Программа«Одаренные дети»2017-2023гг.

1

СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт Программы

2-4

Раздел I. Пояснительная записка

5-7

1.1. Основания для разработки Программы

8

1.2. Концепция Программы

8

1.3.Основная цель и задачи Программы

9

1.4. Основные направления реализации Программы

10-11

1.5. Ресурсное обеспечение реализации Программы

12-15

Раздел II.
2.1. Стратегия работы с одарёнными детьми

16-18

2.2. Сроки и этапы реализации Программы

19-21

2.3. Механизм реализации Программы

21

2.4. Описание основных процессов реализации Программы

21-23

2.5.Основные направления образовательной деятельности обучающихся школы

24-2

2.6. Возможные риски реализации Программы

26

2.7. Ожидаемые результаты и оценка результативности Программы

27-28

Раздел III.

20-23

3.1. Основные мероприятия по реализации Программы

28-32

3.2. Мониторинг деятельности

32

3.2.Контроль исполнения Программы

33

Раздел IV. Приложения

34

4.1. Общая характеристика одарённости

33-38

4.2.Банк данных одаренных детей

38

4.3.Результативность работы с одаренными детьми

39

4.4.Методика диагностики одарённости младших школьников

40-46

4.5. Методика определения и оценки оперативной слуховой памяти

46-47

4.6. Методика определения опосредованной памяти

48-49

4.7. Диагностика конвергентного (логического) мышления

49-50

4.8.Критерии одаренности

51-54

Раздел V. Список литературы

55

2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
на 2015-2020 гг.
Учреждение

Юридический
почтовый
адрес
Телефон
адрес сайта в Интернете

Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
Средняя
общеобразовательная школа № 5
и 363700, РСО-Алания, г.Моздок, ул. Кирова, д.91
Телефон (886736)22511,

Программа «Одаренные дети» (2017-2023 гг.)
Наименование
Программы
Кем
утверждена Приказом директора школы №__89__ от
Программа
31.08.2017г._
Родительская общественность, педагогический
коллектив, социум
Администрация
школы,
педагогический
Исполнители
коллектив школы, ученический коллектив,
Программы
родительская
общественность
Основания
для Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об
разработки Программы образовании в РФ»
Федеральный закон от 10.04.2000 г. №51-ФЗ «Об
утверждении федеральной программы развития
образования»
Национальная
образовательная
инициатива
«Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от
04.02.2010
г.
№пр-271)
Государственная
программа РФ «Развитие образования» на 20132020 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ
от 15.05.2013 г. №792-р)
Срок
действия 2017-2023 гг.
Программы
Заказчики Программы

3

Этапы реализации
Программы

Концепция

Основная цель

Основные задачи

Приоритетные
направления
Программы

2017-2018 учебный год – I этап: организационнодиагностический
2019-2020 гг. – II этап: подготовительный
2021-2022 гг. -- III этап: внедренческий
2023-2024 учебный год – IV этап: итоговоаналитический
Работа с одарѐнными и способными детьми, их
поиск, выявление и развитие должны стать одним
из
важнейших
аспектов
деятельности
педагогического коллектива школы. Выявление
одаренных детей должно начинаться уже в
начальной школе на основе наблюдения,
изучения психологических особенностей, речи,
памяти, логического мышления. Диагностика
одаренности должна служить не целям отбора, а
средством для наиболее эффективного обучения
и развития одаренного ребенка.
Создание
эффективной
системы
работы,
выявляющей, развивающей и поддерживающей
одарённых и способных детей и обеспечивающей
их личностное саморазвитие и самореализацию,
самоопределение и социализацию
1.Создание
системы
целенаправленного
выявления и отбора одаренных детей;
2. Формирование банка данных одарённых детей;
3. Создание условий для развития и реализации
потенциальных способностей, одарённых и
способных детей;
4.Создание условий одаренным детям для
реализации их личных творческих способностей
в процессе научно-исследовательской, поисковой
и проектной деятельности
Создание условий для оптимального развития
детей с высоким творческим потенциалом,
привлечение их к научно-исследовательской
деятельности.

4

ресурсами для реализации
Ресурсное
обеспечение Основными
реализации Программы Программы являются:
кадры, их высокий уровень мотивации и
профессионализма;
инновационный (использование современных
педагогических технологий);
общественная форма управления (Управляющий
Совет школы)
Ожидаемые результаты 1.Создание системы выявления и поддержки
одаренных детей с раннего возраста и до выпуска
Программы
из школы;
2.Создание
образовательной
среды,
способствующей успешности обучающегося
через проявления его способностей и сохранение
физического и психического здоровья;
3.Увеличение количества обучающихся на всех
этапах обучения, имеющих высокие достижения
в олимпиадном движении и конкурсах
различного уровня и направления;
4.Развитие потенциала учителя в части
компетентного выявления и сопровождения
одаренных детей школы;
5.Повышение социального престижа школы
Управление Программой Управление реализацией Программы «Одарённые
дети»
на
2017-2023
гг.
осуществляется
администрацией школы.

5

Раздел I. Пояснительная записка
Реализация Программы «Одаренные дети» должна способствовать
появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через
совершенствование и развитие образовательного пространства школы в
условиях перехода на новые образовательные стандарты. Программа
охватывает основные аспекты выявления, воспитания и обучения одаренных
детей. Она содержит оценку реального состояния системы работы с
одаренными детьми, выявляет проблемы, определяет основные направления
деятельности, приоритеты дальнейшего развития в области работы с
одаренными детьми, содержит конкретные механизмы и мероприятия по
достижению поставленных целей и решению задач.
Программой

предусмотрено

осуществление

инновационных

преобразований в разработке и внедрении современных диагностик
различных

видов

одаренности,

новых

технологий

обучения,

здоровьесбережения и воспитания, развитие не только системы работы с
одаренными детьми, но и развитие системы непрерывного образования,
которое включает в себя также повышение квалификации и переподготовку
учителей. Программа направлена на развитие образовательной среды,
которая создает необходимые условия для развития одаренных детей:
максимальное раскрытие возможной одаренности каждого ребенка с первых
дней начальной школы и далее на всех уровнях обучения, оказания адресной
поддержки, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с
учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него
высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко
выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной

6

деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном
варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
- потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
- развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным
занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный
возраст);
- познавательная деятельность, направленная на проведение научного
исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов
оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми определены
основные направления по созданию оптимальных условий для развития
одаренных детей (организация учебного процесса):
-

нестандартные

уроки,

деятельностный

тип

обучения,

обучение

самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей
путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
- работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление,
высказывание своего мнения, нестандартные задания;
-

развитие

творческих

способностей

обучающихся

посредством

взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в
олимпиадах, конкурсах;
-

обеспечение

базового

дополнительного

образования:

организация

специальных дополнительных занятий, работа кружков по предметам;

7

- проведение общеразвивающих традиционных мероприятий школы;
- организовано раннее изучение иностранного языка;
- школа взяла курс на информатизацию образовательного процесса.
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные
возможности в организации работы с одаренными детьми, которые
выражаются в следующих противоречиях:
- между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы
для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и
конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и
развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области
образования, которые им предоставляются;
- между огромными потенциальными возможностями развития одаренного
ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и
недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и
системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего
педагогического

коллектива

школы,

родителей

обучающихся

и

общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и
возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности
школы.

Реализация

программы

«Одаренные

дети»

позволит

8

систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более
качественный уровень.
1.1. Основания для разработки программы «Одарённые дети»
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»
2.

Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации»
3.

Федеральный закон от 10.04.2000 г. №51-ФЗ «Об утверждении

федеральной программы развития образования»
4.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв.

Президентом РФ от 04.02.2010 г. №пр-271)
5.

Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой

Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
6.

Устав МБОУ СОШ №1

7.

Программа развития МБОУ СОШ №1

1.2 Концепция Программы
Выявление, поддержка и психолого-педагогическое сопровождение
одаренных

детей

является

одним

из

приоритетных

направлений

образовательной деятельности МБОУ СОШ №5 г. Моздока. Основной акцент
сделан на то, что выявление одаренных детей начинается уже в начальной
школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,
памяти, логического мышления. Ни одна из форм работы не является
самоцелью, т.е. диагностика одаренности служит не целям отбора, а
средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного
ребенка.

9

1.3.Основная цель и задачи Программы
Цель программы:
обеспечение благоприятных условий для совершенствования в школе
единой системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных
детей; формирование их жизненных установок на максимальную
реализацию своих способностей в избранных областях деятельности
(предметные знания, культура, творчество, социальная практика и спорт)
Задачи программы:
1. Разработка нормативно-правовой базы совершенствования модели
работы с одаренными детьми.
2. Повышение квалификации педагогов, как условие методического поиска
и творчества в работе с одаренными детьми.
3. Внедрение современных технологий по выявлению одаренных детей на
всех этапах обучения.
4.

Внедрение

современных

технологий

психолого-педагогического

сопровождения и здоровьесбережения одаренных детей в условиях
создания

дружественной

образовательной

среды

и

активного

взаимодействия с социумом.
5. Включение учащихся в конкурсное и олимпиадное движение для
проявления широкого спектра различных видов одаренности учащихся.
6. Поддержка одаренных детей через систему стимулирования одаренных
детей.

10

1.4. Основные направления реализации Программы
В

рамках

Программы

предусматривается

реализация

следующих

направлений работы:
1. координационное направление обеспечивает нормативно-правовую
базу, контроль и анализ деятельности, права и социальную поддержку
одаренных детей;
2. диагностическое направление предполагает проведение диагностики
одаренных детей, формирование пакета диагностических методик для
выявления одаренности, создание банка данных «Одаренные дети»;
3. научно-методическое
образовательный

направление

процесс

технологий

информационно-коммуникационных
дифференцированного

обучения,

обеспечивает

внедрение

в

здоровьесбережения,

технологий,

индивидуального

направленных

на

и

удовлетворение

образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его
склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей;
4. информационное направление привлекает внимание педагогической
общественности к проблемам одарѐнных детей, предполагает сбор
методических материалов для работы с одарѐнными детьми;
5. мотивационное

направление

предполагает

функционирование

обществ обучающихся; методическое сопровождение данных обществ.
В основу Программы положены ведущие методологические подходы
современной педагогики и психологии:
1. системный подход, сущность которого заключается в том, что
относительно

самостоятельные

компоненты

рассматриваются

не

11

изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе
педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как
совокупность

следующих

образования,

субъекты

взаимосвязанных
педагогического

компонентов:
процесса,

цели

содержание

образования, методы и формы педагогического процесса и материальная
база;
2. личностный подход, утверждающий представления о социальной,
деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности.
В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении
на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала
личности, создание для этого соответствующих условий;
3. деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее
условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по
выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и
переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою
очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию
деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и
оценке результатов деятельности;
4. культурологический

подход

обусловлен

объективной

связью

человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не
только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее
нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов
культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей
представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых,
становление его как творческой личности.

12

Реализация этих методологических принципов позволяет определить
основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми,
осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
1.5. Ресурсное обеспечение Программы
Программа «Одаренные дети» (2015-2020 гг.) предполагает следующее
обеспечение системы работы с одарёнными детьми.
Нормативно-правовое обеспечение:
- соответствующие федеральному Положению о Всероссийской олимпиаде
школьников региональные и муниципальные нормативные правовые акты
(Положение о региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в
РСО-Алания, Положение о муниципальном этапе Всероссийской олимпиады
школьников в муниципальных органах управления образованием, Положение
о школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников в образовательных
учреждениях, пакет приказов и регламентирующих информационных
материалов в соответствии с этими положениями);
- федеральные положения об олимпиадах и конкурсах, включённых в
федеральные

перечни,

региональные,

муниципальные

регламенты

и

положения;
- пакет положений о работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью.
Финансово-экономическое обеспечение:
- введение стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам,
эффективно и результативно организующих работу с одарёнными детьми;
- формирование общественного фонда поддержки одарённых детей.
Материально-техническое обеспечение:

13

- оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, учебных
лабораторий, библиотеки, спортивного зала для работы с одарёнными
детьми;
- оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с
одарёнными детьми;
- оснащение инвентарём и расходным материалом творческих объединений
детей.
Научно-методическое обеспечение:
- осуществление научных исследований по теме одарённости;
-

проведение

научно-методическх

семинаров

и

научно-практических

конференций по проблемам работы с одарёнными детьми;
- разработка вариативных программ для индивидуального обучения;
-

создание

методической

копилки,

включающей

учебные

пособия,

рекомендации, авторские разработки и т.п., по проблеме выявления,
обучения и развития одаренных детей
- создание и поддержка функционирования постоянно действующей
консультационной службы для родителей одарённых детей.
Информационное обеспечение:
- использование в работе с одарёнными детьми фондов библиотеки,
Интернет-ресурсов;
- освещение работы с одарёнными детьми в средствах массовой информации;
- размещение материалов об одарённых детях на сайте школы;
- издание сборников интеллектуально-творческих работ обучающихся.
Организационное обеспечение:

14

- формирование школьной базы данных об одарённых детях и талантливой
молодежи;
- выявление одарённых детей и талантливой молодежи через разнообразные
образовательные события;
- участие в региональных и Всероссийских олимпиадах школьников;
- участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах различных уровней,
интеллектуальных играх, викторинах, марафонах;
- проведение Фестиваля социально-значимых проектов;
-создание школьного фонда поддержки талантливой молодежи;
- проведение многожанрового фестиваля художественного творчества
учащихся;
-создание системы предпрофильной и профильной подготовки;
- внедрение инновационных образовательных технологий (проблемные,
исследовательские, проектные методы обучения, ОТСМ_ТРИЗ, КТО, ТРКМ);
- развитие воспитательной системы школы и дополнительного образования;
-включение социальных структур в образовательное пространство школы;
- дополнительные индивидуальные занятия с одарѐнными детьми по
предметам.
Кадровое обеспечение
Подготовка педагогических кадров по выявлению, обучению и
развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в работе с
одаренными детьми, является необходимым условием претворения в жизнь
программы «Одарённые дети». Профессионально-личностная квалификация
педагогов, работающих с одарёнными детьми, имеет свою специфику,
которая выражается в наличии следующих компонентов:

15

-

психолого-педагогические

знания,

умения

и

навыки,

являющиеся

результатом активного усвоения психологии и педагогики одарѐнности;
- профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий
уровень

развития

познавательной

и

внутренней

профессиональной

мотивации; стремление к личностному росту.
Учитель в системе реализации данной Программы должен быть:
творческим, способным к инновационной деятельности; увлеченным своим
делом; способным к научной и творческой деятельности; профессионально
грамотным;

интеллектуальным,

проводником

передовых

нравственным

педагогических

и

эрудированным;

технологий;

психологом,

воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
При работе с одаренными детьми учитель должен уметь: обогащать
учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
стимулировать

познавательные

дифференцированно,
консультировать
педагогические

способности

осуществлять

обучающихся;
решения;

обучающихся;

индивидуальный

принимать

анализировать

свою

взвешенные

работать

подход

и

психолого-

учебно-воспитательную

деятельность и всего класса; отбирать и готовить материалы для
коллективных творческих дел.
При работе с одарёнными детьми педагогу необходимо соблюдать
следующие принципы педагогической деятельности:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей
для развития личности;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

16

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
-принцип свободы выбора обучающимися предметных и творческих
кружков, спортивных секций.
Раздел II.
2.1 Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того,
как организована работа с этой категорией обучающихся в начальной
школе.
I этап – аналитический (1-4-й год обучения) - при выявлении
одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности:
учебной, художественной, физической и т.д. Этот этап характеризуется
тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под
руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно
организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс,
направленный
обучающихся,

на

развитие

предложить

таких,

познавательных

такое

количество

способностей

дополнительных

образовательных услуг, где бы каждый обучающийся смог реализовать
свои эмоциональные, физические потребности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных
образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой
природной деятельности в области художественного развития. В связи с
этим урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом,
чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных
сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний
и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих

17

знаний в другие сферы деятельности на уровне основного и среднего
общего образования.
В начальных классах внеурочная деятельность организована по
следующим

направлениям:

нравственное;

социальное;

спортивно-оздоровительное;
общеинтеллектуальное;

духовно-

общекультурное

направление.
Таким образом, можно сказать, что в начальной школе происходит:
определение и развитие творческого потенциала обучающихся; развитие
интереса

к

исследовательской

теоретического

мышления;

деятельности;

формирование

формирование

устойчивого

основ

интереса

и

мотивации к будущей учебной деятельности.
II этап - диагностический (5-9-е классы) - на этом этапе проводится
индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и
способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и
внеклассную.

Содержание

работы

с

одаренными

обучающимися

определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание
учебного материала должно настраивать обучающихся на непрерывное
обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам,
сколько

идеям

и

способам,

методам,

развивающим

мышление,

побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее
самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той
цели, для достижения которой они прилагают столько духовных,
интеллектуальных и физических усилий.

18

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны
групповые формы работы: элективные курсы, научно-практические
работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных обучающихся и
на выявление скрытой одаренности и способностей, является система
воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает
погружение в культуру, функциями системы являются обучение и
воспитание, а организующим началом – игра.
На уровне основного общего образования внеурочная деятельность
организована по следующим направлениям: физкультурно-спортивное
и оздоровительное; духовно-нравственное; социальное направление;
общеинтеллектуальное; общекультурное.
Таким образом, можно сказать, что в основной школе продолжается:
развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;
формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;
овладение элементами исследовательской деятельности; формирование
основ теоретического мышления.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей
обучающихся.

Старшая

пространством,

в

школа

рамках

является

которого,

особым

одной

образовательным

стороны,

завершается

выполнение обществом его обязательной функции по формированию
социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально
происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной
парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию
условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как
способности

человека

многофакторного

реализовать

информационного

свои

замыслы

в

коммуникационного

условиях

19

пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы и
методология организации образовательного пространства в школе:
-выработка

проектно-исследовательских

навыков

(проектная

методика);
-самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего
направления собственной деятельности (профильные классы).
2.2.Этапы реализации программы:
2017-2018 учебный год – организационно-диагностический

1.

Цель: выявление одарённых детей, формирование системы работы с
одаренными обучающимися в школе.
Задачи:
-изучение нормативной базы;
-изучение контингента обучающихся школы с целью выявления типов
одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их
обучения и развития;
-разработка Программы работы с одаренными обучающимися;
-проведение

олимпиад,

конкурсов,

фестивалей,

выставок

детского

творчества;
-изучение материально-технических, педагогических условий для успешной
реализации Программы.
Создание:
•

банка данных по одаренным детям;

•

банка творческих работ, обучающихся;

•

банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

20

•

рекомендаций по работе с одаренными детьми.

2. 2017-2018учебный год – подготовительный
Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
•

Диагностика склонностей учащихся.

•

Составление индивидуальных маршрутов обучения одарённых детей.

•

Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с
талантливыми учащимися.

•

Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных
курсов.

•

Разработка индивидуальных программ по отдельным предметам.

•

Совершенствование системы научно-исследовательской деятельности
учащихся.

•

Разработка методических рекомендации по работе с обучающимися:
по основам учебного исследования, по проведению классных часов,
интеллектуальных игр и марафонов.

•

Сохранение традиции работы с портфолио учащихся.

•

Повышение квалификации педагогов.

3.

2017-2018, 2018-2019 учебные годы – переход в режим
функционирования (внедренческий)

Цель: реализация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:

21

•

Создание системы деятельности педагогического коллектива по

развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию
одаренности.
•

Анализ промежуточных итогов реализации программы.

•

Обеспечение преемственности в воспитании и развитии детей на всех

этапах обучения в школе.
•

Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

•

Введение в практику работы рейтинга учащихся.
4. 2019-2020 учебный год – итогово-аналитический

•

Создание банка педагогического опыта в работе с одарёнными детьми.

•

Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одарёнными
детьми»

2.3. Механизмы реализации Программы:
1. внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего
развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию
и современные подходы к работе с одаренными детьми;
2. совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов
на управление развитием исследовательских и творческих способностей
обучающихся.
3.
совершенствование
технологии
портфолио
для
построения
индивидуальной траектории развития, как учителя, так и обучающегося;
4.
организация социальной и психолого-педагогической подготовки
педагогических кадров для работы с одаренными обучающимися.
2.4. Описание основных процессов реализации Программы
1.

Информационно-методическое обеспечение процесса управления
развитием одаренных детей

22

Задачи

Содержание деятельности

1. Создание эффективной и 1.Создание банка данных одаренных детей;
постоянно действующей системы 2.Организация
работы
педагога-психолога
с
выявления одаренных детей
одаренными детьми;
3.Изучение способностей и возможностей педагогов
управлять процессом развития одаренных детей;
4.Подбор диагностического материала для изучения
способностей детей
2. Информационное обеспечение 1.Составление картотеки газетно-журнальных статей
процесса развития одаренных
по проблеме одаренности;
детей
2.Подбор и накопление литературы по проблеме
3. Методическое обеспечение 1.Создание комплексно-целевых программ по
организации системной деятельности в работе с
процесса развития одаренности
одаренными детьми
2.Формирование
банка
ППО
(передового
педагогического опыта) по работе с одаренными
детьми

2.

Обеспечение технологической готовности педагогов к решению
проблем по поиску, выявлению и обучению одаренных детей

Задачи

Содержание деятельности

1. Повышение
научно- 1. Организация работы семинаров для учителей,
теоретических знаний педагогов работающих с одаренными детьми:
по работе с одаренными детьми
- Понятие одаренности в педагогике и психологии
- Специфика работы с одаренными детьми
- Формы и методы работы
2. Организация семинаров для руководителей МО
-Контроль
за
организацией
познавательной
деятельности одаренных учащихся
- Роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей
2.Углубление
и
расширение 1.Организация
курсовой
подготовки и
знаний педагогов в области переподготовки
преподаваемых
2.Проведение практических семинаров для учителей
предметов
на заседаниях ШМО
3. Распространение ППО по работе 1. Организация работы творческих групп
с одаренными детьми
2. Изучение, обобщение и распространение ППО

23

3.

Создание условий для развития и самореализации одаренных детей

Задачи

Содержание работы

1. Способствовать получению 1. Организация занятий элективных курсов, кружков,
дополнительного
образования участие обучающихся в проектах, олимпиадах,
одаренными детьми
конкурсах в школе и вне школы
2. Подготовка информации о различного рода
мероприятиях для одаренных детей в районе и
республике
2. Обеспечение условий для 1.Максимальная
реализация
в
проведении
самореализации
предметных олимпиад
интеллектуальных и творческих 2.Приобщение талантливых детей к самостоятельной
способностей обучающихся
интеллектуальной деятельности
1.Изучение ориентации одаренных детей на будущую
3. Сопровождение
профессию
2.Организация
индивидуальной
работы с
одаренными детьми
3.Сбор информации о распределении обучающихся
выпускных классов
4.

Осуществление контроля за процессом развития одаренных детей

Задачи

Содержание работы

1. Способствовать организации 1.Изучение, анализ, обсуждение Программы
системно-деятельностного
2.Организация тематической проверки «Система
подхода в работе с одаренными работы с одаренными детьми»
обучающимися
2. Контроль качества учебно-методического
1. Экспертиза
обеспечения
программ элективных курсов и
программ внеурочной занятости
3. Изучение состояния работы с 1.
Тематические
проверки
«Формирование
одаренными детьми
продуктивного мышления» (цель: повышение
качества
образовательного
процесса,
совершенствование форм и методов в работе с
одаренными детьми)

24

5.Обеспечение преемственно-перспективных
одаренными детьми

связей

в

работе

с

Задачи

Содержание работы

1. Обеспечение преемственности в
работе с одаренными детьми
между начальной, основной и
средней школой

1.Обследование детей, поступающих в школу на
предмет готовности к школе (цель: раннее выявление
одаренных детей)
2.Совместные заседания ШМО учителей начальных
классов и других ШМО

25

2.5.Основные направления образовательной деятельности учащихся
школы
Форма
Факультатив
(элективные
курсы)

Задачи





Фестиваль
проектов







Предметная
неделя





Кружки, студии, 
объединения



Учет индивидуальных возможностей
учащихся.
Повышение
степени
самостоятельности учащихся.
Расширение
познавательных
возможностей учащихся.
Формирование
навыков
исследовательской,
творческой
и
проектной деятельности.

Содержание
деятельности
Выполнение
программ школьного
компонента с учетом
индивидуальных
запросов учащихся,
обеспечения
углубления
по
предметам

Развитие
умений
и
навыков -Оформление
самостоятельного
приобретения портфолио учащихся
знаний на основе работы с научнопопулярной, учебной и справочной -Создание сборника
литературой.
выступлений
Обобщение и систематизация знаний учащихся
на
по учебным предметам.
Фестивале проектов
Формирование
информационной
культуры учащихся.
Формирование
коммуникативной
культуры
Представление широкого спектра
форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к
изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей
учащихся.

-День Знаний

Развитие творческих способностей
учащихся.
Содействие
в
профессиональной
ориентации.
Самореализация
учащихся
во
внеклассной работе.

-Программы,
планирование
деятельности

-День
дверей

открытых

-Программа
проведения
предметных недель

-Диагностика
интересов
-Творческие отчеты
-Выступления,
участие в конкурсах,

26

проектах

Организация исследовательской деятельности учащихся в школе
1 – 4
классы






5-7
классы






Подготовительный этап:

Формы:

Формирование
навыков
научной организации труда.
Вовлечение в активные
формы
познавательной
деятельности.
Формирование
познавательного интереса.
Выявление
способных
учащихся

Урок.

Творческий этап:

Формы:

Совершенствование
навыков
научной
организации труда.
Формирование
познавательного интереса.
Творческое
развитие
учащихся.
Индивидуальная работа со
способными школьниками.

Урок.

Конференция «Мой проект»
Внеклассная работа.
Кружки эстетического цикла.
Секции.

Внеклассная работа.
Предметные недели.
Школьные олимпиады.
Факультативы(элективные курсы)
Кружки.
Секции.

8-9
классы






Развивающий этап:

Формы:

Совершенствование
навыков
научной
организации труда.
Развитие и расширение
познавательных интересов
учащихся.
Формирование
исследовательских
навыков.

Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.

27


Развитие информационной
культуры учащихся.

Факультативы (элективные курсы)
Индивидуальная работа по разработке
программ, проектов и выполнению
рефератов.

10-11
классы






Исследовательский этап:

Формы:

Совершенствование
исследовательских
навыков.
Совершенствование
информационной культуры
учащихся.
Самостоятельное
применение
учащимися
знаний умений и навыков.

Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Факультативы (элективные курсы)
Профильные спецкурсы.
Индивидуальная работа по разработке
программ, проектов и выполнению
рефератов и исследовательских работ.

2.6. Возможные риски реализации Программы:
1. неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка. Это
может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в
избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов и,
как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у
него может сформироваться заниженная самооценка, проявления
истинной одаренности снизятся;
2. рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической
пропасти

между

«одаренными»

и

«обычными»

обучающимися,

невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально
одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось
выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в
число одаренных.

28

2.7. Ожидаемые

результаты

и

оценка

результативности Программы
В соответствии с заявленной целью мы предполагаем следующие
результаты по итогам реализации Программы:
1.создание системы выявления и поддержки одаренных детей с раннего
возраста и до выпуска из школы;
2.создание

образовательной

среды,

способствующей

успешности

обучающегося через проявление его способностей и сохранение физического
и психического здоровья;
3.увеличение количества обучающихся на всех этапах обучения, имеющих
высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного
уровня и направления;
4.развитие потенциала учителя в части компетентного выявления и
сопровождения одаренных детей школы;
5. повышение социального престижа школы.
Реализация Программы призвана также способствовать:
-созданию условий для

сохранения и приумножения интеллектуального

и творческого потенциала обучающихся;
-созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
педагогов для работы с одарёнными детьми;
-повышению качества образования и воспитания школьников;
-формированию банка способных и одаренных детей.

29

Оценка эффективности реализации Программы будет отслеживаться по
следующим критериям:
-оценка динамики достижений обучающихся школы через создание и
наполнение портфолио школы;
-мониторинг состояния здоровья и комфортности пребывания обучающихся
в школе, удовлетворенности обучающихся, родителей, общественности
образовательным процессом в школе;
-рейтинг школы в районе по итогам участия в олимпиадном движении и
различных интеллектуальных и творческих конкурсах.
Раздел III.
3.1.Основные мероприятия по реализации программы
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.

Мероприятия

Сроки

Изучение
нормативноправовой базы
Анализ
итогов
деятельности
педагогического
коллектива, материальнотехнических условий по
работе
с
одаренными
учащимися за предыдущие
годы
Разработка и внесение
изменений в Положения
Разработка
Программы
"Одаренные дети".
Утверждение программы
«Одаренные дети»
Диагностика
одарённых
детей.
Создание
и
обновление банка данных

август – сентябрь
2017
Декабрь 2017

Ответственные

Зам.директора
УВР

по

по
мере
Администрация
необходимости
Январь-февраль 2018 Зам.директора по
УВР
март 2018
Директор школы
ежегодно

Психолог, учителяпредметники

30

6.

7.

8.

одаренных детей
Проведение
МС
по
следующим темам:
1. «Работа с одаренными
детьми
в
условиях
перехода
на
обновленные
стандарты»
2. "Исследовательская
деятельность учащихся"
3. «Умственная
одаренность
и
ее
психологические
проявления. Склонности
учителя к работе с ОД».
Организация
работы
психолого-педагогических
семинаров по проблемам:
- Технология
выявления
одаренности
- Психологопедагогическая
поддержка
одаренных
детей
- Оценка результативности
работы с одаренными
детьми
Подбор диагностических
методик:
по
определению
направленности и степени
одаренности детей
для
анкетирования
родителей
одаренных
детей, выявления проблем
в их воспитании
для
изучения
потенциальных
возможностей педагогов и
их мотивации в работе с

1 раз в год

1 раз в год

Зам.директора
УВР

по

Зам.директора
УВР

по

на протяжении всего
периода

педагог-психолог

31

одаренными детьми

9

10.

11.

12

13.

14.

15.

16.

Проведение работы по
предпрофильной
подготовке учащихся 9
классов.
Разработка и утверждение
программ
спецкурсов,
элективных курсов
Составление
индивидуальных
планов
работы
с
ОД,
их
утверждение
Проведение
школьного
Фестиваля проектов
Сбор
и
подготовка
аналитической
информации:
формирование
и
своевременное пополнение
базы данных ОД;
- отчет по реализации
индивидуальных
планов
работы с ОД;
анализ
результатов
олимпиад;
мониторинг
результативности работы с
ОД.
Разработка цикла занятий
родительского
всеобуча
«Талантам надо помогать»
Организация
консультационных занятий
с одаренными детьми
Проведение мероприятий,
направленных
на
стимулирование
достижений обучающихся:
предметные
олимпиады;

на протяжении всего
периода
Зам.директора
УВР
Ежегодно, сентябрь

по

Руководители МО,
администрация

Ежегодно, сентябрь
Администрация
Ежегодно, февраль

Зам.директора
УВР

по

В течение года
Апрель
Декабрь
В течение года

Заместители
директора, учителя
–
предметники,
руководители
исследовательских,
проектных работ

на протяжении всего
Зам.директора
периода
ВР

по

на протяжении всего
Учителяпериода
предметники
ежегодно
Учителяпредметники,
зам.директора
УВР

по

32

17.

18

конкурсы различной
направленности;
акции;
конкурс
«Ученик
года»
Организация
работы на протяжении всего
библиотеки
как периода
информационнобиблиотечного
центра,
библиотекарь
пополнение
ресурса
библиотеки книжными и
электронными изданиями
Проведение
предметных ежегодно
Руководители МО
недель

3.2. Мониторинг деятельности
Предмет
мониторинга

Критерии оценки качества

Рефлексия своей педагогической деятельности,
выстраивание личной системы работы, индивидуального
Методическая
педагогического стиля в общении с одаренными детьми
деятельность
Наличие банка педагогической информации по
работе с одарёнными детьми
Качественные показатели:
удовлетворенность одаренных детей условиями
развития, саморазвития, самовыражения;
удовлетворенность родителей одаренных детей
уровнем успешности, психологическим самочувствием,
уровнем профессионализма учителей количественные
Образовательная показатели:
деятельность
число победителей олимпиад и конкурсов;
число обучающихся на «4» и «5»;
охват детей сетью кружков, спортивных секций,
всеми формами досуговой воспитательной деятельности,
формами дополнительного образования;
ведение портфолио и портфеля ученических
достижений
-

33

3.3.

Контроль исполнения Программы
Включение в план внутришкольного контроля вопросов
организации и отслеживания результатов работы со способными
обучающимися
2.
Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования
обучающихся
3.
Проведение школьных и классных конференций, конкурсов,
творческих отчетов
1.

Предмет
контроля

34

Раздел IV.
Приложения
4.1.Общая характеристика одарённости
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень,
качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда
результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков)
и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой,
учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная
активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития
личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального
дарования. По своей природной сути большинство детей талантливы, беда в
том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей
заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться
личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не
позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в
общеобразовательной

школе

предполагает,

что

ребенок

должен

соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные
психологи.

Известны

крупные

исследования

в

области

психологии

творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф.
Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэрола и Б. Блума их
последователями была разработана методика обучения одаренных детей.
Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно («Одаренные дети:
психолого-педагогические исследования и практика»).
Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин
А.М. в работе «Концепция творческой одаренности», Шумакова Н.Б. в ряде
своих работ, Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии
познавательных структур», Юркович В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза
одаренности в работе практического психолога».

35

В научно-методической литературе (Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, Д.Б.
Эльконин, В.В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отлчаются друг от
друга, прежде всего, способностями к учению, т.е. одаренностью. Так что же
такое одарѐнность?
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких
видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:
мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.
Различают следующие виды одаренности: интеллектуальная –
связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок
поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по
годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью,
разносторонней любознательностью;
академическая – проявляется в овладении конкретными учебными
предметами.

Ребенок

отличается

глубиной,

легкостью,

быстротой

продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях
он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
творческая (креативность) – способность человека изобретать,
придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи.
Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты;
отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления,
высоким уровнем развития воображения;

36

художественная – является разновидностью творческой одаренности,
ее следствия – высокие достижения человека в области художественного
творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре;
актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет
незаурядные способности в любой из этих областей;
социальная – успешность человека в общении, в межличностных
отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и
любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает
окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет
на себя инициативу, становится лидером, организатором;
психомоторная – тесно связана с разнообразными возможностями
человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей
развития

моторики,

точности,

ловкости

движений,

двигательной

координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом,
показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег,
лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности
определяет целесообразность существования разнообразных направлений,
форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям,
независимо от области проявления одаренности, свойственны: уровень
развития

способностей;

высокая

степень

обучаемости;

творческие

проявления (креативность); мотивация – огромный интерес, активность,
увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
Формы выявления одарённых детей могут быть разнообразными:
-наблюдение;
-общение с родителями;

37

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-результативность участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях,
конференциях.
Условно можно выделить 3 категории одарённых детей:
1.дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при
прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и
младшем школьном возрасте);
2.дети с признаками специальной умственной одарённости –
одарённости в определённой области науки (такие обучающиеся чаще
обнаруживаются в подростковом возрасте);
3. обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в
учении,

но

оригинальностью

обладающие
психического

яркой
склада,

познавательной
незаурядными

активностью,
умственными

резервами (возможности таких обучающихся нередко раскрываются в
старшем школьном возрасте).
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие
проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию
одаренных детей предполагает различные формы работы с одарёнными
детьми:
-индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов
дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
-групповые занятия с одаренными обучающимися;
-психологические консультации, тренинги, тестирование;
-посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также
спортивных секций по интересам;
-занятия элективных курсов;

38

-проектная и исследовательская деятельность;
-использование современных

средств

информации

(Интернет,

медиатека, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии);
-дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к
олимпиадам,

интеллектуальным

играм,

дискуссии,

консультации

по

возникшим проблемам;
-участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях,
спортивных соревнованиях.

4.2. Банк данных одарённых детей

№

1
2
3
4

Ф.И.О. ученика

Класс

Дата
рождения

Год
занесения
в
базу
данных

Область
деятельности
(конкретно)

Наставник

39

4.3. Результативность работы с одаренными детьми
за 20…/20.. уч. год
№

Ф.И.О.
учащегос
я

клас
с

Результативность участия (указывать уровень)
олимпиады
Назва
ние
предм
ета

Мес
то

конкурсы
Уровень
проведе
ния

Назва
ние

Мест
о

НОУ
Уровень
проведе
ния

Тема
работ
ы

Мес
то

Уровень
проведе
ния

1

2

3

4

4.4. Методика диагностики одаренности младших школьников
(Автор – А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор
Московского педагогического университета)

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших
школьников (обучающихся 1-2-х классов)
Метод проведения: анкетирование
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в
соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные
суммы баллов являются показателями направленности интересов и
склонностей к определенной сфере:
математика и техника (1-й столбец листа ответов);
гуманитарная сфера (2-й столбец);
художественная деятельность (3-й столбец);
физкультура и спорт (4-й столбец);
коммуникативные интересы (5-й столбец);
природа и естествознание (6-й столбец);
труд по самообслуживанию (7-й столбец).

40

Анкета для обучающихся
Запишите
свои
имя
и
____________________________________________

фамилию

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам
вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки
зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится
– «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте
клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли
тебе …»
1.
Решать
логические
сообразительность.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

задачи

и

задачи

на

Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы,
повести.
Петь, музицировать.
Заниматься физкультурой.
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
Собирать технический конструктор.
Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
Самостоятельно рисовать.
Играть в спортивные, подвижные игры.
Руководить играми детей.
Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
Ходить в магазин за продуктами.
Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях
и др.
Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).

Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами
художественного творчества.
24. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные
телепередачи.
20.
21.
22.
23.

41

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить,
доказывать свое мнение).
Ухаживать за домашними растениями.
Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол
и др.).
считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
Участвовать в постановке спектаклей.
Заниматься спортом в секциях и кружках.
Помогать другим людям.
работать в саду, на огороде, выращивать растения.
Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и
склонностей младших школьников (обучающихся 3-4-х классов)
Метод проведения: анкетирование
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в
соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные
суммы баллов являются показателями направленности интересов и
склонностей к определенной сфере:
-интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
- творческая (2-й столбец);
- академическая (3-й столбец);
-художественно-изобразительная (4-й столбец);
-музыкальная (5-й столбец);
-литературная (6-й столбец);
-артистическая (7-й столбец);
-техническая (8-й столбец);
-лидерская (9-й столбец);

42

-спортивная (10-й столбец).
Анкета для обучающихся
Запишите
свои
имя
_____________________________________________

и

фамилию

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам
вопросов: «++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко
выработано, проявляется часто; «+» - свойство заметно выражено, но
проявляется непостоянно; «0» - оцениваемое и противоположное свойство
личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и
деятельности уравновешивают друг друга; «-» - более ярко выражено и чаще
проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Вопросы:
1.
Склонен к логическим
абстрактными понятиями.

рассуждениями,

способен

оперировать

2.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные
решения.
3.

Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4.
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно
изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5.

Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6.

Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и
других.
8.

Интересуется общением со сверстниками.

9.

Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит
большом объеме движений.

впечатление

ребенка,

нуждающегося

в

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к
классификации.
12.

Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального
заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

43

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую
картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую
(художественно выполненную) вещь.
15.

Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая
разрешением какого-либо конфликта.
17.

Интересуется актерской игрой.

18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые
детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19.

Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20.

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21.

Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов
(например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы
быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники
обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков,
камней, открыток и т.д.
25.

Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного
сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого
человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит
загадочные поломки.
29.

Легко общается с детьми и взрослыми.

30.

Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между
причиной и следствием.
32.

Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально
мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

44

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления
игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой
площадке. 35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много
энергии и чувств. 36. Придерживается только необходимых деталей в
рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное,
наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить
конфликт.
38.

Любит чертить чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения,
хорошо понимает недосказанное.
40.

Бегает быстрее всех в классе.

41.

Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42.

Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43.

Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное
назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без
побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где
можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают
эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47.

Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых
приборов, машин, механизмов.
49.

Часто руководит играми и занятиями других детей.

50.

Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51.

Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и
чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением
своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои
чувства и настроение.
55.

Хорошо играет на каком-либо инструменте.

45

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для
понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то
время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о
чем-то с увлечением рассказывает.
58.

Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки,
характерные для его возраста.
60.

Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61.

Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит
уже испытанных вариантов.
63.

Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные
пластилином, бумагой, клеем.
65.

изображения,

работать

с

глиной,

В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное,
когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью
эмоциональные переживания.

драматизирует,

передает

чувства

и

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением
собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей,
кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм
и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей,
баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов,
происхождении и функциях предметов.

задает

много

вопросов

о

72. Способен предложить большое количество самых разных идей и
решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские
энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим
интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

46

74. Может высказать свою собственную оценку произведений искусства,
пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном
рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75.

Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их
характер, чувства, настроения.
77.

Любит игры-драматизации.

78.

Быстро и легко осваивает компьютер.

79.

Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80.

Физически выносливее сверстников.

Лист ответов
1
11
21
31
41
51
61
71

2
12
22
32
42
52
62
72

3
13
23
33
43
53
63
73

4
14
24
34
44
54
64
74

5
15
25
35
45
55
65
75

6
16
26
36
46
56
66
76

7
17
27
37
47
57
67
77

8
18
28
38
48
58
68
78

9
19
29
39
49
59
69
79

10
20
30
40
50
60
70
80

4.5. Методика определения и оценки оперативной слуховой памяти
Процедура обследования проводится следующим образом: ребенку с
интервалом в

1 секунду поочередно зачитываются следующие

четыре набора слов:
I

II

III

IV

Месяц

Ковер

Вилка

Школа

Дерево

Стакан

Диван

Человек

Прыгать

Плыть

Шутить

Спать

Желтый

Тяжелый

Смелый

Красный

Кукла

Книга

Пальто

Тетрадь

Сумка

Яблоко

Телефон

Цветок

47

После прослушивания каждого из наборов слов ребенку примерно через
5 секунд после окончания чтения набора экспериментатор начинает не
торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 секунд
между отдельными словами: стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц,
стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый,
шутить, красный, лебедь, картинка, тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом,
прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка,
конь, лежать, слон.
Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые
ему только что были представлены в соответствующем малом наборе,
подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его
отсутствие – высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом
наборе ребенку отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог
его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и
так далее.

Оценка результатов
Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от
деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в
большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием
делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс
единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно и
слова, которые ребенок пропустил.
4.6. Методика определения опосредованной памяти
Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист
бумаги и ручка. Перед началом обследования экспериментатор дает ребенку
установку: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и
после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе

48

бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе
запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся
рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем
выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить,
довольно много».
Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие
слова и выражения: Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит.
Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке.
Кошка ест рыбу.
После

прочтения

ребенку

каждого

слова

или

словосочетания

экспериментатор делает паузу на 20 секунд. В это время ребенок должен
успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое. Что в
дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за
отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то
экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или
выражение.
Как только эксперимент закончен, экспериментатор просит ребенка,
пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и
выражения, которые ему были зачитаны.
Оценка результатов
За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или
записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно
воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые
восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими
словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение
оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.
Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой
методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда

49

правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимальная
возможная оценка – 0 баллов. Она соответствует тму случаю, если ребенок
не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не
сделал ни к одному слову рисунка или записи.
Выводы об уровне развития 10 баллов – опосредованная слуховая
память развита очень высоко; 8-9 баллов – опосредованная слуховая память
развита высоко;4-7 баллов – опосредованная слуховая память развита средне;
2-3 балла – опосредованная слуховая память развита низко; 0-1 балл –
опосредованная слуховая память развита слабо.
4.7. Диагностика конвергентного (логического) мышления (для детей
от 5 до 12 лет), автор – Н.И. Ильичева
Цель: определение уровня логического мышления, умения выполнять
основные логические приемы операции
Метод проведения: тестирование
Субтест 1. На берегу озера сидело 5 уток. Охотник одну утку убил. Сколько
уток осталось на берегу? (ответ – одна или ни одной – с доказательством)
Логические шаги:
1 шаг – представление предлагаемой ситуации, т.е. фабулы задания;
2 шаг – предположение первой версии: 4 утки улетели, а одна убитая

осталась; 3 шаг – вторая версия: убитая утка свалилась в озеро и на
берегу не осталось ни одной утки, или охотник забрал убитую утку.
Набрано 3 балла.
Субтест 2. Олег, Андрей и Коля занимались только одним видом
спортивных игр: или волейболом, или футболом, или баскетболом. Коля
никогда не играл в футбол, а Олег на соревнованиях по баскетболу занял
первое место. Каким видом спорта занимался каждый из мальчиков? (ответ –

50

Олег занимался баскетболом, Коля – волейболом, а Андрей - футболом).
Логические шаги:
1 шаг – если Коля никогда не играл в футбол, то он играл или в волейбол или
в баскетбол; 2 шаг – если Олег занял 1 место на соревнованиях по
баскетболу, то он и играл в баскетбол;
3 шаг – а Коля играл в волейбол;
4 шаг – если Коля играл в волейбол, Олег – в баскетбол, то Андрей играл в

футбол или, второй вариант: составление матрицы решения методом
исключения: если Олег занял первое место на соревнованиях по
баскетболу, то он играл в баскетбол (1 шаг); если Коля никогда не играл в
футбол (2 шаг). Олег играл в баскетбол, то он – Коля играл в волейбол (3
шаг); а так как Коля играл в волейбол, Олег – в баскетбол, то Андрей играл
в футбол (4 шаг).
Субтест 3. После занятий Юра, Ира, Оля, Саша и Коля побежали за
мороженым и встали в очередь. Юра стоит впереди Иры, но после Коли. Оля
и Коля не стоят рядом, а Саша не стоит рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с
Юрой, ни с Олей. В каком порядке стоят ребята?
Логические шаги:
1 шаг – или запоминание имен, или запись их в матрицу;
2 шаг – если Юра стоит раньше Иры, но после Коли, то они занимают

следующую позицию: К., Ю., И.,
3 шаг – Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни

с Юрой, ни с Олей, следовательно, он в конце после Иры;
4 шаг – Оля стоит между Юрой и Ирой;

5шаг – их очередь выглядит так: К., Ю., О., И., С.
Всего в тесте 12 логических шагов.
Обработка результатов теста: за каждый правильный логический шаг
испытуемый получает один балл. В соответствии с суммой логических шагов

51

(числом баллов) конвергентное мышление можно выразить с помощью
процентной шкалы.
Степень Оценка
результатов
I

Высший

II

Хороший

III

Средний

IV

Слабый

V

Очень слабый

VI

Нулевой

Замечан

ие

Если решены все три 12 баллов
задания
Если решены 1-е, 2-е
От 11 до 10
задание и часть 3-го
баллов
Если решены 2 любых
задания и часть из них
Если решено одно
задание
Если решена часть
одного задания
Если не приступили к
решению

От 9 до
баллов
От 6 до
баллов
От 2 до
баллов
0 баллов

%
конвергентного
мышления
100
От 80 до 92
7 От 58 до 80
3 От 25 до 50
1 От 8,3 до 16
От 0 до 8,3

4.8.Критерии одаренности:
Интеллектуально одарённый ребёнок
1. Легко и быстро схватывает всё на уроках.
2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических
повседневных ситуациях.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. Улавливает связь
между одним событием и другим, между причиной и следствием.
4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных
заучиваний.
5. Знает много о таких проблемах, о которых его сверстники и не
догадываются.
6. Имеет богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами,
точно выражает свою мысль.
7. Любит книги, решает задачи, требующие умственного усилия.
8. Задаёт очень много вопросов, интересуется многим и часто спрашивает
об этом взрослых.

52

9. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы и решения.
10. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и
неожиданное.
Художественно одарённый ребёнок
1.В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие
предметов, ситуаций и людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
2. Серьёзно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и
серьёзным при виде хорошей картины, необычной скульптуры.
3. Оригинален в выборе сюжета, рисунка.
4. Готов использовать новый материал для изготовления игрушки, картины,
рисунка, композиции.
5. Прибегает к рисунку для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
6. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми.
Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то,
что ему понравилось на своём собственном рисунке.
Музыкально одарённый ребёнок
1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается
в них.
2. Хорошо поёт.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и
чувства.
4. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
5. В пении или музыке выражает свои чувства или душевное состояние.
6. Сочиняет оригинальные или собственные мелодии.
Литературно одарённый ребёнок
1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки и кончая разрешением
какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то
знакомом и известном всем.

53

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё
несущественное отбрасывает, оставляя главное и характерное.
4. Рассказывая о чём-то придерживается выбранного сюжета. Не теряет
основной мысли.
5. В своих рассказах передаёт эмоциональное состояние героев, их
переживания и чувства.
6. Любит писать рассказы и стихи.
7. В рассказах передаёт героев живыми. Изображает их чувства, настроение и
характер.
Артистически одарённый ребёнок
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актёрской игрой.
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого
человека.
4. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда разыгрывает какую-либо
драматическую ситуацию.
5. Передаёт чувства, мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызвать эмоциональные реакции у людей, когда о чём-то
рассказывает.
7. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом, не
использует старые варианты, не боится новых попыток.
Спортивно одарённый ребёнок
1. Энергичен, нуждается в большом объёме физических движений.
2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
3. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и
грациозно.
4. Свободное время предпочитает проводить на тренировках.
Технически одарённый ребёнок
1. Хорошо выполняет задание по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.

54

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей,
поездов, радиоприёмников.
4. Легко чинит испорченные приборы, использует старые детали для
создания новых игрушек.
5. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
6. Изучает журналы о моделировании и создании приборов и машин.

55

Раздел V. Список литературы
Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой
школе - М.: Просвещение, 2006
2.
Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы
способностей. М., 1962
3.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.:
Академия, 2002
4.
Возрастная и педагогическая психология / Сост. И. В. Дубровина. – М.:
Академия, 2001
5.
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / В.
С. Мухина. – М.: Академия, 2001
6.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991
7.
Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или
наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009
8.
Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997
9.
Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального
развития шестилетних детей. Автореферат. 1993
10. Ландау
Э. Одаренность требует мужества: Психологическое
сопровождение одаренного ребенка. – М.: Академия, 2002
11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для
студ. высш.
учеб. заведений.- М.: Академия, 2000
1.

Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960
13. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984
14. Популярная психология для родителей / под ред. Бодалева А.А. М.:
Педагогика. 1989 15. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и
школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:
Академия, 2000
16. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение
дошкольников. – СПб.: Питер, 2004
17. Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. –
Волгоград:
Центр психологии и педагогики, 1995
12.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».