Рабочая программа учебного курса "История" для 5 класса на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным
потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в
связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему
Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в
соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:





формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития
человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 8. — С. 7—8).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа,
при 34 учебных неделях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология
(счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление
человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и
торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление
государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних
египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта
(архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства.
Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства.
Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон.
Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное
устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.

Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев.
Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и
распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной
империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение
различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и
изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации.
Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство.
Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое
устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества;
Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги грекоперсидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины,
участники, итоги. Упадок Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое
искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в
Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и
его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Александрия Египетская.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима.
Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги.
Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье

Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские
провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия,
итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай
Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление.
Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I,
перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима:
архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а

также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и
нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование
и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осо- знание глобального
характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные
и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и
различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты
своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и
личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства
достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на
региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и
Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных
типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой
эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):

характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных
верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
8. Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять
полученные результаты в форме сообщения, альбома,
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование
Количество часов
Дата
п/п разделов и тем
изучения
всего
контрольные
практические
программы
работы
работы

Виды деятельности

Виды, формы Электронные
контроля
образовательные ресур

Раздел 1. Введение
1.1. Введение

2

Укажите часы Укажите часы

01.09.2022 Рассказывать, как историки
04.09.2022 узнают о далеком прошлом.;
Приводить примеры
вещественных и письменных
исторических источников.;
Объяснять значение терминов:
история, хронология,
археология, этнография,
нумизматика.;
Характеризовать отрезки

Устный

опрос; Файл 1._
vvodnyy_urok.docx

времени, используемые при
описании прошлого (год, век,
тысячелетие, эра).;
Размещать на ленте времени
даты событий, происшедших
до нашей эры и в нашу эру.;
Объяснять, какая историческая
и географическая информация
содержится на исторических
картах;
Итого по разделу

2

Раздел 2. Первобытность
2.1. Первобытность

4

1

Укажите часы

05.09.2022 Показывать на карте места
Устный опрос;
12.09.2022 расселения древнейших людей, Письменный
Microsoft Office
известные историкам.;
контроль;
zadachi_urok.doc
Рассказывать о занятиях
первобытных людей.;
Распознавать изображения
орудий труда и охоты
первобытных людей. ;
Объяснять, какое значение для
древнейших людей имело
овладение огнем, как его
добывали и поддерживали.;
Рассказывать, где были
найдены рисунки первобытных
людей, о чем ученые узнали из
этих рисунков. ;
Объяснять, чему, каким силам
поклонялись древнейшие люди.
;
Раскрывать значение понятий:
присваивающее хозяйство,
язычество, миф.;
Характеризовать значение

doc

освоения древними людьми
земледелия и скотоводства;
Распознавать (на
изображениях, макетах) орудия
труда древних земледельцев,
ремесленников.;
Давать определение понятий:
присваивающее хозяйство,
производящее хозяйство, род,
племя. ;
Рассказывать о важнейших
ремеслах, изобретенных
древними людьми;
Рассказывать, как произошло
открытие людьми металлов,
какое значение это имело.;
Объяснять, в чем состояли
предпосылки и последствия
развития обмена и тор-говли в
первобытном обществе.;
Раскрывать значение понятий и
терминов: родовая община,
соседская община, вождь,
старейшина, знать.;
Называть признаки, по
которым историки судят о
появлении цивилизации.;
Итого по разделу

4

Раздел 3. Древний Восток
3.1. Древний Египет

7

1

Укажите часы

19.09.2022 Рассказывать с использованием
10.10.2022 исторической карты о
природных условиях Египта,
их влиянии на занятия
населения. ;
Объяснять, что способствовало

Устный опрос; https://yandex.ru
Письменный
/video/preview/?
контроль;
Тестирование;

возникновению в Египте
сильной государственной
власти. ;
Рассказывать, как произошло
объединение Египта,
раскрывать значение этого
событие.;
Объяснять смысл понятий и
терминов: фараон, жрец.;
Давать описание условий
жизни и занятий древних
египтян, используя
живописные и скульптурные
изображения. ;
Характеризовать положение
основных групп населения
Древнего Египта (вель-можи,
чиновники, жрецы,
земледельцы, ремесленники).;
Показывать на карте основные
направления завоевательных
походов фараонов Египта.;
Рассказывать об организации и
вооружении египетского
войска.;
Объяснять, чем прославился
фараон Рамсес II.;
Рассказывать, каким богам
поклонялись древние египтяне.
;
Представлять описание
внешнего вида и внутреннего
устройства египетских храмов,
пирамид (на основе
фотографий, иллюстраций). ;
Излагать сюжет мифа об
Осирисе, объяснять, в чем

заключалась его главная идея.;
Рассказывать, чем известен в
египетской истории фараон
Эхнатон. ;
Рассказывать, в каких областях
знаний древние египтяне
достигли значительных
успехов. ;
Характеризовать письменность
древних египтян (особенности
письма, материал для письма). ;
Объяснять, в чем состоял вклад
Ж. Ф. Шампольона в изучение
истории Древнего Египта. ;
Объяснять значение понятий и
терминов: пирамида, сфинкс,
рельеф, фреска.;
3.2. Древние

цивилизации
Месопотамии

4

1

Укажите часы

11.10.2022 Рассказывать, используя карту,
22.10.2022 о природных условиях
Месопотамии и занятиях
живших там в древности
людей.;
Называть и показывать на
карте древнейшие городагосударства Месопотамии.;
Объяснять значение понятий и
терминов: клинопись, эпос,
зиккурат.;
Показывать на карте
расположение древнего
Вавилонского царства.;
Рассказывать, чем известен в
истории вавилонский царь
Хаммурапи. ;
Объяснять, в чем заключается
ценность законов как

Устный опрос;
Письменный
Файл drevnee_
контроль;
mezhdureche.pptx
Контрольная
работа;

исторического источника. ;
Показывать на карте
территорию Ассирийской
державы. Рассказывать об
организации ассирийского
войска.;
Объяснять, как ассирийские
цари управляли своей
державой.;
Представлять, используя
иллюстрации, описание
ассирийской столицы Ниневии,
рассказывать о ее
достопримечательностях.;
Объяснять, благодаря чему
произошло новое возвышение
Вавилона. ;
Представлять, используя
иллюстрации, описание города
Вавилона в период его расцвета
при царе Навуходоносоре.
Раскрывать смысл выражения
«Вавилонская башня»;
3.3. Восточное

Средиземноморье
в древности

2

Укажите часы Укажите часы

24.10.2022 Объяснять, как природные
31.10.2022 условия влияли на занятия
населения Восточного
Средиземноморья. ;
Рассказывать о развитии
ремесел и торговли в Финикии.
;
Объяснять значение понятий:
колония, колонизация,
алфавит.;
Называть и показывать на
карте древние государства
Палестины. ;

Устный

опрос;
Office
Presentation
icon urok_23_
vostochnye_
sredizemnomore.ppt

Объяснять, чем известен в
истории царь Соломон. ;
Объяснять значение понятий и
терминов: монотеизм, иудаизм,
пророк, Ветхий завет.;
3.4. Персидская

2

Укажите часы Укажите часы

07.11.2022 Укажите вид деятельности
12.11.2022

Устный

опрос; Office
Presentation
icon
drevnyaya_persiya.ppt
Office
presentation icon
chelovek_
razumnyy.ppt
Office
presentation
icon ustroystvo_
indiyskogo_
obshchestva.ppt

3.5. Древняя Индия

2

Укажите часы Укажите часы

14.11.2022 Рассказывать о природных
19.11.2022 условиях Древней Индии,
занятиях населения. ;
Рассказывать о древнейших
индийских городах, используя
карту. ;
Объяснять значение понятий и
терминов: арии, раджа, варна,
каста, брахман, Веды,
санскрит. ;
Характеризовать верования
древних индийцев, называть
главных богов, почитаемых в
индуизме.;
Рассказывать о возникновении
буддизма, основных
положениях этого учения.;

Устный

опрос;

держава

Office
presentation
icon drevnyaya_
indiya.ppt

Давать описание внешнего
вида и внутреннего убранства
индуистских и буддийских
храмов (на основе текста и
иллюстраций учебника). ;
Объяснять, о чем повествуют
поэмы «Махабхарата» и
«Рамаяна», чем они интересны
для историков.;
3.6. Древний Китай

3

Укажите часы Укажите часы

21.11.2022 Характеризовать, используя
Устный
30.11.2022 карту, природные условия
Зачет;
Древнего Китая, их влияние на
занятия населения. ;
Рассказывать о хозяйственной
деятельности древних
китайцев, совершенствовании
орудий их труда, технических
сооружениях. ;
Показывать на карте
территорию империи Цинь и
объяснять значение создания
единого государства. ;
Представлять характеристику
императора Цинь Шихуанди и
итогов его деятельности. ;
Рассказывать о достижениях
древних китайцев в развитии
ремесел и торговли. ;
Раскрывать причины частых
восстаний населения в Древнем
Китае, показывать, чем они
завершались.;
Объяснять значение понятий и
терминов: Великая Китайская
стена, Великий шелковый путь,
пагода, иероглиф,

опрос; Office
presentation icon urok_29
_uchil_kitayskiy_mudrets
Microsoft
Office
document icon urok_
29_drevniy_kitay.doc

каллиграфия.;
Рассказывать об учении
Конфуция, высказывать
суждения о причинах его
популярности в Древнем Китае
и в последующие столетия. ;
Представлять характеристику
достижений древних китайцев
в развитии письменности, в
науке, технике,
художественной культуре (в
форме устных сообщений,
альбомов, презентаций).;
Итого по разделу

20

Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм
4.1. Древнейшая Греция

4

Укажите часы Укажите часы

01.12.2022
12.12.2022

Природные условия
Древней Греции Занятия
населения Древнейшие
государства на Крите
Расцвет и гибель Минойской цивилизации
Государства Ахейской
Греции (Микены, Тиринф)
Троянская война Вторжение
дорийских племен Поэмы
Гомера «Илиада», «Одиссея»

Устный опрос; Office presentation
Письменный
icon
контроль;
drevnyaya_
gretsiya.ppt

4.2. Греческие полисы

10

1

13.12.2022
14.01.2023

Подъем хозяйственной
жизни после «темных веков»
Развитие земледелия и
ремесла Становление
полисов, их политическое
устройство Аристократия и
демос Великая греческая
колонизация Метрополии и
колонии
Афины: утверждение

Устный опрос;
Письменный
Файл konspekt_
контроль;
grecheskie_polisy
Тестирование;
_i_velikaya_
kolonizatsiya.
docx

1

демократии Законы Солона
Реформы Клисфена, их
значение Спарта: основные
группы населения,
политическое устройство
Организация военного дела
Спартанское воспитание
Греко-персидские войны
Причины войн Походы
персов на Грецию Битва при
Марафоне, ее значение
Усиление афинского
могущества; Фемистокл
Битва при Фермопилах
Захват персами Аттики
Победы греков в
Саламинском сражении, при
Платеях и Микале Итоги
греко-персидских
войн
Возвышение Афинского
государства Афины при
Перикле Хозяйственная
жизнь Развитие
рабовладения Пелопоннесская война: причины,
участники, итоги Упадок
Эллады

4.3. Культура
Греции

Древней

3

Укажите часы Укажите часы

16.01.2023
27.01.2023

Религия древних греков;
пантеон богов Храмы и
жрецы Развитие наук
Греческая философия
Школа и образование
Литература Греческое
искусство: архитектура,
скульптура Повседневная
жизнь и быт древних греков
Досуг (театр, спортивные
состязания) Общегреческие
игры в Олимпии

Устный опрос;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»;

Файл
kultura_drevney_
gretsii_chast_1.pptx
Файл kultura_
drevney_
gretsii_chast_2.pptx

4.4. Македонские

3

Итого по разделу

20

завоевания.
Эллинизм

1

1

28.01.2023
11.02.2023

Возвышение Македонии
Политика Филиппа II
Главенство Македонии над
греческими полисами
Коринфский союз Александр Македонский и его
завоевания на Востоке
Распад державы Александра
Македонского
Эллинистические государства Востока Культура
эллинистического мира
Александрия Египетская

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

zavoevaniya_
aleksandra_
makedonskogo.
ppt

Office
presentation icon
prezentatsiya
_k_uroku_
vozniknovenie_
drevnego_rima.ppt

Раздел 5. Древний Рим
5.1. Возникновение

3

Укажите часы Укажите часы

13.02.2023
28.02.2023

Природа и население
Апеннинского полуострова в
древности Этрусские
города-государства
Наследие этрусков Легенды
об основании Рима Рим
эпохи царей Республика
римских граждан Патриции
и плебеи Управление и
законы Римское войско
Верования древних римлян
Боги Жрецы Завоевание
Римом Италии

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

5.2. Римские завоевания

3

Укажите часы 1

13.03.2023
31.03.2023

Войны Рима с Карфагеном
Ганнибал; битва при Каннах
Поражение Карфагена
Установление господства
Рима в Средиземноморье
Римские провинции

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»;

Римского
государства

в Средиземноморье

Файл
rim-zavoevatel
_srediz-ya_
obobshchayushchiy.
docx
Office presentation
icon

Презентация
к уроку Римзавоеватель
Средиземноморья
5.3. Поздняя

Римская

республика.
Гражданские войны

5.4. Расцвет

и падение
Римской империи

5

Укажите часы 1

6

1

Укажите часы

01.04.2023
22.04.2023

Подъем сельского
хозяйства Латифундии
Рабство Борьба за аграрную
реформу Деятельность
братьев Гракхов: проекты
реформ, мероприятия, итоги
Гражданская война и
установление диктатуры
Суллы Восстание Спартака
Участие армии в
гражданских войнах
Первый триумвират Гай
Юлий Цезарь: путь к власти,
диктатура Борьба между
наследниками Цезаря
Победа Октавиана

Устный опрос;
Письменный
Файл grazhdanskie
контроль;
_voyny_v_drevnem_
Практическая
rime.pptx
работа;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»;

24.04.2023
15.05.2023

Установление
императорской власти
Октавиан Август Императоры Рима: завоеватели
и правители Римская
империя: территория,
управление Римское
гражданство Повседневная
жизнь в столице и
провинциях Возникновение
и распространение
христианства Император
Константин I, перенос столицы в Константинополь
Разделение Римской империи
на Западную и Восточную
части
Начало Великого
переселения народов Рим и

Устный опрос;
Письменный
Файл Презентация к уро
контроль;

варвары Паение Западной
Римской империи

5.5. Культура Древнего

3

Итого по разделу

20

Рима

Укажите часы Укажите часы

31.05.2023
23.06.2023

Римская литература,
золотой век поэзии
Ораторское искусство;
Цицерон Развитие наук
Римские историки
Искусство Древнего Рима:
архитектура, скульптура
Пантеон

Устный опрос; Файл
Диктант;
tema_kultura_drevnego_
rima.docx
Office presentation
icon drevniy_rim.ppt

Раздел 6. Обобщение
6.1. Историческое

и

культурное
наследие
цивилизаций
Древнего мира

2

Укажите часы

1

24.06.2023 Историческое и культурное
30.06.2023 наследие цивилизаций Древнего
мира

Итого по разделу

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ

68

7

Устный опрос; Файл
Контрольная
kultura_i_religii_drevnego
работа;
mira.pptx
Файл презентация
по окружающему миру

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство
«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Рабочая программа по истории 5-9 классов
Календарно – тематическое планирование по истории. 5 класс
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
Типы уроков по ФГОС НОО
Содержание основных УУД, которые формируются на уроках истории.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Археология. Ру
http://www.archaeology.ru/
Всемирная история
http://www.world-history.ru/
История. Ру
http://www.istorya.ru/
Античная мифология
http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm
Образовательная социальная сеть
nsportal.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
доска. карты.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
компьютер. проектор.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».