1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», Уставом гимназии, Федеральным государственным стандартом ООО. 1.2. Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований образовательных стандартов. 1.3. В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностные результаты; метапредметные результаты или освоение универсальных способов деятельности; предметные результаты. 1.4. Основные функции системы оценивания: - ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; - обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. 1.5. Основные направления и цели оценочной деятельности: оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки); оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации, аттестации, мониторингового исследования). 1.6. Принципы системы оценивания: - объективность - оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях; - открытость - ученики изначально знают, что будет оцениваться и по каким критериям; - простота - формы оценивания должны быть просты и удобны в применении. 2. Система контроля Контрольный процесс реализуется путём различного вида процедур: оценки на уроках, оценки за контрольные работы, тесты, зачёты и т.д. Контроль может осуществляться в различных формах: тестирование, контрольная работа, зачёт, портфолио и т.д. Система контроля включает в себя разные виды контроля: стартовый, текущий, промежуточный, итоговый, административный. 2.1. Стартовый контроль (сентябрь) проводится с целью выявления знаний учащихся, пришедших учиться в школу (5-й класс - 9 класс). 2.2. Текущий контроль (текущая аттестация): оценка качества достижения планируемых результатов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе изучения обучающимися по результатам проверки (проверок). Организуется преподавателем данного учебного предмета, методическим объединением, заместителем директора по УВР. Под текущим контролем понимаются различные виды проверочных работ как письменных, так и устных, которые проводятся непосредственно в учебное время и имеют целью оценить ход и качество работы учащегося по освоению учебного материала. Текущий контроль предназначен для определения текущего уровня сформированности УУД и осуществляется во время проведения практических занятий, консультаций в форме устного опроса, проверки письменных и практических заданий. 2.2.1. Текущая аттестация предусматривается рабочими программами и тематическим планированием. Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года. 2.2.2. Текущая аттестация обязательна для всех обучающихся школы. Во 2 - 9-х классах текущая аттестация осуществляется по 5-балльной системе. 2.2.3. При текущем контроле педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся по своему предмету. 2.2.4. Педагогический работник обязан ознакомить учащихся с системой текущего контроля по своему предмету на начало учебного года. 2.2.5. Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса, и выставить отметку в классный журнал и дневник учащегося. 2.2.6. Отметки за каждое оценивание выставляются в электронный журнал и учитываются при выведении общей отметки по предмету за четверть и год. 2.2.7. Письменные работы обучающего характера (самостоятельные работы) после анализа и оценивания не требуют обязательного переноса отметок в классный журнал, в качестве поощрения в журнал могут быть перенесены результаты, которые оценены отметками «4» и «5». 2.2.8. Формы проведения текущего контроля определяются учителем. 2.3. Промежуточный контроль. 2.3.1. Под промежуточным контролем понимаются различные виды контрольных и проверочных работ - как письменных, так и устных, - которые проводятся в учебное время и имеют целью оценить уровень и качество всего комплекса учебных задач по изученному модулю, разделу (теме). 2.3.2. Отметки за каждое оценивание выставляются в электронный журнал и учитываются при выведении общей отметки по предмету за четверть и год. 2.3.3. Для каждого класса по отдельным предметам составляется специальный график тематического контроля, а также сводный график тематического контроля по всем предметам, который исключает проведение более двух контрольных проверок у одного ученика (по разным предметам) в один день. 2.3.4. Составление графика осуществляют учителя-предметники. Контроль и согласование осуществляет заместитель директора по УВР. 2.4. Итоговый контроль проводится по завершении предметного курса, класса, четверти в форме контрольной работы, теста, экзамена, зачёта, защиты проекта, портфолио и др. 2.4.1. Учащимся, пропустившим 2/3 учебных занятий и более, предоставляются консультации, тематические зачеты. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на родителей (законных представителей). 2.4.2. В конце учебного года выставляются годовые отметки по всем предметам учебного плана. 2.4.3. В случае несогласия учащегося, его родителей с годовой отметкой учащемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образованной приказом директора гимназии, в присутствии родителей. 2.5. Административный контроль. 2.5.1. Под административным контролем понимаются различные виды контрольных работ как письменных, так и устных, - которые проводятся в учебное время и имеют целью оценить любой параметр учебных достижений учащихся, исходя из задач администрации по анализу учебного процесса и условий образовательной среды. 2.5.2. Результаты административного контроля выставляются в классный и электронный журнал и учитываются при выведении общей отметки по предмету за четверть и год. 2.5.3. Формы проведения административного контроля: определяются администрацией. 2.5.4. Контроль и согласование проведения административного контроля осуществляет заместитель директора по УВР. Текущий Промежуточный Планируемые результаты Личностные 1. Соблюдение норм и В ходе реализации всех правил, принятых в компонентов школе. образовательного 2. Сформированность процесса, включая самооценки. внеурочную 3. Сформированность деятельность, внутренней позиции реализуемую семьёй и обучающего. школой. 4.Ценностносмысловые установки обучающихся Метапредметные 1.Учебные исследования. 2. Учебные проекты, 3. Решение учебнопознавательных и учебно-практических задач 1. Комплексные работы на межпредметной основе. 2. Тематические работы по всем предметам. Итоговый 1. Личностные качества школьников оцениванию не подлежат. Поэтому не выносятся на итоговую оценку обучающихся, являются предметом оценки эффективности воспитательнообразовательной деятельности ОУ и образовательных систем разного уровня. 1. Комплексные работы на межпредметной основе, направленные на сформированность метапредметных УУД при решении учебнопознавательных и учебнопрактических задач, основанных на работе с текстом, 2. Защита итогового индивидуального проекта. Предметные 1. Устный опрос. 2. Письменная или 1. Тест. самостоятельная работа. 2. Зачёт. 3. Диктанты 4. Контрольное списывание. 5. Тестовые задания. 6. Графическая работа. 7. Изложение. 8. Доклад. 9. Творческая работа. 1. Диагностическая контрольная работа. 2. Диктанты. 3. Изложение. 4. Контроль техники чтения. 5. Тест. 6. Контрольная работа. Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативности инструментария оценки. В школе используется пятибалльная система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл - 1; максимальный балл - 5). Альтернативными формами оценивания являются: безотметочная (1-е классы, групповые занятия, курсы по выбору). 3. Технологии, методики, методы, приемы оценивания Оценка - это определение степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. 3.1. Личностные результаты Компоненты Вид оценки Текущая Промежуточная Итоговая ОД Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в Цель соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД. Направленность на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся. Уровень Объект Процесс формирования сформированности личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственноэтической ориентации. Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования. Наблюдение Процедуры за формированием личностных качеств обучающихся. Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку. Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (личностные УУД). Технологии, методики, методы, приемы «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой (личностные УУД). «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.). и другие. - оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия; - рефлексивные сочинения. 1. Диагностическая работа, включающая задания на оценку поступков, обозначение своей жизненной позиции и т.д. Инструмента 2. Наблюдение рий 3. Анетирование 4. Интервью - задания (вопросы) для формирования - тесты (и т.п.) для изучения личностных УУД (достижения планируемых личностных сфер ученика КИМы личностных результатов). (лич-ностных результатов). - планируемые личностные результаты (действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный Критерии моральный выбор); - обобщенные критерии (критерии ценности): понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности. Определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей - умений, характеризующих достижения и положительные качества Шкала и вид личности обучающихся). Знаково-символические средства, показывающие отметки отношение обучающихся к достигнутым результатам: цветовые, рисуночные. Описание результатов в контексте критериев ценности. - листы наблюдения за развитием личностных качеств обучающихся; - дневник «Я учусь учиться: мои достижения»; - портфолио «Мои достижения»; - дневник ученика; Формы фиксаци и - диагностическая тетрадь учителя; - электронное приложение к журналу учителя; - портфолио «Оценочная деятельность учителя предметника»; - другие. 3.2. Метапредметные результаты Компоненты Вид оценки системы Текущая Промежуточная Итоговая оценки Оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных Цель УУД (РУУД, ПУУД, КУУД) на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД и программы «Чтение: работа с информацией». - анализ процесса оценка уровня сформированности РУУД, ПУУД, формирования РУУД, КУУД; ПУУД, КУУД; - ориентация на реализацию РУУД, ПУУД, КУУД. Процесс формирования Сформированность РУУД, Сформированность РУУД, Объект РУУД, ПУУД, КУУД ПУУД, КУУД ПУУД, КУУД опрос Письменный опрос Наблюдение, устный Письменный Процедуры опрос, письменный (диагностические работы, (итоговые проверочные (внутренняя накопленная опрос (самостоятельная проверочные работы по работы по предметам, предметам, комплексные комплексные работы на оценка работа). (таблицы межпредметной основе) оценки достижения планируемых результатов), итоговая оценка) Инструмента рий КИМы Критерии Шкала и вид отметки Формы фиксации работы на межпредметной основе) 1. Комплексные задания на межпредметной основе. 2. Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач. - задания (вопросы) для выявления уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД (достижения планируемых метапредметных результатов); - планируемые метапредметные результаты - определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей - умений, характеризующих уровень сформированности РУУД, ПУУД, КУУД; в соответствии с методикой диагностики). - портфолио «Мои достижения»; - диагностическая тетрадь учителя; 3.3. Предметные результаты. Компоненты системы Текущая оценки Вид оценки Промежуточная Итоговая - анализ процесса - оценка освоения предметных знаний и способов освоения способов действий с предметным содержанием; действий с изучаемым - выявление соответствия уровня сформированпредметным содержанием ности способов действий с предметным (их содержанием требованиям к планируемым операционального предметным результатам состава). освоения программного освоения программного материала за четверть, поматериала по теме, блоку, лугодие, год. содержательной линии. Процесс освоения Действия с предметным Умения решать учебноОбъекты способов действий с содержанием по познавательные и учебноизучаемым предметным изучаемой теме. практические задачи с содержанием (их использованием средств, операционального релевантных предмет состава). ному содержанию. Письменный опрос Устный опрос, Процедуры опрос (итоговые проверочные письменный опрос Письменный по предметам, (самостоятельная работа). (контрольная работа на работы оценку усвоения комплексные работы на программного материала межпредметной основе). по теме, блоку, содержательной линии). Инструмент Продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие арий создание учеником в ходе решения своего информационного продукта. - задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с КИМы предметным содержанием (достижения планируемых предметных результатов); Критерии - планируемые предметные результаты - определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимос-ти от Шкала и вид показателей - умений, характеризующих достижение предметных результатов; в соответствии с методикой оценки); отметки - принятые в классе оценочные шкалы: «5-балльная шкала», «волшебные линеечки», «столбики», «отметки-баллы», «отметки-заметки» и т.п. «листы достижений», Тетради проверочных, контрольных, диагностических Формы «таблицы требований» работ. фиксации Портфолио «Мои достижения». Цель Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. 3.4. Оценка индивидуальных предметных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны ближайшего развития» («ученик научится», «ученик получит возможность научиться»). Для описания достижений обучающихся школы используется пять уровней. Уровни успешности Пятибалльные отметки Низкий уровень Отметка - 1 (Наличие только отдельных фрагментарных знаний по предмету) Не достигнут Отметка 2 необходимый уровень (неудовлетворительно). (отсутствие Возможность исправить! систематической базовой подготовки, обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, имеются значительные пробелы в знаниях) Необходимый уровень Отметка - 3 (частично). - «хорошо» (решение Возможность исправить! типовой задачи, Отметка - 4 (хорошо). подобной Право изменить! тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные Отметка «1» ставится, если учащийся отказался от ответа без объяснения причин. Не решена типовая, отработанная задача много раз «3» - частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) «4» - полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) умения и усвоенные знания. Это необходимо всем по любому предмету) Отметка - 4+ (близко к Программный уровень отлично). Право - «отлично» (решение изменить! нестандартной задачи, Отметка - 5 (отлично) где потребовалось: - либо применить новые, получаемые в данный момент, знания; - либо прежние знания и умения, но в новой непривычной ситуации) Отметка - 5+ Максимальный уровень (не (превосходно); отметка обязательный) - 5 и 5 (превосходно) «превосходно» (решение задачи на неизученный материал, потребовавшей: либо самостоятельно добытых, не изученных на уроках знаний; либо новых самостоятельно приобретённых умений) «4+» (приближается к отлично) частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) «5» - полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) «5+» - частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения) «5 и 5» - полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Отметка «2» ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или непонимание учащимся большей или наибольшей части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; - имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - учащийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; - при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., легко исправленных по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику; - правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя; - возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового. 3.4. Оценка предметных и метапредметных результатов по итогам учебного года: 1) Базовый уровень - способность учащегося действовать только в рамках минимума содержания, рассчитанного на освоение каждым учащимся; 2) Продвинутый уровень - способность учащегося выходить за рамки минимума предметного содержания, применять полученные знания на практике, в том числе, в нестандартных ситуациях; 3) Рефлексивно-творческий уровень - способность учащегося обобщать, систематизировать, анализировать свои знания, творчески использовать их для решения задач, регулярное участие в различных проектах, в том числе, и итоговых; участие в конференциях и т.п. Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение. Количественная характеристика планируемых результатов определяется по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету. Качественная характеристика планируемых результатов составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной презентации результатов обучения за год. 4. Методический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся 4.1. Таблица оценки планируемых образовательных результатов составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Тема 1 Ф.И. ученика Петров А. Иванов П. 4.2. Карта самостоятельной работы по предмету Тема 2 Тема 3 Ученика _____________________ класс ___________ Название ВиД Срок Замечан ия Критерии оценивания работы работы работы сдачи Срочнос Качество Полнота Суммарна я учителя ть выполненно оценка выполне го ния 4.3. Карта оценивания доклада, выступления Класс профиль ФИО ученика Дата Тема Полнот а Качеств о Умение отвечать доклада освещен выступл на , ия вопроса ения вопросы: выступл лаконичность и ения аргументирован ность Суммар Адекватно е ный балл использова ние наглядных среДств 4.4. Карта оценивания электронной презентации Класс __________________________________ профиль _____________ Полнота Качество Умение отвечать Дизайн ФИО ученика Дата Тема освещения презентаци и на презент вопроса вопросы: ации лаконичность и аргументирован ность Сумм арны й балл 4.5. Единая шкала критериев оценки доклада, выступления Кол Полнота освещения Качество выступления иче вопроса ств о бал лов 0 1 2 3 Кол ичес тво балл ов 0 1 Умение отвечать Адекватное на вопросы: использование лаконичность и наглядных средств аргументированн ость Доклад, выступление не выполнено Регламент выступления не Ученик не смог Ученик не соблюден, выступление ответить на использовал Ученик выполнил сводится непосредственно к вопросы никаких наглядных задание, тема не чтению текста, не средств раскрыта, материал поддерживается визуальный не систематизирован, контакт с аудиторией, не не выстроена выделяется времени на логика выступления восприятие информации Ученик справился с Немного нарушен регламент Ученик ответил на заданием, тема не до выступления, выступающий все вопросы, хотя конца раскрыта, считывает информацию со были не точности в Ученик не имеются слайдов, слабо ответах, и адекватно применил незначительные поддерживается визуальный аргументации наглядные средства, неточности, слабая контакт с аудиторией, мало наглядные средства систематизации выделяется времени на не информации, есть восприятие информации относятся к теме, нарушения в логике или плохо ее выступления раскрывают не нарушен, Ученик четко и Ученик адекватно Ученик справился с Регламент заданием, тема выступающий опирается на лаконично ответил подобрал, разработал раскрыта, успешно опорный конспект, говорит на все заданные своими словами, вопросы наглядные средства извлечена комментирует слайды, раскрывающие тему информация, визуальный выступления систематизирована, поддерживается контакт с аудиторией выстроена логика выступления 4.6. Единая шкала критериев оценки электронной презентации Критерии оценивания Полнота освещения Качество презентации Умение отвечать Дизайн презентации вопроса на вопросы: лаконичность и аргументирован ность Электронная презентация не выполнена Регламент презентации не Ученик не смог информация, ответить на Ученик или соблюден, Иллюстрации низкого изложенная в презентации не вопросы группа учащихся качества, отсутствует выполнили задание, соответствует обозначенной необходимые теме, переизбыток или тема не раскрыта, таблицы, схемы текстовой материал не недостаток графики, эффекты полностью систематизирован, информации, примененные в не выстроена презентации 2 3 заимствованная с отвлекают от логика презентации литературы, Интернета содержания Немного нарушен регламент Ученик ответил на Иллюстрации презентации, информация по все вопросы, хотя хорошего качества, проблеме изложена не были не точности подобранна присутствуют в соответствующая Ученик или полностью, незначительные недочеты, ответах, и графическая группа учащихся использованы различные аргументации информация, создали информации, примененные презентацию, тема источники эффекты немного творческого задания материал проанализирован мешают усвоению не до конца информации раскрыта, имеются незначительные неточности, слабая систематизации информации, есть нарушения в логике презентации Презентация разработана Ученик четко и Дизайн презентации учащимися, лаконично ответил четко продуман, Ученик или самими не нарушен, на все заданные примененные группа учащихся регламент эффекты помогают справились с информация изложена полно и вопросы текст на слайде усвоению заданием, тема четко, информации, не раскрыта, успешно представляет собой опорный конспект, отсутствует отвлекают внимание извлечена переизбыток информации информация, систематизирован а, выстроена логика презентации 4.7. Единая шкала критериев оценки карты самостоятельной работы учащихся Количество Критерии оценивания самостоятельной работы баллов Качество выполненного Полнота Срочность выполнения 0 Задание не выполнено 1 Ученик выполнил Ученик допустил неточности в Задание задание не в срок, к выполнении задания, не выполнено не концу изучения раскрыта тема задания, полностью модуля, предмета неправильно подобран материал или полностью заимствован с литературы, Интернета, не систематизирован, не нагляден 2 Ученик выполнил Учеником допущены Задание задание, но с незначительные неточности в выполнено небольшим опозданием выполнении задания, тема не до конца раскрыта, слабо систематизирован материал, представлено наглядно 3 Ученик выполнил Учеником раскрыта тема Задание задание в срок задания, успешно подобран выполнено материал, систематизирована в полностью искомую в соответствии с заданием, представлена наглядно 5. Правила технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) 1) . Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка - только за решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний. 2) . Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика). 3) . Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи - каждой в отдельности). 4) . На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право корректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. Алгоритм самооценки 1 шаг. Какая была цель, что нужно было получить? 2 шаг. Удалось получить результат? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с незначительной помощью (кто помогал, в чем)? 5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? (Таблицы образовательных результатов) 6 шаг. Каков был уровень задания? (Уровни успешности) 7 шаг. Каков твой балл успешности? (Пятибалльные отметки) 5) . После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена. 6) . За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, ставиться отдельная отметка. Исключения: 1. В случае однотипности примеров и упражнений «задачей» считается не каждый из них, а целая группа подобных примеров и упражнений. 2. Если задание успешно выполнено не отдельным учеником, а несколькими, отметка не ставится никому. 3. Если ребёнок активно работал в течение всего урока фронтально, но не выполнял определённого задания, а только дополняя ответы других, такой ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки. 7) . За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. 8) . За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку. Исключением является задание, которое даётся на уроке по давно изученным темам (по которым уже прошли контрольные работы). 9) . За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку Исключением является задание, которое даётся на уроке по давно изученным темам (по которым уже прошли контрольные работы). 10) Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности (необходимый, программный, максимальный). 11) Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе решения конкретной задачи. Анализ таблицы предметных планируемых результатов (ППР) (п. 3.3.1): - по вертикали по классу в целом (каждый ППР); - по горизонтали (результаты каждого ученика); - спланировать действия по улучшению результатов. 12) Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи. 6. О неудовлетворительной отметке за четверть, полугодие 6.1 Порядок работы по устранению неудовлетворительной оценки направлен на: 6.1.1. Повышение качества знаний отдельных учащихся и школы в целом; 6.1.2. Защиту прав учащихся; 6.1.3. Создание благоприятного микроклимата школы. 6.2. Основные направления и виды деятельности: 6.2.1. Выявление возможных причин снижения успеваемости и качества знаний учащихся. 6.2.2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся. 6.3. Программа деятельности учителя: 6.3.1. Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывать тип темперамента ребенка. 6.3.2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата. 6.3.3. Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления отметок в конце четверти, когда учащийся уже не имеет возможности их исправить. 6.3.4. Комментировать оценку учащегося. 6.3.5. Учитель-предметник после первичного контроля знаний должен отрабатывать материал на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль знаний. 6.3.6. Учитель-предметник не должен опрашивать учащегося или давать ему контрольную работу в первый день занятий (после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине). 6.3.7. Учитель-предметник должен определить время, за которое учащемуся следует освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему консультацию. 6.3.8. Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные отметки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей (законных представителей). 6.3.9. Учитель-предметник должен дать возможность учащемуся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования, не менее чем за неделю до окончания четверти. 6.3.10. Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей (законных представителей) учащегося о понижении успеваемости учащегося. 6.3.11. Учитель-предметник не должен снижать отметку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия. 7. Итоговая аттестация Итоговая оценка результатов освоения ООП ООО определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебнопрактических и учебно- познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования (В соответствии с ФГОС ООО к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований на основе неперсонифицированных процеДур). Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой. Категория оценивания Итоговая оценка подготовки выпускников Оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования Оценка состояния и тенденций развития систем образования Объект оценивания Процедура оценивания Планируемые результаты Итоговая аттестация выпускников содержания блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ. Планируемые результаты Аккредитация образовательных освоения основной учреждений, аттестация образовательной программы, педагогических кадров, а также составляющие содержание мониторинговые исследования блоков «Выпускник научится» и разного уровня «Выпускник получит возможность научиться» всех изучаемых программ Ведущие целевые установки и Мониторинговые исследования основные ожидаемые разного уровня. При этом результаты основного общего дополнительно используются образования, составляющие обобщённые данные, полученные содержание первых, целевых по результатам итоговой оценки, блоков планируемых аккредитации образовательных результатов всех изучаемых учреждений и аттестации программ педагогических кадров 8. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования. Итоговая оценка выпускника формируется на основе: • результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; • оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; • оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; • оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее — ГИА). При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы, выносимые на ОГЭ, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями. На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности. Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании. В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования - аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации. 9. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения Осуществляется Материалы для оценки Результаты итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения 1.В ходе его аккредитации. основной образовательной программы основного общего образования 2. В рамках учитывая: аттестации • результаты мониторинговых педагогических исследований разного уровня кадров (федерального, регионального, муниципального); Предмет оценки Текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы данного образовательного учреждения. • условия реализации основной образовательной программы основного общего образования; • особенности контингента обучающихся.