Аннотация к рабочей программе 10-11 кл русский язык

Пояснительная записка
к рабочей программе по русскому языку, 10-11 класс
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе
 Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,
 Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
 Программы к учебнику по русскому языку для 10-11 классов Н.Г.Гольцовой, И.В. Шамшина,
М.А. Мищериной(М.: «Русское слово) 2010
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три
раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков,
обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и
культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством
общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной
культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и
консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются
теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во
всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного
мира.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний
о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение
пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,
владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на
основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных
условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается
общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект
культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание
культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои
мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая
программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды
чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также
способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц,
Лаптева Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольска-на-Амуре

которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый
тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые
и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные
виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким
образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского
языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре
программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены
дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором –
дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой
компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и
обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например,
при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают
необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные
коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национальнокультурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт
использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно
связанными друг с другом.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 10 классе (базовый уровень) в
количестве 34 часов, 1 час в неделю.
Рабочая программа для учащихся 10 класса составлена с учетом количества учебных недель .














Цели и задачи обучения:
Воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения, формирование
отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности;
развитие познавательной активности, коммуникативных способностей, речи и мышления на
межпредметной основе, навыков самообразования и самоорганизации, использование языка в
различных сферах и ситуациях общения, использование языка в различных сферах и ситуациях
общения, умения пользоваться всеми видами лингвистических словарей;
усвоение знаний о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего
(полного) общего образования;
закрепление и углубление знаний о языке как системе, разных языковых уровнях, единицах
языка и их взаимодействия между собой, языковых нормах, функционально-стилистической
системе языка;
расширение знаний о тексте, совершенствование навыков конструирования текста;
овладение умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые
явления, оценивать их в соответствии с нормами русского языка, различать варианты и
нарушения норм языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
применение полученных знаний, умений и навыков на практике, лингвистических знаний и
умений на уроках литературы, при анализе литературного произведения, повышение уровня
речевой культуры;
формирование навыков орфографической и пунктуационной грамотности, индивидуальноречевого стиля учащихся.

Лаптева Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольска-на-Амуре

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/ понимать:
o основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным
минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского
языка, о тексте и стилях речи;
o взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в
русском языке;
o роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
o имена выдающихся ученых-лингвистов;
o типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические,
грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные);
o источники богатства и выразительности речи, изобразительно-выразительные средства
(тропы и синтаксические фигуры);
o лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее
компоненты, культура речи).
o
Учащиеся должны уметь:
говорение и письмо
o создавать высказывания на лингвистическую тему;
o передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план,
конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато,
выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов,
отражающих идейный смысл произведения;
o соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
o оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
o выявлять подтекст;
o владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи;
o создавать тексты различных публицистических жанров( очерк, эссе, публицистическая и
научно-популярная статья);
o писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
o принимать участие в диспуте, дискуссии;
o составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;
аудирование и чтение
o владеть разными видами чтения ( информационное, ознакомительное) и использовать их в
зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных
стилей и жанров;
o извлекать необходимую информацию из разных источников (учебная, справочная,
художественная, средства массовой информации)
анализ текста и языковых единиц
o выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный,
словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический,
пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста)
o анализировать особенности употребления основных единиц языка;
Лаптева Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольска-на-Амуре

o анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения
структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей;
пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли, при построении
высказывания.
При обучении русского языка на профильном уровне развиваются общеучебные умения:





коммуникативные ( базовые умения использования языка во всех сферах
общения);
интеллектуальные(синтез, обобщение, сравнение и сопоставление,
противопоставление, оценивание, классификация);
информационные (извлечение информации из различных источников);
организационные(осуществление контроля и самоконтроля).
Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:








речевые умения и навыки ( формы контроля, доклад, устное сообщение)
умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся
лингвистических знаний (формы контроля: комплексный анализ текста,
фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический,
орфографический и пунктуационный разборы);
умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и
пунктуационных норм (формы контроля: контрольный диктант, изложение с
творческим заданием)
умение содавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра
(формы контроля: сочинения разнообразных жанров, реферат)
Используемый учебно-методический комплекс








Программа Н.Г.Гольцовой. Русский язык 10-11 классы. М. «Русское слово», 2008 г.
Русский язык. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных школ. Н. Г. Гольцова, И. В.
Шамшин. М., Русское слово, 2008 г.
Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина , Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. М. «Русское
слово» 2009 г.
Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык: трудные вопросы морфологии, 10-11класс. класс.
М. «Русское слово» 2006 г.
Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык: в таблицах, 10-11класс. класс. М. «Русское слово»
2009 г.
Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11класс.
класс. М. «Русское слово» 2005 г.

Лаптева Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольска-на-Амуре

Содержание программы по русскому языку 10 класс
Введение. Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские
писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской
Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых
языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы
литературного языка, типы норм. Норма и культура речи. Понятие о функциональных стилях; основные
функциональные стили современного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография. Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства
русского языка. Омонимы, паронимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика,
имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы.
Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия.
Основные правила произношения.
Морфемика и словообразование. Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова.
Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие
словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Основные способы
формообразования в современном языке. Словообразовательные словари. Словообразовательный
разбор.
Морфология и орфография. Основные понятия. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы
русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии.
Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне
слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Употребление
букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание
двойных согласных. Приставки ПРЕ- и ПРИ-Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имѐн
существительных. Род имѐн существительных. Распределение существительных по родам.
Существительные общего рода. Определение способа выражения рода несклоняемых существительных
и аббревиатуры. Число имѐн существительных. Морфологический разбор имѐн существительных.
Падеж и склонение имѐн существительных. Правописание падежных окончаний имѐн
существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имѐн существительных.
Правописание сложных имѐн существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имѐн
прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Особенности
образования и употребления притяжательных прилагательных. Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические
формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных
Лаптева Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольска-на-Амуре

(аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных.
Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном языке. Синонимия
кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имѐн прилагательных.
Правописание окончаний имѐн прилагательных. Склонение качественных и относительных
прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ИЙ. Правописание
суффиксов имѐн прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имѐн прилагательных. Имя
числительное.
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Особенности
употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор имѐн числительных.
Склонение имѐн числительных. Правописание имѐн числительных. Употребление имѐн числительных в
речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Значение и особенности
употребления возвратного, притяжательного и определительных местоимений.
Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как
начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/ непереходность глагола.
Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Категория времени глагола. Наклонение
изъявительное,
повелительное,
сослагательное
(условное).
Особенности
образования
и
функционирования. Морфологический разбор глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов.
Формообразование глаголов. Правописание глаголов.
Причастие. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у
причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов
причастий.Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные
и существительные.
Деепричастие. Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. Наречие.
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий.
Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание
наречий. Дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов
категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных
ср.р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи. Предлог. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления
предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. Союзы и союзные слова.
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению,
структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание
союзов Частицы. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и
употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Лаптева Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольска-на-Амуре

Междометие. • Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально- стилистические
особенности употребления междометий

Содержание программы по русскому языку 11 класс.
Синтаксис и пунктуация.
Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор
словосочетания.
Предложение. Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и
сложные. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по
структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространѐнные и
нераспространѐнные предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении.
Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов просто предложения.
Простое осложнѐнное предложение. Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены
предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при
однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных
приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединѐнных неповторяющимися союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединѐнных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные
обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены
предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном
обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением.наки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и
словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях..
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочинѐнном
предложении. Синтаксический разбор сложносочинѐнного предложения. Знаки препинания в
сложноподчинѐнном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинѐнного
предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинѐнном предложении с
несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложносочинѐнного предложения с несколькими
придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в
бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Лаптева Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольска-на-Амуре

Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. Употребление знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Вопросительные и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие
и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания.
Авторская пунктуация.
Культура речи. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи. Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические,
акцентологические,
словообразовательные,
лексические,
морфологические,
синтаксические,
стилистические нормы. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность,
богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт. Составление руководства
«Учусь говорить хорошо и правильно».
Стилистика. Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также
изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных
стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи. Текст. Функционально-смысловые типы речи:
повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров. .

Лаптева Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 8 г.Комсомольска-на-Амуре

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».