Максим Костенко, Татьяна Суханова: «Разговоры о важном» – с чего начинается Родина

10.09.2022

Новый федеральный государственный образовательный стандарт отводит на внеурочную работу до 10 часов в неделю. Это время используется школой не только для развития личностного роста учеников, но и для их воспитания. Как вырастить патриотов своей страны и какой формат взаимодействия с молодым поколением предусматривает проект «Разговоры о важном», журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказали директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максим Костенко и директор Института стратегии развития образования РАО Татьяна Суханова.

 

Внеурочная деятельность – неотъемлемая и обязательная часть образовательного процесса. Она направлена на развитие индивидуальных потребностей обучающихся и осуществляется в формах, отличных от урочных.  

В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования школа должна обеспечить обучающихся до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельностью. Один час в неделю из этих десяти часов рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном». 

Цель проекта «Разговоры о важном» – развитие ценностного отношения школьников к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Такие занятия с детьми должны формировать внутреннюю позицию школьника, необходимую для конструктивного и ответственного поведения в обществе. 

Основные темы занятий будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в художественной культуре и повседневной культуре поведения, а также с доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Это в первую очередь воспитательное мероприятиезначит, а значит, разговор. Разговор по душам со школьниками, основным предметом которого должны стать события, люди, их поступки и идеи.

В проведении таких занятий педагогу особенно важно помнить, что они не должны повторять традиционные для урока формы, а ребенок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых школьник занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т. п.).

При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая ребенка совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную и поддерживающую атмосферу, насыщая занятия ценностным содержанием.

Примерная схема проведения занятий по программе может быть такой: приветствие школьников; мотивационная часть (короткие игры, маленькая притча, размышления детей о предложенном высказывании или цитате и т.п.); проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме занятия; рефлексия. Особенностями занятий должны стать их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы: в ходе даже одного занятия учитель может чередовать разнообразные игры, групповую работу, обмен мнениями, самостоятельную работу, дискуссии.

Такие беседы не могут быть запрограммированы от слова до слова, но для удобства классных руководителей по всем темам на федеральном уровне разработаны комплекты материалов, которые содержат все необходимое для подготовки и проведения такого внеурочного занятия: сценарий внеурочного занятия, методические рекомендации, а также набор визуального контента (видео, презентации, интерактивные материалы).

В комплект входят и домашние задания. Это подбор вопросов, творческих упражнений, содержательно связанных с темами уроков, в том числе непосредственно относящихся к семье, традициям, чувствам ученика, что делает их личностно значимыми и тем самым ценными для каждого ребенка.

Приведем пример. 12 сентября планируется проведение занятия на тему «Наша страна – Россия». Очень важно организовать со школьниками разговор о том, что значит любить свою Родину. А в чем это проявляется?  В любви к людям, которые рядом с нами: к семье, к друзьям, ко всем жителям России. В умении восхищаться красотой природы нашей необъятной Родины. В желании беречь эту красоту. В желании потрудиться на благо Родины.  В мужестве и решимости встать на защиту Родины в опасное для нее время.

Просмотр видеоматериала поможет ввести в тему, которая будет обсуждаться на занятии. Важно для начала разговора о проявлениях любви к Родине и о передаче от поколения к поколению этой любви помочь учащимся (с использованием зрительной и словесной информации) осознать величие нашей России, ее красоту. 

Педагогу необходимо удерживать в центре внимания идею о том, что только на уровне словесных призывов любовь к Родине воспитать нельзя. Важно через зрительный ряд, через произведения фольклора и литературы дать возможность младшим школьникам испытать чувство гордости за нашу Родину, создать ситуации, в которых у учащихся возникает восхищение красотой природы России.   Хочу такой сайт

С ребятами начальных классов можно организовать беседу о том, что любовь к Родине передается от поколения к поколению. Прослушивание песни «С чего начинается Родина», текст которой написал Михаил Матусовский, а музыку Вениамин Баснер, поможет обобщить те высказывания ребят, которые прозвучали при ответе на вопрос учителя. 

Работа с пословицами позволит младшим школьникам почувствовать отраженную в них любовь и восхищение красотой Родины и народную мудрость о том, как проявляется любовь к ней.

Ребят постарше важно подвести к пониманию того, что любовь к Родине – это ценность, свойственная всем поколениям. Для осознания этого вывода можно предложить детям послушать тексты трех временных эпох, один из которых написан восемьсот лет назад, второй – сто пятьдесят, третий – не так давно: перевод с древнерусского, высказывания Константина Ушинского и Дмитрия Лихачева. И организовать дискуссию: а что объединяет эти тексты и почему нам важно обращаться не только к современным текстам? 

Для обучающихся основной школы можно предложить обсудить проблемные ситуации, инсценировать их и представить свои комментарии, а также принять участие в викторине «Кто лучше знает свою страну» или образовательном квизе «В чем русские были первыми».

Разговор о важном в 10-м или 11-м классе можно начать с цитаты Николая Карамзина из статьи «О любви к Отечеству и народной гордости» (1802): «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения – и потому не все люди имеют его». С ребятами можно поговорить о том, что такое патриотизм и почему он требует рассуждения. В чем они видят преемственность понимания патриотизма у людей разных поколений? Что, на их взгляд, в наибольшей степени способствует формированию патриотических настроений и чувств?  

Особо важным элементом урока является его заключительная часть, или рефлексия. Важно вызвать у детей эмоциональный отклик на разговор о важном, побудить их задуматься о личной ответственности за свою страну, о сопричастности к ее судьбе. На уровне чувств и эмоций переработать ценностную информацию, полученную на занятии, приобрести опыт высказывания собственных суждений. 

Для этого можно в конце урока предложить ребятам на листочках написать продолжение одной из фраз: «В России я люблю…», «Я хочу быть полезным своей стране в…»,  «Я горжусь тем, что Россия…», «В России я уважаю…».

Организуя внеурочную деятельность школьников в рамках цикла «Разговоры о важном», педагогу рекомендуется придерживаться таких принципов, как интерес, сотрудничество, доверие и неназидательность.

Важно, чтобы педагог помог каждому ребенку найти «свою» тему, привлекательную именно для него. Важно дать школьнику возможность самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, выслушать мнения других. Это станет возможным в том случае, когда педагог сможет установить доверительные и доброжелательные отношения со школьниками. Важно сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются и информация от которого охотнее воспринимается в качестве образца для подражания.

Только тогда будут формироваться мировоззрение ребенка, его собственная жизненная позиция. 

Источник: Вестник образования (vestnik.edu.ru)

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.09.2022

Дата обновления: 09.09.2022

Дата публикации: 10.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».