Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 1 класса на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает:
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению
младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе начальной школы. Содержание обучения в 1
классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе
предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только
начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные во левые усилия,
саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе —
«Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего
школьника за первый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 1 класса, а также раскрываются
методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной
программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём,
соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
1. формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
2. развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний
в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
3. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение
духовного богатства обучающихся;

4. развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоциональноположительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного
проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание,
усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
• раскрытие роли человека в природе и обществе;
• освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия

в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,

«Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность
дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное
размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим
труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила
поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам,
вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в
природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дико растущие и
культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Комнатные растения, правила содержания и ухода.

Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).
Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование
бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
• сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;
• приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность
представителей одной группы (в пределах изученного);
• приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией:
• понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы;
• соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным
мнениям;
• воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
• соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
• описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям;
• сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активно сть,
закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов);
• оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку;
• анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного
движения, правил пользования электро и газовыми приборами.
Совместная деятельность:
• соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил
взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной
культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
• проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
• принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
• применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
• понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
• приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
• осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
• осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
• осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:

• понимать целостность окружающего

мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в

изменяющейся действительности;
доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое;
причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
• сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
• объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
• определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
• находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
• выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
• проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
• определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
• моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а
также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть — целое, причина — следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
• использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
• согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
• находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
• читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
• соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
• фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
• признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
• соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
• на основе наблюдений

• использовать смысловое чтение для определения

темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках

людей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
• конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
• находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
• готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
• планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
• выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
• осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
• находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
• предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
• объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
• оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
• понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
• коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных
мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
• ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
• называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
• воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
• приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
• различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя), группы животных(насекомые, рыбы, птицы, звери);

• описывать

на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних
животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы,
звери); выделять их наиболее существенные признаки;
• применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
• проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными
изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под
руководством учителя;
• использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
• оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
• соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми
электроприборами;
• соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
• соблюдать правила безопасного поведения в природе;
• с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов
и
программы

Количество часов
тем

всего контро
льные
работы

Дата
изуче
практи ния
ческие
работы

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Экскурсия по школе, знакомство с
помещениями.
Обсуждение
ситуаций по теме, например,
«Правила поведения в классе и в
школе». Беседа по теме, например,
«Как содержать рабочее место в
порядке»

Текущий,
Устный
опрос;,

http://cat-gallery.narod.ru/kids - Ребятам о котятах. Для
детей и родителей, которые очень любят кошек.
https://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm - Сайт о
безопасности в интернете
http://www.maciki.com - На сайте Вы найдете
смешные детские песенки, старые добрые сказки,
потешки и прибаутки, загадки, скороговорки,
колыбельные песенки и еще много-много интересного.
http://teremoc.ru/index.php - На сайте можно учиться,
играть и веселиться, смотреть мультфильмы,
разгадывать загадки и ребусы. В Теремке каждый
ребенок найдет для себя что-то интересное и полезное.
http://potomy.ru - Сайт, на котором можно найти
множество ответов на разные детские вопросы: Где
находится Луна днем? Что такое Северный полюс?

Раздел 1. Человек и общество.
1.1.

Школьные традиции и
праздники. Классный,
школьный коллектив,
совместная деятельность.

2

1.2.

Одноклассники,
взаимоотношения между
ними; ценность дружбы,
взаимной помощи.

1

Текущий,
Устный
опрос;,

1.3.

Рабочее место школьника.
Правила безопасной
работы на учебном месте,
режим труда и отдыха.

2

1.4.

Россия Москва — столица
России. Народы России.

2

1.5.

Первоначальные сведения о
родном крае. Название
своего населённого пункта
(города, села), региона.

1

1.6.

Культурные объекты
родного края. Труд людей.
Ценность и красота
рукотворного мира.

2

Текущий,
Устный
опрос;,
Просмотр
и
обсуждение
иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на
темы «Москва — столица России»,
«Экскурсия
по
Москве».
Экскурсии,
целевые
прогулки,
просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов
и
других
материалов (по вы- бору) на тему
«Москва — столица России», о
род- ном крае, труде людей.
Рассматривание
и
описание
изделий
народных
промыслов
родного края и народов России.
Беседа
по
теме,
например,
«Правила
поведения
в
учреждениях культуры — в театре,
музее, библиотеке»

Текущий,
Устный
опрос;,
Текущий,
Устный
опрос;,

Текущий,
Устный
опрос;,

Может ли вода течь в гору? Кто придумал свечку? На
эти и другие вопросы ответ сайт для интересующихся
Потому.ру.
http://elementy.ru/email - Еще один интересный сайт,
на котором любой ребенок, родитель и учитель сможет
найти ответ на интересующий его вопрос.
http://clow.ru - Познавательный портал: сайт про все и
обо всем!
Энциклопедические материалы для ребят и учителей
http://GeoMan.ru – Географическая энциклопедия для
школьников
и
их
родителей.
http://nation.geoman.ru – Страны и народы мира.
http://animal.geoman.ru – Многообразный животный
мир.
http://www.apus.ru/site.xp - Еще один полезный сайтэнциклопедия о животных.
http://bird.geoman.ru
–
Все
о
птицах.
http://invertebrates.geoman.ru – Насекомые планеты
Земля.
http://www.laddition.com – Все тайны подводного
мира.
http://fish.geoman.ru - Рыбы.
http://plant.geoman.ru – Все о растениях.
http://forest.geoman.ru – Лесная энциклопедия.
http://Historic.Ru – Всемирная история.
http://www.bigpi.biysk.ru/encicl Электронная
энциклопедия "Мир вокруг нас".
http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first - Энциклопедия
комнатных и садовых растений.
http://ru.wikipedia.org
Википедия
(свободная
энциклопедия).
http://www.n-shkola.ru Журнал «Начальная школа».
Журнал «Начальная школа» является уникальным
методическим пособием, универсальным по своему
характеру: в нем публикуются материалы по всем
предметам и курсам для каждого класса начальной
школы, официальные документы Министерства
образования и науки РФ
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция

Текущий,
Устный
опрос;,

1.7.

Правила поведения в
социуме.

2

1.8.

Моя семья в прошлом и
настоящем. Имена и
фамилии членов семьи, их
профессии.

2

1.9.

Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых.

1

Текущий,
Устный
опрос;,

1.10.

Домашний адрес.

1

Текущий,
Устный
опрос;,

Работа
с
иллюстративным
материалом: рассматривание фото,
репродукций на тему «Семья».
Учебный диалог по теме, например,
«Что такое семья». Рассказы детей
по теме, например, «Как наша
семья проводит свободное время»

Текущий,
Устный
опрос;,

Цифровых
образовательных
Ресурсов
http://www.uchportal.ru Все
для
учителя
начальных классов на «Учительском портале»: уроки,
презентации,
контроль,
тесты,
планирование,
программы
http://school-collection.edu.ru Единая
коллекция
цифровых образовательных ресурсов. Отличная
подборка для 1-11 классов. Особенно много
интересного
для
себя
найдут
сторонники
образовательной программы школа 2100
http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные
ЦОР по различным предметам начальной школы.
http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы
размещены по предметным областям.
http://www.classmag.ru Классный журнал. Сайт для
учащихся при подготовки написания докладов и
сообщений по окружающему миру.
http://www.zavuch.info Завуч инфо. Проект включает
разнообразные материалы по всем предметам.
http://www.mat-reshka.com Мат-Решка предлагает
ученику индивидуальную траекторию занятий, которая
учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые
стороны. Тренажёр будет полезен как сильным
учащимся, так и детям с особыми образовательными
потребностями.
http://www.solnet.ee Солнышко. Для учителей будут
интересны материалы по подготовке предметных и
тематических праздников, а также по организации
внеклассной работы.
http://nsc.1september.ru Материалы газеты «Начальная
школа» издательства «Первое сентября»
http://viki.rdf.ru Вики. Детские электронные книги и
презентации. Здесь можно найти адреса сайтов с
презентациями к урокам
http://www.nachalka.com/photo Началка. В фотогалерее
лежат иллюстрации к урокам для начальной школы, в
кинозале – коллекция образовательных мультиков и
слайд-шоу, в библиотеке собрано более 500 ссылок на
разработки уроков для начальной школы, статьи,
полезные сайты
http://bomoonlight.ru/azbuka Азбука в картинках и
стихах для учеников 1-го класса.
http://stranamasterov.ru «Страна Мастеров» Тематика
сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его
проявлениях и окружающая среда. Материалы к урокам
технологии.
http://www.it-n.ru Здесь Вы найдете всевозможные
материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ
в учебном процессе. Сообщество учителей начальной
школы - «ИКТ в начальной школе»
http://interneturok.ru Видеоуроки по основным
предметам школьной программы.

Итого по разделу

16

Раздел 2. Человек и природа.
Учебный диалог по теме, например,
«Почему люди должны оберегать и
охранять
природу».
Обсуждение
ситуаций по теме, например, «Правила
поведения в природе». Экскурсии по
теме, например, «Сезонные изменения в
природе, наблюдение за погодой».
Практическая работа по теме, например,
«Измеряем температуру». Работа с
иллюстративным материалом: «Живая
и неживая природа»
Экскурсия. Сравнение внешнего вида
деревьев,
кустарников,
трав.
Определение названия по внешнему
виду дерева. Работа с иллюстративным
материалом: деление растений на две
группы — дикорастущие и культурные.
Учебный диалогпо теме, например,
«Чем различаются дикорасту- щие и
культурные растения?».
Практическая работа по теме, например,
«Найдите у растений их части».
Рассматривание
и
зарисовка
разнообразия частей растения: разные
листья, разные цветки и плоды, разные
корни (по выбору). Практическая работа
по теме, например, «Учимся ухаживать
за растениями уголка природы»

Текущий,
Устный
опрос;,

2.1.

Природа и предметы,
созданные человеком.
Природные материалы.
Бережное отношение к пред
метам, вещам, уход за ними.

3

2.2.

Неживая и живая природа.

3

2.3.

Погода и термометр.
Наблюдение за погодой
своего края. Сезонные
изменения в природе.

3

2.4.

Взаимосвязи между
человеком и природой.
Правила нравственного и
безопасного поведения в
природе.

3

2.5.

Растения ближайшего
окружения (узнавание,
называние, краткое
описание).

3

2.6.

Лиственные и хвойные
растения. Дикорастущие и
культурные растения.

3

Текущий,
Устный
опрос;,

2.7.

Части растения (называние,
краткая характеристика
значения для жизни
растения): корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя.

5

Текущий,
Устный
опрос;,

2.8.

Комнатные растения,
правила содержания и ухода.

2

Текущий,
Устный
опрос;,

Текущий,
Устный
опрос;,
Текущий,
Устный
опрос;,
Текущий,
Устный
опрос;,
Текущий,
Устный
опрос;,

http://cat-gallery.narod.ru/kids - Ребятам о котятах. Для
детей и родителей, которые очень любят кошек.
https://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm - Сайт о
безопасности в интернете
http://www.maciki.com - На сайте Вы найдете
смешные детские песенки, старые добрые сказки,
потешки и прибаутки, загадки, скороговорки,
колыбельные песенки и еще много-много интересного.
http://teremoc.ru/index.php - На сайте можно учиться,
играть и веселиться, смотреть мультфильмы,
разгадывать загадки и ребусы. В Теремке каждый
ребенок найдет для себя что-то интересное и полезное.
http://potomy.ru - Сайт, на котором можно найти
множество ответов на разные детские вопросы: Где
находится Луна днем? Что такое Северный полюс?
Может ли вода течь в гору? Кто придумал свечку? На
эти и другие вопросы ответ сайт для интересующихся
Потому.ру.
http://elementy.ru/email - Еще один интересный сайт,
на котором любой ребенок, родитель и учитель сможет
найти ответ на интересующий его вопрос.
http://clow.ru - Познавательный портал: сайт про все и
обо всем!
Энциклопедические материалы для ребят и учителей
http://GeoMan.ru – Географическая энциклопедия для
школьников
и
их
родителей.
http://nation.geoman.ru – Страны и народы мира.
http://animal.geoman.ru – Многообразный животный
мир.
http://www.apus.ru/site.xp - Еще один полезный сайтэнциклопедия о животных.
http://bird.geoman.ru
–
Все
о
птицах.
http://invertebrates.geoman.ru – Насекомые планеты
Земля.
http://www.laddition.com – Все тайны подводного
мира.
http://fish.geoman.ru - Рыбы.
http://plant.geoman.ru – Все о растениях.
http://forest.geoman.ru – Лесная энциклопедия.
http://Historic.Ru – Всемирная история.
http://www.bigpi.biysk.ru/encicl Электронная
энциклопедия "Мир вокруг нас".
http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first - Энциклопедия
комнатных и садовых растений.
http://ru.wikipedia.org
Википедия
(свободная
энциклопедия).
http://www.n-shkola.ru Журнал «Начальная школа».
Журнал «Начальная школа» является уникальным
методическим пособием, универсальным по своему

2.9.

Разные группы животных
(звери, насекомые, птицы,
рыбы и др.).

5

2.10.

Домашние и дикие животные
(различия в условиях
жизни).

3

2.11.

Забота о домашних
питомцах.

3

1

Игра-соревнование по теме, например,
«Кто больше назовёт насекомых (птиц,
зверей…)». Наблюдения за поведением
животных в естествен- ных условиях:
повадки птиц, движения зверей, условия
обитаний
насекомых
(во
время
экскурсий,
целевых
прогулок,
просмотра
видеоматериалов).
Логическая задача: найди ошибку в
иллюстраци- ях — какое животное
попало в эту группу непра- вильно.
Рассказы детей по теме, например,
«Мой домашний питомец»

Текущий,
Устный
опрос;,
Текущий,
Устный
опрос;,
Текущий,
Устный
опрос;,

характеру: в нем публикуются материалы по всем
предметам и курсам для каждого класса начальной
школы, официальные документы Министерства
образования и науки РФ
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция
Цифровых образовательных Ресурсов
http://www.uchportal.ru Все
для
учителя
начальных классов на «Учительском портале»: уроки,
презентации,
контроль,
тесты,
планирование,
программы
http://school-collection.edu.ru Единая
коллекция
цифровых образовательных ресурсов. Отличная
подборка для 1-11 классов. Особенно много
интересного
для
себя
найдут
сторонники
образовательной программы школа 2100
http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные
ЦОР по различным предметам начальной школы.
http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы
размещены по предметным областям.
http://www.classmag.ru Классный журнал. Сайт для
учащихся при подготовки написания докладов и
сообщений по окружающему миру.
http://www.zavuch.info Завуч инфо. Проект включает
разнообразные материалы по всем предметам.
http://www.mat-reshka.com Мат-Решка предлагает
ученику индивидуальную траекторию занятий, которая
учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые
стороны. Тренажёр будет полезен как сильным
учащимся, так и детям с особыми образовательными
потребностями.
http://www.solnet.ee Солнышко. Для учителей будут
интересны материалы по подготовке предметных и
тематических праздников, а также по организации
внеклассной работы.
http://nsc.1september.ru Материалы газеты «Начальная
школа» издательства «Первое сентября»
http://viki.rdf.ru Вики. Детские электронные книги и
презентации. Здесь можно найти адреса сайтов с
презентациями к урокам
http://www.nachalka.com/photo Началка. В фотогалерее
лежат иллюстрации к урокам для начальной школы, в
кинозале – коллекция образовательных мультиков и
слайд-шоу, в библиотеке собрано более 500 ссылок на
разработки уроков для начальной школы, статьи,
полезные сайты
http://bomoonlight.ru/azbuka Азбука в картинках и
стихах для учеников 1-го класса.
http://stranamasterov.ru «Страна Мастеров» Тематика
сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его
проявлениях и окружающая среда. Материалы к урокам
технологии.
http://www.it-n.ru Здесь Вы найдете всевозможные
материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ
в учебном процессе. Сообщество учителей начальной
школы - «ИКТ в начальной школе»

http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам
школьной программы.

Итого по разделу

37

1

Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.

Необходимость соблюдения
режима дня, правил
здорового питания и личной
гигиены.

1

3.2.

Правила безопасности в
быту: пользование
бытовыми электро
приборами, газовыми
плитами.

2

3.3.

Дорога от дома до школы.
Правила безопасного
поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные
сигналы).

2

3.4.

Безопасность в сети
Интернет (электронный
дневник и электронные
ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в
Интернет.

2

Беседа по теме, например, «Что
такое режим дня»: обсуждение
режима дня первоклассника.
Рассказ учителя: «Что такое
правильное питание». Практическое занятие (при наличии
условий) в кабинететехнологии:
«Правила пользования газовой
и электроплитой». Составление
памятки по теме, например,
«Телефоны экстренных служб».
Дидак- тическая игра по теме,
например, «Правила поведения
на улицах и дорогах, дорожные
знаки»

1

Текущий,
Устный
опрос;,
Текущий,
Устный
опрос;,
Текущий,
Устный
опрос;,
Текущий,
Устный
опрос;,

http://cat-gallery.narod.ru/kids - Ребятам о котятах. Для
детей и родителей, которые очень любят кошек.
https://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm - Сайт о
безопасности в интернете
http://www.maciki.com - На сайте Вы найдете
смешные детские песенки, старые добрые сказки,
потешки и прибаутки, загадки, скороговорки,
колыбельные песенки и еще много-много интересного.
http://teremoc.ru/index.php - На сайте можно учиться,
играть и веселиться, смотреть мультфильмы,
разгадывать загадки и ребусы. В Теремке каждый
ребенок найдет для себя что-то интересное и полезное.
http://potomy.ru - Сайт, на котором можно найти
множество ответов на разные детские вопросы: Где
находится Луна днем? Что такое Северный полюс?
Может ли вода течь в гору? Кто придумал свечку? На
эти и другие вопросы ответ сайт для интересующихся
Потому.ру.
http://elementy.ru/email - Еще один интересный сайт,
на котором любой ребенок, родитель и учитель сможет
найти ответ на интересующий его вопрос.
http://clow.ru - Познавательный портал: сайт про все и
обо всем!
Энциклопедические материалы для ребят и учителей
http://GeoMan.ru – Географическая энциклопедия для
школьников
и
их
родителей.
http://nation.geoman.ru – Страны и народы мира.
http://animal.geoman.ru – Многообразный животный
мир.
http://www.apus.ru/site.xp - Еще один полезный сайтэнциклопедия о животных.
http://bird.geoman.ru
–
Все
о
птицах.
http://invertebrates.geoman.ru – Насекомые планеты
Земля.
http://www.laddition.com – Все тайны подводного
мира.
http://fish.geoman.ru - Рыбы.
http://plant.geoman.ru – Все о растениях.
http://forest.geoman.ru – Лесная энциклопедия.
http://Historic.Ru – Всемирная история.
http://www.bigpi.biysk.ru/encicl Электронная
энциклопедия "Мир вокруг нас".
http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first - Энциклопедия
комнатных и садовых растений.

http://ru.wikipedia.org
Википедия
(свободная
энциклопедия).
http://www.n-shkola.ru Журнал «Начальная школа».
Журнал «Начальная школа» является уникальным
методическим пособием, универсальным по своему
характеру: в нем публикуются материалы по всем
предметам и курсам для каждого класса начальной
школы, официальные документы Министерства
образования и науки РФ
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция
Цифровых образовательных Ресурсов
http://www.uchportal.ru Все
для
учителя
начальных классов на «Учительском портале»: уроки,
презентации,
контроль,
тесты,
планирование,
программы
http://school-collection.edu.ru Единая
коллекция
цифровых образовательных ресурсов. Отличная
подборка для 1-11 классов. Особенно много
интересного
для
себя
найдут
сторонники
образовательной программы школа 2100
http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные
ЦОР по различным предметам начальной школы.
http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы
размещены по предметным областям.
http://www.classmag.ru Классный журнал. Сайт для
учащихся при подготовки написания докладов и
сообщений по окружающему миру.
http://www.zavuch.info Завуч инфо. Проект включает
разнообразные материалы по всем предметам.
http://www.mat-reshka.com Мат-Решка предлагает
ученику индивидуальную траекторию занятий, которая
учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые
стороны. Тренажёр будет полезен как сильным
учащимся, так и детям с особыми образовательными
потребностями.
http://www.solnet.ee Солнышко. Для учителей будут
интересны материалы по подготовке предметных и
тематических праздников, а также по организации
внеклассной работы.
http://nsc.1september.ru Материалы газеты «Начальная
школа» издательства «Первое сентября»
http://viki.rdf.ru Вики. Детские электронные книги и
презентации. Здесь можно найти адреса сайтов с
презентациями к урокам
http://www.nachalka.com/photo Началка. В фотогалерее
лежат иллюстрации к урокам для начальной школы, в
кинозале – коллекция образовательных мультиков и
слайд-шоу, в библиотеке собрано более 500 ссылок на
разработки уроков для начальной школы, статьи,
полезные сайты
http://bomoonlight.ru/azbuka Азбука в картинках и
стихах для учеников 1-го класса.
http://stranamasterov.ru «Страна Мастеров» Тематика
сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его
проявлениях и окружающая среда. Материалы к урокам

технологии.
http://www.it-n.ru Здесь Вы найдете всевозможные
материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ
в учебном процессе. Сообщество учителей начальной
школы - «ИКТ в начальной школе»
http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам
школьной программы.

Итого по разделу

7

Резервное время

6

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://cat-gallery.narod.ru/kids - Ребятам о котятах. Для детей и родителей, которые очень любят кошек.
https://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm - Сайт о безопасности в интернете
http://www.maciki.com - На сайте Вы найдете смешные детские песенки, старые добрые сказки, потешки и прибаутки, загадки, скороговорки, колыбельные песенки и еще много-много интересного.
http://teremoc.ru/index.php - На сайте можно учиться, играть и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы. В Теремке каждый ребенок найдет для себя что-то интересное и полезное.
http://potomy.ru - Сайт, на котором можно найти множество ответов на разные детские вопросы: Где находится Луна днем? Что такое Северный полюс? Может ли вода течь в гору? Кто придумал свечку? На эти и
другие вопросы ответ сайт для интересующихся Потому.ру.
http://elementy.ru/email - Еще один интересный сайт, на котором любой ребенок, родитель и учитель сможет найти ответ на интересующий его вопрос.
http://clow.ru - Познавательный портал: сайт про все и обо всем!

Энциклопедические материалы для ребят и учителей
http://GeoMan.ru – Географическая энциклопедия для школьников и их родителей.
http://nation.geoman.ru – Страны и народы мира.
http://animal.geoman.ru – Многообразный животный мир.
http://www.apus.ru/site.xp - Еще один полезный сайт-энциклопедия о животных.
http://bird.geoman.ru – Все о птицах.
http://invertebrates.geoman.ru – Насекомые планеты Земля.
http://www.laddition.com – Все тайны подводного мира.
http://fish.geoman.ru - Рыбы.
http://plant.geoman.ru – Все о растениях.
http://forest.geoman.ru – Лесная энциклопедия.
http://Historic.Ru – Всемирная история.
http://www.bigpi.biysk.ru/encicl - Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас".
http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first - Энциклопедия комнатных и садовых растений.
http://ru.wikipedia.org - Википедия (свободная энциклопедия).
http://www.n-shkola.ru Журнал «Начальная школа». Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам
и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов
http://www.uchportal.ru Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Отличная подборка для 1-11 классов. Особенно много интересного для себя найдут сторонники образовательной программы
школа 2100
http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные ЦОР по различным предметам начальной школы.
http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы размещены по предметным областям.
http://www.classmag.ru Классный журнал. Сайт для учащихся при подготовки написания докладов и сообщений по окружающему миру.
http://www.zavuch.info Завуч инфо. Проект включает разнообразные материалы по всем предметам.
http://www.mat-reshka.com Мат-Решка предлагает ученику индивидуальную траекторию занятий, которая учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые стороны. Тренажёр будет полезен как сильным учащимся,
так и детям с особыми образовательными потребностями.
http://www.solnet.ee Солнышко. Для учителей будут интересны материалы по подготовке предметных и тематических праздников, а также по организа ции внеклассной работы.
http://nsc.1september.ru Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября»
http://viki.rdf.ru Вики. Детские электронные книги и презентации. Здесь можно найти адреса сайтов с презентациями к урокам
http://www.nachalka.com/photo Началка. В фотогалерее лежат иллюстрации к урокам для начальной школы, в кинозале – коллекция образовательных мультиков и слайд-шоу, в библиотеке собрано более 500 ссылок на
разработки уроков для начальной школы, статьи, полезные сайты
http://bomoonlight.ru/azbuka Азбука в картинках и стихах для учеников 1-го класса.
http://stranamasterov.ru «Страна Мастеров» Тематика сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда. Материалы к урокам технологии.
http://www.it-n.ru Здесь Вы найдете всевозможные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе. Сообщество учителей начальной школы - «ИКТ в начальной школе»
http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с
тематикой
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».