Цель и задачи Цель: • Психолого-педагогическое сопровождение решения образовательных задач в соответствии с ФГОС ООО. Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей раскрытие индивидуальности социализирующейся личности, формирование ее творческого потенциала, сохранение психического здоровья учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогов. Задачи: • Обеспечение психологической поддержки всех участников образовательного процесса. • Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для личностного развития и достижения успеха в жизни. • Оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из их способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья. • Содействие педагогам, родителям (законным представителям) в воспитании учащихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе; способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности Основные принципы работы • Комплексный, междисциплинарный, интегративный подход к решению любой проблемы ребенка; • Гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе; • Защита интересов и прав ребенка; • Разграничение понятий сопровождения и направления развития человека; • Необходимость существенного улучшения информационного и диагностического обеспечения процесса сопровождения; • Ориентация на работу в современном правовом поле. Механизмы реализации 1. Просветительская деятельность Психологическое просвещение - повышение психологической компетентности и культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. Социально- правовое просвещение - повышение правовой компетентности субъектов образовательного процесса в рамках решения образовательных задач. Медико- педагогическое просвещение - информирование по проблемам ЗОЖ. Осуществляется в различных формах: лекции, тематические выставки литературы по проблемам сопровождения, беседы, семинары, родительские собрания. 2. Профилактическая деятельность - предполагает реализацию социальнозначимых программ, направленных на снижение неблагоприятных факторов риска в образовательной среде. Усиление факторов, стимулирующих позитивное развитие молодых людей. Профилактика злоупотребления ПАВ, формирование навыков ЗОЖ и др. Необходимым условием является взаимодействие специалистов службы сопровождения с другими участниками образовательного процесса. Формы медико-педагогической профилактики: - беседы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, сенсорночувственной сферы, необходимости физического закаливания, витаминизации, выявление детей группы риска (по различным основаниям); - занятия с педагогами по проблеме сохранения и укрепления психического здоровья учащихся. 3. Диагностика - деятельность, направленная на выявление факторов и причин возникновения тех или иных проблем и феноменов образовательного процесса. Медицинская диагностика - диагностика и контроль антропологических параметров развития детей, профосмотры. Педагогическая диагностика - осуществляется педагогами, позволяет ответить на вопросы об уровне педагогической запущенности, о развитии общеучебных и предметных навыков и умений. Осуществляется с использованием тестов достижений, изучения продуктов деятельности и т.п. Изучение личности ребенка происходит на основе данных наблюдения. Социально - педагогическая диагностика: определение социального статуса ребенка, группы. Осуществляется с использованием тестирования, тренингов классов. Логопедическая диагностика - выявление характера речевых нарушений. Психологическая диагностика - изучение факторов и причин, проблем и феноменов образовательного процесса. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психологопедагогического консилиума, педсовета школы, организации коррекционно - развивающей и профилактической работы. Психологическая диагностика строится на сочетании качественных и количественных методов. Предпочтение отдается качественным (неформализованным, «мягким») методам, они являются базовыми. Имеются в виду такие методы как беседа, наблюдение, игровые методы, герменевтические методы (понимание). «Точные», количественные методы - тесты, эксперименты, стандартизированные опросы - являются дополнительными. 4. Коррекционно - развивающая Деятельность. Систематическая работа с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям. Она направлена на оказание специальной помощи этим детям. В условиях образовательного учреждения специалисты сопровождения имеют право самостоятельно работать только с теми детьми, отклонения, в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. В иных случаях дети направляются в специализированные центры. Специалисты службы сопровождения не обязаны выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершающим противоправные действия. Вместе с тем они могут методически обеспечить процедуру установления правил поведения и санкций за их нарушения в учебном заведении, участвовать в работе конфликтной комиссии образовательного учреждения. Психолог проводит коррекционно-развивающую работу, направленную на коррекцию психологических проблем (в эмоциональной, познавательной, коммуникативной и поведенческой сфере). Осуществляет коррекционно-развивающую работу в форме индивидуальных и групповых занятий, тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих поведенческие проблемы. 5. Развивающая деятельность в рамках службы сопровождения предполагает работу по созданию дополнительных ресурсов развития в образовательном процессе (личностных, социальных, педагогических и др). Основные задачи психолога - развитие рефлексивных способностей, личностных ресурсов участников образовательного процесса. Используемые методы и технологии: рефлексивная диагностика, активное социальнопсихологическое обучение, тренинги, консультирование 6. Консультирование Социально - педагогическое - предоставление информации по индивидуальным запросам родителей, педагогов. Профессиональное (личностное, групповое) консультирование: - педагогов по поводу содержания и форм педагогической деятельности с позиции основных психологических теорий и концепций, реализации условий и механизмов развития личности ребенка; - учащихся, родителей - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, кругу друзей, школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций. Критерии эффективности • Повышение эффективности обучения и воспитания учащихся в оптимальном диапазоне. • Сохранение физического и психического здоровья учащихся. • Улучшение эмоционального фона классов в целом, у учащихся, входящих в «группу риска». План работы Наименование работ 1. Психологическое тестирование выпускников начальной школы с целью определения уровня развития функций вербального и невербального интеллекта и выявления функций, требующих специальных развивающих занятий, а также определения уровня развития креативности. 2. Беседа с учителями по результатам тестирования 3. Беседа с родителями по результатам тестирования 4. Проведение совместного совещания для учителей начальной и основной школы (выпускающих 4-е и принимающих 5-е классы) на тему: «Особенности психического развития детей 10-11 лет и организация учебного процесса в адаптационный период». Тестирование с целью выявления учащихся, входящих в «группу риска». 5. Проведение родительского собрания на тему: «Особенности адаптации учащихся 5х классов к обучению в средней школе и роль родителей в этом процессе». 6. Контроль адаптации и наблюдение за формированием мотивации обучения. 7. Участие в проведении психологопедагогического консилиума по итогам классно-обобщающего контроля в 5-х классах. Методы исследования, Формы проведения Групповое тестирование Сроки Индивидуальные консультации Индивидуальные консультации Групповое собеседование, тестирование. Апрель (4-й год обучения) Апрель (4-й год обучения) Сентябрь Лекция Интерактивная беседа Сентябрь Март (4-й год обучения) Октябрь-ноябрь Групповое тестирование, наблюдение КОК Ноябрь Индивидуальные консультации 8. Беседа с родителями по результатам тестирования. Проведение общешкольного Общешкольное родительское собрание родительского собрания «Первые итоги адаптационного периода» 9. Работа с учащимися, входящими в группу Групповые занятия, риска. индивидуальное консультирование учащихся и их родителей Декабрь Январь Начиная с ноября и до конца учебного года (при необходимости) Наблюдение, беседы, В течение 10. Оказание помощи классным руководителям в формировании тестирование, тренинги учебного года коллектива классов (по запросу). 11. Профилактика зависимостей. Проведение родительских собраний на тему: «Безопасность в интернете». 12. Проведение интерактивных бесед в классах на тему «Компьютер - друг и враг». Лекция Февраль Лекция Март-апрель