Аннотация к рабочей программе по биологии ФГОС ООО 5-9 класс

Аннотация к рабочей программе по биологии ФГОС ООО
5-9 класс.
Рабочая программа по учебному предмету "Биология" составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, на основе Примерной программы по биологии (Примерные
программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5класс: проект
- М.: Просвещение, 2010) и авторской программы по биологии Пономаревой И.Н.,
Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С. (Биология: 5 -9 классы:
программа. – М.: Вентана-Граф, 2012,с учетом новой редакции 2017). Учебного плана
МБОУ СОШ №2им. А.С.Пушкина г. Моздока на 2020-2021 учебный год. Программа
утверждена директором МБОУ СОШ №2 им.А.С.Пушкина г. Моздока.
Обоснование выбора программы.
Рабочие программы. Данная программа предназначена для организации обучения
биологии в 5-9 классах общеобразовательных учреждений по учебникам, выпускаемым
издательским центром «Вентана-Граф» (авторы учебников: Пономарёва И.Н., Корнилова
О.Л., Кучмснко B.C., Константинов В.П., Вабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г.,
Сухова Т.С. и др.). Соответствует федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени
основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной
программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного
стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований
к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и
старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением
социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением
характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы
получения информации вызывают определённые особенности развития современных
подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития
подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения
биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они
являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического
образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её
норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой
природы;
•приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого,
биологическое образование призвано обеспечить:

•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей
ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой
природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой
природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения
природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной,
ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности
эмоциональноценностного отношения к объектам живой природы.
Преподавание учебного предмета «биология» направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения выпускниками
основной школы. В соответствии с учебным планом курсу биологии на уровне основного
общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на уровне начального
общего образования, по отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих
биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом,
содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе
непрерывного биологического образования и является основой для последующей
уровневой и профильной дифференциации.
Важной отличительной особенностью данной программы является новизна подходов
к преподаванию биологии с учетом ФГОС ООО, ее направленность на усвоение
элементов современной теории и практики речевого общения, теории и практики речевой
деятельности, формирование навыков метапредметных и личностных результатов через
универсальные учебные действия.
При выборе УМК предметной линии учебников: Пономарёва И.Н., Корнилова О.Л.,
Кучмснко B.C., Константинов В.П., Вабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова
Т.С. и др. учитывалась специфика контингента обучающихся, соответствие УМК
возрастным и психологическим особенностям учащихся данной школы, соответствие
программы ФГОС ООО, завершенность учебной линии, подход в структурировании
учебного материала: от частного к общему, доступность и системность изложения
теоретического материала.
Актуальность.
Биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности
жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, экологическое сознание,
воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о
живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных
знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных
умений;
• овладение учебно-познавательными, информационными, ценностносмысловыми,
коммуникативными компетентностями;

• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы.
Место курса биологии в учебном плане .
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №2 им.А.С.Пушкина г. Моздока для 5-9
классов, реализующих ФГОС ООО время на изучение предмета «Биология» распределено
следующим образом: 35 часов в 5 классе (1 ч. в неделю), 35 часов в 6 классе (1 ч. в
неделю), 70 часов в 7 классе (2 ч. в неделю), 70 часов в 8 классе (2 ч. в неделю), 68 часов в
9классе (2 ч. в неделю). Всего 278 часов за пять лет обучения.
Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах:
1. Пономарева И.Н. Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений ( Т.С. Сухова, В.И. Строганов)– М.: Вентана-Граф, 2012; №1.2.5.2.3.1
Федерального перечня учебников (пр.Минобрнауки России от 28.12.2018 №345)
2. Биология. 6 класс (авт. Пономарева И.Н., Т.С. Сухова, В.И. Строганов) – М.:
Вентана-Граф, 2013; №1.2.5.2.3.2 Федерального перечня учебников (пр.Минобрнауки
России от 28.12.2018 №345)
3. Биология. 7 класс (авт. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.).) – М.:
Вентана-Граф, 2016; №1.2.5.2.3.3 Федерального перечня учебников (пр.Минобрнауки
России от 28.12.2018 №345)
4. Биология. 8 класс (авт.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, Кучменко В.С.) – М.:
Вентана- Граф, 2015; №1.2.5.2.3.4 Федерального перечня учебников (пр.Минобрнауки
России от 28.12.2018 №345)
5. Биология. 9 класс (авт. А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш.) – М.: Вентана-Граф, 2016.
№1.2.5.2.3.5 Федерального перечня учебников(пр.Минобрнауки России от 28.12.2018
№345)
Виды и формы контроля:
- стартовая диагностика
- текущая и тематическая диагностика (в форме устного, фронтального опроса,
терминологических диктантов, тестов, проверочных работ)
- промежуточная и итоговая диагностика (итоговый тестовый контрольный). Форма
организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный опрос,
парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки практикумы, самостоятельная работа, беседы, сюжетно-ролевые игры.
Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения,
информационнокоммуникативные, здоровьесбережения, системно- деятельностный
подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, игровые
технологии.
Учебное содержание курса биологиисостоит из блоков, в которых комплексно
изучаются: с 5 по 6 класс – ботаника и биосистемы, в 7 классе – животные, 8 класс –
строение и физиология человека, 9 класс – основы общей биологии.
Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс
«Окружающий мир», включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии,
биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии этот курс является
пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются
элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их
многообразии, роли в природе и жизни человека.

Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о
многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека,
служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов,
гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие,
теоретические понятия.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное
неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся
основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Планируемые результаты образования:
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально- культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются
ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные
и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
Изучение биологии на уровне основного общего образования даёт возможность
достичь следующих личностных результатов:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать , строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
на уровне основного общего образования являются формирование универсальных
учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника
научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; • умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою
точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования,
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно- следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). •
Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
• Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и
прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:
• – осознание роли жизни (1-я линия развития);
• – рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
• – использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
• – объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
• Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами освоения биологии на уровне основного общего образования
являются:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,
для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и

неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний,
видов растений и животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли
человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных
и глобальных экологических проблем, необходимости рационального
природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения
экологического качества окружающей среды;
• освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода
за ними.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».