Семинар _Подготовка и переход на ФГОС 3 поколения_ (1)

«Не дай вам Бог жить в
эпоху перемен,
…если вы не сможете
воспользоваться
ПРЕИМУЩЕСТВАМИ
этих перемен»
Китайская
народная
мудрость

Выражение, очень похожее на

«Не дай вам бог жить в эпоху перемен»,
есть в английском языке. Оно звучит как

«May you live in interesting times»
и буквально переводится

«Чтобы вы жили в интересное
время».

ФГОС
Федеральный государственный образовательный
стандарт - совокупность обязательных требований к
образованию определенного уровня и (или) к
профессии, специальности и направлению подготовки,
утвержденных федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.

ФГОС

По ФГОС пишут учебники и
методички, определяют, сколько
времени уделить тому или иному
предмету, решают, как проводить
аттестации и какие задания будут на
ЕГЭ.
Словом, ФГОС — это фундамент
образовательного процесса.

Основная задача ФГОСсоздание единого образовательного
пространства по всей России.
Считается, что оно обеспечит комфортные
условия обучения для детей при переезде в
другой город или, к примеру, при переходе
на семейное обучение.

ФГОС обеспечивает
преемственность образовательных
программ.
Предполагается, что каждый ученик на
предыдущей ступени обучения получает
все знания, необходимые для перехода на
следующую. Иначе говоря, нельзя перейти
в пятый класс, не владея знаниями и
умениями начальной школы.

ФГОС должны соблюдать
образовательные учреждения любого уровня,
начиная с детского сада и заканчивая курсами
повышения квалификации. Под эту
необходимость попадают не только
государственные, но и частные учебные
заведения. Ведь все они подчиняются закону
«Об образовании в Российской
Федерации».
Актуальный текст государственных
образовательных стандартов можно почитать
на официальном сайте fgos.ru.

Какие бывают ФГОС
• На каждой ступени образования — свои стандарты.
Школьникам необходимо руководствоваться
следующими документами:
• ФГОС начального общего образования
• (1-4 классы),
• ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
•
ФГОС среднего общего образования (10-11
классы),
• ФГОС образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Ф
Г
О
С

Три поколения стандартов

• ФГОС принято делить на
три поколения — в
зависимости от того, в каких
годах они применялись.

Первое поколение ФГОС
• Были приняты в 2004 году и назывались
государственными образовательными
стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не
использовалась. Основной целью Стандарта
2004 года был не личностный, а предметный
результат, ввиду чего Стандарт быстро
устарел. Во главу ставился набор информации,
обязательной для изучения. Подробно
описывалось содержание образование: темы,
дидактические единицы.

Второе поколение
образовательных стандартов
• ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009
по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие
универсальных учебных умений, то есть
способности самостоятельно добывать
информацию с использованием технологий и
коммуникации с людьми. Фокус сместили на
личность ребёнка. Много внимания уделено
проектной и внеурочной деятельности.
Предполагается, что обучающиеся по федеральным
государственным стандартам второго поколения
должны любить Родину, уважать закон, быть
толерантными и стремиться к здоровому образу
жизни.

Внедрение ФГОС НОО и ФГОС
ООО с 01.09.2022 г.
• Министерством просвещения утверждены новые федеральные
государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС)
начального общего и основного общего образования (далее –
НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС
сохраняет принципы вариативности в формировании школами
основных образовательных программ начального общего и
основного общего образования, а также учёта интересов и
возможностей как образовательных организаций, так и их
учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать
ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты
на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться
уже по обновленным ФГОС.
Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на
обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно
обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных
представителей).

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Чтобы внедрить в работу новые ФГОС начального и
основного общего образования, школе понадобится
пройти несколькошагов.

• Сформировать рабочую группу по переходу
на новые ФГОС
• Составили план («Дорожную карту»)
введения новых ФГОС:
• 1) оценить кадровые и материальные ресурсы школы;
• 2) разработать проекты ООП;
• 4) проверить и изменить локальные акты,
разработать новые.
• Затем закрепить задачи за ответственными
работниками и установили контрольные сроки по
каждому мероприятию

• Ключевое отличие новой редакции ФГОС —
конкретизация. Каждое требование раскрыто
и четко сформулировано.
• Новые ФГОС 2021 года определяют четкие
требования к предметным результатам по
каждой учебной дисциплине.
• Появилось конкретное содержание по каждой
предметной области, в том числе модулей
ОРКСЭ на уровне НОО (п 43.3. ФГОС ООО,
утв. приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287). Это делает стандарты
понятными для педагогов, родителей и
школьников, а также позволяет выстроить
единую цепочку «программа – учебник –
уроки – итоговая аттестация».

Прописаны критерии сформированности УУД
и достижения личностных результатов.
• Новые ФГОС не отходят от системно-деятельностного подхода.
В них конкретно определили требования к личностным и
метапредметным образовательным результатам. В старых
стандартах эти результаты были представлены перечнями.
Сейчас они описаны по группам. Личностные результаты
сгруппированы по направлениям воспитания:
• гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются
по видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными
познавательными действиями – базовые
логические, базовые исследовательские,
работа с информацией;
• овладение универсальными учебными
коммуникативными действиями – общение,
совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными
регулятивными действиями –
самоорганизация, самоконтроль.

Описание метапредметного
результата в ФГОС ООО
Регулятивное УУД «Самоорганизация»:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и
учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия
решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи
(или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
• делать выбор и брать ответственность за решение (п
43.3. ФГОС ООО, утв. приказом Минпросвещения России
от 31.05.2021 № 287).

Объемурочнойи внеурочнойдеятельности

Границыаудиторной нагрузки

Старый ФГОС НОО

Новый ФГОС НОО

Минимум

2904

2954

Максимум

3345

3190

Границы аудиторной
нагрузки
Минимум
Максимум

Старый ФГОС ООО Новый ФГОС ООО
5267

5058

6020

5549

Ввели новые требования к рабочим
программам
• Учителям, которые будут первыми работать по
новым ФГОС, придется полностью переписать
рабочие программы. Ранее рабочая
программа воспитания влияла только на
содержание тематического планирования.
Теперь же все рабочие программы учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей,
курсов внеурочной деятельности полностью
должны формироваться с учетом рабочей
программы воспитания.

Закрепили вариативность
содержания программ
Еще одно новое требование к ООП НОО и
ООО – теперь их содержание должно быть
вариативным. Это значит, что школы все
больше должны ориентироваться на
различные потребности учеников и
предлагать им различные варианты
программ в рамках одного уровня
образования.

Убрали из списка обязательных
предметов второй иностранный
• На уровне ООО школы получили право
учитывать свои ресурсы и пожелания
родителей, чтобы вводить второй
иностранный язык. Разработчики новой
редакции ФГОС ООО исключили этот предмет
из списка обязательных. Для тех же школ, у
которых есть ресурсы, отсутствие второго
иностранного языка в списке обязательных
предметов лишь помогает сделать программы
вариативными, как того требуют новые
стандарты.

Расширили требования к материальнотехнической базе.
• В новом стандарте НОО перечислены
условия, при которых он должен
применяться. В них есть, например,
наличие концертного зала, помещения для
содержания, обслуживания и ремонта
музыкальных инструментов; классы,
оборудованные балетными станками и
другие нереалистичные вещи (п. 35.3 ФГОС
НОО, утв. приказом Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 286).

За 2021-2022 учебный год надо
разработать
новые ООП НОО и
ООО
ПроектООП
поновомуФГОСОООразработайте
до1 сентября 2022года
Сроки

поновомуФГОСНООразработайте
к 1 апреля2022года

Содержание деятельности

Сентябрь

АнализтекущихООПНООиООО,преждечемразрабатыватьновые

Октябрь

Разработкапояснительныхзаписокк ООПНООи ОООи описания
планируемых результатов освоения программ

Ноябрь

Разработкасистемыоценкидостижения планируемыхрезультатов

Декабрь

Разработка программы формирования УУД

Январь

Разработкапроектовучебныхпланови плановвнеурочнойдеятельности

Февраль

Разработкадокументовповоспитанию– рабочейпрограммыи
календарного плана воспитательной работы
28

За 2021-2022 учебный год надо
разработать
новые ООП НОО и
ООО
Сроки

Содержание деятельности

Март

Учителяначальныхклассови учителя-предметники, которыебудутработать в
2022/23годув 1-х классах,должнысдатьсвоиготовыерабочиепрограммы

Апрель

К 1 апреля2022годапроектООПНООдолженбыть полностьюготов

Май–август ▪ Запланируйтедоработку ООПНОО(при необходимости).
▪ Учителя-предметники ООО должны сдать готовые рабочие
программы.
▪ Все документы проверьте на соответствие ФГОС.
▪ До1сентября 2022годазапланируйтерассмотрение/согласование ООП
НОО и ООО на педсовете.
▪ Утверждение ООП НОО и ООО директором.
▪ Готовые ООП НОО и ООО разместите на сайте школы

29

Необходимо скорректировать РП

Рабочие программы
должны включать:

• содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
• планируемые результаты освоения учебного предмета,
учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля;
• тематическое планирование с указанием количества
академических часов, отводимых на освоение каждой темы
учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности),
учебного
модуля
и
возможность
использования по этой теме электронных (цифровых)

образовательных
ресурсов,
являющихся
учебнометодическими материалами (мультимедийные программы,
электронные
учебники
и
задачники,
электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции
цифровых
образовательных
ресурсов),
используемыми для обучения и воспитания различных
групп пользователей, представленными в электронном
(цифровом)
виде
и
реализующими
дидактические
возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании.

• Теперь рабочие программы учебных предметов,
курсов, модулей, а также курсов внеурочной
деятельности надо составлять с учетом рабочей
программы воспитания.
• Кроме того, в тематическое планирование
программ необходимо включить возможность
использования электронных и цифровых
образовательных ресурсов по каждой теме.
• А в рабочих программах внеурочной деятельности
понадобится указать формы проведения занятий.
• В стандарте требования к результатам образования
прописали на уровень образования и не
детализировали по классам. Поэтому рекомендую
писать рабочие программы сразу на уровень
образования.

ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ
ПРОГРАММЫ

https://edsoo.ru/pages/sample-work-programs.html

Необходимо привести нормативно-правовую
базу школы в соответствие с ФГОС НОО и ООО

“Если я повелю своему
генералу обернуться
морской чайкой, и если
генерал не выполнит
приказа, это будет не его
вина, а моя”.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».