Пояснительная записка План внеурочной деятельности ФГОС МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка «Поколение будущего» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; • Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; • Письма Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09- 1672 «О направлении методических рекомендаций»; • Цели и планируемые результаты внеурочной деятельности В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) основная образовательная программа среднего общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является частью образовательной программы МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Внеурочная деятельность направлена на: -создание условий для развития личности ребенка, развитие его мотивации к познанию и творчеству; -приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности); -профилактику асоциально поведения; -создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры; -обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося; -развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Цель и результат внеурочной деятельности соответствуют целям и результату образования. Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: создание условий для становления развития личности обучающихся, формирование их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального. Интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Планируемые результаты внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур школы, предусматривающих изучение сформированности познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности (результаты олимпиад, защиты проектов, анкеты). Показатели деятельности педагогов по реализации модели внеурочной деятельности: 1. Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (итоги учебного года); 2. Проектная деятельность обучающихся; 3. Участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы; 4. Количество обучающихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях; 5. Посещаемость занятий, курсов; 6. Количество обучающихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса; 7. Участие родителей в мероприятиях; 8. Наличие благодарностей, грамот; 9. Наличие рабочей программы курса внеурочной деятельности и ее соответствие предъявляемым требованиям; 10. Ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с обучающимися (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности); 11. Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения; 12. Удовлетворенность обучающихся и их родителей выбранным курсов внеурочной деятельности; 13. Презентация опыта на различных уровнях. Механизм конструирования оптимизационной модели: Для реализации внеурочной деятельности в школе организована оптимизационная модель внеурочной деятельности. Она заключается в оптимизации всех внутренних ресурсов школы и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники (учителя предметники, классные руководители психолог, учителя по предметам). Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: -взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно- вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; -организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; -организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; -организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения. Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы: 1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материальнотехническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения. 2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самореализации, самоутверждения. 3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов, 4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может бытьреализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии. 5. Принципучета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе. 6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. Состав и структура направлений внеурочной деятельности при реализации образовательных программ Цель внеурочной деятельности: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи внеурочной деятельности: -организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся; -формировать навыки позитивного общения; -развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; -воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; -развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Внеурочная направлениям: деятельность организуется по следующим -духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления ксамосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике; -социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: -трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. -общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность; -общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков -спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре. Перечисленные направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ. Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью в рамках основной образовательной программы основного общего образования, участие в которой является обязательным для каждого обучающегося. Духовно-нравственное направление Целесообразность названного направления заключается вобеспечении духовно- нравственного развития обучающихся в единой урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Основные задачи: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной композиции- «становиться лучше»; • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам: • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей; • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей -формирование основ российской гражданской идентичности; • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; • формирование патриотизма и гражданской солидарности; • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. • Данное направление реализуется программой«Осетия и я», «Литературное чтение». . В рамках работы в данном направлении проводятся, экскурсии, походы, лекции, беседы, видеозанятия, акции, конкурсы, сборы, праздники, классные часы. Социальное направление Целесообразность направления заключается в активизациивнутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне среднего общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основные задачи: формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; • формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование основы культуры межэтнического общения; • формирование отношения к семье как к основе российского общества; • В рамках работы в данном направлении проводятся защиты проектов, презентации портфеля достижений, презентация творческих работ, экскурсии, социальные практики, акции. Общеинтеллектуальное направление Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов образовательной программы среднего общего образования. освоения основной Основные задачи: формирование навыков научно- интеллектуального труда; развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; • овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне среднего общего образования. • воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. • • • Данное направление реализуется через программу курса: «Финансовая грамотность» , « Я в мире и мир вокруг меня» Данное направление реализуется программами курсов: «Калейдоскоп наук», «Умники и умницы», «Живая планета», «Эрудит»,«Путешествие по России», «Лаборатория юного химика», «Счастливый английский», «Английский с увлечением», « Английский театр», «Английский в вопросах и ответах»,«Страницы истории», « Ника», «Интенсивный русский в вопросах и ответах », «Биология в вопросах и ответах », «Constant» В рамках работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита исследовательских проектов, викторины, выставки, выпуски газет, математические бои, участие в предметных неделях, олимпиады, научно- исследовательские конференции. Общекультурное направление Целесообразность данного направления заключается в воспитанииспособности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие общей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основные задачи: формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; • становление активной жизненной позиции; • воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры. • Данное направление реализуется через программу, работу классного руководителя по плану воспитательнойработы школы, реализуется через участие в школьных, муниципальных и региональных конкурсах. В рамках работы в данном направлении проводятся защиты проектов, конкурсы, акции, проведение коллективных творческих дел. Спортивно-оздоровительное направление Целесообразность данного направления заключается вформировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся среднего общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной программы среднего общего образования. Основные задачи: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей; • развитие потребности в занятиях физической культуры и спортом. • • Задачи: - приобщение обучающихся к здоровому образу жизни -- приобщение обучающихся к спорту - подготовка к сдаче норм ГТО В рамках работы в данном направлении проводятся, соревнования, показательные выступления, дни здоровья, эстафеты, беседы, весёлые старты, викторины, походы. Режим внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением английскогоязыкаустанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом ЦО, учебным календарным графиком и обеспечивает реализацию плана внеурочной поутвержденным в установленном порядке рабочим программам курсов. деятельности В соответствии с учебным планом устанавливается следующаяпродолжительность учебного годане менее 34 учебных недель; Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней. На уровне среднего общего образования устанавливается шестидневная учебная неделя. Продолжительность занятия внеурочной деятельности в Х-XI классах составляет 45 минут. Расписание занятий внеурочной деятельностью составляется отдельно от расписания уроков. Внеурочная деятельность учебной направленности осуществляется непосредственно в образовательной организации. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Обеспечение плана План внеурочной деятельности на 2022/2023 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 1-11 классах, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Общеобразовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами и обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному плану внеурочной деятельности. Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, утвержденных педагогическим советом школы. Рабочие программы должны содержать следующие разделы: планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и тематическое планирование внеурочной деятельности. Учет занятий внеурочной деятельности Учет занятий внеурочной деятельностью осуществляется педагогическими работниками. Ведущими занятия и оформляются в журнале учета занятий внеурочной деятельностью, в которые вносятся списки обучающихся, ФИО педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий носятся в журналы в соответствии с рабочими программами курсов внеурочно деятельности. Учет посещения занятий внеурочной деятельности осуществляется руководителями в карте занятости внеурочной деятельностью обучающегося. классными Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией. Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем руководителя образовательной организации в соответствии с должностной инструкцией. Планирование внеурочной деятельности обучающихся на 2022-2023 учебный год Планирование внеурочной деятельности обучающихся I-IV классов Название курса Количество часов в неделю I Направление II «Умники и умницы» III 2 Общеинтеллектуальное IV 2 2 «Калейдоскоп наук» 2 Итого Направление 2 2 2 2 Планирование внеурочной деятельности обучающихся V-IX классов Количество часов в неделю объединения V VI VII VIII IX классы «Живая планета» 2 5 «А» 5 «Б» Общеинтеллектуальное «Эрудит» 2 9 «А» 9 «Б» «Путешествие по России» 1 8 «Б» 1 «Лаборатория юного химика» 8»Б» «Счастливый английский» 1 «Английский с увлечением» 5 «А» « Английский театр» «Английский в вопросах и ответах» « Ника» 5 «В» 2 6 «А» 1 7 «Б» 1 2 8 «А» 9 «А» 9 «Б» 2 9 «А» 9 «Б» « Русский язык с интересом»» 1 5 «Б» 1 1 6 «а» 7 «А» «Литературное чтение» 6 «Б» « В мире книг» «Математика для всех» 1 5 «В» Итого 6 2 2 6 «Б» 7 «А» 5 1 8а 7 «Б» 4 4 6 Планирование внеурочной деятельности обучающихся X-XI классов Направления внеурочной деятельности Социальное направление Форма Объединение Наименование программы «Constant» «Финансовая грамотность» « Я в мире и мир вокруг меня» ИТОГО 10 11 класс класс 2 1 1 2 2 Мониторинг эффективности реализации плана внеурочной деятельности ФГОС СОО В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением плана внеурочной деятельности ФГОС СОО выступают: 1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении. 3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Критерии выбраны по следующим принципам: 1. Критерий результативности (УУД,олимпиады, победы в конкурсах, динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.) – помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей дезадаптивной группы. «Слабые места», за счет которых будет происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следующим показателям. 2. Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной системы).Если нет мотивации находиться в школе – всем или каким-то отдельным участникам ОП, значит не найдена необходимая тональность в предложениях школы – надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу. 3. Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих объединений учителей, родителей; обновление материально- технической базы, и пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной системы). Может быть,что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные предложения. 4. Критерий Качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП, мотивация к обучению, СМИ о школе и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной системы могут только качественные характеристики. Но они трудно поддаются стандартизации. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности ФГОС основного общего образования. Спортивно-оздоровительное направление: понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека; • осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье; • умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье; • способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье; • сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре; Духовно-нравственное направление: • осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; • сформированная гражданская компетенция; • понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; • уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Общеинтеллектуальное направление: • осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству; • сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуальнопознавательной и научно- практической деятельности; • Общекультурное направление: • понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; • понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; • способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; • сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе; • сформированная потребность повышать сой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности; • знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. • формированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации); • развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; • способность обучающихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию; Социальное направление: • овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни; • сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом; • достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия; • сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность; • умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; • ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ФИО учителя Щербаненко К.Л. Данилова В.Г. Головнёва С.П. Северина О.Б. Кривошеева Л.А. Клейман А.В. Меликова Э.В. Лобко Л.Л. Калина И.П. Джахаева И.А. Москалюк С.Н. Элесханова А.И Джахаева И.А. Элесханова Л.Э . Черваев А.И. Водолейкина А.Н. Черваев А.И. Чибашвили А.В. Завадская О.А. Сурда Т.Д. Курилова Н.В. Курилова Н.В Бичеева Т.Я. Курилова Н.В Москалюк С.Н. Косова Л.В. Агаева С.А Пак Е.Г. Завадская О.А Пак Е.Г. Сурда Т.Д. 32 33 34 35 Шорина С.Э. Агаева С.А. Пак Е.Г. Пак Е.Г. курс внеурочной деятельности «Умники и умницы» «Умники и умницы» «Умники и умницы» «Умники и умницы» «Умники и умницы» «Умники и умницы» «Калейдоскоп наук» «Калейдоскоп наук» «Калейдоскоп наук» «Живая планета» «Погружение в английский язык» «Русский язык с интересом» «Живая планета» «Математика для всех» «Счастливый английский» «Сокровища русского языка» «Счастливый английский» «Математика для всех» «Русский язык с интересом» «Русский язык с интересом» «Математика для всех» «Математика для всех» «Счастливый английский» «Математика для всех» «Счастливый английский» «Путешествие по России» «Лаборатория юного химика» «Ника» «Эрудит» «Ника» «Эрудит» класс 1А 1Б 2А 2Б 3А 3Б 4А 4Б 4В 5А 5А 5Б 5Б 5В 5В 6А 6А 6Б 6Б 7А 7А 7Б 7Б 8А 8А 8Б 8Б 9А 9А 9Б 9Б «Я в мире и мир вокруг меня» «Финансовая грамотность» «Constant»/профиль/ «Constant»/база/ 10 А 10 А 11 А 11 А