Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ№1 г.Моздока

1. Общие положения
1.1. Данное Положение составлено в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года,
ПриказомМинистерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. №442 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования», Приказом Министерства просвещения
Российской Федерацииот 20.11.2020 г. № 655 «О внесении изменения в Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. № 442», Федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего,
среднего общего образования с действующими изменениями и дополнениями,Федеральным
государственным
образовательным
стандартомначального
общего
образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Приказом Министерства
просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. №712 «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся», а также Уставом общеобразовательной организации и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения
рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), внеурочной
деятельности, воспитания и коррекционной работы.
1.3. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»:
Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом
случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы,
форм аттестации.
Примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация
(примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),иных компонентов, а также в
предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа
воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая
рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или)
определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной
программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные
расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы.
Рабочая программа — это программа, разработанная на основе
примерных или авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной
дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных
форм обучения и других

1.4. Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта
общего образования в образовательных организациях являются Примерные программы.
Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их
уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных
стандартов.
Рассчитаны такие программы на количество часов, отводимое на изучение каждой
образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана
общеобразовательных организаций Российской Федерации, утвержденного приказом
Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 и внесенными изменениями от 1 февраля 2012
года.
1.5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим
государственную
аккредитацию
образовательным
программам,
разрабатывают
образовательные программы в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных
образовательных программ.
1.6. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный
график,рабочиепрограммы
учебныхпредметов,курсов,дисциплин(модулей),оценочныеи
методические материалы, рабочую программу воспитания и календарный план
воспитательной работы.
1.7. Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их
промежуточной аттестации.
1.8. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учетом включенных
примерные общеобразовательные программы примерных рабочих программ воспитания и
примерных календарных планов воспитательной работы.
1.9. При реализации общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
1.10. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций,
введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории
Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ
осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных
государственныхобразовательныхстандартах,еслиреализацияуказанныхобразовательных
программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.
1.11. Общеобразовательные программы реализуются общеобразовательной организацией
как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
1.12. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности в рамках
реализации образовательной программы начального общего, основного общего, среднего
общего образования, относятся:
•
•
•
•

Программы по учебным предметам, курсам;
Программы внеурочной деятельности (факультативных занятий);
Программы воспитания;
программы коррекционной работы, включающие организацию работы
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

с

2. Учебная рабочая программа
2.1. Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательной
организации, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
2.2. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания
и уровню подготовки обучающегося, определенных ФГОС по конкретному предмету
(курсу) учебного плана образовательной организации. Разработка рабочей программы
относится к компетенции образовательной организации и осуществляется педагогом или
рабочей группой педагогов для определенных классов (групп) и учитывает возможности
методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень
подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах,группах)
школы.
2.3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и
управления образовательной деятельностью по определенной учебной дисциплине
(образовательной области).
2.4. Задачипрограммы:
• дать представление о практической реализации ФГОС при изучении конкретного
предмета (курса);
• конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины
(модуля) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательной деятельности
школы и контингента обучающихся;
• приобщить обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
2.5. Рабочаяпрограмма учителяразрабатываетсянаоснове:
• требований федерального государственного образовательного стандарта общего
образования;
• примерной основной образовательной программы соответствующей ступени
обучения;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• учебногопланашколы(федеральногоирегиональногокомпонента,компонентаобразова
тельной организации);
• годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
• основной образовательной программы школы;
• примернойобразовательнойпрограммыпоучебномупредмету,курсу,дисциплине
(модулю) или авторской программы;
• учебно-методического комплекса.
2.6. Рабочая программа выполняет следующие функции:
• Является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;
• Определяет содержание образования по учебному предмету на базовом или
профильном уровнях;
• обеспечиваетпреемственностьсодержанияобразованияпоучебномупредмету;
• реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
• включает модули регионального предметного содержания;
• создает условия для реализации системно - деятельностного подхода;
обеспечивает
достижение
планируемых
результатов
каждым
обучающимся

2.7. Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень обучения
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование) с последующей
корректировкой.
2.8. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного предмета,
работающих в школе, или индивидуальной.
2.9. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один хранится у учителя, второй
сдаётся заместителю директора по УВР в электронном виде.
2.10. Рабочаяпрограммареализуетправокаждогоучителя:
• расширять,углублять,изменять,формироватьсодержаниеобучения;
• определятьпоследовательностьизученияматериала;
• корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных
разделов и тем примерной программы в соответствии с поставленными целями;
• конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной
программы обучающимися (следует учесть, что планируемые результаты не должны
быть ниже заявленных в государственном образовательном стандарте и примерной
программе);
• включатьматериалрегиональногокомпонентапопредмету;
• выбирать методики, технологии обучения и диагностики уровня подготовленности
обучающихся, виды контроля.
3. Структурарабочейпрограммы
3.1. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта
рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по
аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы
во все структурные элементы программы с учетом особенностей своей организации,
осуществляющей образовательную деятельность, и особенностей обучающихсяконкретного
класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество
часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню
подготовки обучающихся.
3.2. Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении обучающимися
обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным
стандартом.
3.3. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы.
3.4. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы с учетом программ, включенных в ее структуру.
3.5. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
• Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
• Содержание учебного предмета, курса;
• тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся в
том числе на духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и
физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной
программы среднего общего образования

3.6. Рабочаяпрограммавоспитанияимеетмодульнуюструктуруивключаетвсебя:
• описаниеособенностейвоспитательногопроцесса;
• цельизадачивоспитанияобучающихся;
• виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников,
обучающихся
и
социальных
партнеров
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность;
• основные направления самоанализа воспитательной работы в организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
3.7. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
3.8. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной
работыимеютправоприниматьучастиесоветыобучающихся,советыродителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
представительные
органы
обучающихся (при их наличии).
3.9. Программа коррекционной работы должна быть направлена на создание
комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом
состоянияихздоровьяиособенностейпсихофизическогоразвития,коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов, оказание им помощи в освоении основной образовательной
программы.
3.10. Программа коррекционной работы должна носить комплексный характер
иобеспечивать:
• поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также
попавших в трудную жизненную ситуацию;
• выявлениеиудовлетворениеособыхобразовательныхпотребностейобучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в единстве урочной и
внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов
системы общего и специального образования, семьи и других институтов общества;
• интеграцию этой категории обучающихся в организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
• оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния
здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся,психологомедико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной
деятельности;
• создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе без барьерной
среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально
допустимого уровня при использовании адаптированных образовательных программ
среднего общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных
отношений.

3.11. Программа коррекционной работы должна содержать:
• целиизадачикоррекционнойработысобучающимисясособыми
образовательными
потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидами при получении среднего общего образования;
• перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальныхметодов
обучения и воспитания; проведение индивидуальных и групповых занятий под
руководством специалистов;
• систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки
обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
• механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую
стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области
коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских
работников;
• планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидами.
3.12. Рабочаяпрограммасодержитследующиеструктурныеэлементы:
• титульныйлист;
• пояснительнуюзаписку
• общуюхарактеристикуучебногопредмета,курса,дисциплины(модуля);
• описаниеместаучебногопредмета,курсавучебномплане;
• личностные,метапредметныеипредметныерезультатыосвоенияконкретного
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
• содержаниеучебногопредмета,курса,дисциплины (модуля);
• тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
• описание учебно-методического
и материально-технического
обеспечения
образовательной деятельности;
• планируемыерезультатыизученияучебногопредмета,курса,дисциплины (модуля).
3.13.1. Титульныйлистсодержит:
• наименованиеорганизации,осуществляющейобразовательнуюдеятельность;
• грифутвержденияпрограммы(суказаниемдатыиномераприказаруководителя
организации, осуществляющей образовательную деятельность);
• названиеучебногокурса,предмета,дисциплины (модуля);
• годсоставленияпрограммы.
3.13.2. Втекстепояснительнойзапискикрабочейпрограммеуказывается:
• названиепрограммы,наосновекоторойразработанаРабочаяпрограмма;
• целиизадачиданнойпрограммыобучениявобластиформированиясистемызнаний,
умений, навыков;
• учебно-методический комплект (учебник, согласно перечню учебников,
утвержденных приказом Минпросвещения РФ), используемый для достижения
поставленной цели в соответствии с образовательной программой организации,
осуществляющей образовательную деятельность;

•

количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч.
количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ,
экскурсий, проектов исследований.
3.13.3. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) — основная часть
программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическимпланом
рабочей программы, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. В нем
раскрывается суть содержания программы: ориентация содержания (научное, практическое,
художественное, социальное, профориентационное и т.д.); характер освоения(развивающая,
компенсирующая, углубленная, интенсивная, реабилитационная); профиль; направление. В
данном разделе указываются: название разделов / тем курса и их краткоесодержание.
3.13.4. Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем
программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет
проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени,
предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический
план на весь срок обучения (обычно на учебный год).
3.13.5. Планируемыерезультатыосвоенияучебногопредмета,курса,дисциплины(модуля)
— структурный элемент программы, определяющий основные личностные (личностные
УУД), метапредметные (познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД,
формирование ИКТ-компетентности обучающихся, основы учебно-исследовательской и
проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом) и предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) должны
отражать уровеньподготовкиобучающихсянаконец учебногогодавсоответствиисФГОС,
образовательной программой образовательной организации.
4. Оформлениерабочейпрограммы
4.1. Требованияк оформлению:
• электронный документ в формате Microsoft Word (одним файлом); – листы формата
А4;
• ориентациястраницы –книжная;
• поля – обычные;
• титульныйлистсчитаетсяпервым,ноне нумеруется;
• нумерациястраниц–сверхувцентре,кеглем-12;
• шрифт–Times New Roman;
• кегль–14,втаблице-12;
• межстрочныйинтервал–одинарный;
• переносыне ставятся;
• абзац1,25см(кроме таблиц);
• выравнивание–заголовкипоцентру,основнойтекстпо ширине;
• центровказаголовковиабзацывтекстевыполняютсяприпомощисредствWord;
• оглавлениеавтоматическое;
• каждыйструктурныйэлементрабочейпрограммыначинаетсясновой страницы;
• таблицывставляютсянепосредственновтекстидолжныбытьотделеныотпредыдущего
и последующего текста одним интервалом.
4.2. Титульныйлистсчитаетсяпервым,нумерациянанемне ставится.
4.3. Календарно-тематическоепланированиепредставляетсяввидетаблицы.
4.4. Список литературы составляется в алфавитном порядке с указанием города и названия
издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по разделам
предмета.
4.5. Страницыдолжныбытьпронумерованы.

5. Рассмотрениеиутверждениерабочейпрограммы
5.1. - на заседании соответствующего школьного методического объединения на предмет
ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Решение
методического
объединения
педагоговотражаетсявпротоколезаседания,напервойстраницерабочейпрограммы(внизу
слева) ставится гриф: ПРИНЯТА;
Протокол заседанияметодического объединения педагоговот№
подписьруководителя ШМО,,расшифровка подписи.
5.2. После этого рабочая программа анализируется заместителем директора по учебновоспитательной работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, на
предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательной организации и
требованиям государственных образовательных стандартов; проверяется наличие учебника,
предполагаемого для использования в федеральном перечне. На первой странице рабочей
программы ставится гриф согласования.
5.3. Утверждается приказом директора
6. Заключительныеположения
6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом
директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством РоссийскойФедерации.
6.3. Положение о разработке и утверждении рабочих образовательных программ
общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего
Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в

6.4. новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».