Диагностический инструментарий для изучения образовательных интересов обучающихся, запросов и образовательных потребностей родителей обучающихся начального уровня образования . АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАПРОСОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НОО Уважаемый, родитель! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что образовательные учреждения переходят на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) нового поколения. Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности. Ф.И.О._______________________________________________________________________ 1. Получил ли Ваш ребенок предшкольное образование? а) Да б) Нет 2. Посещает ли Ваш ребенок учреждения дополнительного образования, музыкальные школы (студии), спортивно-оздоровительные учреждения? а)Да (какие)______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ б) Нет 3. Чем интересуется Ваш ребенок? Постоянны ли его интересы? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 4. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые таланты, способности? а)Да (какие)_______________________________________________________________________ б) Нет в) Затрудняюсь ответить 5. Оцените важность образовательных услуг в школе. Поставьте в ячейке рядом с каждым высказыванием номер места по важности от 1 (самое важное) до 5 (менее важное). № Образовательные услуги Место п\п 1. Укрепление здоровья и развитие физической культуры детей 2. Развитие индивидуальных способностей ребенка в соответствии с возрастными особенностями и государственными образовательными стандартами (развитие образовательных интересов) 3. Развитие художественно-эстетических способностей у детей (музыка, рисование...) 4. Приобщение к культурным ценностям 5. Занятия с нужными специалистами (логопед, психолог) Другое(Что именно?) ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6. Какие дополнительные услуги Вы хотите получить от школы? а) Изучение второго иностранного языка (какого)_________________________________________________________ б) Углубленное изучение предметов (каких)______________________________________________________________ в) Изучение новых предметов (курсов) (каких)____________________________________________________________ 7. Какую дополнительную информацию об организации образовательного процесса Вы хотели бы получить? а) от администрации_______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ б) от учителя______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ в) от социального педагога_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ д) от медицинского работника_____________________________________________________________________ 8. Знаете ли Вы, что важнейшей задачей современного образования является повышение качества образовательных услуг? а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить 9.Знаете ли вы, как расшифровывается ФГОС?________ 10. Когда ФГОС вводится на всей территории России?________________ 11. Знаете ли вы, в чём отличие нового стандарта, и почему образование нуждается в подобных переменах?___________________________ 12. Увеличивается или уменьшается роль родителей в организации образовательного процесса с введением ФГОС? ________________________ 13. Сколько часов внеучебной деятельности в неделю будет введено в Основную образовательную программу школы?____________________ 14. Какие виды внеучебной деятельности вы бы предложили для вашего ребёнка?__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ________________________________________________ 15. Как вы относитесь к введению ФГОС-2021?________________ 16. Какие вопросы в связи с введением ФГОС-2021 вы бы хотели рассмотреть подробнее?________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ______________________________________ 17. Собираетесь ли продолжить знакомство с материалами ФГОС-2021 самостоятельно?___________________________________________ Спасибо за сотрудничество! Формы и методы изучения интересов и потребностей младших школьников и запросов их родителей Анкета для родителей будущих первоклассников Цель: получить от родителей будущих первоклассников информацию об интересах и увлечениях детей, необходимую для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов Ход проведения. На организуемом в образовательном учреждении собрании родителей будущих первоклассников администрация учебного заведения предлагает ответить на вопросы анкеты: Анкета Уважаемый родитель! Жизнь в школе – это не только уроки, но и интересные школьные и классные дела, увлекательные занятия в кружках, клубах, секциях, студиях. Чтобы Ваш ребенок успешно адаптировался к школьной жизни, быстро нашел занятие по душе, просим Вас ответить на следующие вопросы: 1. Что интересует Вашего ребенка больше всего? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Посещает ли он кружок, секцию, студию? Подчеркните один из предлагаемых ответов: - да; - нет. Если вы выбрали ответ «да», то напишите название кружка, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Любит ли Ваш ребенок групповые занятия в детском саду? Подчеркните один из предлагаемых ответов: - да; - нет; - и да, и нет (трудно сказать, так как ребенок не посещает детский сад). 4. Какое занятие доставляет ему наибольшую радость? __________________________________________________________________ 5. Что его может огорчить? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Назовите любимую игру Вашего сына или дочери __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7. Какое направление внеурочной деятельности школьников может вызвать у вашего ребенка наибольший интерес? Подчеркните не более двух из перечисленных: - физкультурно-спортивное; - художественно-эстетическое; - научно-техническое (техническое творчество); - научно-познавательное; - туристско-краеведческое; - военно-патриотическое; - эколого-биологическое. Обработка полученных данных. При обработке анкет необходимо выяснить, сколько дошкольников занимаются в кружках, секциях, студиях; какие учреждения они посещают; какие направления внеурочной деятельности, по предположению родителей, могут вызвать у детей наибольший интерес. На основе обработанной и систематизированной информации следует начать разработку проектных представлений об организации внеурочной деятельности учащихся формируемых первых классов. Анкета родителей первоклассников Цель: выявить интересы и увлечения первоклассников, возможности и условия их реализации Ход проведения. На родительском собрании или во время индивидуальных встреч учитель предлагает родителям заполнить анкету Анкета Уважаемые родители! Важное значение в формировании личности ребенка играют его потребности, интересы и увлечения. Необходимо помочь детям найти интересное и полезное дело, выбрать занятие по душе. Для этого надо объединить усилия семьи и школы. Предлагаем Вам сделать первый шаг в совместной работе – искренне ответить на следующие вопросы: 1. Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок в свободное время? Подчеркните не более пяти ответов из предлагаемых: - слушать и читать книги, журналы, газеты; - смотреть телевизор; - ходить в кино; - работать на компьютере; - посещать театры, концерты; - посещать музеи, выставки; - слушать музыку; - играть на музыкальных инструментах; помогать родителям дома, на приусадебном участке (даче), в огороде и т.д.; - мастерить, ремонтировать; - заниматься в кружках технического творчества; - заниматься рукоделием (шить, вязать); - заниматься кулинарией; - рисовать; - заниматься фотографией; заниматься в кружке художественной самодеятельности (петь, танцевать и т.д.); - играть в различные подвижные игры; - заниматься физкультурой и спортом; - проводить время в компании с друзьями; - ничего не делать; что еще (допишите) _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Посещает ли Ваш ребенок кружок, клуб, секцию, студию. Подчеркните один из двух ответов: - да; - нет. Если Вами выбран ответ «да», то напишите название кружка, клуба, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Как Вы относитесь к интересам и увлечениям Вашего ребенка? Выберите и подчеркните один из предлагаемых ответов: - положительно; - трудно сказать; - отрицательно. 4. Чем увлекаются члены Вашей семьи __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Какое направление дополнительного образования детей Вы хотите рекомендовать своему ребенку? Подчеркните не более двух из перечисленных: - художественно-эстетическое; - научно-познавательное; - физкультурно-спортивное; - научно-техническое (техническое творчество); - туристско-краеведческое; - военно-патриотическое; - эколого-биологическое. 6. Назовите, пожалуйста, фамилию и имя своего ребенка-первоклассника __________________________________________________________________ Обработка полученных результатов. Количественный анализ результатов анкетирования позволяет выявить наиболее популярные и редкие интересы и увлечения детей. Можно на основе полученных данных составить карту интересов и увлечений учащихся. Особое внимание следует уделить ответам родителей на пятый вопрос, которые в своей совокупности можно рассматривать в качестве социального заказа родителей учебному заведению. Их необходимо учитывать при проектировании системы внеурочной деятельности младших школьников.