексические омонимы: ласын –
везти, ласын – снимать. Буквы Л л.)

0

1

09.12.2022 Воспринимать
на
слух текст песенки
«Бæркад цæуы нæ
быдырæй».
Отвечать
на
вопросы
учителя
(кратко и полными
предложениями)

2.21 Рæсугъд дидинджытæ.
1
(Названия цветов. Описание цветка.
Буквы Р р.)

0

1

14.12.2022 Понимать на слух Устный
несложный
текст, опрос
построенный
на
знакомом
материале.
Составлять
монолог-описание с
опорой на образец

iratta.com

2.22 Хъæды бæлæстæ.
Названия деревьев. Буквы В в.

0

16.12.2022 Воспринимать
на Устный
слух текст песенки опрос
«Хъæды
ис
бæлæстæ».
Называть
деревья
по-осетински.
Употреблять в речи
известные
имена

iratta.com

1

1

Устный
iratta.com
опрос
Практическая https://ironau.ru/skola.html
работа

https://ironau.ru/skola.html

https://ironau.ru/skola.html

существительные во
множественном
числе
2.23 Мæргътæ.

2

0

2

Названия птиц. Буквы П п.

на Устный
21.12.2022 Воспринимать
23.12.2022 слух текст песенки опрос
«Хъæдхой».
Называть птиц поосетински.
Составлять рассказ
по
картинке
(коллективная
работа)

2.24 Арсы гуырæн бон.
1
(Названия
диких
животных.
Первичное знакомство с дательным
падежом имен существительных
(дæттынон хауæн).
Буквы Пъ, пъ.)

0

1

28.12.2022 Воспринимать
на
слух текст песенки
«Арсы
гуырæн
бон».
Поздравлять кого-то
с днем рождения.
Рассказывать о дне
рождения.

2.25 Сырдты скъола.
1
(Форма глагола в третьем лице
единственного числа настоящего
времени. Буквы М м.)

0

1

30.12.2022 Воспринимать
на Устный
слух текст песенки опрос
«Сырдты скъола».
Воспринимать
на
слух
текст
с
пониманием
основного
содержания
(«Домбай
–
ахуыргæнæг»).

iratta.com
https://ironau.ru/skola.html

Устный
https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
опрос
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%
Практическая
работа

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%

2.26 Зымæг.
(Зима. Погода зимой. Буквы Б б.)

2.27 Ног аз.
Новый год.
Глаголы в первом лице
множественного числа и третьем
лице единственного числа.
2.28 Буквы З з.)

1

1

0

0

1

1

1

1

11.01.2023 Воспринимать
слух аудиотекст
зиме.
Рассказывать
погоде зимой
опорой
содержание
аудиотекста
и
рисунков
учебнике.

на Устный
о опрос

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%

о
с
на

в

13.01.2023 Воспринимать
на
слух текст песенки
«Заз
бæлас».
Рассказывать
о
зиме.
18.01.2023
Поздравлять
с
Новым годом;

Устный
https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
опрос
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%
Практическая
работа

2.29 Æз уарзын дзоныгъыл бырын!
1
(Зимние
забавы.
Первичное
знакомство с местным внешним
падежом. Буквы Д д.)

0

1

20.01.2023 Беседовать о зимних Устный
опрос
забавах.
Запрашивать
информацию,
употребляя
выражения:
«Ды
зоныс
…?», «Ды уарзыс
…
?»
Отвечать
на
вопросы
утвердительно
и
отрицательно

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%

2.30 Мæ фидæны дæсныйад.

0

1

25.01.2023 Познакомиться

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%

1

с Устный

Профессии. Первичное знакомство
с будущим временем глагола
уæвын. Буквы Дз дз.)

названиями
опрос
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%
Практическая
профессий
и
занятий
людей. работа
Работать в парах,
расспрашивать друг
друга о профессиях
(ролевая игра «Мæ
дæсныйад».
Запрашивать
информацию,
используя
выражение
«Цы
кусы … ?» и
отвечать на такие
вопросы

2.31 Мæ боны фæтк.
2
Режим
дня.
Знакомство
с
прошедшим временем глаголов
глаголы по теме). Буквы Г г.

0

2

27.01.2023 Беседовать
режиме дня
01.02.2023

о Устный
опрос

2.31 Буары хæйттæ.
(Части тела. Буквы Гъ гъ.)

2

0

2

части Устный
03.02.2023 Называть
опрос
08.02.2023 тела.
Разучить
и
рассказать стишок с
названиями частей
тела, сопровождая
пение движениями.

2.32 Дзаумæтты дуканийы.
2
(Предметы
одежды.
Вопросительные
местоимения.
Буквы Ч ч Чъ, чъ.)

0

2

10.02.2023 Воспринимать
на
15.02.2023 слух
аудиотекст
диалогического
характера
и
на
его
основе
разыгрывать диалог

https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5D

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%

Устный
https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5D
опрос
Практическая
работа

в ролевой игре.
Тренироваться
употреблять в речи
вопросительные
местоимения
цы, цас, цыхуызæн,
цавæр.
Читать
текст
самостоятельно
и
понимать
его
содержание.
Описывать рисунок
к теме
2.33 Хойрæгты дуканийы.
2
(Названия
продуктов.
Повелительное
наклонение
глаголов (æри-ма мын, ратт-ма
мын). Буквы Ж ж.)

0

2

17.02.2023 Называть продукты. Устный
01.03.2023 Выражать просьбу, опрос
употребляя глаголы
в
повелительном
наклонении (æрима мын, ратт-ма
мын

2.34 Нæхи цæттæ кæнæм бæрæгбонмæ.
1
(Подготовка
к
празднику.
Первичное
знакомство
с
отложительным
падежом. Глаголы с приставкой
æрба-. Буквы Дж дж.)

0

1

03.03.2023 Рассказывать
о
подготовке
к
празднику.
Петь
песенку
«Хæрзад чъиритæ»

2.35 Мидæмæ рацæут, уазджытæ!
(Праздник, подарки. Понятие текст,
заголовок текста. Буквы Х х.)

0

1

10.03.2023 Поздравлять с днем Устный
рождения, выражать опрос
бдагодарность.
Разыгрывать
этикетный диалог

1

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%

Устный
https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
опрос
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%
Практическая
работа

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%

«Мидæмæ рацæут,
уазджытæ!»
Воспринимать
на
слух
текст
диалогического
характера.
2.36 Фынджы уæлхъус. (За столом.
2
Повелительное
наклонение
глаголов (множественное число).
Буквы Хъ хъ.)

0

2

Устный
15.03.2023 Прогнозировать
17.03.2023 содержание текста опрос
по
заголовку.
Выражать просьбу,
относящуюся
к
нескольким лицам
(ахизут,
сбадут,
ахæрут).
Разыгрывать сценку
«За столом»

2.37 Уалдзæг.
1
(Весна. Мелодия различных типов
вопросительных предложений.
Глаголы
в
третьем
лице
множественного числа (настоящее
время). Буквы Ц ц Цъ цъ.)

0

1

29.03.2023 Рассказывать
о
весне.
Поздравлять
с
праздником
8
Марта.
Отрабатывать
мелодию различных
типов
вопросительных
предложений

2.38 Дард балцы.
1
(Транспорт. Правила поведения в
общественном
транспорте.
Отрицание ма. Буквы Ф ф Й й.)

0

1

31.03.2023 Называть
виды Устный
опрос
транспорта.
Тренироваться
в
употреблении
глаголов
в

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%

Устный
https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5D
опрос
Практическая
работа

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%

повелительном
наклонении
отрицанием ма

с

2.39 Мæ уæгъд рæстæг.
1
(Свободное
время.
Притяжательные местоимения мæ,
нæ. Буквы Ё ѐ, Э э, Ю ю, Я я.)

0

1

05.04.2023 Рассказывать
о
занятиях
в
свободное
время.
Тренироваться
в
употреблении
притяжательных
местоимений
мæ,
нæ.
Воспринимать
на
слух небольшие по
объему тексты.

2.40 Чи цы ми фæкæны фæсурокты?
2
(Кто что делает после уроков.
Местоимения ды, дæ.
Буквы Ш ш, Щ щ, ь)

1

1

о Устный
07.04.2023 Рассказывать
12.04.2023 своих увлечениях. опрос
Читать тексты и
выполнять
текстовые задания к
нему.
Разыгрывать
минидиалоги,
употребляя
оценочную реплику
«Цы
хорз у!»

https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5D

0

2

с Устный
14.04.2023 Познакомиться
19.04.2023 новыми
словами, опрос

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%

Итого по разделу:

Устный
https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
опрос
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%
Практическая
работа

49

Раздел 3. Послебукварный период 13 часов)
3.1.

Уæздан дзырдтæ.
(Вежливые слова.

2

Повелительное наклонение.)

использовать их при Практическая
чтении
и работа
в
речи.
Познакомиться
с
элементами
речевого
этикета:
вежливой
просьбой,
выражением
благодарности
и
ответной репликой
на
него. Воспринимать
на слух короткие
диалоги по теме
«Уæздан
дзырдтæ»

3.2.

1
Телефонæй дзурæм.
(Говорим по телефону. Интонация
вопросительных и повелительных
предложений.)

0

1

21.04.2023 Познакомиться
с
новыми
словами,
использовать их при
чтении
и
в
речи.
Прослушивать
диалоги, повторяя
за диктором каждую
реплику.
Инсценировать
диалоги
по
телефону
(парная
работа)

Устный
опрос
Письменный
контроль

3.3.

1
Цы у хорз æмæ цы у æвзæр?
(Что хорошо, а что плохо?

0

1

26.04.2023 Познакомиться
с Устный
новыми
словами, опрос

https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5D

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%

Первичное
знакомство
уподобительным падежом.)

с

использовать их при Практическая
чтении
и работа
в
речи.
Читать
стихотворения
и
выполнять тестовые
задания
по
их
содержанию

3.4

2
Ахуыр кæнæм æмдзæвгæтæ æмæ
зарджытæ.
(Учим стихи и песни. Имена
существительные в уподобительном
падеже.)

0

2

28.04.2023 Познакомиться
с
03.05.2023 новыми
словами,
использовать их при
чтении
и
в
речи.
Воспринимать
на
слух текст песенки
«Зæрватыкк».
Петь
песенку
«Зæрватыкк».
Воспринимать
на
слух
текст
стихотворения
«Карк»

Устный
опрос
Письменный
контроль

3.5

1
Мæ Ирыстон.
(Моя Осетия. Словосочетания:
прилагательное
с
существительным.)

0

1

05.05.2023 Познакомиться
с
новыми
словами,
использовать их при
чтении
и
в
речи.
Называть
города,
села и реки Осетии
на
осетинском
языке.
Описывать

Устный
https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
опрос
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%
Практическая
работа

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%

фотографии
и
рассказывать
об
Осетии
по
фотографиям.
Употреблять в речи
словосочетания:
прилагательное
с
существи
тельным
3.6

Нæ уарзон Къоста.
(Речевой образец, указывающий на
принадлежность предмета
(Кæй чиныг у? Кæй пенал у?)

2

0

2

10.05.2023 Познакомиться
с
12.05.2023 новыми
словами,
использовать их при
чтении
и
в
речи.
Рассказывать
о
Коста Хетагурове.
Выразительно
читать
стихотворение
«Къоста»

Устный
опрос
Письменный
контроль

3.7

Сæрд.
(Лето. Летние забавы. Дательный
падеж имен существительных
(хъæдæн, быдырæн)

1

0

1

17.05.2023 Познакомиться
с
новыми
словами,
использовать их при
чтении
и
в
речи.
Читать
текст
и
выполнять тестовые
задания к нему.
Описывать рисунки
в учебнике по теме
на
основе
правильных

Устный
https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
опрос
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%
Практическая
работа

https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5D

ответов на задания
теста.
3.8

Æрбахæццæ кæнынц каникултæ! 1
(Приближаются каникулы. Будущее
время глаголов. Направительный
падеж имен существительных
кæдæм? кæмæ?)

0

1

19.05.2023 Познакомиться
с
новыми
словами,
использовать их при
чтении
и
в
речи.
Тренироваться
в
употреблении
глаголов в будущем
времени
на
уровне предложения
и
диалогического
единства.
Читать
текст
«Тагъд
каникултæ»

Устный
https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
опрос
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%
Практическая
работа

3.9

1
Дадайы фæдзæхст.
( Прошедшее время глаголов
(фæкастæн, фæфыстон, æвдыстон,
базыдтон).

0

1

24.05.2023 Познакомиться
с
новыми
словами,
использовать их при
чтении
и
в
речи.
Тренировать
учащихся
в
употреблении
в
речи глаголов в
прошедшем
и
будущем времени.
Выразительно
читать
стихотворение

Устный
опрос
Письменный
контроль

https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5D

«Скъоладзау»
3.10 Цы зонæм, уый бæрæг кæнæм.

1

Итого по разделу:

13

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

1

0

26.05.2023 Совместная работа
по
составлению
устных рассказов по
серии
сюжетных
картин

Устный
опрос.
Письменный
контроль

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Къорнаты З., Джыбылаты И.Дзурæм æмæ кæсæм иронау: ахуыргæнæн чиныг 1-æм
къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). 3-аг рауагъдад.Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 130 ф.
2. Къорнаты З., Джыбылаты И.Фыссæи иронау: къухфыст ахуыргæнæн чиныгмæ 1-аг
къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). 3-аг рауагъдад.Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 37 ф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Джигкаев Ш. «Осетинские народные сказки» - О;1997г
2.Джуссоев Нафи. «Коцоев Арсен»-О;1964г
3..Иронтаурæгътæ(Осетинские легенды)-О; 1989г
4. Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæм иронау: Базовый курс осетинского языка МедиаПолис, 2012.- 336 с.
5. Майрæмыхъуаты Ф.А. Грамматикон аргъæуттæ – Дзæуджыхъæу: Олимп.- 2006.- 16 с.
6. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæ гæсгæ куыст ирон æвзаджы урокты. Дзæуджыхъæу.
СОРИПКРО. - 2021.- 87 с.
7. Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии на уроках в обучении осетинскому языку.Владикавказ: СОРИПКРО, 2021.- 87 с.
8. Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/
9. Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/
10.Сека Гадиев «Рассказы» -Дз;1981г
11. Сказания о Нартах. Цхинвали;Изд.Ирыстон 1981г
12. Сидахъаты А.А. Зæрдылдаринæгтæ райдайæн кълæсты ахуыргæнинæгтæн æххуысæн.
СОРИПКРО. Дзæуджыхъæу.- 2020.- 50 с.
13. Цгъойты Белла. Ирон-уырыссаг нывджын дзырдуат. – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 210
ф.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Бæрзæфцæг
https://vk.com/barzafcag http://vk.com/wall-33833481_2464
2. http://nslib.tmweb.ru/ Национальная научная библиотека РСО-Алания
3. www.iriston.ru Новости об Осетии, музыка, литература, форум
4. iratta.com Осетинская история, сказки, музыка, фотографии, новости, форум
5. iriston.com История и культура Осетии
6. ossetians.com Сайт об осетинах
7. historyalans.narod.ru Англоязычный сайт: аланы, скифы, фотогалерея
8. baragbonta.ru Барагбонта. НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ!
9. http://aors.narod.ru/ История и культура Осетии
10. http://iratta.com
11.https://ironau.ru/skola.html
12.https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%9E
13. https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5Dah9TdQ
13. https://nsportal.ru/diana-bazieva

14. https://multiurok.ru/files/kontrolon-kuysty-khuyztoe-loemoeg-kordty.html
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Компьютер, мультимедийное оборудование; выход в сеть Internet, позволяющие
зонировать образовательное пространство для организации индивидуальной и/или
групповой работы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Укажите оборудование для проведения презентаций, демонстраций


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».