Положение о психолого-педагогическом сопровождении введения ФГОС в 5-ых классах

Цель и задачи

Цель:
• Психолого-педагогическое сопровождение решения образовательных задач в
соответствии с ФГОС ООО. Содействие администрации и педагогическому коллективу в
создании социальной ситуации развития, обеспечивающей раскрытие индивидуальности
социализирующейся личности, формирование ее творческого потенциала, сохранение
психического здоровья учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогов.
Задачи:
• Обеспечение психологической поддержки всех участников образовательного процесса.
• Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков,
необходимых для личностного развития и достижения успеха в жизни.
• Оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из их
способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
• Содействие педагогам, родителям (законным представителям) в воспитании учащихся, а
также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия,
ответственности и уверенности в себе; способности к активному социальному
взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности
Основные принципы работы
• Комплексный, междисциплинарный, интегративный подход к решению любой проблемы
ребенка;
• Гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
• Защита интересов и прав ребенка;
• Разграничение понятий сопровождения и направления развития человека;
• Необходимость существенного улучшения информационного и диагностического
обеспечения процесса сопровождения;
• Ориентация на работу в современном правовом поле.
Механизмы реализации
1. Просветительская деятельность
Психологическое просвещение - повышение психологической компетентности и
культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и
обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Социально- правовое просвещение - повышение правовой компетентности субъектов
образовательного процесса в рамках решения образовательных задач.
Медико- педагогическое просвещение - информирование по проблемам ЗОЖ.
Осуществляется в различных формах: лекции, тематические выставки литературы по
проблемам сопровождения, беседы, семинары, родительские собрания.
2. Профилактическая деятельность - предполагает реализацию социальнозначимых
программ, направленных на снижение неблагоприятных факторов риска в образовательной
среде. Усиление факторов, стимулирующих позитивное развитие молодых людей.
Профилактика злоупотребления ПАВ, формирование навыков ЗОЖ и др. Необходимым
условием является взаимодействие специалистов службы сопровождения с другими
участниками образовательного процесса.
Формы медико-педагогической профилактики:
- беседы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, сенсорночувственной сферы, необходимости физического закаливания, витаминизации, выявление детей
группы риска (по различным основаниям);
- занятия с педагогами по проблеме сохранения и укрепления психического здоровья
учащихся.
3. Диагностика - деятельность, направленная на выявление факторов и причин
возникновения тех или иных проблем и феноменов образовательного процесса.
Медицинская диагностика - диагностика и контроль антропологических параметров
развития детей, профосмотры.
Педагогическая диагностика - осуществляется педагогами, позволяет ответить на

вопросы об уровне педагогической запущенности, о развитии общеучебных и предметных
навыков и умений. Осуществляется с использованием тестов достижений, изучения продуктов
деятельности и т.п. Изучение личности ребенка происходит на основе данных наблюдения.
Социально - педагогическая диагностика: определение социального статуса ребенка,
группы. Осуществляется с использованием тестирования, тренингов классов.
Логопедическая диагностика - выявление характера речевых нарушений.
Психологическая диагностика - изучение факторов и причин, проблем и феноменов
образовательного процесса.
Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся,
администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап
индивидуального и группового консультирования, психологопедагогического консилиума,
педсовета школы, организации коррекционно - развивающей и профилактической работы.
Психологическая диагностика строится на сочетании качественных и количественных методов.
Предпочтение отдается качественным (неформализованным, «мягким») методам, они являются
базовыми. Имеются в виду такие методы как беседа, наблюдение, игровые методы,
герменевтические методы (понимание). «Точные», количественные методы - тесты,
эксперименты, стандартизированные опросы - являются дополнительными.
4. Коррекционно - развивающая Деятельность. Систематическая работа с детьми,
отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям. Она направлена на
оказание специальной помощи этим детям.
В условиях образовательного учреждения специалисты сопровождения имеют право
самостоятельно работать только с теми детьми, отклонения, в поведении которых не являются
следствием поражения ЦНС или психического заболевания. В иных случаях дети направляются
в специализированные центры. Специалисты службы сопровождения не обязаны выполнять
административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила
школы или совершающим противоправные действия. Вместе с тем они могут методически
обеспечить процедуру установления правил поведения и санкций за их нарушения в учебном
заведении, участвовать в работе конфликтной комиссии образовательного учреждения.
Психолог проводит коррекционно-развивающую работу, направленную на коррекцию
психологических проблем (в эмоциональной, познавательной, коммуникативной и
поведенческой сфере). Осуществляет коррекционно-развивающую работу в форме
индивидуальных и групповых занятий, тематических психологических тренингов,
разработанных для детей, имеющих поведенческие проблемы.
5. Развивающая деятельность в рамках службы сопровождения предполагает работу
по созданию дополнительных ресурсов развития в образовательном процессе (личностных,
социальных, педагогических и др). Основные задачи психолога - развитие рефлексивных
способностей, личностных ресурсов участников образовательного процесса. Используемые
методы и технологии: рефлексивная диагностика, активное социальнопсихологическое
обучение, тренинги, консультирование
6. Консультирование
Социально - педагогическое - предоставление информации по индивидуальным запросам
родителей, педагогов.
Профессиональное (личностное, групповое) консультирование:
- педагогов по поводу содержания и форм педагогической деятельности с позиции
основных психологических теорий и концепций, реализации условий и механизмов развития
личности ребенка;
- учащихся, родителей - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям
в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем,
связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни,
взаимоотношениями в семье, кругу друзей, школе; помощь в формировании новых установок и
принятии собственных решений.

Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Критерии эффективности
• Повышение эффективности обучения и воспитания учащихся в оптимальном диапазоне.
• Сохранение физического и психического здоровья учащихся.
•

Улучшение эмоционального фона классов в целом, у учащихся, входящих в «группу риска».

План работы
Наименование работ
1. Психологическое тестирование
выпускников начальной школы с целью
определения уровня развития функций
вербального и невербального интеллекта и
выявления функций, требующих
специальных развивающих занятий, а также
определения уровня развития креативности.
2. Беседа с учителями по результатам
тестирования
3. Беседа с родителями по результатам
тестирования
4. Проведение совместного совещания для
учителей начальной и основной школы
(выпускающих 4-е и принимающих 5-е
классы)
на
тему:
«Особенности
психического развития детей 10-11 лет и
организация учебного процесса в
адаптационный период».
Тестирование
с
целью
выявления
учащихся, входящих в «группу риска».
5. Проведение родительского собрания на
тему: «Особенности адаптации учащихся 5х классов к обучению в средней школе и
роль родителей в этом процессе».
6. Контроль адаптации и наблюдение за
формированием мотивации обучения.
7. Участие в проведении психологопедагогического консилиума по итогам
классно-обобщающего контроля в 5-х
классах.

Методы исследования,
Формы проведения
Групповое тестирование

Сроки

Индивидуальные
консультации
Индивидуальные
консультации
Групповое собеседование,
тестирование.

Апрель (4-й год
обучения)
Апрель (4-й год
обучения)
Сентябрь

Лекция
Интерактивная беседа

Сентябрь

Март (4-й год
обучения)

Октябрь-ноябрь
Групповое тестирование,
наблюдение
КОК
Ноябрь

Индивидуальные
консультации
8. Беседа с родителями по результатам
тестирования. Проведение общешкольного Общешкольное
родительское собрание
родительского собрания «Первые итоги
адаптационного периода»
9. Работа с учащимися, входящими в группу Групповые
занятия,
риска.
индивидуальное
консультирование
учащихся и их родителей

Декабрь
Январь

Начиная с ноября
и до конца
учебного года
(при
необходимости)
Наблюдение,
беседы, В
течение
10. Оказание помощи классным
руководителям
в
формировании тестирование, тренинги учебного года
коллектива классов (по запросу).

11. Профилактика зависимостей.
Проведение родительских собраний на
тему: «Безопасность в интернете».
12. Проведение интерактивных бесед в
классах на тему «Компьютер - друг и враг».

Лекция

Февраль

Лекция

Март-апрель


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».