1.Общие положения 1.1. Положение о мониторинге качества образования в школе (далее - Положение) разработано на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и в соответствии с планом реализации Программы развития школы, одним из основных направлений которой является повышение качества обучения и воспитания, развитие индивидуальности субъектов образовательного процесса, мониторинг эффективности развития ОУ. Настоящее положение определяет цели, задачи, принципы функционирования школьного мониторинга качества образования, его организационную и функциональную структуру, устанавливает единые требования. 1.2. Мониторинг осуществляется в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами федерального, регионального и районного уровней, Программой развития, методическими материалами и настоящим Положением. 1.3. Мониторинг представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательного учреждения, качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатами мониторинга качества образования. 1.4. В настоящем Положении используются следующие термины: мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или несоответствия) измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования; мониторинг качества образования - система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования в ОУ и обеспечить возможность прогнозирования ее развития. качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы 2. Цели и задачи мониторинга 2.1. Целью мониторинга является создание системы диагностики и контроля состояния образования в школе, обеспечивающей своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования, для принятия обоснованных управленческих решений, а также предоставления всем участникам образовательного процесса, обществу достоверной информации о качестве образования в школе. 2.2. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: Sопределение параметров объектов мониторинга, критериев, показателей и индикаторов; отбор и разработка методик мониторинговых исследований; создание механизмов организации мониторинговых исследований на всех уровнях; систематизация информации; координация деятельности всех субъектов мониторинга; привлечение общественности к внешней оценке качества образования на всех уровнях и ступенях. 3. Принципы мониторинга Мониторинг выстраивается на следующих принципах: 3.1. Принцип научности заключается в том, что содержание каждого компонента мониторинга и его структура должны быть соотнесены с основополагающими принципами менеджмента, педагогики и психологии. 3.2. Принцип системности означает целостность, в которой элементы или части, обладая самостоятельностью, интегративно входят в целое. 3.3. Принцип комплексности несет в себе интеграцию информации о количественных и качественных сторонах объекта, которые позволили бы видеть изучаемый объект. 3.4. Принцип минимальности и достаточности означает использование минимума критериев и методик, позволяющих получить достоверную информацию об эффективности образовательного процесса. 3.5. Принцип действенности означает то, что результаты мониторинга должны играть важную роль при принятии управленческого решения. 3.6 Принцип открытости и прозрачности процедур оценки качества образования. 3.7. Принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей. 3.8. Принцип индивидуализации означает учет индивидуальных способностей и развития отдельных учащихся при оценке результатов их обучения и воспитания. 4. Объекты мониторинга В системе внутришкольного мониторинга качества образования, его основные объекты: качество образовательных результатов и условия их достижения. 4.1. Мониторинг и оценка качества образования в школе проводится по следующим уровням и ступеням образования: 1) начальное общее образование; 2) основное общее образование; 3) среднее общее образование. 4.2. Объектами мониторинга являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, профессиональная деятельность педагогов и администрации, образовательные программы и условия их реализации. 4.3. Для оценки образовательных результатов выделены критерии: • обученность; • творческие успехи учащихся. Для оценки условий достижения образовательных результатов выделены критерии: педагогические ресурсы; учебно - методические ресурсы; валеологические ресурсы; удовлетворенность общественности качеством предоставляемых школой образовательных услуг. 5. Организация и управление мониторингом 5.1. Мониторинг осуществляется руководителями образовательного учреждения и специалистами в соответствии с должностными обязанностями. В их компетенции обобщенное системное представление о состоянии деятельности и развитии лицея в соответствии с государственными стандартами, поставленными целями функционирования и развития, а также выработка прогнозируемой информации в ее психологопедагогической интерпретации. 5.2. Организационно-управленческий состав, занимающийся мониторингом качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает администрацию лицея, методический совет школы, методические объединения, педагогический совет. 5.3 Администрация школы : • формирует концептуальные подходы к оценке качества образования; • планирует и организует мониторинговые исследования; • координирует деятельность подразделений школы в мониторинговых исследованиях; • определяет состояние и тенденции развития школьного образования, • принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования; • организует распространение информации о результатах мониторинга. 5.4. Методические объединения обеспечивают помощь отдельным педагогам в формировании собственных систем оценки качества обучения и воспитания, проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования, используемых учителями. 5.5. Педагоги школы обеспечивают своевременное внесение необходимых данных по организации учебного процесса, своевременно заполняют информацию о ходе учебного процесса, своевременно вносит необходимую информацию по учету индивидуальных достижений учащихся. 5.6. Учителя школы: разрабатывают и реализуют программы развития школы, включая развитие системы оценки качества образования с учётом индивидуальных достижений учащихся образовательного учреждения; участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения; обеспечивают проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, рейтинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования. 5.7. Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации. Лица, организующие мониторинг, несут персональную ответственность за обработку, анализ и использование данных мониторинга при принятии управленческого решения. 5.8. С учетом изменений, происходящих в образовании, возможна работа по пересмотру системы критериев и показателей мониторинга, совершенствованию способов получения информации. По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований. 5.10. Оценка качества образования осуществляется посредством: - системы внутришкольного контроля 5.11. Основными пользователями информации о результатах оценки качества образования являются: 1) обучающиеся и их родители (законные представители); 2) педагогический коллектив школы; 3) органы, осуществляющие управление в сфере образования. Приложение 1 Годовая циклограмма мониторинга образовательных результатов учащихся Показатели Индикаторы Частота сбора информации Субъекты реализации мониторинга Фактический уровень Контрольнознаний по учебным измерительные предметам Сформированность материалы (КИМы) По плану проверок, Учителя, ГИА, ЕГЭ, предметных умений по окончании Руководители ШМО внутренней проверки четверти, полугодия и зам. директора по и проверки ИМЦ. учебного года УВР Четвертные, Сформированность полугодовые и общеучебных умений годовые оценки (элжурнал) Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях Анализ статистических По мере поступления данных, Карты данных Итоги: май достижений учащихся, технология «Портфолио» Зам. директора по УВР, классные руководители Приложение 2 Годовая циклограмма мониторинга условий достижения образовательных результатов Показатели Индикаторы Частота сбора информации Один раз в год (май, июнь) Субъекты реализации мониторинга Учителя школы, Зам. Директора по УВР Повышение квалификации учителей Статистические данные Владение педагогами разнообразными технологиями, методами, приемами обучения Индикаторы качества По плану ВШК урока. Самоанализ, наблюдение, анкетирование, собеседование Инновационная и экспериментальная деятельность педагогов Наблюдение, анкетирование, собеседование По плану опытноэкспериментальной работы Анализ статистических данных 2 раза в год (декабрь, Администрация июнь) Анализ статистических данных Анализ статистических данных 1 раз в год (май) Выступления педагогов на семинарах различного уровня, публикации Участие педагогов в профессиональных конкурсах Обеспеченность учебниками и УМК По плану работы библиотеки Учителя, Руководители ШМО , зам. директора по УВР Зам. Директора по УВР Зам. Директора по УВР Педагог-библиотекарь Зам. Директора по УВР Использование компьютерной техники. использование ИКТ в образовательном процессе Оснащенность библиотеки Тематическое 2 раза в год (декабрь, Зам. Директора по УВР планирование по май) предметам, наблюдение, диалог в Internet, анализ Здоровье школьников 2 раза в год (сентябрь, Медработник май) Статистические данные, анализ (группы здоровья, частота заболеваний, их виды, Анализ статистических данных 1 раз в год Педагог библиотекарь Число контрольных работ пропуски по болезни) График контрольных В конце четверти (1 работ 4) или полугодий. Анкетирование, собеседование Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий Реализация Анкетирование познавательных потребностей ученика Удовлетворенность родителей и школьников образовательными результатами Удовлетворенность родителей состоянием психологического климата в школе, комфортностью образовательной среды По плану ВШК Зам директора по УВР Зам директора по УВР 2 раза в год (октябрь, февраль) Зам директора по УВР Школьный психолог Школьный психолог Анкетирование По плану работы школьного психологи Анкетирование По плану работы Школьный психолог школьного психолога