- качество организации образовательной деятельности; - качество ресурсного обеспечения; - качество образовательной программы школы; рабочих (учебных) программ; - качество управления образовательными системами и деятельностью; - качество медицинского обслуживания, питания, здоровьесберегающей деятельности; - качество нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности; - качество партнёрского взаимодействия с семьёй и социумом; - качество потенциала обучающихся; -качество результатов освоения образовательной программы. Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения, зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования. Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательной деятельности. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательной организацией, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых актов, обеспечивающих управление качеством образования. Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательных отношений, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение –оценка уровня образовательных достижений достижений обучающихся с помощью КИМов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 1.7. Оценка качества образования осуществляется посредством: • системы внутришкольного контроля; • общественной экспертизы качества образования; • лицензирования; • государственной аккредитации; • государственной итоговой аттестации выпускников; • организованное, целевое системное наблюдение за качеством образования. 1.8. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: • образовательная статистика; промежуточная и итоговая аттестация; • мониторинговые исследования; • отчеты работников школы; • посещение уроков и внеклассных мероприятий. • 1. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования 2.1. Целями системы оценки качества образования являются: • формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе; • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; • предоставления всем участникам образовательной деятельности и общественности достоверной информации о качестве образования; • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; • прогнозирование развития образовательной системы школы. 2.2 Задачами построения системы оценки качества образования являются: • формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования; • изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы; • определение степени соответствия условий осуществления образовательной деятельности государственным требованиям; • определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; • обеспечение доступности качественного образования; • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений, обучающихся; • определение степени соответствия качества образования на различных уровнях обучения в рамках исследований качества образования государственным стандартам; • выявление факторов, влияющих на качество образования; • содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся; расширение общественного участия в управлении образованием в школе; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы: • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; • реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; • открытости, прозрачности процедур оценки качества образования, преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; • доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; • оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); • минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления, сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; • взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе. • 2. Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, Методический совет школы, методические объединения учителей-предметников. 3.2. Администрация школы: • Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их исполнение; • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях; обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; • организует систему отслеживания качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития, анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы; • организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; • обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; • обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год); • принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО; 3.3. Методический совет школы и методические объединения учителейпредметников: • участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы; • участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы; • содействуют проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; • проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; • готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы. 3.4. Педагогический совет школы: • содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; • принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе; • заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы; • принимает решение о формах проведения промежуточной аттестации по результатам учебного года. • 3. Реализация школьной системы оценки качества образования 4.1. Реализация школьной системы оценки качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Минобр и науки РСО-Алания, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Предметом системы оценки качества образования являются: • качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам); • качество организации образовательной деятельности, включающей условия организации образовательной деятельности , в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, организация питания; • качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в школе, условия их реализации; • воспитательная работа; • профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; • эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы; • состояние здоровья обучающихся. 4.4. Реализация школьной ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. 4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя: • единый государственный экзамен для выпускников 11-ых классов; • государственную итоговую аттестацию выпускников 9-ых классов (ОГЭ, ГВЭ); • промежуточную и текущую аттестацию обучающихся; • мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-ых классов по русскому языку, математике и чтению; • участие и результативность в школьных, муниципальных, региональных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; • мониторинговое исследование обучающихся 1-ых классов «Готовность к обучению в школе и адаптация»; • мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-ых и 10-ых классов; мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных уровнях обучения в соответствии со школьной программой мониторинговых исследований. 4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя: • результаты лицензирования и государственной аккредитации; • эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов; • программно-информационное обеспечение, наличие школьного сайта, регулярно пополнение, интернет и эффективность его использования в учебном процессе; • оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; • обеспеченность методической и учебной литературой; • оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, СанПиН, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов); • оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10; • диагностика уровня тревожности обучающихся 1, 5, 10 классов в период адаптации; • оценку отсева обучающихся на всех уровнях обучения и сохранение контингента обучающихся; • анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников; • оценку открытости школы для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей. 4.4.3. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает в себя: • степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям; • доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием. 4.4.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя: • степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей; • качество планирования воспитательной работы; • охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям; • наличие детского самоуправления; • удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом; • исследование уровня воспитанности обучающихся; • положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся. • 4.4.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя: • аттестация педагогов; • отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.); • знание и использование современных педагогических методик и технологий; • образовательные достижения учащихся; • подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.; • участие в профессиональных конкурсах разного уровня. 4.4.6. Содержание процедуры оценки здоровья обучающихся включает в себя: • наличие медицинского кабинета и его оснащенность; • регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий; • оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы; • оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие технологии, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время); • оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы; • диагностика состояния здоровья обучающихся. 4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности школы. 4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики. Критерии Показатели Образовательные результаты по уровням образования (внутренняя оценка) Доля обучающихся, которые учатся на «4» и «5». Доля обучающихся, которые участвуют в конкурсах олимпиадах, научно-практических конференциях. Доля обучающихся, имеющих отметку «2». Доля обучающихся 9 классов, получивших документ об образовании. Доля обучающихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца. Доля выпускников 11 классов, получивших документ об образовании. Доля выпускников 11 классов, получивших документ об образовании особого образца. Доля обучающихся, продолживших обучение в 10 классе в своей школе. Внешняя оценка Результаты независимой оценки выпускников средней школы (результаты ЕГЭ по предметам). Результаты независимой аттестации выпускников 9 класса (результаты ГИА-9 по русскому языку и математике). Результаты независимого регионального комплексного исследования качества общего образования. Уровень освоения стандарта (доля выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике ниже установленного минимума). Доля обучающихся, участвующих в муниципальных и региональных предметных олимпиадах. Доля обучающихся, победивших в муниципальных и региональных предметных олимпиадах. Доля обучающихся, принимавших участие в различных конкурсах и мероприятиях. Здоровье обучающихся Соотношение доли детей, имеющих отклонение в здоровье, до поступления в школу к доле детей с отклонениями в здоровье в возрасте 15 лет. Доля обучающихся, которые занимаются физической культурой и спортом. Доля обучающихся, которые занимаются в спортивных секциях. Социализация обучающихся Доля выпускников, не работающих и не продолживших обучение, к численности выпускников. Доля обучающихся, состоящих на учете в ПДН к общей численности обучающихся. Доля выпускников, поступивших в специальные учебные заведения. Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на контрактной основе. Доля выпускников, поступивших в ВУЗы на бюджетной основе. Готовность родителей к участию в управлении школой Доля родителей (законных представителей), участвующих в жизни школы. Инновационный потенциал учителей Доля учителей, которые используют современные педагогические технологии. Доля учителей, которые используют ИКТ на уроках. Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию. Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию. Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации. Доля педагогических работников, выступавших на РМО. Доля педагогических работников, принимавших участие в профессиональных конкурсах: «Лучших учителей образовательных учреждений для получения денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование», «Учитель года», «Самый классный классный» и др. Соответствие требованиям к условиям обучения Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана. Соответствие нормам и требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10. Наличие дополнительного образования, количество программ дополнительного образования. Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с утвержденными нормами. Наличие оборудованного медицинского кабинета. 4.8. Диагностические и оценочные процедуры в рамках ВСОКО проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ). 4. Общественное участие во внутренней оценке и контроле качества образования 5.1. Придание гласности и открытости результатов оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: • основным потребителям результатов ВСОКО; • размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте школы. 5.2. Школьная система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами регламентирующими образования. реализацию процедур контроля и оценки качества