Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ
ИСКУССТВО»
Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая
духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и
нравственный мировой опыт.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии,
функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность,
зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и
патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и
формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11—15
лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учѐтом индивидуальных качеств
обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и
детей с ОВЗ.
Для оценки качества образования кроме личностных и метапредметных образовательных
результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется
чѐтко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными
требованиями.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой
форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество
в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена
тематическим планом и может иметь разные формы организации.
Учебный материал каждого модуля разделѐн на тематические блоки, которые могут быть
основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как
исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию
результата.
Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую,
искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную
деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное
художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объѐме,
макете).
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и

праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также
смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ
ИСКУССТВО»
Целью изучения является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Модуль объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность,
восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей
действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного
художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными
материалами.
Задачами модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство» являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных
ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни
общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной
культуре во всѐм многообразии еѐ видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных
материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,
графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного
творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах
(театре и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах
воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих
позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной
художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование
активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно значимой ценности.
МЕСТО МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Модуль «Декоративно-прикладное и народное искусство» изучается 1 час в неделю, общий объем
составляет 34 часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по модулю
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное
развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во
ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и
социально значимые качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение
школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному
участию в социально значимой деятельности.
1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного
развития отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном, прикладном и
изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты
отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящѐнных различным
подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям,
эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в
изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов.
Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной
художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственноэмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к
ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и
гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества.
Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках
предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой
истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует
пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических
идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах
создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого,
становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический,
художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного
предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его
эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту
самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству
способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку,
семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком

полноты проживаемой жизни.
4. Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной
сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное,
трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении
и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд,
представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием
развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных
ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию,
отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому
себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в
условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к
природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи
воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками,
видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках
изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
6. Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в
процессе художественно-эстетического наблюдения природы, еѐ образа в произведениях искусства и
личной художественно-творческой работе.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в
процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и
специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как
навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений
преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания
реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату,
понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой
работы, работы в команде — обязательные требования к определѐнным заданиям программы.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация
пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не
только потребителями) еѐ создания и оформления пространства в соответствии с задачами
образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность
обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное
воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и
восприятие жизни школьниками.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении модуля:

1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления
искусства и действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или
выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования,
аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора
информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах еѐ
представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно
отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе общих позиций и учѐта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности
и строить действия по еѐ достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего
результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач,
осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и
интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественнотворческих задач;
уметь организовывать своѐ рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям
критериев.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций
других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и
собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и
переживания свои и других;
признавать своѐ и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в
совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического,
современного, искусства промыслов; понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми
потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;
иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом
значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии
в древних орнаментах символического описания мира;
характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративноприкладного искусства;
уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных
отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной
среды;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл,
керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и
материала;
распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в
разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.;
знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу,
орнаментальность, стилизацию изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный,
зооморфный, антропоморфный;
владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных,

сетчатых, центрических;
знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь
применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения
деталей природы, стилизованного обобщѐнного изображения представите- лей животного мира,
сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде
которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства
(солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его
декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство
его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник
архитектуры;
иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;
освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое
значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма
различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в
своих материальных формах глубинные духовные ценности;
знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов,
например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и
декора, их связь с природой, трудом и бытом;
иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности —
быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай,
античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративноприкладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые
природными условиями и сложившийся историей;
объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной
жизни;
рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и
искусства;
называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных
промыслов;
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных
промыслов;
уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево,
глина, металл, стекло, др.;
различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике
декора;
объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных
промыслов;
иметь представление о приѐмах и последовательности работы при создании изделий некоторых
художественных промыслов;
уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда
отечественных художественных промыслов;

характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип,
указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;
понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и
содержании геральдики;
уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в
окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать
их образное назначение;
ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства;
различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьѐ,
гобелен и т. д.;
овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства
школы и школьных праздников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

№ Наименование разделов и тем Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п программы
всег контрольн практичес изучени
я
о
ые работы кие
Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном
искусстве
работы

Виды,
Электронные (цифровые)
формы
образовательные ресурсы
контроля

1.1. Декоративно-прикладное
искусство и его виды

Практичес http://www.rusedu.ru/izoкаяработа mhk/list_41.html
;
http://classicmusicon.narod.ru
устныйоп /ago.htm
рос ;
https://zaycev.net/genres/clas
sical/index.html

1

0

0

05.09.20 Наблюдать и характеризовать
22
присутствие предметов декора в
предметном мире и жилой среде.;
Сравнивать виды декоративноприкладного искусства по материалу
изготовления и практическому
назначению.; Анализировать связь
декоративно-прикладного искусства с
бытовыми потребностями людей.;
Самостоятельно формулировать
определение декоративно-прикладного
искусства;

0

12.09.20 Уметь объяснять глубинные смыслы
Практичес http://www.rusedu.ru/izo22
основных знаков-символов
каяработа mhk/list_41.html
традиционного народного
;
http://classicmusicon.narod.ru
(крестьянского)
устныйоп /ago.htm
прикладного искусства.;
рос ;
https://zaycev.net/genres/clas
Характеризовать традиционные образы в
sical/index.html
орнаментах деревянной резьбы, народной
вышивки, росписи по дереву и др., видеть
многообразное варьирование трактовок.;
Выполнять зарисовки древних образов
(древо жизни, мать-земля, птица, конь,
солнце и др.).;
Осваивать навыки декоративного
обобщения;

Раздел 2. Древние корни народного искусства
2.1. Древние образы в народном
искусстве

1

0

2.2. Убранстворусскойизбы

1

0

0

19.09.20 Изображать строение и декор избы в их
22
конструктивном и смысловом единстве.;
Сравнивать и характеризовать
разнообразие в построении и образе избы
в разных регионах страны.;
Находить общее и различное в образном
строе традиционного жилища разных
народов;

Практичес http://www.rusedu.ru/izoкаяработа mhk/list_41.html
;
http://classicmusicon.narod.ru
устныйоп /ago.htm
рос ;
https://zaycev.net/genres/clas
sical/index.html

2.3. Внутренниймиррусскойизбы 1

0

0

26.09.20 Называть и понимать назначение
22
конструктивных и
декоративных элементов устройства
жилой среды
крестьянского дома.;
Выполнить рисунок интерьера
традиционного крестьянского дома;

Практичес http://www.rusedu.ru/izoкаяработа mhk/list_41.html
;
http://classicmusicon.narod.ru
устныйоп /ago.htm
рос ;
https://zaycev.net/genres/clas
sical/index.html

2.4. Конструкция и декор
1
предметов народного быта и
труда

0

0

03.10.20 Изобразить в рисунке форму и декор
22
предметов
крестьянского быта (ковши, прялки,
посуда, предметы трудовой
деятельности).;
Характеризовать художественноэстетические качества народного быта
(красоту и мудрость в построении формы
бытовых предметов);

Практичес http://www.rusedu.ru/izoкаяработа mhk/list_41.html
;
http://classicmusicon.narod.ru
устныйоп /ago.htm
рос ;
https://zaycev.net/genres/clas
sical/index.html

2.5. Народныйпраздничныйкос 1
тюм

0

1

2.6. Искусствонароднойвышивк 1
и

0

0

10.10.2 Понимать и анализировать образный Практиче http://www.rusedu.ru/izoстрой народного праздничного
скаярабо mhk/list_41.html
022
костюма, давать ему эстетическую
та ;
http://classicmusicon.narod.
оценку.; Соотносить особенности
устныйо ru/ago.htm
декора женского праздничного
https://zaycev.net/genres/c
прос ;
костюма с мировосприятием и
lassical/index.html
мировоззрением наших предков.;
Соотносить общее и особенное в
образах народной
праздничной одежды разных регионов
России.;
17.10.2 Понимать
языказарисовку Практиче http://www.rusedu.ru/izoВыполнитьусловность
аналитическую
орнамента,
скаярабо mhk/list_41.html
022
или эскиз его символическое
значение.;
та ;
http://classicmusicon.narod.
праздничного народного костюма ;
Объяснять связь образов и мотивов
устныйо ru/ago.htm
крестьянской вышивки с природой и прос ;
https://zaycev.net/genres/c
магическими древними
lassical/index.html
представлениями.;
Определять тип орнамента в
наблюдаемом узоре.;
Иметь опыт создания
орнаментального построения
вышивки с опорой на народную
традицию;

7. Народные праздничные
1
обряды (обобщение темы)

0

1

Раздел 3. Народныехудожественныепромыслы
3.1. Происхождение
1
0
0
художественных
промыслов и их роль в
современной жизни
народов России

3.2. Традиционные древние
образы в современных
игрушках народных
промыслов

1

0

0

24.10.2 Характеризовать праздничные обряды Практиче http://www.rusedu.ru/izoкак синтез всех видов народного
скаярабо mhk/list_41.html
022
творчества.;
та ;
Документы и презентации
Изобразить сюжетную композицию с устныйо для учителя ИЗО
изображением
http://classicmusicon.narod.
прос ;
праздника или участвовать в создании
ru/ago.htm Архив
коллективного панно на тему
классической музыки.
традиций народных праздников;

31.10.2 Наблюдать и анализировать изделия
различных народных художественных
022
промыслов с позиций материала их
изготовления.;
Характеризовать связь изделий
мастеров промыслов с
традиционными ремёслами.;
Объяснять роль народных
художественных промыслов в
современной жизни;

Практиче http://www.rusedu.ru/izoскаярабо mhk/list_41.html
та ;
http://classicmusicon.narod.
устныйо ru/ago.htm
https://zaycev.net/genres/c
прос ;
lassical/index.html

07.11.2 Рассуждать о происхождении древних Практиче http://www.rusedu.ru/izoтрадиционных
скаярабо mhk/list_41.html
022
образов, сохранённых в игрушках
та ;
http://classicmusicon.narod.
современных народных промыслов.; устныйо ru/ago.htm
Различать и характеризовать
https://zaycev.net/genres/c
прос ;
особенности игрушек
lassical/index.html
нескольких широко известных
промыслов: дымковской,
филимоновской, каргопольской и др.;
Создавать эскизы игрушки по мотивам
избранного промысла;

3.3. Праздничная хохлома.
Роспись по дереву

1

0

1

14.11.2 Рассматривать и характеризовать
Практиче http://www.rusedu.ru/izoособенности орнаментов и формы
скаярабо mhk/list_41.html
022
произведений хохломского промысла.; та ;
http://classicmusicon.narod.
Объяснять назначение изделий
устныйо ru/ago.htm
хохломского промысла.; Иметь опыт в прос ;
https://zaycev.net/genres/c
освоении нескольких приёмов
lassical/index.html
хохломской орнаментальной росписи
(«травка», «кудрина» и др.).;
Создавать эскизы изделия по мотивам
промысла;

3.4. ИскусствоГжели. Керамика 1

0

1

3.5. Городецкаяросписьподерев 1
у

0

1

21.11.2 Рассматривать и характеризовать
особенности орнаментов и формы
022
произведений гжели.;
Объяснять и показывать на примерах
единство скульптурной формы и
кобальтового декора.;
Иметь опыт использования приёмов
кистевого мазка.;
Создавать эскиз изделия по мотивам
промысла.;
Изображение
и конструирование
28.11.2 Наблюдать
и эстетически
посудной формы красочную
и её
характеризовать
022
роспись в гжельской
городецкую
роспись.;традиции;
Иметь опыт декоративносимволического изображения
персонажей городецкой росписи.;
Выполнить эскиз изделия по мотивам
промысла;

Практиче http://www.rusedu.ru/izoскаярабо mhk/list_41.html
та ;
http://classicmusicon.narod.
устныйо ru/ago.htm
https://zaycev.net/genres/c
прос ;
lassical/index.html

Практиче http://www.rusedu.ru/izoскаярабо mhk/list_41.html
та ;
https://zaycev.net/genres/c
устныйо lassical/index.html
http://classicmusicon.narod.
прос ;
ru/ago.htm

3.6. Жостово.
Росписьпометаллу

1

0

1

05.12.2 Наблюдать разнообразие форм
Практиче http://www.rusedu.ru/izoподносов и композиционного решения скаярабо mhk/list_41.html
022
их росписи.;
та ;
http://classicmusicon.narod.
Иметь опыт традиционных для
устныйо ru/ago.htm
Жостова приёмов кистевых мазков в прос ;
https://zaycev.net/genres/c
живописи цветочных букетов.;
lassical/index.html
Иметь представление о приёмах
освещенности и объёмности в
жостовской росписи;

3.7. Искусстволаковойжи
вописи

1

0

0

12.12.2 Наблюдать, разглядывать,
любоваться, обсуждать
022
произведения лаковой миниатюры.;
Знать об истории происхождения
промыслов лаковой
миниатюры.;
Объяснять роль искусства лаковой
миниатюры в сохранении и развитии
традиций отечественной культуры.;
Иметь опыт создания композиции на
сказочный сюжет, опираясь на
впечатления от лаковых миниатюр ;

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов

Практиче http://www.rusedu.ru/izoскаярабо mhk/list_41.html
та ;
http://classicmusicon.narod.
устныйо ru/ago.htm
https://zaycev.net/genres/c
прос ;
lassical/index.html

Роль
4.1. декоративно-прикладного 2
искусства в культуре древних
цивилизаций

0

1

Наблюдать, рассматривать,
Практиче http://www.rusedu.ru/izoэстетически воспринимать
скаярабо mhk/list_41.html
декоративно-прикладное искусство в та ;
http://classicmusicon.narod.ru/
культурах разных народов.;
устныйо ago.htm
Выявлять в произведениях
https://zaycev.net/genres/class
прос ;
декоративно-прикладного
ical/index.html
искусства связь конструктивных,
декоративных и
изобразительных элементов, единство
материалов, формы и декора.;
Делать зарисовки элементов декора
или декорированных предметов;

4.2. Особенности орнамента в 4
культурах разных народов

0

1

Объяснять и приводить примеры, как
по орнаменту,
украшающему одежду, здания,
предметы, можно определить, к какой
эпохе и народу он относится.;
Проводить исследование орнаментов
выбранной культуры, отвечая на
вопросы о своеобразии традиций
орнамента.; Иметь опыт изображения
орнаментов выбранной культуры;

Практиче http://www.rusedu.ru/izoскаярабо mhk/list_41.html
та ;
http://classicmusicon.narod.
устныйо ru/ago.htm
https://zaycev.net/genres/c
прос ;
lassical/index.html

4.3. Особенности конструкции и 3
декора одежды

20.02.20 Проводить исследование и вести
23
поисковую работу по изучению и сбору
27.02.20 материала об особенностях одежды
23
выбранной культуры, еѐ декоративных
особенностях и социальных знаках.;
4.4. Целостный образ
3
0
2
06.03.20 Участвовать
в созданииодежды.;
коллективного
Изображать предметы
декоративно-прикладного
23
панно,
показывающего
выбранной
Создавать
эскиз одеждыобраз
или деталей
искусства для каждой
13.03.20 эпохи;
одежды для разных членов сообщества
Раздел
5. Декоративно-прикладное
искусство в жизни современного
человека
исторической
эпохи и
23
этой культуры;
национальной культуры
5.1. Многообразие
видов, форм, 2
0
0
27.03.20 Вести самостоятельную поисковую
материалов и техник
23
работу по направлению выбранного вида
современного декоративного
03.04.20 современного декоративного искусства.;
23
творческую
импровизацию
5.2. искусства
Символический знак в
2
0
1
10.04.20 Выполнить
Объяснять значение
государственной
на
основе и роль художника в еѐ
современной жизни
23
символики
17.04.20 произведений
разработке.; современных художников;

Практиче http://www.rusedu.ru/izoскаяработ mhk/list_41.html
а;
http://classicmusicon.narod.ru/
устныйоп ago.htm
рос ;
https://zaycev.net/genres/classi
Практиче http://www.rusedu.ru/izocal/index.html
скаяработ mhk/list_41.html
а;
http://classicmusicon.narod.ru/
устныйоп ago.htm
рос ;
https://zaycev.net/genres/classi
Практиче
http://www.rusedu.ru/izocal/index.html
скаяработ mhk/list_41.html
а;
http://classicmusicon.narod.ru/
устныйоп
Практиче ago.htm
http://www.rusedu.ru/izoрос
;
скаяработ https://zaycev.net/genres/classi
mhk/list_41.html
cal/index.html
а;
http://classicmusicon.narod.ru/

Разъяснять смысловое значение
изобразительно15.05.20 декоративных
Обнаруживать элементов
украшениявна улицах
государственной
и вогербе
23
родного города и символике
рассказывать
них.;
родного
города.;
22.05.20 Объяснять, зачем люди в праздник
Рассказывать
о происхождении
23
украшают окружение
и себя.; и
традициях
геральдики.;
Разрабатывать
Участвовать
в праздничном
оформлении
эскиз
личной
семейной
эмблемы
или
школы;
эмблемы класса, школы, кружка
дополнительного образования;

устныйоп ago.htm
рос ;
https://zaycev.net/genres/classi
Практиче cal/index.html
http://www.rusedu.ru/izo-

0

1

23
5.3. Декор современных улиц и
помещений

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34
ПО МОДУЛЮ

1

1

2

14

скаяработ mhk/list_41.html
а;
http://classicmusicon.narod.ru/
устныйоп ago.htm
рос ;
https://zaycev.net/genres/classi
cal/index.html

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 5 класс/Горяева Н. А., Островская О.В.; под редакцией Неменского Б.М.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочая тетрадь создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство. .
Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5—9 классы»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Виртуальные музеи
http://www.googleartproject.com Виртуальные туры по музеям мира
http://smallbay.ru/ Виртуальный музей живописи
http://www.virtualrm.spb.ru Русский музей: виртуальный филиал
http://louvre.historic.ru Лувр
http://culture.ru/atlas/object/526 Российский этнографический музей. Образы России.
Интернет-галереи
http://www.printdigital.ru/ Шедевры мировой живописи
http://www.artlib.ru/ библиотека изобразительных искусств.
Образовательные ресурсы в помощь учителю ИЗО
http://school-collection.edu.ru/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений
общего и начального профессионального образования.Методические материалы, тематические
коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного
процесса.
http://fcior.edu.ru/ Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов .
http://www.rusedu.ru/izo-mhk/list_41.html Документы и презентации для учителя ИЗО
http://www.rusedu.ru/member17917.html
http://www.mtdesign.ru/archives/category/uroki-risovaniya-guashyu Уроки рисования Марины
Терешковой.
http://classicmusicon.narod.ru/ago.htm Архив классической музыки.

Материалы по истории искусств
http://www.bibliotekar.ru/rusIcon/index.htm Коллекция икон. Русская средневековая иконопись
http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html Народные промыслы

http://www.openclass.ru/node/148163 Коллекция ссылок по изучению истории искусств для учителя
ИЗО
http://www.arthistory.ru/ история искусств разных эпох
http://art-history.ru/ история искусств, начиная с первобытного человека.
http://festival.1september.ru
музыка:
https://zaycev.net/genres/classical/index.html

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
акварельные краски, кисти, альбом, графитовые карандаши, ножницы, клей ПВА, палитра, точилка,
непроливайка, ластик, фартук, нарукавники.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
смарт доска, ноутбук


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».