_ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 2020-2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения
школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими
их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать
воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
В центре программы воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения основной общеобразовательной школы №1 г.Моздока находится личностное
развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа
призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБОУ СОШ №1 г. Моздока является Средней общеобразовательной школой,
численность обучающихся на 1 сентября 2020 года составляет 672 человека.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным
знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется
уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда,
взаимопомощь.
В коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов,
существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду,что при
создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет
резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на
основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности школы.
В процессе воспитания сотрудничаем с в/ч, общественной организацией ветеранов «Боевое
братство», « Совет Ветеранов», общественной организацией «Союз Чернобыль», Дом Дружбы.
Принимаем участие в проектах, конкурсах и мероприятиях.
В школе функционируют отряды ЮИД, Юнармия, волонтеров, Дружина юного пожарного.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и
школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной
заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;

2

- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в
совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую
функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек),
общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их
социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта
осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем
уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе;
подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать
3

хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере
возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать
своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его
вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их
стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В
этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный
возраст для развития социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта
осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста:
с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути,
который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать
правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический,
социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
4

- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного
выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели
воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной
возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих
основных задач:
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в
школьном сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так
и на уровне классных сообществ;
6)
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
7)
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
8)
организовывать профориентационную работу со школьниками;
9)
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и
событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом
профилактики антисоциального поведения школьников.

5

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив.
Для этого в Школе используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:
•
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
-патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по инициативе и при
непосредственном участии Школы, 9 мая шествие учащихся школы с портретами
ветеранов Великой Отечественной войныпроходит ежегодно);
-экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры активно участвуют не только
родители детей, но и дедушки, бабушки; макулатура сдается в приемные пункты);
-акция

«Письмо солдату» (накануне Дня защитника Отечества школьники готовят творчески
оформленные письма и отправляют их по почте выпускникам школы, проходящим на данный
момент срочную службу в Армии) и др.
- Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических
мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями
Управления образования, КДН и ЗП, ПДН);
• проводимые для родителей и организуемые совместно с семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для
творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих:
- спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу между командами
выпускников школы и старшеклассниками; состязания «Веселые старты» и т.п. с участием
родителей в командах;
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню
матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек;
-концерты с вокальными, танцевальными выступлениями школьников в Деньпожилого человека,
День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.
На школьном уровне:
• общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:

6

-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная
обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей
Школы);
День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный
процесс,проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и
т.п.);
-праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники,
День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера,
«Первый звонок», «Последний звонок» и др.;
-Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики, физики,
биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов);
-День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита)
• торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и
развивающие школьную идентичность детей:
- «Посвящение в первоклассники»;
- «Посвящение в пятиклассники»;
- «Первый звонок»;
- «Последний звонок».
• церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад
в развитие школы:
-награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года
Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также классов, победивших в конкурсе
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных
советов дела.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

7

3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с
учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
• организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел
с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной
стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения
в обществе.
• проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога
и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности
обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для
общения.
• сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями
и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии
собственного участия в жизни класса.
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы
и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями.
• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи.
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
8

• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников;
• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
• регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
• помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
• организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
• создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
• привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
• организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.

9

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания,
развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»,
«В гостях у сказки», , «Семьеведение». Кружки русского языка и математики, направленные на
передачу школьникам социально значимыхзнаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение
и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности «Я познаю мир», создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на
раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуреи их общее духовнонравственное развитие.
Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности направленный на
воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие
самостоятельности и ответственности школьников.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Спортивные
игры», «Разговор о правильном питании», направленные на физическое развитие школьников,
развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитаниесилы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Умелые ручки», направленный
на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия иуважительного
отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, «направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала школьников,развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.

10

3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

11

3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время
может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое
самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
• через деятельность выборного Совета обучащихся школы (далее СОШ), создаваемого
для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
• через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (
старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать
его работу с работой СОШ и классных руководителей;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в
классе
Структура ученического самоуправления:
Общее собрание обучающихся

Совет обучающихся школы

Председатель совета

Отдел
спорта

Отдел
знаний

Отдел
культуры

Отдел
информации

Отдел
труда

Лидер класса

Совет класса

сектор
спорта

сектор
знаний

сектор
культуры
12

сектор
информации

сектор
труда

Ученик

3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное движение «Зеленый мир» – это
добровольноедетско-юношеское объединение обучающихся МБОУ СОШ №1 г. Моздока,
созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей. Делится на три возрастные группы:
«СОВЕТ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

«Зеленый
ми
мир »

1-4 классы
5-7 классы

8-9 классы

Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об
общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении
осуществляется через:
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный
для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей
школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь, оказываемая
школьниками пожилым людям; участие школьников в работе на прилегающей к школе
территориии т.п);
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный
для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям,
своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
• рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников
(проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у
ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в
объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения: детскоюношеское движение «Зеленый мир» имеет эмблему, флаг, галстук.
• участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном движении
«НАДЕЖДА», деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.

13

Модуль 3.7. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания
об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно
относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей,
обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
• ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и
родителями школьников, после окончания учебного года;
• регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их
классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);
• выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр, драмтеатр,
цирк.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору
своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
• профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о
типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
• посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет;
• освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельности.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование
навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
• разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих
их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных
моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков,
секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми
рассказов, стихов, сказок, репортажей;
• участие школьников в конкурсах школьных медиа.

14

3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметноэстетической средой школы как:
• оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, актового зала, окна
и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством
разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
• размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с
работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;
• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во
дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников
разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить
свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе
со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие
способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими
детьми;
• событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий
(праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);
• совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики
(флаг, эмблема, галстук детского движения, элементы школьной формы и т.п.), используемой как в
школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации –
во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни школы знаковых событий;
• акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической
среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более
эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи
и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
• Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении
вопросов воспитания и социализации их детей;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
•
педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе
которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
• взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается
информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
• обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
15

• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
• индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным
самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного
воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на
изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это
результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по
воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший
учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над
чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и
взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью
школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами,
лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
16

- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.
Список используемой литературы
1. Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в деятельности
детского общественного объединения // Сборник научных трудов международной научнопрактической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху»
(International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред.
С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765773.
2. Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как условие
эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное образование:
эффективные практики и перспективы развития Материалы I Международной научнопрактической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71. (РИНЦ)
3. Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей детских
общественных объединений. Издание второе – М.: Московский городской педагогический
университет, ООО «А – Приор», 2018.
4. Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский // Завуч.
Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61.
5. Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в
условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное и
высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н.
Геворкян, Н.Д. Поду
6. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов // Отечественная
и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76. (ВАК).
7. Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской идентичности
школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за
формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам
Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В.
Заика Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018, С. 228-236

17

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ШКОЛЫНА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
1-4 КЛАССЫ
Ключевые общешкольные дела
Дела
Торжественная линейка
«Первый звонок»

Клас
сы
1-4

Ориентировочн
оевремя
проведения
4.09.20

Ответственные

Мероприятия месячников
безопасности и гражданской
защиты детей (по
профилактике ДДТТ,
пожарнойбезопасности,
экстремизма, терроризма,
разработка
схемы-маршрута «Домшкола-дом», учебнотренировочная эвакуация
учащихся из здания)
«Посвящение в
первоклассник
и».
Мероприятия
месячникаправового
воспитания и
профилактики
правонарушений. Единый
день профилактики
правонарушенийи
деструктивного поведения
(правовые,
профилактические игры,
беседы и т.п.)
День учителя в школе: акция
попоздравлению учителей,
Деньсамоуправления,
концертная
программа.

1-4

сентябрь

Заместитель директора
по
ВР
Заместитель директора по
ВР,
классные руководители,
учитель ОБЖ

1-4

октябрь

классные руководители

1-4

октябрь

Заместитель директора
поВР,
классные
руководители

1-4

октябрь

Заместитель директора
поВР

Президентские состязания
поОФП
«Золотая осень»:
Конкурс рисунков.
Праздник Осени.
Конкурс поделок из
природногои бросового
материала.

1-4

октябрь

Учитель физкультуры

1-4

октябрь

классные руководители

18

Мероприятия месячника
взаимодействия семьи и
школы:выставка рисунков,
фотографий, акции по
поздравлению мам с Днем
матери, конкурсная
программа
«Мама, папа, я – отличная

ноябрь

1-4

19

Заместитель директора по
ВР,
классные
руководители

семья!», беседы,
общешкольное
родительское собрание
День правовой защиты детей.
Анкетирование учащихся
наслучай нарушения их
прав и
свобод в школе и семье.
Мероприятия месячника
эстетического
воспитания вшколе.
Новый год в школе:
украшение кабинетов,
оформление окон,
конкурс
рисунков, поделок, утренник.
Час памяти
«Блокада
Ленинграда»
Мероприятия
месячника
гражданского и
патриотического
воспитания:
«Веселые старты»,
фестиваль патриотической
песни, акция по
поздравлениюпап и
дедушек, мальчиков,
конкурс рисунков, Уроки
мужества.
Мероприятия месячника
интеллектуального воспитания
«Умники и умницы». День
науки в школе: защита
проектови исследовательских
работ
8 Марта в школе:
конкурсрисунков,
акция по
поздравлению мам,
бабушек,девочек,
утренник
Мероприятия месячника
нравственного
воспитания
«Спешите делать добрые
дела».Весенняя неделя добра
День космонавтики:
конкурсрисунков
Экологическая акция
«Бумажный бум»

ноябрь

1-4

Уполномоченный по
ЗПУОО

1-4

декабрь

Заместитель директора
поВР,
классные
руководители

1-4

январь

классные руководители

1-4

февраль

Заместитель директора
поВР,
классные
руководители,
учитель
физкультуры

1-4

март

Заместитель директора по
УВР,
классные
руководители

1-4

март

классные руководители

1-4

апрель

Заместитель директора
поВР,
классные
руководители

1-4

апрель

классные руководители

1-4

апрель

Заместитель директора
поВР

20

Итоговая выставка детского
творчества

1-4

апрель

Мероприятия месячника ЗОЖ
«Здоровое поколение».
Закрытие школьной
спартакиады. Весенний
Деньздоровья. Акция
"Школа
против курения".

1-4

май

21

Заместитель директора по
ВР, руководители
кружков,классные
руководители
Заместитель директора
поВР,
классные
руководители,
учитель
физкультуры

Туристические походы.
День Победы: акции
«Бессмертный полк», «С
праздником, ветеран!»,
концертв ДК, проект «Окна
Победы»
Торжественная
линей
ка
«Последний звонок»

1-4

май

Заместитель директора
поВР

1-4

май

Заместитель директора
по
ВР

Курсы внеурочной деятельности

1
ч
.

1 класс
«Живое слово»

1
ч
.

2 класс
«В гостях у
сказки»

1
ч.

3 класс
«Занимательная
грамматика»

1
ч

4 класс
«Занимательная
математика»

Профориентация
Дела, события, мероприятия

Клас
сы

Месячник профориентаций
в
школе:
- конкурс рисунков, проект
«Профессии моих
родителей»,викторина «Все
профессии важны –
выбирай на вкус!»,
беседы

1-4

Ориентировочн
ое
время
проведен
ия
январь

Ответственные

классные руководители

Школьные медиа
Дела, события, мероприятия

Клас
сы

Ориентировочн
ое
время
проведен
ия
22

Ответственные

Размещение созданных детьми
рассказов, стихов,
сказок,репортажей на
страницах
газеты «Большая перемена»
Видео-, фотосъемка классных
мероприятий.

1-4

В течение года

Классные руководители

1-4

В течение года

Классные руководители

Детские общественные объединения
Дела, события, мероприятия

Акция «Помоги пойти учиться»

Трудовая

акция
«Школьныйдвор»

Клас
сы

1-4

Ориентировочн
ое
время
проведен
ия
сентябрь
октябрь

1-4

октябрь

1-4
Социальноблаготворительнаяакция
«Подари ребенку день»
1-4
Благотворительная
ярмар
ка-продажа
Благотворительная
1-4
акц
ия
«Детский орден милосердия»
1-4
Акция «Дарите
книги
слюбовью»

ноябрь
декабрь

февраль

Весенняя Неделя Добра (ряд
мероприятий,
осуществляемыхкаждым
классом: «Чистый поселок чистая планета»,
«Памяти павших», «Посади
дерево», «Подарок
младшему другу»,
«Здоровая перемена» идр.)
Прием в детскую организацию

1-4

апрель

1-4

май

Участие в проектах и акциях
РДШ

1-4

В течение года

Ответственные

Заместитель директора по
ВР,
классныеруководители
Заместитель директора по
ВР,
классныеруководители
Заместитель директора по
ВР,
классныеруководители
Заместитель директора по
ВР,

классныеруководители
Заместитель директора по
ВР,

Экскурсии, походы
Дела, события, мероприятия
Посещение выездных
представлений театров

Клас
сы
1-4

Ориентировочн
оевремя
проведения
В течение года

23

Ответственные
Классные руководители

Посещение концертов в Доме
культуры
Экскурсия в школьный музей
«Предметы
крестьянскогобыта.»
Сезонные экскурсии в
природу
Новогодние
представления вшколе и в
ЦДЮТ
Туристические походы
«Впоход за здоровьем»

1-4

В течение года
октябрь

1-4

1-4

По плану клас.рук.

1-4

декабрь

1-4

май

24

Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители

Организация предметно-эстетической среды
Дела, события, мероприятия
Выставки рисунков,
фотографий творческих
работ,посвященных
событиям и
памятным датам
Оформление
классн
ыхуголков
Трудовые десанты по уборке
территории школы
Трудовой десант по уборке
памятника «Павшим в
годывойны»
Праздничное
украшение кабинетов,
окон кабинета

Клас
сы
1-4

1-4

Ориентировочн
оевремя
проведения
В течение года

Классные руководители

В течение года

Классные руководители

Ответственные

1-4

В течение года

Классные руководители

1-4

Сентябрь, апрель

Классные руководители

1-4

В течение года

Классные руководители

Работа с родителями
Дела, события, мероприятия

Клас
сы

Участие родителей в
проведении
общешкольных,
классных мероприятий:
«Бумажный бум», «Подари
ребенку день»,
«Бессмертныйполк»,
«Зарница», новогодний
утренник, «Мама, папа, я –
отличная семья!», «Детский
орден милосердия»,
классные
«огоньки» и др.
Общешкольное родительское
собрание
Педагогическое просвещение
родителей по
вопросамвоспитания
детей
Информационное
оповещениечерез школьный
сайт
Индивидуальные
консультации

1-4

Ориентировочн
ое
время
проведен
ия
В течение года

1-4

Октябрь, март

Директор школы

1-4

1 раз/четверть

Классные руководители

1-4

В течение года

Зам.директора по ВР

1-4

В течение года
25

Ответственные

Заместитель директора
поВР, рук-ль движения
«Исток»,
классные
руководители

Классные руководители

Совместные с детьми походы,
экскурсии.
Работа Совета профилактики с
неблагополучными семьями
повопросам воспитания,
обучения
детей

1-4
1-4

По плану классных
руководителей
По плану Совета

Классное руководство
(согласно индивидуальным планам работы

26

Классные руководители
Председатель Совета

классных руководителей)
Школьный урок
(согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников)

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ключевые общешкольные дела
Дела

Классы

Праздник «День Знаний»
Тожественная линейка
Урок Мира
День солидарности в борьбе с
терроризмом
- классные часы
Неделя безопасности дорожного
движения
Месячник пожарной безопасности.
Тренировочные занятия по
эвакуации учащихся из здания
школы
День пожилого человека. Акция
РДШ«Уважай старших»
Международный день учителя. День
самоуправления
День рождения Коста. План
мероприятий
Конкурс агитбригад «В стране
дорожных знаков»

5-9

Ориентировочное
время
проведения
1 сентября

5-9

3 сентября

Заместитель директора по
ВР,классные руководители

5-9

2-8 сентября

5-9

2-31 сентября

Заместитель директора по
ВР,классные руководители
Заместитель директора по
ВР,классные руководители,
учитель ОБЖ

5-9

1 октября

5-9

4 октября

5-9

16 октября

5,6

29 октября

Международный день толерантности

5-9

16 ноября

День матери в России
День Конституции
Всероссийская олимпиада
школьников. Муниципальный этап
Международный день памяти жертв
Холокоста
Новый год

5-9
5-9
7-9

26 ноября
12 декабря
декабрь

5-9

27 декабря

5-9

Конец декабря
27

Ответственные
Заместитель директора по
ВР,классные руководители

Заместитель директора по
ВР, РДШ
Заместитель директора по
ВР
Зам директора по ВР, чителя
осетинского языка
Зам. дир по вр, классные
руководители . 5-6 классы,
МО кл рук
классные руководители
классные руководители
классные руководители
Заместитель директора по
ВР
Классные руководители
Зам директора по ВР,
классные руководители

Всемирному дню борьбы со
СПИДом.План
Месячник гражданскопатриотического воспитания
Международный женский день
Месячник по профилактики
правонарушений

5-9

1 декабря

Зам директора по ВР,
классные руководители
5-9
1-27 февраль
Зам директора по ВР,
классные руководители
5-9
7 марта
классные руководители
5-9
апрель
Зам директора по ВР,
классные руководители,
психолог
День Победы. Неделя
5-9
4-9 мая
Зам директора по ВР,
мужества(план)
классные руководители
Смотр- конкурс строя и песни
2-11
февраль
МО классных
руководителей
Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образовании
курс
класс
Количество часов
ответственные
Объединение «Шахматы»
5-9
Педагоги доп образования
Центр «Точка роста»
5-9
Педагоги доп образования
Детские общественные объединения
Дела, события, мероприятия

Классы

Выборы актива ДЮП и ЮИД
День пожилого человека.
Изготовление поздравительной
открытки.
День учителя. Концерт для учителей

5,6
5-9

Ориентировочное
время проведения
сентябрь
октябрь

классные руководители
классные руководители

5-9

октябрь

классные руководители

Участие в трудовых десантах

5-9

В течение года

Зам директора по ВР,
классные руководители
классные руководители

ответственные

День космонавтики «Со звёздами
5-9
12 апреля
таинственная связь»
День Победы. Неделя мужества
5-9
9 мая
Зам директора по ВР,
(план)
классные руководители
Организация предметно-эстетической среды
Дела, события, мероприятия
Классы
Ориентировочное
ответственные
время проведения
Оформление интерьера школьных
5-9
В течение года
Ответственные классные
помещений
руководители
Размещение на стенах школы
5-9
В течение года
Ответственные классные
регулярно сменяемых экспозиций
руководители
Благоустройство классных кабинетов
5-9
В течение года
Ответственные классные
руководители
Событийный дизайн
5-9
В течение года
Ответственные классные
руководители
Экскурсии, экспедиции, походы
Дела
Классы
Ориентировочное
ответственные
время проведения
Выезд в другие населённые пункты в
5-9
В течение года
классные руководители
музеи, дворцы, парки, театры, на
концерты, представления, в цирк и
др.
Всероссийская неделя «Театр и
5-9
ноябрь
Классные руководители
дети» Посещение театров, музеев,
выставочных залов
28

Пешие прогулки «Изучение ПДД»
Шествие к мемориальной доске для
возложения венков и цветов
Экскурсии в организации и на
предприятия города
Дела, события, мероприятия
Классные родительские собрания
Индивидуальные беседы с
родителями:
-об обязанностях по воспитанию и
содержанию детей,
-о взаимоотношениях в семье, -о
бытовых условиях и их роли в
воспитании и обучении.
Работа Совета профилактики с
неблагополучными семьями по
вопросам воспитания, обучения,
материального содержания детей
Привлечение родителей к
организации классных, школьных
мероприятий
Совместные Дни здоровья
Анкетирование родителей
«Удовлетворённость учебновоспитательным процессом в школе»
Спортивный конкурс «Папа, мама, я
– спортивная семья»
Дела
Классные часы «В мире профессий»
Конкурс рисунка«В мире
профессий»
Просмотр цикла открытых уроков
«ПроеКТОрия» (8-11 кл)
Дела
Выборы классного актива.
Оформление классных уголков.
Распределение дежурства по школе
Акция «Помоги пойти учиться»
Помощь в организации новогодних
мероприятий
Дела

5-9
5-9

В течение года
9 мая

классные руководители
классные руководители

5-9

В течение года

классные руководители

Работа с родителями
Классы
Ориентировочное
время проведения
5-9
1 раз в четверть
5-9
В течение года

ответственные
классные руководители
классные руководители

5-9

1 раз в месяц

Администрация школы, ,
классные руководители

5-9

В течение года

классные руководители

5-9
5-9

2 раза в год
март

5-9

апрель

классные руководители
Зам директора по ВР,
классные руководители,
психолог
Зам директора по ВР,
учителя физкультуры

Профориентация
Классы
Ориентировочное
время проведения
5-9
В течение года
5-9
март
8,9

В течение года

Самоуправление
Классы
Ориентировочное
время проведения
5-9
сентябрь
7-9
5-9
5-9

сентябрь
сентябрь
декабрь

Школьные медиа
Классы
Ориентировочное
время проведения
5-9
1 раз в четверть

ответственные
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
ответственные
Классные руководители
Зам директора по ВР
Классные руководители
Совет старшеклассников
ответственные

Организация деятельности школьной
Зам директора по ВР
газеты «Школа+»
Участие в конкурсах видеороликов
5-9
Ответственные учителя
Классное руководство (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей)
29

Школьный урок (согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников)

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ключевые общешкольные дела

Дела

Классы

Праздник «День Знаний»
Тожественная линейка
Урок Мира
День солидарности в борьбе с
терроризмом
- классные часы
Неделя безопасности дорожного
движения
Месячник пожарной безопасности.
Тренировочные занятия по
эвакуации учащихся из здания
школы
День пожилого человека. Акция
РДШ«Уважай старших»
Месячник по формированию
толерантного сознания и
профилактики экстремизма «Мы
разные, но все мы вместе!»
Международный день учителя.
День самоуправления
День рождения Коста. План
мероприятий
Акция «Молодежь выбирает
жизнь!»
Международный день
толерантности
День матери в России
День Конституции

10,11

Ориентировочное
время
проведения
1 сентября

10,11

3 сентября

Заместитель директора по
ВР,классные руководители

10,11

2-8 сентября

10,11

2-31 сентября

Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
учитель ОБЖ

10,11

1 октября

10,11

октябрь

Заместитель директора по ВР,
РДШ
Заместитель директора по ВР

10,11

4 октября

Заместитель директора по ВР

5-11

16 октября

10,11

ноябрь

10,11

16 ноября

10,11
10,11

26 ноября
12 декабря

Международный день памяти
жертв Холокоста
Новый год

10,11

27 декабря

Зам директора по ВР, классные
руководители
Зам директора по ВР, классные
руководители
Зам директора по ВР, классные
руководители
классные руководители
Зам директора по ВР, классные
руководители
Классные руководители

10,11

Конец декабря

Всемирный день борьбы со
СПИДом.План
Предметные недели

10,11

1 декабря

10,11

В течение года
30

Ответственные
Заместитель директора по ВР,
классные руководители

Зам директора по ВР, классные
руководители
Зам директора по ВР, классные
руководители
Заместитель директора по УВР,
учителя - предметники

Месячник гражданско10,11
1-27 февраль
Зам директора по ВР, классные
патриотического воспитания
руководители
Международный женский день
10,11
7 марта
классные руководители
Месячник по профилактики
10,11
апрель
Зам директора по ВР, классные
правонарушений
руководители
День Победы. Неделя
10,11
4-9 мая
Зам директора по ВР, классные
мужества(план)
руководители
Участие в районных спортивных
10,11
В течение года
Учителя физкультуры
соревнованиях, турнирах
Праздник осетинского языка
1-11
15 мая
Учителя осетинского языка
Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образовании
курс
Центр «Точка роста»

класс
Количество часов
ответственные
10,11
Педагоги доп образования
Детские общественные объединения
Дела, события, мероприятия
Классы
Ориентировочное
ответственные
время проведения
День учителя. Концерт для
10,11
октябрь
Зам директора по ВР, классные
учителей
руководители
Участие в трудовых десантах
10,11
В течение года
Зам директора по ВР, классные
руководители
День космонавтики «Со звёздами
10,11
12 апреля
Зам директора по ВР, классные
таинственная связь»
руководители
День Победы. Неделя мужества
10,11
9 мая
Зам директора по ВР, классные
(план)
руководители
Участие в военно- спортивной игре
10,11
май
Юнармия,РДШ
«Победа»
Организация предметно-эстетической среды
Дела, события, мероприятия

Классы

Оформление интерьера школьных
помещений
Размещение на стенах школы
регулярно сменяемых экспозиций
Благоустройство классных
кабинетов
Событийный дизайн

10,11

Ориентировочное
время проведения
В течение года

10,11

В течение года

10,11

В течение года

10,11

В течение года

Экскурсии, экспедиции, походы
Классы
Ориентировочное
время проведения
Выезд в другие населённые пункты
10,11
В течение года
в музеи, дворцы, парки, театры, на
концерты, представления, в цирк и
др.
Шествие к мемориальной доске для
10,11
9 мая
возложения венков и цветов.
Акция Бессмертный полк
Работа с родителями
Дела, события, мероприятия
Классы
Ориентировочное
время проведения
Классные родительские собрания
10,11
1 раз в четверть
Индивидуальные беседы с
10,11
В течение года
Дела

31

ответственные
Ответственные Классные
руководители
Ответственные Классные
руководители
Ответственные Классные
руководители
Ответственные Классные
руководители
ответственные
Классные руководители

Зам директора по ВР, классные
руководители
ответственные
кл. руководители
кл. руководители

родителями:
-об обязанностях по воспитанию и
содержанию детей,
-о взаимоотношениях в семье, -о
бытовых условиях и их роли в
воспитании и обучении.
Работа Совета профилактики с
неблагополучными семьями по
вопросам воспитания, обучения,
материального содержания детей
Привлечение родителей к
организации классных, школьных
мероприятий
Совместные Дни здоровья
Анкетирование родителей
«Удовлетворённость учебновоспитательным процессом в
школе»
Школьная служба медиации
Выборы в родительские комитеты
классов
Дела
Классные часы «В мире
профессий»
Конкурс рисунка«В мире
профессий»
Встречи с представителями ВУЗов
Просмотр цикла открытых уроков
«ПроеКТОрия» (8-11 кл)

10,11

1 раз в месяц

Зам директора по ВР

10,11

В течение года

кл. руководители

10,11
10,11

2 раза в год
март

кл. руководители
кл. руководители

10,11
10,11

В течение года
сентябрь

Зам директора по ВР
кл. руководители

Профориентация
Классы
Ориентировочное
время проведения
10,11
В течение года

ответственные
Классные руководители

10,11

март

Классные руководители

10,11
10,11

в течение года
В течение года

Зам директора по ВР
Классные руководители

Самоуправление
Дела

Классы

Выборы классного актива.
Оформление классных уголков.
Распределение дежурства по школе
Акция «Помоги пойти учиться»
Помощь в организации новогодних
мероприятий
Работа в составе Совета школы
Дела

10,11

Ориентировочное
время проведения
сентябрь

Классные руководители

10,11
10,11
10,11

сентябрь
сентябрь
декабрь

Зам директора по ВР
Классные руководители
Совет старшеклассников

10,11
По плану Совета
Школьные медиа
Классы
Ориентировочное
время проведения
10,11
В течение года

ответственные

Совет старшеклассников
ответственные

Освещение работы в социальных
Зам директора по ВР
сетях и на сайте школы
Классное руководство (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей)
Школьный урок (согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников)

32

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».