1. Общие положения 1.1. Данное Положение составлено в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года, ПриказомМинистерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. №442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Приказом Министерства просвещения Российской Федерацииот 20.11.2020 г. № 655 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. № 442», Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего, среднего общего образования с действующими изменениями и дополнениями,Федеральным государственным образовательным стандартомначального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся», а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), внеурочной деятельности, воспитания и коррекционной работы. 1.3. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. Примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Рабочая программа — это программа, разработанная на основе примерных или авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и других 1.4. Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных организациях являются Примерные программы. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Рассчитаны такие программы на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 и внесенными изменениями от 1 февраля 2012 года. 1.5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. 1.6. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график,рабочиепрограммы учебныхпредметов,курсов,дисциплин(модулей),оценочныеи методические материалы, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. 1.7. Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации. 1.8. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учетом включенных примерные общеобразовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы. 1.9. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 1.10. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственныхобразовательныхстандартах,еслиреализацияуказанныхобразовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны. 1.11. Общеобразовательные программы реализуются общеобразовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 1.12. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности в рамках реализации образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, относятся: • • • • Программы по учебным предметам, курсам; Программы внеурочной деятельности (факультативных занятий); Программы воспитания; программы коррекционной работы, включающие организацию работы обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. с 2. Учебная рабочая программа 2.1. Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательной организации, характеризующий систему организации образовательной деятельности. 2.2. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося, определенных ФГОС по конкретному предмету (курсу) учебного плана образовательной организации. Разработка рабочей программы относится к компетенции образовательной организации и осуществляется педагогом или рабочей группой педагогов для определенных классов (групп) и учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах,группах) школы. 2.3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью по определенной учебной дисциплине (образовательной области). 2.4. Задачипрограммы: • дать представление о практической реализации ФГОС при изучении конкретного предмета (курса); • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (модуля) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательной деятельности школы и контингента обучающихся; • приобщить обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. 2.5. Рабочаяпрограмма учителяразрабатываетсянаоснове: • требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования; • примерной основной образовательной программы соответствующей ступени обучения; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • учебногопланашколы(федеральногоирегиональногокомпонента,компонентаобразова тельной организации); • годового учебного календарного графика на текущий учебный год; • основной образовательной программы школы; • примернойобразовательнойпрограммыпоучебномупредмету,курсу,дисциплине (модулю) или авторской программы; • учебно-методического комплекса. 2.6. Рабочая программа выполняет следующие функции: • Является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме; • Определяет содержание образования по учебному предмету на базовом или профильном уровнях; • обеспечиваетпреемственностьсодержанияобразованияпоучебномупредмету; • реализует принцип интегративного подхода в содержании образования; • включает модули регионального предметного содержания; • создает условия для реализации системно - деятельностного подхода; обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся 2.7. Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее общее образование) с последующей корректировкой. 2.8. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного предмета, работающих в школе, или индивидуальной. 2.9. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один хранится у учителя, второй сдаётся заместителю директора по УВР в электронном виде. 2.10. Рабочаяпрограммареализуетправокаждогоучителя: • расширять,углублять,изменять,формироватьсодержаниеобучения; • определятьпоследовательностьизученияматериала; • корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем примерной программы в соответствии с поставленными целями; • конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися (следует учесть, что планируемые результаты не должны быть ниже заявленных в государственном образовательном стандарте и примерной программе); • включатьматериалрегиональногокомпонентапопредмету; • выбирать методики, технологии обучения и диагностики уровня подготовленности обучающихся, виды контроля. 3. Структурарабочейпрограммы 3.1. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своей организации, осуществляющей образовательную деятельность, и особенностей обучающихсяконкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся. 3.2. Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом. 3.3. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 3.4. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в ее структуру. 3.5. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: • Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; • Содержание учебного предмета, курса; • тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся в том числе на духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы среднего общего образования 3.6. Рабочаяпрограммавоспитанияимеетмодульнуюструктуруивключаетвсебя: • описаниеособенностейвоспитательногопроцесса; • цельизадачивоспитанияобучающихся; • виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность; • основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность. 3.7. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания. 3.8. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работыимеютправоприниматьучастиесоветыобучающихся,советыродителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся (при их наличии). 3.9. Программа коррекционной работы должна быть направлена на создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состоянияихздоровьяиособенностейпсихофизическогоразвития,коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы. 3.10. Программа коррекционной работы должна носить комплексный характер иобеспечивать: • поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также попавших в трудную жизненную ситуацию; • выявлениеиудовлетворениеособыхобразовательныхпотребностейобучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего и специального образования, семьи и других институтов общества; • интеграцию этой категории обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность; • оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся,психологомедико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности; • создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе без барьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально допустимого уровня при использовании адаптированных образовательных программ среднего общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений. 3.11. Программа коррекционной работы должна содержать: • целиизадачикоррекционнойработысобучающимисясособыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами при получении среднего общего образования; • перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальныхметодов обучения и воспитания; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов; • систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; • механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников; • планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. 3.12. Рабочаяпрограммасодержитследующиеструктурныеэлементы: • титульныйлист; • пояснительнуюзаписку • общуюхарактеристикуучебногопредмета,курса,дисциплины(модуля); • описаниеместаучебногопредмета,курсавучебномплане; • личностные,метапредметныеипредметныерезультатыосвоенияконкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); • содержаниеучебногопредмета,курса,дисциплины (модуля); • тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности; • планируемыерезультатыизученияучебногопредмета,курса,дисциплины (модуля). 3.13.1. Титульныйлистсодержит: • наименованиеорганизации,осуществляющейобразовательнуюдеятельность; • грифутвержденияпрограммы(суказаниемдатыиномераприказаруководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность); • названиеучебногокурса,предмета,дисциплины (модуля); • годсоставленияпрограммы. 3.13.2. Втекстепояснительнойзапискикрабочейпрограммеуказывается: • названиепрограммы,наосновекоторойразработанаРабочаяпрограмма; • целиизадачиданнойпрограммыобучениявобластиформированиясистемызнаний, умений, навыков; • учебно-методический комплект (учебник, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минпросвещения РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой организации, осуществляющей образовательную деятельность; • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований. 3.13.3. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) — основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическимпланом рабочей программы, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. В нем раскрывается суть содержания программы: ориентация содержания (научное, практическое, художественное, социальное, профориентационное и т.д.); характер освоения(развивающая, компенсирующая, углубленная, интенсивная, реабилитационная); профиль; направление. В данном разделе указываются: название разделов / тем курса и их краткоесодержание. 3.13.4. Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год). 3.13.5. Планируемыерезультатыосвоенияучебногопредмета,курса,дисциплины(модуля) — структурный элемент программы, определяющий основные личностные (личностные УУД), метапредметные (познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, формирование ИКТ-компетентности обучающихся, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) должны отражать уровеньподготовкиобучающихсянаконец учебногогодавсоответствиисФГОС, образовательной программой образовательной организации. 4. Оформлениерабочейпрограммы 4.1. Требованияк оформлению: • электронный документ в формате Microsoft Word (одним файлом); – листы формата А4; • ориентациястраницы –книжная; • поля – обычные; • титульныйлистсчитаетсяпервым,ноне нумеруется; • нумерациястраниц–сверхувцентре,кеглем-12; • шрифт–Times New Roman; • кегль–14,втаблице-12; • межстрочныйинтервал–одинарный; • переносыне ставятся; • абзац1,25см(кроме таблиц); • выравнивание–заголовкипоцентру,основнойтекстпо ширине; • центровказаголовковиабзацывтекстевыполняютсяприпомощисредствWord; • оглавлениеавтоматическое; • каждыйструктурныйэлементрабочейпрограммыначинаетсясновой страницы; • таблицывставляютсянепосредственновтекстидолжныбытьотделеныотпредыдущего и последующего текста одним интервалом. 4.2. Титульныйлистсчитаетсяпервым,нумерациянанемне ставится. 4.3. Календарно-тематическоепланированиепредставляетсяввидетаблицы. 4.4. Список литературы составляется в алфавитном порядке с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по разделам предмета. 4.5. Страницыдолжныбытьпронумерованы. 5. Рассмотрениеиутверждениерабочейпрограммы 5.1. - на заседании соответствующего школьного методического объединения на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения педагоговотражаетсявпротоколезаседания,напервойстраницерабочейпрограммы(внизу слева) ставится гриф: ПРИНЯТА; Протокол заседанияметодического объединения педагоговот№ подписьруководителя ШМО,,расшифровка подписи. 5.2. После этого рабочая программа анализируется заместителем директора по учебновоспитательной работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательной организации и требованиям государственных образовательных стандартов; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования в федеральном перечне. На первой странице рабочей программы ставится гриф согласования. 5.3. Утверждается приказом директора 6. Заключительныеположения 6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством РоссийскойФедерации. 6.3. Положение о разработке и утверждении рабочих образовательных программ общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в 6.4. новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.